СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. В помощь организатору культурно-массовых мероприятий

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Младший школьный возраст

6-9 лет

Отличительными особенностями этого возраста являются: актив-

ность, непосредственность, фантазия, подражательность, неумение долго

концентрироваться на чем-то одном, быстрая утомляемость, несамостоя-

тельность, эмоциональность и восприимчивость. Младший школьный

возраст — период впитывания, накопления знаний. Успешному выполне-

нию этой важной функции благоприятствуют характерные особенности

детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная

восприимчивость, внимательность, исполнительность, подражательность.

Ведущий вид деятельности – игра. Для этого возраста больше всего

подходят подвижные игры. Младшие школьники проявляют явный инте-

рес к играм, требующим смекалки, содержащим элементы соревнования,

— играм с правилами, настольные, спортивные.

В этом возрасте наблюдается развитие самосознания: происходит

переход от конкретно-ситуативной самооценки к более обобщенной, воз-

растает критичность, требовательность к себе. Познавательная деятель-

ность приобретает произвольный характер, и это открывает широкие воз-

можности для расширения границ познания. Познавательная деятельность

младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения.

Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. У учеников

младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируют-

ся навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за

поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные

связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст

предоставляет большие возможности для формирования нравственных

качеств и положительных черт личности. Мышление у детей начальной

школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-

логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями

вообще», - напоминал учителям К.Д. Ушинский.

Остается и дисгармония в физическом развитии, оно явно опережает

нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается во временном ос-

лаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости,

беспокойстве, повышенной потребности в движениях.

И заканчивая разговор о маленьких детях, хочется сказать, что толь-

ко в этом возрасте, дети искренне и непосредственно любят вожатого, и

именно в глазах малышей вы можете увидеть чисто детское восхищение и

не наигранное обожание.

Младший подростковый возраст

9-10 лет

В этом возрасте дети очень общительны, они активно ищут контак-

ты, и находят их, любят коллективную деятельность, хотя стремление к

самореализации выражено у этих ребят также весьма ярко. Неуемная ак-

тивность одновременно является плюсом и минусом этого возраста. Дет-

скую энергию важно направить в нужное русло, ведь именно в 9-10 лет

детям свойственно не задумываться о последствиях своих действий. (По

статистике именно дети средне-младших отрядов чаще всего падают с де-

ревьев и качелей). Постарайтесь постоянно загружать этих детей разнооб-

разными мероприятиями. Для них подходят система ЧТП (чередования

творческих поручений), интеллектуальные викторины, спортивные игры,

конкурсы, подвижные игры.

11-12 лет

Для этих детей на первое место выходят их сверстники. Поэтому

конфликты со взрослыми выходят на новый уровень. Детям важно отсто-

ять свое Я, свое мнение. И часто они это делают, вставая в оппозицию во-

жатому. В этот же момент у ребят возникает тяга к объединению в груп-

пы. Вам важно выделить лидера в детском коллективе, сделать его своим

помощником и союзником. В этом возрасте дети с удовольствием участ-

вуют во всевозможных конкурсах и соревнованиях («Гиннес-шоу», «Луч-

шие из лучших», моды и прически), а также в разнообразных творческих и

ролевых играх.

12-14 лет

Отличительной особенностью детей этого возраста является насту-

пающее половое созревание. Дети становятся нервными и неуступчивы-

ми, зачастую ярко выраженными максималистами, что выражается в кри-

тичности, негативной оценке того, что делают другие. В этот момент важ-

но помнить, что негативная реакция очень часто скрывает под собой не-

уверенность в собственных силах. Поэтому не старайтесь следовать ло-

зунгу: «Критикуешь - сделай лучше!», ставя подростка зачастую в безвы-

ходное положение, а вызывайте у него желание активно сотрудничать с

вожатым и другими ребятами. Не скупитесь на положительную оценку его

действий. В этом возрасте появляется ярко выраженная тяга к противопо-

ложному полу.

К 12-ти годам начинает набирать силу социальная активность, по-

требность в реализации своего морального мировоззрения. Младших под-

ростков отличает особый интерес к обобщенным нравственным нормам,

отвлеченным социальным представлениям. Принцип явно превалирует

над конкретным случаем. Оценивая частную ситуацию, ребенок пытается

применить к ней тот или иной нравственный закон, почерпнутый им из

книг, героических фильмов, семейных разговоров. Но не из своей жизни.

Личный опыт все еще не обладает большой ценностью в глазах его носи-

теля. Основной вид деятельности – учеба.

Старший подростковый возраст

13-14 лет - возраст всепобеждающего стремления к индивидуализа-

ции и отрицания типического социального опыта. Но подросток еще не

готов к полной личностной автономизации, его душит сильный эмоцио-

нальный протест, на фоне мощных душевных переживаний еще нет места

анализу, осмыслению, поиску собственных ценностных ориентиров. Под-

росток освобождается от обобщенных, не работающих в жизни и некри-

тично усвоенных социальных норм мира взрослых, через некритичное,

полное погружение в нормы референтной группы сверстников. Теперь ос-

новной источник, из которого он черпает материал для познания мира со-

циальных отношений, - стихийный личный опыт, получаемый часто в

рискованных, экстремальных формах. Основной вид деятельности — уче-

ба и интимно-личностное общение.

