СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Автор материала – Сухова Светлана Ефимовна
Должность - учитель ОБЖ
Образовательное учреждение – МАОУ СОШ № 13 г. Темрюка
Название материала – « Вредные привычки и их влияние на здоровье «Суд над алкоголем, никотином, наркотиками»
Класс - 8кл.
Количество учащихся – 18
Учебный предмет – урок ОБЖ
Программа используемая в работе- « Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.
Авторы программы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов и др.
Москва «Просвещение», 2015
Учебник – Основы безопасности жизнедеятельности. 8класс. Смирнов А.Т, Хренников Б.О. - 6-е изд. - М.: «Просвещение», 2013
Его раздел: основы здорового образа жизни
Вид ресурса- текстовой документ, презентация, карточки с заданиями
Техническое оснащение – компьютер, интерактивная доска
Цели и задачи материала
Цель: формирование культуры поведения, направленного на борьбу с вредными
привычками
Задачи- показать негативные последствия употребления алкоголя, никотина, наркотиков
-способствовать развитию критического отношения к людям, наносящим ущерб
своему здоровью и здоровью окружающих
-прививать учащимся навыки самостоятельного мышления
-развивать умение анализа ситуаций, а также умения делать выводы на основе
изложенного материала
Краткое описание работы с ресурсом - данный урок относится к одному из обязательных уроков ОБЖ 8 класса. Урок проходит в форме урок- суд –ролевая игра, заранее распределяются роли, поиск дополнительной информации. Данный урок дает возможность продолжить формирование системы представлений о здоровье как о высшей человеческой ценности, необходимом условии полноценной и счастливой жизни.
Тема программы: Вредные привычки и их влияние на здоровье
Тема урока: «Суд над алкоголем, никотином и наркотиками»
Цель: формирование культуры поведения, направленного на борьбу с вредными
привычками
Задачи урока:
1. Образовательные:
- показать негативные последствия употребления алкоголя, никотина, наркотиков
-способствовать развитию критического отношения к людям, наносящим ущерб
своему здоровью и здоровью окружающих
-прививать учащимся навыки самостоятельного мышления
-развивать умение анализа ситуаций, а также умения делать выводы на основе
изложенного материала
2. Развивающие:
- продолжить развитие у учащихся умений анализа, обобщения, ораторских способностей; закрепление навыков работы с ИКТ;
-активизировать любознательность, активную жизненную позицию
3. Воспитательные:
-продолжить формирование понятия ЗОЖ, расширение кругозора в отношении взаимосвязи ОБЖ с биологией, психологией
-воспитывать у обучающихся ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих, за здоровье будущих поколений.
4. Здоровье - сберегающая:
-соблюдение гигиенических требований к кабинету (чистота, свежий воздух0; благоприятный эмоциональный настрой; смена деятельности; умение разрядить обстановку.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный
Форма урока- урок- суд- ролевая игра
План урока:
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, дидактический материал ОБЖ. Для потерпевших рисунки, обозначающие внутренние органы: сердце, печень, желудок, легкие, головной мозг, голосовые связки, кожу. Для подсудимых скамья, за спиной полиция (школьная форма на голове фуражки), рисунки, обозначающие вредные привычки. Для судьи через плечо широкая лента, в руках красная папка.
Этапы урока:
Эпиграф к уроку: « Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра»
(Конфуций).
Действующие лица: судья, прокурор, адвокат, подсудимые: никотин, алкоголь, наркотик, свидетели, потерпевшие: сердце. печень, желудок, легкие, кожа, голосовые связки, головной мозг, полиция.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
Приветствие
Сообщаем темы и цели урока.
II. Актуализация знаний
- Алкоголизм, курение, наркомания. Мы не решим этих проблем, пока не научим подростков говорить нет, пока они не перестанут верить в чудесные сказки тех, кто бесплатно предлагает вечный «кайф». Мы не решим этих проблем, пока остаемся слепыми и глухими к чужому горю, горю тех, кто уже стал рабом дурмана. Мы не решим этих проблем, пока будем делать вид, что их не существует. А значит, пора говорить, пора действовать, пора бороться.
Слайд 1,2,3.
Входит секретарь:
-Прошу всех встать! Суд идет! (заходит судья).
Судья:
-Заседание суда прошу считать открытым. Прошу всех сесть. Сегодня слушается дело по обвинению никотина, алкоголя, наркотика в нанесение ущерба здоровью граждан всего мира. В соответствии с уголовно- процессуальным кодексом ст.151 № 1 алкоголь, никотин, наркотик обвиняемые в том, что различными путями, попав в организм они разрушают сердце, легкие, печень, желудок, кожу, голосовые связки, головной мозг человека вследствие чего человек заболевает, а также нередки случаи смертельного исхода
Секретарь:
-Переходим к допросу потерпевших пригласить в зал сердце (входит, Приложение 2 рис. 3)
Суд предупреждает: говорите правду и только правду, за дачу ложных показаний вы несете ответственность по согласию ст. Указа РФ № 181. Напротив своей фамилии поставьте роспись (потерпевший расписывается).
Слайд 4
Сердце:
-Граждане судьи, эти граждане (показывает) приносят много бед.
