СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

– « Вредные привычки и их влияние на здоровье «Суд над алкоголем , никотином, наркотиками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Автор материала – Сухова Светлана Ефимовна

Должность - учитель ОБЖ

Образовательное учреждение – МАОУ СОШ № 13 г. Темрюка

Название материала – « Вредные привычки и их влияние на здоровье «Суд над алкоголем, никотином, наркотиками»

Класс - 8кл.

Количество учащихся – 18

Учебный предмет – урок ОБЖ

Программа используемая в работе- « Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.

Авторы программы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов и др.

Москва «Просвещение», 2015

Учебник – Основы безопасности жизнедеятельности. 8класс. Смирнов А.Т, Хренников Б.О. - 6-е изд. - М.: «Просвещение», 2013

Его раздел: основы здорового образа жизни

Вид ресурса- текстовой документ, презентация, карточки с заданиями

Техническое оснащение – компьютер, интерактивная доска

Цели и задачи материала

Цель: формирование культуры поведения, направленного на борьбу с вредными

привычками

Задачи- показать негативные последствия употребления алкоголя, никотина, наркотиков

-способствовать развитию критического отношения к людям, наносящим ущерб

своему здоровью и здоровью окружающих

-прививать учащимся навыки самостоятельного мышления

-развивать умение анализа ситуаций, а также умения делать выводы на основе

изложенного материала

Краткое описание работы с ресурсом - данный урок относится к одному из обязательных уроков ОБЖ 8 класса. Урок проходит в форме урок- суд –ролевая игра, заранее распределяются роли, поиск дополнительной информации. Данный урок дает возможность продолжить формирование системы представлений о здоровье как о высшей человеческой ценности, необходимом условии полноценной и счастливой жизни.

Тема программы: Вредные привычки и их влияние на здоровье

Тема урока: «Суд над алкоголем, никотином и наркотиками»

Цель: формирование культуры поведения, направленного на борьбу с вредными

привычками

Задачи урока:

1. Образовательные:

- показать негативные последствия употребления алкоголя, никотина, наркотиков

-способствовать развитию критического отношения к людям, наносящим ущерб

своему здоровью и здоровью окружающих

-прививать учащимся навыки самостоятельного мышления

-развивать умение анализа ситуаций, а также умения делать выводы на основе

изложенного материала

2. Развивающие:

- продолжить развитие у учащихся умений анализа, обобщения, ораторских способностей; закрепление навыков работы с ИКТ;

-активизировать любознательность, активную жизненную позицию

3. Воспитательные:

-продолжить формирование понятия ЗОЖ, расширение кругозора в отношении взаимосвязи ОБЖ с биологией, психологией

-воспитывать у обучающихся ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих, за здоровье будущих поколений.

4. Здоровье - сберегающая:

-соблюдение гигиенических требований к кабинету (чистота, свежий воздух0; благоприятный эмоциональный настрой; смена деятельности; умение разрядить обстановку.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный

Форма урока- урок- суд- ролевая игра

План урока:

  1. Вступительное слово учителя
  2. Создание игровой ситуации
  3. Выступление потерпевших, свидетелей защиты и обвинения
  4. Выступление судьи, адвоката, прокурора
  5. Совещание присяжных, вынесение приговора с обоснованием

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, дидактический материал ОБЖ. Для потерпевших рисунки, обозначающие внутренние органы: сердце, печень, желудок, легкие, головной мозг, голосовые связки, кожу. Для подсудимых скамья, за спиной полиция (школьная форма на голове фуражки), рисунки, обозначающие вредные привычки. Для судьи через плечо широкая лента, в руках красная папка.

Этапы урока:

  1. Организационный этап (обучающимся сообщается тема урока, его цели). Сообщается о том, что сегодня проводится игровой урок. В качестве домашней работы обучающимся было предложено самостоятельно приготовить сообщения о вредных привычках и выполнить презентацию по теме «Вредные привычки»
  2. Изучение нового материала. Выступление учителя, затем урок-суд
  3. Закрепление изученного материала. Проводится итог игрового урока. Конкретизируются и обобщаются полученные знания через вопросы, которые проецируются на экран при помощи проектора.

Эпиграф к уроку: « Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра»

(Конфуций).

Действующие лица: судья, прокурор, адвокат, подсудимые: никотин, алкоголь, наркотик, свидетели, потерпевшие: сердце. печень, желудок, легкие, кожа, голосовые связки, головной мозг, полиция.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

Приветствие

Сообщаем темы и цели урока.

