СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Младший школьный возраст
6-9 лет
Отличительными особенностями этого возраста являются: актив-
ность, непосредственность, фантазия, подражательность, неумение долго
концентрироваться на чем-то одном, быстрая утомляемость, несамостоя-
тельность, эмоциональность и восприимчивость. Младший школьный
возраст — период впитывания, накопления знаний. Успешному выполне-
нию этой важной функции благоприятствуют характерные особенности
детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная
восприимчивость, внимательность, исполнительность, подражательность.
Ведущий вид деятельности – игра. Для этого возраста больше всего
подходят подвижные игры. Младшие школьники проявляют явный инте-
рес к играм, требующим смекалки, содержащим элементы соревнования,
— играм с правилами, настольные, спортивные.
В этом возрасте наблюдается развитие самосознания: происходит
переход от конкретно-ситуативной самооценки к более обобщенной, воз-
растает критичность, требовательность к себе. Познавательная деятель-
ность приобретает произвольный характер, и это открывает широкие воз-
можности для расширения границ познания. Познавательная деятельность
младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения.
Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. У учеников
младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируют-
ся навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за
поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные
связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст
предоставляет большие возможности для формирования нравственных
качеств и положительных черт личности. Мышление у детей начальной
школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-
логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями
вообще», - напоминал учителям К.Д. Ушинский.
Остается и дисгармония в физическом развитии, оно явно опережает
нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается во временном ос-
лаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости,
беспокойстве, повышенной потребности в движениях.
И заканчивая разговор о маленьких детях, хочется сказать, что толь-
ко в этом возрасте, дети искренне и непосредственно любят вожатого, и
именно в глазах малышей вы можете увидеть чисто детское восхищение и
не наигранное обожание.
Младший подростковый возраст
9-10 лет
В этом возрасте дети очень общительны, они активно ищут контак-
ты, и находят их, любят коллективную деятельность, хотя стремление к
самореализации выражено у этих ребят также весьма ярко. Неуемная ак-
тивность одновременно является плюсом и минусом этого возраста. Дет-
скую энергию важно направить в нужное русло, ведь именно в 9-10 лет
детям свойственно не задумываться о последствиях своих действий. (По
статистике именно дети средне-младших отрядов чаще всего падают с де-
ревьев и качелей). Постарайтесь постоянно загружать этих детей разнооб-
разными мероприятиями. Для них подходят система ЧТП (чередования
творческих поручений), интеллектуальные викторины, спортивные игры,
конкурсы, подвижные игры.
11-12 лет
Для этих детей на первое место выходят их сверстники. Поэтому
конфликты со взрослыми выходят на новый уровень. Детям важно отсто-
ять свое Я, свое мнение. И часто они это делают, вставая в оппозицию во-
жатому. В этот же момент у ребят возникает тяга к объединению в груп-
пы. Вам важно выделить лидера в детском коллективе, сделать его своим
помощником и союзником. В этом возрасте дети с удовольствием участ-
вуют во всевозможных конкурсах и соревнованиях («Гиннес-шоу», «Луч-
шие из лучших», моды и прически), а также в разнообразных творческих и
ролевых играх.
12-14 лет
Отличительной особенностью детей этого возраста является насту-
пающее половое созревание. Дети становятся нервными и неуступчивы-
ми, зачастую ярко выраженными максималистами, что выражается в кри-
тичности, негативной оценке того, что делают другие. В этот момент важ-
но помнить, что негативная реакция очень часто скрывает под собой не-
уверенность в собственных силах. Поэтому не старайтесь следовать ло-
зунгу: «Критикуешь - сделай лучше!», ставя подростка зачастую в безвы-
ходное положение, а вызывайте у него желание активно сотрудничать с
вожатым и другими ребятами. Не скупитесь на положительную оценку его
действий. В этом возрасте появляется ярко выраженная тяга к противопо-
ложному полу.
К 12-ти годам начинает набирать силу социальная активность, по-
требность в реализации своего морального мировоззрения. Младших под-
ростков отличает особый интерес к обобщенным нравственным нормам,
отвлеченным социальным представлениям. Принцип явно превалирует
над конкретным случаем. Оценивая частную ситуацию, ребенок пытается
применить к ней тот или иной нравственный закон, почерпнутый им из
книг, героических фильмов, семейных разговоров. Но не из своей жизни.
Личный опыт все еще не обладает большой ценностью в глазах его носи-
теля. Основной вид деятельности – учеба.
Старший подростковый возраст
13-14 лет - возраст всепобеждающего стремления к индивидуализа-
ции и отрицания типического социального опыта. Но подросток еще не
готов к полной личностной автономизации, его душит сильный эмоцио-
нальный протест, на фоне мощных душевных переживаний еще нет места
анализу, осмыслению, поиску собственных ценностных ориентиров. Под-
росток освобождается от обобщенных, не работающих в жизни и некри-
тично усвоенных социальных норм мира взрослых, через некритичное,
полное погружение в нормы референтной группы сверстников. Теперь ос-
новной источник, из которого он черпает материал для познания мира со-
циальных отношений, - стихийный личный опыт, получаемый часто в
рискованных, экстремальных формах. Основной вид деятельности — уче-
ба и интимно-личностное общение.