К биологическим факторам относят половое созревание, а также

бурное развитие и перестройку всех органов, тканей и систем организма.

Основной психологический «механизм» резкого изменения поведения в

подростковом возрасте схематично можно представить следующим обра-

зом. Начало полового созревания, связанное с появлением новых гормо-

нов в крови и их влиянием на центральную нервную систему, а также с

бурным физическим развитием, повышает активность, физические и пси-

хические возможности детей и создает благоприятные условия для появ-

ления у них ощущения взрослости и самостоятельности.

Важнейшая психологическая особенность подростков — чувство

взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка

предвосхищает будущее его положение, которого фактически он еще не

достиг. Свою бурно развивающуюся потребность быть и считаться взрос-

лым подросток осуществляет через стремление расширить сферу са-

мостоятельности. Однако на этом этапе развития ребенок не может быть

самостоятельным полностью. Появляется одно из основных противоречий

возраста — между возросшим ощущением самостоятельности и психоло-

гическими возможностями подростка, разрешение которого и ведет к

дальнейшему психическому развитию.

Отношения личности, как известно, складываются, осознаются, за-

крепляются и проявляются в конкретных поступках. Следовательно, для

формирования самостоятельности надо совершать самостоятельные по-

ступки. Однако для того, чтобы хотя бы раз поступить самостоятельно,

надо уже быть относительно независимым от социального окружения,

иметь механизмы личностного саморегулирования. Налицо замкнутый

круг, и перед подростком стоит задача его разорвать. Главная задача за-

ключается в обретении внутренней уверенности в себе, ясного самосозна-

ния и самоуважения, которые и делают человека способным поступать са-

мостоятельно.

У подростка существует несколько путей формирования самоуваже-

ния и самосознания. Один из них — развитие своей личности по образу и

подобию личности взрослого человека, так как именно взрослый в глазах

ребенка является самостоятельным. Поэтому первое, к чему стремится ре-

бенок подросткового возраста, — это показать себе и окружающим, что он

уже не ребенок, утвердить себя наравне со взрослыми.

Подросток ждет от взрослых понимания и доверия. Если же взрос-

лые не считаются с тем, что он уже не маленький ребенок, то с его сторо-

ны возникают обиды и разнообразные формы протеста — грубость, уп-

рямство, непослушание, замкнутость, негативизм. Все эти качества могут

явиться следствием игнорирования взрослыми истинных мотивов поведе-

ния подростка, реагирования лишь на внешний результат его деятельно-

сти или, что еще хуже, приписывания ему мотивов, не соответствующих

действительности. В этом случае у подростка возникает внутреннее со-

противление воспитательным воздействиям: он не принимает требований

взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не

имеют для него подлинного смысла, а имеют, возможно, даже другой,

противоположный смысл.

Ошибочное представление о том, что подросток не способен к про-

явлению собственной инициативы, ставит его в зависимое положение, ис-

ключает возможность сотрудничества с ним. Подростки всячески протес-

туют, когда их методично контролируют, наказывают, требуют послуша-

ния, подчинения, не считаясь с их интересами и желаниями.

Возможность осознать и оценить свои личные качества, удовлетво-

рить свое стремление к самоусовершенствованию подросток получает в

системе взаимодействия со сверстниками. Именно в компании сверстни-

ков ребенок может на равных обсудить любые «взрослые» проблемы.

Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного

стремления к познанию, кипучей энергии, бурной активности, инициатив-

ности, жажды деятельности. Заметное влияние в этот период приобретают

волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели,

умение преодолевать препятствия и трудности, то есть способность к во-

левой деятельности. Однако, проявляя настойчивость в одном виде дея-

тельности, подросток может не обнаружить ее в других ее видах.

Подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью.

Эмоциональные проявления могут стать очень бурными и трудно управ-

ляемыми. «Взрывной» характер эмоций проявляется в страстных спорах,

доказательствах, выражении возмущения. Вместе с тем эмоциональные

переживания подростков, в отличие от переживаний младших школьни-

ков, приобретают большую устойчивость. При значительной склонности к

романтике воображение у подростков становится более реалистичным и

критичным.

Познавательная деятельность развивается тоже очень интенсивно.

Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и ус-

тойчивостью, но и специфической избирательностью. В этот период вни-

мание уже может быть преднамеренным. Избирательным, целенаправлен-

ным, анализирующим становится и восприятие.

Существенные изменения происходят в интеллектуальной деятель-

ности подростков. Ее основной особенностью в 10-15 лет является нарас-

тающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, измене-

ние соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением

в пользу последнего. Важная особенность этого возраста — формирова-

ние активного, самостоятельного, творческого мышления.