II. Актуализация знаний

- Алкоголизм, курение, наркомания. Мы не решим этих проблем, пока не научим подростков говорить нет, пока они не перестанут верить в чудесные сказки тех, кто бесплатно предлагает вечный «кайф». Мы не решим этих проблем, пока остаемся слепыми и глухими к чужому горю, горю тех, кто уже стал рабом дурмана. Мы не решим этих проблем, пока будем делать вид, что их не существует. А значит, пора говорить, пора действовать, пора бороться.

Слайд 1,2,3.

Входит секретарь:

-Прошу всех встать! Суд идет! (заходит судья).

Судья:

-Заседание суда прошу считать открытым. Прошу всех сесть. Сегодня слушается дело по обвинению никотина, алкоголя, наркотика в нанесение ущерба здоровью граждан всего мира. В соответствии с уголовно- процессуальным кодексом ст.151 № 1 алкоголь, никотин, наркотик обвиняемые в том, что различными путями, попав в организм они разрушают сердце, легкие, печень, желудок, кожу, голосовые связки, головной мозг человека вследствие чего человек заболевает, а также нередки случаи смертельного исхода

Секретарь:

-Переходим к допросу потерпевших пригласить в зал сердце (входит, Приложение 2 рис. 3)

Суд предупреждает: говорите правду и только правду, за дачу ложных показаний вы несете ответственность по согласию ст. Указа РФ № 181. Напротив своей фамилии поставьте роспись (потерпевший расписывается).

Слайд 4

Сердце:

-Граждане судьи, эти граждане (показывает) приносят много бед.

Из-за них у меня возникло много болезней и я не могу снабжать организм человека кровью. Он давит меня своей лапой, так что я даже не могу биться и могу совсем погибнуть. Им не место в обществе людей.

Секретарь:

-Спасибо! Вы свободны. Садитесь. Приглашается в зал печень(Приложение 3 рис. 5). Суд предупреждает: говорите правду и только правду, за дачу ложных показаний вы несете ответственность по согласию ст. Указа РФ № 181. Напротив своей фамилии поставьте роспись (потерпевший расписывается).

Слайд 5

Печень:

-я тоже страдаю от них: они заставляют превращаться мою ткань и убивают меня медленно, но верно. А без меня человек очень быстро отравиться разными болезнями и не сможет жить и работать.

Секретарь:

-Спасибо! Вы свободны. Садитесь. Приглашается в зал легкие (Приложение 1 рис 2). Суд предупреждает: говорите правду и только правду, за дачу ложных показаний вы несете ответственность по согласию ст. Указа РФ № 181. Напротив своей фамилии поставьте роспись (потерпевший расписывается).

Слайд 6

Легкие:

-Они мои враги. От дыма папирос мы становимся не легкими, а тяжелыми, забитыми и не можем обеспечить газообмен. Мы задыхаемся и кровь совсем не получает кислорода. Если и дальше эти преступники будут среди людей, мы погибнем.

Секретарь:

-Спасибо! Вы свободны. Садитесь. Приглашается в зал желудок (входит). Суд предупреждает: говорите правду и только правду, за дачу ложных показаний вы несете ответственность по согласию ст. Указа РФ № 181. Напротив своей фамилии поставьте роспись (потерпевший расписывается).

Слайд 7

Желудок:

- Алкоголь раздражает мои стенки, что может вызвать расстройство и даже сильное кровотечение. Смешиваясь с пищеварительным соком, алкоголь затрудняет переваривание пищи, ведет к развитию гастрита, язвы и даже рака различных пищеварительных органов.

Секретарь:

-Спасибо! Вы свободны. Садитесь. Приглашается в зал кожа ( Приложение 3 рис. 6). Суд предупреждает: говорите правду и только правду, за дачу ложных показаний вы несете ответственность по согласию ст. Указа РФ № 181. Напротив своей фамилии поставьте роспись (потерпевший расписывается).

Слайд 8,9

Кожа:

-Я, кожа их всех троих ненавижу они испортили всю мою внешность. Из-за них я стала такая сморщенная и неэластичная. Из-за них я то бледнею, то краснею, и даже синею и желтею.

Секретарь:

-Спасибо! Вы свободны. Садитесь. Приглашается в зал голосовые связки (Приложение 2 рис.4). Суд предупреждает: говорите правду и только правду, за дачу ложных показаний вы несете ответственность по согласию ст. Указа РФ № 181. Напротив своей фамилии поставьте роспись (потерпевший расписывается).

Слайд 10

Голосовые связки:

-Вы только послушайте, товарищи, какой у меня стал голос из-за них. А ведь был он такой звонкий. У меня нет слов и звуков, чтобы выразить, какие это зловредные людишки.