К биологическим факторам относят половое созревание, а также
бурное развитие и перестройку всех органов, тканей и систем организма.
Основной психологический «механизм» резкого изменения поведения в
подростковом возрасте схематично можно представить следующим обра-
зом. Начало полового созревания, связанное с появлением новых гормо-
нов в крови и их влиянием на центральную нервную систему, а также с
бурным физическим развитием, повышает активность, физические и пси-
хические возможности детей и создает благоприятные условия для появ-
ления у них ощущения взрослости и самостоятельности.
Важнейшая психологическая особенность подростков — чувство
взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка
предвосхищает будущее его положение, которого фактически он еще не
достиг. Свою бурно развивающуюся потребность быть и считаться взрос-
лым подросток осуществляет через стремление расширить сферу са-
мостоятельности. Однако на этом этапе развития ребенок не может быть
самостоятельным полностью. Появляется одно из основных противоречий
возраста — между возросшим ощущением самостоятельности и психоло-
гическими возможностями подростка, разрешение которого и ведет к
дальнейшему психическому развитию.
Отношения личности, как известно, складываются, осознаются, за-
крепляются и проявляются в конкретных поступках. Следовательно, для
формирования самостоятельности надо совершать самостоятельные по-
ступки. Однако для того, чтобы хотя бы раз поступить самостоятельно,
надо уже быть относительно независимым от социального окружения,
иметь механизмы личностного саморегулирования. Налицо замкнутый
круг, и перед подростком стоит задача его разорвать. Главная задача за-
ключается в обретении внутренней уверенности в себе, ясного самосозна-
ния и самоуважения, которые и делают человека способным поступать са-
мостоятельно.
У подростка существует несколько путей формирования самоуваже-
ния и самосознания. Один из них — развитие своей личности по образу и
подобию личности взрослого человека, так как именно взрослый в глазах
ребенка является самостоятельным. Поэтому первое, к чему стремится ре-
бенок подросткового возраста, — это показать себе и окружающим, что он
уже не ребенок, утвердить себя наравне со взрослыми.
Подросток ждет от взрослых понимания и доверия. Если же взрос-
лые не считаются с тем, что он уже не маленький ребенок, то с его сторо-
ны возникают обиды и разнообразные формы протеста — грубость, уп-
рямство, непослушание, замкнутость, негативизм. Все эти качества могут
явиться следствием игнорирования взрослыми истинных мотивов поведе-
ния подростка, реагирования лишь на внешний результат его деятельно-
сти или, что еще хуже, приписывания ему мотивов, не соответствующих
действительности. В этом случае у подростка возникает внутреннее со-
противление воспитательным воздействиям: он не принимает требований
взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не
имеют для него подлинного смысла, а имеют, возможно, даже другой,
противоположный смысл.
Ошибочное представление о том, что подросток не способен к про-
явлению собственной инициативы, ставит его в зависимое положение, ис-
ключает возможность сотрудничества с ним. Подростки всячески протес-
туют, когда их методично контролируют, наказывают, требуют послуша-
ния, подчинения, не считаясь с их интересами и желаниями.
Возможность осознать и оценить свои личные качества, удовлетво-
рить свое стремление к самоусовершенствованию подросток получает в
системе взаимодействия со сверстниками. Именно в компании сверстни-
ков ребенок может на равных обсудить любые «взрослые» проблемы.
Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного
стремления к познанию, кипучей энергии, бурной активности, инициатив-
ности, жажды деятельности. Заметное влияние в этот период приобретают
волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели,
умение преодолевать препятствия и трудности, то есть способность к во-
левой деятельности. Однако, проявляя настойчивость в одном виде дея-
тельности, подросток может не обнаружить ее в других ее видах.
Подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью.
Эмоциональные проявления могут стать очень бурными и трудно управ-
ляемыми. «Взрывной» характер эмоций проявляется в страстных спорах,
доказательствах, выражении возмущения. Вместе с тем эмоциональные
переживания подростков, в отличие от переживаний младших школьни-
ков, приобретают большую устойчивость. При значительной склонности к
романтике воображение у подростков становится более реалистичным и
критичным.
Познавательная деятельность развивается тоже очень интенсивно.
Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и ус-
тойчивостью, но и специфической избирательностью. В этот период вни-
мание уже может быть преднамеренным. Избирательным, целенаправлен-
ным, анализирующим становится и восприятие.
Существенные изменения происходят в интеллектуальной деятель-
ности подростков. Ее основной особенностью в 10-15 лет является нарас-
тающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, измене-
ние соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением
в пользу последнего. Важная особенность этого возраста — формирова-
ние активного, самостоятельного, творческого мышления.