В жизни подростка много времени отводится учебе. В учебной дея-

тельности имеются свои трудности и противоречия. Прежде всего, отме-

чается избирательная готовность и повышенная восприимчивость к от-

дельным сторонам обучения, прежде всего – к тем, которые подчеркивают

взрослость подростка. Особенно привлекательны самостоятельные формы

организации занятий на уроке, преодоления трудностей в освоении слож-

ного материала. Не менее важна самостоятельная организация познава-

тельной деятельности за пределами школы.

Ранний юношеский возраст

Возраст ранней юности – 15-17 лет – не всегда признавался особым

этапом развития личности. Не случайно некоторые ученые считают

юность довольно поздним приобретением человечества.

С развитием общества, производства, культуры возрастает роль

юношеского возраста, ибо усложняется социальная жизнь, растут сроки

образования, увеличивается возраст, когда людей допускают к участию в

активной общественной жизни.

Говоря о юношеском возрасте, необходимо иметь в виду не просто воз-

растные, а половозрастные особенности, ибо половые различия весьма

существенны и проявляются в специфике эмоциональных реакций, в

структуре общения, в критериях самооценок, в психосексуальном разви-

тии, в соотношении этапов и возрастных характеристик профессионально-

трудового и брачно-семейного самоопределения.

Старший школьный возраст — это возраст формирования собствен-

ных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом вы-

ражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят про-

явление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школь-

ники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают

собственные взгляды, оценки, мнения.

Главное психологическое приобретение ранней юности — это от-

крытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой

реальностью является внешний мир, на который он проецирует свою фан-

тазию. Напротив, для юноши внешний, физический мир — только одна из

возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он

сам. «Открытие» своего внутреннего мира — важное, радостное и вол-

нующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических пе-

реживаний. Внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением,

актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие

— самая распространенная форма юношеской самокритики.

Для юношеского возраста особенно важны процессы развития само-

сознания, динамика самостоятельной регуляции образов «Я». Уровень

развития «Я» тесно связан с развитием других личностных особенностей.

Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов и убеждений,

формирования мировоззрения, созревания его когнитивных и эмоцио-

нально-личностных предпосылок. В этот период происходит не просто

увеличение объема знаний, но и существенное расширение кругозора

старшеклассника. Вместе с тем у подростков нередко снижается общий

интерес к учебе, происходит «внутренний отход от школы». Это связано с

тем, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.

Конкретный уровень знаний и теоретических способностей, так же

как и широта интересов, у ребят весьма неодинаковы, но определенные

изменения в этом направлении наблюдаются у всех — они-то и дают тол-

чок юношескому «философствованию». Отсюда — устойчивая потреб-

ность в поиске смысла жизни, определение перспективы своего существо-

вания и развития всего человечества.

Характерная черта ранней юности — формирование жизненных

планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обоб-

щения целей, которые ставит перед собой личность, а с другой стороны —

это результат конкретизации целей и мотивов. Жизненный план в точном

смысле этого слова возникает тогда, когда предметом размышлений ста-

новится не только конечный результат, но и способы его достижения.

Решение задач самоутверждения и самоопределения в юношеском

возрасте во многом зависит от потребности в достижении. Потребность в

достижении понимается рядом исследователей как присущее людям

стремление к успеху в деятельности, в соревновании с ориентацией на оп-

ределенный стандарт высокого качества исполнения. В то же время имен-

но в юности потребность в достижении может быть направлена на дости-

жение успеха именно в сфере общения.

Одним из пиков развития у человека потребности в общении являет-

ся ранняя юность. Можно назвать несколько причин, объясняющих воз-

растающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее

явная из них — постоянное физическое и умственное развитие школьника

и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством

является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое вы-

ражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с од-

ной стороны, в новом опыте, а с другой — в признании, защищенности и

сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способст-

вует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверж-

дения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно

усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей.

Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи об-

ращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, обще-

ние старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-

вторых, — это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние

на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, ко-

торый способствует развитию эмоциональной сферы и формированию са-

моуважения, которое так важно в этом возрасте. В связи с этим потреб-

ность в понимании не предполагает особой рациональности: понимание

должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Ес-

тественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник,

которого мучают те же проблемы и те же переживания.

Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения —

для них важен каждый новый человек. Общение в юности отличается осо-

бой доверительностью, что накладывает отпечаток на отношения, связы-

вающие старшеклассников с близкими людьми. В силу этого в ранней

юности так быстро переживаются неудачи в общении. В этом возрасте, по

сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со взрос-

лыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности само-

стоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И дове-

рие в большей степени связано не с секретностью передаваемой информа-

ции, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник

обращается к взрослому. Наряду с потребностью в общении в юношеском

возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении. Это может

быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению__

Категория: Внеурочка
26.11.2017 02:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!