СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс по теме: «Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовила и провела:Ахремцева Наталья Николаевна, учитель начальных классов.

МБОУ – Ардонская СОШ, город Клинцы, Брянская область

Слушатели-участники: учителя.

Цели: познакомить учителей с технологией использования ИКТ.

Задачи:

  • Познакомить с особенностями, назначением и местом на занятии ИКТ, а так же возможные варианты применения на уроке.
  • Показать практическую значимость ИКТ для организации работы.
  • Формировать умения информационно – поисковой деятельности, используя при этом все возможные информационно – коммуникационные технологии (ИКТ).

Актуальность использования средств ИКТ

(информационно – коммуникационных технологий):

  • Использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в процессе усвоения учебной информации.
  • Формирование навыков и умений информационно – поисковой деятельности.
  • Создание условий для эффективной реализации современных методов обучения.
  • Возможность выполнения развивающих заданий в процессе урока.
  • Объективность оценивания знаний и умений.

Прогнозируемый результат мастер – класса:

  • Интеграция современных педагогических и информационных коммуникационных технологий в процессе создания предметной образовательной среды деятельности педагога.
  • Расширение знаний о возможностях использования ИКТ.
  • Вовлечение учителей в практическую деятельность.
  • Получение учителями представления о разнообразии и возможностях применения на уроках существующих средств ИКТ и оборудования.
  • Активизация внедрения в учебный процесс преподавателя современных цифровых учебных продуктов, современных программных средств.

Используемые средства ИКТ (информационно- коммуникационные технологии):

Программные средства нетбука: «Фраза», «Фантазёры», «Академия младшего школьника».

Презентация выступления.

Компьютер, нетбуки.

Мультимедийный проектор, интерактиная доска, интерактивная доска.

Методическое использование ИКТ:обучающие, демонстрационные, контролирующие.

Ход работы.

(СЛАЙД 1)

Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно-ориентированной модели начального общего образования при переходе на государственные образовательные стандарты нового поколения. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – это фундамент образования. И от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем выпускника в современном мире. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Помогает учителю в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Одной из наиболее действенных технологий считается ИКТ (информационно-компьютерная технология)

В современных условиях модернизации образования все активнее используются информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне от этого процесса и начальная школа.

Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая информационно – коммуникационные.

Возможности ИКТ:(СЛАЙД 2) 1) Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. 2) Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. 3) Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация). 4) Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности. 5) обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

(СЛАЙД 3)

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, и 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно – иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся. Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:(СЛАЙД 4) - принцип равенства позиций; - принцип доверительности; - принцип обратной связи; - принцип занятия исследовательской позиции.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим принципам: (СЛАЙД 5)

создание презентаций к уроку;

работа с ресурсами Интернета;

использование готовых обучающих программ;

разработка и использование собственных авторских программ.

Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов. В том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.

Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты,необходима правильная организация работы учебного процесса:(СЛАЙД 6)

- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;

- использование ИКТ должно способствовать лучшему усвоению учебного материала, не уводя и не отвлекая учеников от учебной цели.

- использование компьютера допустимо в течение урока не более 10-15 минут. (Санитарные правила и нормы).

В ИКТ можно выделить особое направление - интерактивные технологии, основанное на использовании в образовательном процессе (СЛАЙД 7) • интерактивных досок, • интерактивного многопользовательского обучающего центра SMART Table,

  • мобильного класса на основе нетбуковClassmate PC, • интерактивной системы опросов SMART Response, • беспроводного планшета SMART Slate™

ФИЛЬМ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ. В учебном процессе это новый подход построения образовательного пространства. СовременныеИКТ позволяют говорить о предметном уроке в компьютерном классе, например, с интерактивной доской. (СЛАЙДЫ 8 – 12) (СЛАЙД 13) Поистине новым и необычным является первый в мире интерактивный многопользовательский обучающий центр SMART Table, созданный SMART Technologies специально для учеников младших классов. Multitouch-технология SMART Table позволяет нескольким ученикамвыбирать и двигать различные объекты, группировать слова по теме, составлять головоломки, создавать человека из отдельных частей тела, рисуют и подписывают одновременно фотографии.

SMART Table является замечательным дополнением к интерактивной доске SMART Board при оптимизации процесса обучения для всего класса или групп. Например, при проведении урока вы сначала можете обрисовать понятие на интерактивной доске, а потом закрепить материал за работой на интерактивном центре SMART Table. К примеру, закрепите материал урока окружающего мира, который вы объясняли на интерактивной доске, с помощью группового задания с использованием карт на SMART Table.

Экран SMART Table можно проецировать на интерактивную доску, чтобы его содержимое мог видеть весь класс. Мои ученики с энтузиазмом изучают возможности SMART Table, так как этот инструмент обучения позволяет им играть вместе с одноклассниками, используя только руки, а не наскучившую тетрадь, учебник или пропись. SMART Tableсоздан для того, чтобы вовлекать детей в активную совместную работу в процессе игры. SMART Table имеет набор стандартных приложений: (СЛАЙД 14) 1. Функция выбора – ученики отвечают на поставленный вопрос, перемещая свой ответ на центральную картинку. 2. HotSpots – ученики определяют части схемы, передвигая метки в правую часть стола. 3. HotSpaces – ученики распределяют отдельные элементы по группам. 4. Рисование – ученики выбирают цвет и стиль и рисуют при помощи своих пальцев. 5. Медиа – ученики могут передвигать и менять размер фотографий и видео. 6. Сложение – ученики вместе решают математические задачи. 7. Головоломка – ученики вместе решают головоломки, собирают пазлы. 8. Сложение плюс – ученики сортируют математические объекты по группам. Данные приложения позволяют создать урок на определённую тему.