Секретарь:

-Спасибо! Вы свободны. Садитесь. Приглашается в зал головной мозг( Приложение 1 рис. 1). Суд предупреждает: говорите правду и только правду, за дачу ложных показаний вы несете ответственность по согласию ст. Указа РФ № 181. Напротив своей фамилии поставьте роспись (потерпевший расписывается).

Слайд 11

Головной мозг:

-Я, головной мозг. Я страдаю от подсудимых больше всего, ведь я руковожу работой всех органов. Алкоголь буквально сбивает меня с ног,.а еще он заставляет меня подавать какие-то страшные сигналы языку, рукам и ногам. Наркотик чуть не убил меня, еле-еле отходили в больнице. Я требую, чтобы они несли серьезное наказание за свою безобразную деятельность.

Секретарь:

-Спасибо! Вы свободны. Садитесь. Переходим к допросу свидетелей Приглашается свидетель.

Судья:

-Свидетель, видели ли вы, как обвиняемые нападали на потерпевших?

Слайд 12,13,14,15

Свидетель 1:

-Да! И неоднократно Алкоголь, например, обманом проникает во все органы человека, бросается под машины, толкает его в сугробы, где он замерзает, заставляет убивать других людей. От Алкоголя люди глупеют, теряют свой человеческий облик. А самое страшное, что я видел там это, больных и уродливых детей, родившихся в семьях алкоголиков. Это самая тяжелая вина алкоголя, и за это его надо сурово наказать.

Секретарь:

-Приглашается свидетель.

Судья:

-Свидетель, что вы можете сказать о поведении никотина.

Слайд 16, 17

Свидетель 2:

-Никотин – враг здоровья. Я знаю случай, когда 2 человека поспорили: кто больше выкурит папирос и выкурили 6о папирос. Никотин убил обоих. И люди знают о его вреде, но никотин очень хитер. Он идет в атаку на мальчишек и девчонок- самый неразумный народ. А когда те привыкнут к нему, то никуда от него уже не деться, не хватает силы воли бросить. Так и глотают яд до смерти. А его в 5 папиросах хватит убить кролика, а в 100- даже лошадь. Никотин вреден не только для тех, кто волей, неволей вдыхает дым папирос. А они, то вообще ни в чем не повинны.

Секретарь:

-Приглашается 3 свидетель.

Судья:

-Свидетель, расскажите суду о том, как ведет себя подсудимый наркотик.

Слайд 18

Свидетель 3:

-Наркотик очень коварен. Он везде и повсюду подстерегает тех людей, которые легко поддаются внушению, лишены интересов, плохо контролируют свои желания. Действия его точны и верны. Оказывает особое, специфическое действие на нервную систему и весь организм человека, которые приводят к снятию болевых ощущений, изменению настроения, психического и физического тонуса. Дальше развивается привыкания и полная зависимость. Главной целью жизни наркомана становится стремление принять новую дозу наркотика, наступает деградация личности. В следствии передозировки возможен смертельный исход Наркоманы редко доживают до 40-45 лет.

Секретарь:

-Слово предоставляется прокурору.

Прокурор:

-В соответствии со ст.151 РФ (число, месяц, год) преступным являются ядовитое воздействие на организм человека алкоголя, никотина, наркотика, начиная с малых доз, каждый по своему, они разрушают органы человека. Этим самым наносится вред всему обществу в целом из-за их действия. Падает производительность труда рабочих, совершаются прогулы, наносится материальный ущерб обществу, технике, оборудованию. Они являются источником отравления окружающей среды и мы не можем проходить мимо этого, так как нас волнует будущее нашей планеты, всего человечества по действующему законодательству действие врагов здоровья влекут за собой ответственность в виде лишения свободы или уничтожения как высшую меру наказания. Я, как государственный обвинитель, прошу принять самые строгие меры наказания по отношению к обвинителям и в соответствии со ст. № 151 РФ приговорить никотин к высшей мере наказания - сожжению, алкоголь- заключить пожизненно, приговорить наркотик к высшей мере наказания.

Секретарь:

-Слово предоставляется защите.

Адвокат:

-Граждане судьи, господа присутствующие, я адвокат подсудимых хочу обратить ваше внимание на то, что у подсудимых есть и хорошие качества смягчающие обстоятельства. Так, алкоголь может быть полезен в медицине для приготовления лекарств и в парфюмерии, для изготовления душистых веществ, лаков, смол. Применяется в качестве горючего, на основе спирта приготавливают медицинский эфир, уксусную кислоту. Очень трудно что- сказать хорошего о никотине, но все таки, и от них может быть польза при окуривании зараженных растений погибают бактерии и вредные насекомые. Наркотики как и алкоголь применяется в медицине при проведении операций для анестезии. А в том, что они наносят вред людям, я прошу суд смягчить наказание подсудимых.