В жизни подростка много времени отводится учебе. В учебной дея-
тельности имеются свои трудности и противоречия. Прежде всего, отме-
чается избирательная готовность и повышенная восприимчивость к от-
дельным сторонам обучения, прежде всего – к тем, которые подчеркивают
взрослость подростка. Особенно привлекательны самостоятельные формы
организации занятий на уроке, преодоления трудностей в освоении слож-
ного материала. Не менее важна самостоятельная организация познава-
тельной деятельности за пределами школы.
Ранний юношеский возраст
Возраст ранней юности – 15-17 лет – не всегда признавался особым
этапом развития личности. Не случайно некоторые ученые считают
юность довольно поздним приобретением человечества.
С развитием общества, производства, культуры возрастает роль
юношеского возраста, ибо усложняется социальная жизнь, растут сроки
образования, увеличивается возраст, когда людей допускают к участию в
активной общественной жизни.
Говоря о юношеском возрасте, необходимо иметь в виду не просто воз-
растные, а половозрастные особенности, ибо половые различия весьма
существенны и проявляются в специфике эмоциональных реакций, в
структуре общения, в критериях самооценок, в психосексуальном разви-
тии, в соотношении этапов и возрастных характеристик профессионально-
трудового и брачно-семейного самоопределения.
Старший школьный возраст — это возраст формирования собствен-
ных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом вы-
ражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят про-
явление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школь-
ники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают
собственные взгляды, оценки, мнения.
Главное психологическое приобретение ранней юности — это от-
крытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой
реальностью является внешний мир, на который он проецирует свою фан-
тазию. Напротив, для юноши внешний, физический мир — только одна из
возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он
сам. «Открытие» своего внутреннего мира — важное, радостное и вол-
нующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических пе-
реживаний. Внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением,
актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие
— самая распространенная форма юношеской самокритики.
Для юношеского возраста особенно важны процессы развития само-
сознания, динамика самостоятельной регуляции образов «Я». Уровень
развития «Я» тесно связан с развитием других личностных особенностей.
Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов и убеждений,
формирования мировоззрения, созревания его когнитивных и эмоцио-
нально-личностных предпосылок. В этот период происходит не просто
увеличение объема знаний, но и существенное расширение кругозора
старшеклассника. Вместе с тем у подростков нередко снижается общий
интерес к учебе, происходит «внутренний отход от школы». Это связано с
тем, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.
Конкретный уровень знаний и теоретических способностей, так же
как и широта интересов, у ребят весьма неодинаковы, но определенные
изменения в этом направлении наблюдаются у всех — они-то и дают тол-
чок юношескому «философствованию». Отсюда — устойчивая потреб-
ность в поиске смысла жизни, определение перспективы своего существо-
вания и развития всего человечества.
Характерная черта ранней юности — формирование жизненных
планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обоб-
щения целей, которые ставит перед собой личность, а с другой стороны —
это результат конкретизации целей и мотивов. Жизненный план в точном
смысле этого слова возникает тогда, когда предметом размышлений ста-
новится не только конечный результат, но и способы его достижения.
Решение задач самоутверждения и самоопределения в юношеском
возрасте во многом зависит от потребности в достижении. Потребность в
достижении понимается рядом исследователей как присущее людям
стремление к успеху в деятельности, в соревновании с ориентацией на оп-
ределенный стандарт высокого качества исполнения. В то же время имен-
но в юности потребность в достижении может быть направлена на дости-
жение успеха именно в сфере общения.
Одним из пиков развития у человека потребности в общении являет-
ся ранняя юность. Можно назвать несколько причин, объясняющих воз-
растающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее
явная из них — постоянное физическое и умственное развитие школьника
и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством
является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое вы-
ражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с од-
ной стороны, в новом опыте, а с другой — в признании, защищенности и
сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способст-
вует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверж-
дения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно
усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей.
Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи об-
ращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, обще-
ние старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-
вторых, — это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние
на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, ко-
торый способствует развитию эмоциональной сферы и формированию са-
моуважения, которое так важно в этом возрасте. В связи с этим потреб-
ность в понимании не предполагает особой рациональности: понимание
должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Ес-
тественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник,
которого мучают те же проблемы и те же переживания.
Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения —
для них важен каждый новый человек. Общение в юности отличается осо-
бой доверительностью, что накладывает отпечаток на отношения, связы-
вающие старшеклассников с близкими людьми. В силу этого в ранней
юности так быстро переживаются неудачи в общении. В этом возрасте, по
сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со взрос-
лыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности само-
стоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И дове-
рие в большей степени связано не с секретностью передаваемой информа-
ции, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник
обращается к взрослому. Наряду с потребностью в общении в юношеском
возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении. Это может
быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению__
© 2017, Покровская Ольга Сергеевна 1629