Каждый урок требует чего -то нового, интересного. Важная задача учителя увлечь детей за собой. Поэтому в моей работе помогают слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".

Уважаемые коллеги, приглашаю вас к участию в мастер – классе с использованием ИКТ - технологий (информационно – коммуникационных технологий). Я хочу представить этапы современного урока, в котором гармонично сочетаются различные формы работы с применением нетбуков, суть которой сводится к одному – эффективному получению знаний учащимися. Буду вам признательна за активное участие, отклики и пожелания. В ходе проведения мастер – класса будут представлены только фрагменты этапов уроков, отражающие применение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в процессе урока.

Я постараюсь построить работу так, чтобы вы ближе

Познакомились с новыми ИКТ – технологиями.

Получили практические советы и подсказки, как эффективно использовать необходимые дидактические материалы к урокам.(СЛАЙД 15)

Мобильный класс на основе нетбуков Classmate PC обладает большим дидактическим потенциалом, обеспечивающим повышение качества образования на основе применения информационных и коммуникационных технологий. Являясь одновременно вычислительным, демонстрационным и коммуникационным средством, нетбуки обеспечивают реализацию “золотого правила дидактики” ( как говорил великий педагог Ян Амос Коменский: «Наглядность – золотое правило дидактики») и удовлетворение информационных потребностей обучающегося и учителя.

(СЛАЙД 16)Вот главные факторы дидактического потенциала нетбуков:

· открытость образовательного пространства;

· осознание ребенком субъективного характера собственной деятельности;

· интерактивный характер электронных дидактических средств, используемых в образовательном процессе;

· интеграция всех видов информационного воздействия учебного материала на ребенка;

· индивидуализация учебно-познавательной деятельности ребенка

· повышение эстетики дидактических средств и эмоциональной комфортности образовательного процесса для ребенка.

Работа в среде мобильного класса на основе нетбуков Classmate PC обеспечивает формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Общение с компьютером позволяет ученику самостоятельно ставить перед собой учебные цели и оценивать свою деятельность.(СЛАЙД 17)

Использовать информационные технологии можно на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.

Очень интересным оказался тот факт, что дети при проведении самостоятельных работ на нетбуках не боятся допустить ошибку. А обычно они стараются скрыть свои результаты, замыкаются. Но на компьютере им не страшно их демонстрировать, они спокойнее воспринимают работу над ошибками и рабочий потенциал намного выше, чем при проведении занятий в традиционной форме.

Еще один положительный момент программы «1 ученик: 1 компьютер», который особенно хорош именно при реализации в начальной школе, заключается в реальной возможности каждому освоить работу с нетбуком. Учителя могут проследить выполнение задания каждым ребенком, скорректировать отставания, поддержать интерес хорошо успевающего ученика. Именно здесь мы видим реальный личностно-ориентированный подход в обучении.

Появление нетбуков способствует значительному увеличению интереса к учебе со стороны учащихся. Их привлекает возможность самостоятельно еще раз просмотреть материал, изучаемый на уроке или уже пройденный, выполнить задание и тут же получить независимую оценку, увидеть и проанализировать неверные ответы.

И еще самый главный момент - на уроке царит спокойная рабочая атмосфера, все заняты делом!

На уроках используются различные возможности работы в сети Интернет.

2. Практическая часть. Работа по группам (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ)

ВКЛЮЧЕНИЕ НЕТБУКА.

Мы начинали с самого простого: использование нетбуков на уроках изобразительного искусства.

СЛАЙД 18. (18-23) ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИССКУСТВО – программа

«ФАНТАЗЁРЫ».

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. СЛАЙД 17.

СЛАЙД 24. ( 24-29) РУССКИЙ ЯЗЫК – программа «ФРАЗА».

СЛАЙД 30. ( 30-31) МАТЕМАТИКА – программа «ПЭН ИНПУТ».

СЛАЙД 18.(32-36) ОКРУЖАЮЩИЙ МИР – программа «АКАДЕМИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».

Заключение.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:СЛАЙД 37.

  • повышает качество знаний
  • продвигает ребенка в общем развитии
  • помогает преодолеть трудности
  • вносит радость в жизнь ребенка
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

А значит, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Информационные технологии только для учителей ищущих, любящих осваивать новое. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям времени.

СЛАЙД 38. Пожелания педагогам.

  • Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе;
  • Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове;
  • Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим;
  • Пусть светит в вашем классе радуга открытий;
  • Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность;
  • Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света;
  • Пусть учитель, воспитатель будет в классе солнышком;
  • Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятёрки» и успехи льются рекой;
  • Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект !

СЛАЙД 39. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

08.11.2019 21:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!