Секретарь:

-Последнее слово предоставляется обвиняемым. Есть ли вопросы у обвиняемых к суду?

Обвиняемые:

-Мы признаем свою вину и просим смягчить наказание.

Секретарь:

- Встать, суд удаляется на совещание (судья выходит).

Встать, суд идет (заходят судьи). Заслушайте приговор суда.

Судья:

-Именем закона РФ, народный судья школы № 13 г. Темрюка от 2014г. заслушал обвинительное заключение, рассмотрев открытом судейском заседании, заслушав свидетелей и обвиняемых, решением государственного обвинителя и защитника с участием народных заседателей постановил. Признать виновным алкоголь, никотин, наркотики в нанесении материального ущерба. Приговорить никотин и наркотики к высшей мере наказания уничтожению, приговор принять к исполнению. Из зала суда никотин, алкоголь, наркотики взять под стражу. Решение народного суда может быть обжаловано в высших инстанциях.

Секретарь: -Вывести подсудимых из зала суда. Суд окончен.

Вопросы к учащимся: 1. Вопрос: Что является причиной заболеваний?

2. Вопрос: Что может повлиять на здоровье человека?

3. Вопрос: какие привычки считаются вредными?

Учитель. Прежде чем закончить наше сегодняшнее мероприятие, я предлагаю вам народные заседатели и вам, учащиеся отдать свой смайлик тому участнику судебного процесса, чьё выступление показалось вам наиболее убедительным, эмоциональным и четким.

Наш разговор подошел к концу. Человечество продолжает употреблять это, безусловно, вредное вещество, хотя известна степень его опасности для здоровья, а в законодательствах всех цивилизованных стран сформулированы меры пресечения. Однако потребление никотина, алкоголя и наркотика растет. Всё зависит от нас самих, от нашего разума. И есть хорошие строчки стихотворения, которыми мы заканчиваем нашу встречу.

Слайд 19, 20, 21, 22

Ученик: Пока здоровы люди, Всё в мире поправимо! Пока здоровы люди, И небо будет синим!

Пока смеются люди, Они, конечно, смогут Зло победить на свете, Добру открыть дорогу.

Пускай смеются люди И небо будет синим! Давайте же все вместе Мир сделаем красивым!

III. Подведение итогов.

Оценки за выступление и за ответы на вопросы.

Рецензия

Зам. директора по УВР на урок ОБЖ в 8 «В» классе

Сухова Светлана Ефимовна провела открытый урок - «Суд над никотином, алкоголем, наркотиками» в 8 «В» классе по теме «Вредные привычки и их влияние на здоровье»

Урок представляет собой целостную систему. Структура урока соответствует его содержанию и поставленным целям. Прослеживается взаимосвязь между этапами урока. Учителем найден оптимальный объем изучаемого материала с учетом требований программы курса ОБЖ и с учетом особенностей класса. Построение урока основано на включении таких здоровьесберегающих технологий, как обучение в сотрудничестве, игровая форма, личностно- ориентированный подход.

В процессе урока активно используется интерактивная доска, что делает урок интересным, насыщенным и увлекательным для учащихся. Во время урока, речь учителя была понятной и доступной ученикам. Слайдовая презентация содержит весь необходимый наглядный материал. Учащиеся вовлечены в игровой судебный процесс, позволило увидеть индивидуальные способности учащихся, владение материалом и их творческие способности. Дети работали с интересом, увлеченно. Было видно, что материал ими понят и усвоен хорошо.

На протяжении всего урока отмечается оптимальный психологический климат, достаточный темп и ритм, уважительные отношения между преподавателем и учащимися, спокойная деловая обстановка. Сценарий урока продуман и хорошо спланирован. Каждый этап урока реализован как по времени, так и по объему.

Учащиеся показали высокий уровень знаний и умений в учебной деятельности.

Домашнее задание дано вовремя. Поставленные цели реализованы, что является высоким показателем урока.

Урок является инновационным, интересным, познавательным. Использование на уроке активных методов обучение- игровых, способствуют снижению усталости и физического напряжения, эмоциональной разрядки.

директора по УВР С. А. Романченко

Зам.

Категория: ОБЖ
05.04.2016 23:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!