Из-за них у меня возникло много болезней и я не могу снабжать организм человека кровью. Он давит меня своей лапой, так что я даже не могу биться и могу совсем погибнуть. Им не место в обществе людей.
Секретарь:
-Спасибо! Вы свободны. Садитесь. Приглашается в зал печень(Приложение 3 рис. 5). Суд предупреждает: говорите правду и только правду, за дачу ложных показаний вы несете ответственность по согласию ст. Указа РФ № 181. Напротив своей фамилии поставьте роспись (потерпевший расписывается).
Слайд 5
Печень:
-я тоже страдаю от них: они заставляют превращаться мою ткань и убивают меня медленно, но верно. А без меня человек очень быстро отравиться разными болезнями и не сможет жить и работать.
Секретарь:
-Спасибо! Вы свободны. Садитесь. Приглашается в зал легкие (Приложение 1 рис 2). Суд предупреждает: говорите правду и только правду, за дачу ложных показаний вы несете ответственность по согласию ст. Указа РФ № 181. Напротив своей фамилии поставьте роспись (потерпевший расписывается).
Слайд 6
Легкие:
-Они мои враги. От дыма папирос мы становимся не легкими, а тяжелыми, забитыми и не можем обеспечить газообмен. Мы задыхаемся и кровь совсем не получает кислорода. Если и дальше эти преступники будут среди людей, мы погибнем.
Секретарь:
-Спасибо! Вы свободны. Садитесь. Приглашается в зал желудок (входит). Суд предупреждает: говорите правду и только правду, за дачу ложных показаний вы несете ответственность по согласию ст. Указа РФ № 181. Напротив своей фамилии поставьте роспись (потерпевший расписывается).
Слайд 7
Желудок:
- Алкоголь раздражает мои стенки, что может вызвать расстройство и даже сильное кровотечение. Смешиваясь с пищеварительным соком, алкоголь затрудняет переваривание пищи, ведет к развитию гастрита, язвы и даже рака различных пищеварительных органов.
Секретарь:
-Спасибо! Вы свободны. Садитесь. Приглашается в зал кожа ( Приложение 3 рис. 6). Суд предупреждает: говорите правду и только правду, за дачу ложных показаний вы несете ответственность по согласию ст. Указа РФ № 181. Напротив своей фамилии поставьте роспись (потерпевший расписывается).
Слайд 8,9
Кожа:
-Я, кожа их всех троих ненавижу они испортили всю мою внешность. Из-за них я стала такая сморщенная и неэластичная. Из-за них я то бледнею, то краснею, и даже синею и желтею.
Секретарь:
-Спасибо! Вы свободны. Садитесь. Приглашается в зал голосовые связки (Приложение 2 рис.4). Суд предупреждает: говорите правду и только правду, за дачу ложных показаний вы несете ответственность по согласию ст. Указа РФ № 181. Напротив своей фамилии поставьте роспись (потерпевший расписывается).
Слайд 10
Голосовые связки:
-Вы только послушайте, товарищи, какой у меня стал голос из-за них. А ведь был он такой звонкий. У меня нет слов и звуков, чтобы выразить, какие это зловредные людишки.
Секретарь:
-Спасибо! Вы свободны. Садитесь. Приглашается в зал головной мозг( Приложение 1 рис. 1). Суд предупреждает: говорите правду и только правду, за дачу ложных показаний вы несете ответственность по согласию ст. Указа РФ № 181. Напротив своей фамилии поставьте роспись (потерпевший расписывается).
Слайд 11
Головной мозг:
-Я, головной мозг. Я страдаю от подсудимых больше всего, ведь я руковожу работой всех органов. Алкоголь буквально сбивает меня с ног,.а еще он заставляет меня подавать какие-то страшные сигналы языку, рукам и ногам. Наркотик чуть не убил меня, еле-еле отходили в больнице. Я требую, чтобы они несли серьезное наказание за свою безобразную деятельность.
Секретарь:
-Спасибо! Вы свободны. Садитесь. Переходим к допросу свидетелей Приглашается свидетель.
Судья:
-Свидетель, видели ли вы, как обвиняемые нападали на потерпевших?
Слайд 12,13,14,15
Свидетель 1:
-Да! И неоднократно Алкоголь, например, обманом проникает во все органы человека, бросается под машины, толкает его в сугробы, где он замерзает, заставляет убивать других людей. От Алкоголя люди глупеют, теряют свой человеческий облик. А самое страшное, что я видел там это, больных и уродливых детей, родившихся в семьях алкоголиков. Это самая тяжелая вина алкоголя, и за это его надо сурово наказать.
Секретарь:
-Приглашается свидетель.
Судья:
-Свидетель, что вы можете сказать о поведении никотина.
Слайд 16, 17
Свидетель 2:
-Никотин – враг здоровья. Я знаю случай, когда 2 человека поспорили: кто больше выкурит папирос и выкурили 6о папирос. Никотин убил обоих. И люди знают о его вреде, но никотин очень хитер. Он идет в атаку на мальчишек и девчонок- самый неразумный народ. А когда те привыкнут к нему, то никуда от него уже не деться, не хватает силы воли бросить. Так и глотают яд до смерти. А его в 5 папиросах хватит убить кролика, а в 100- даже лошадь. Никотин вреден не только для тех, кто волей, неволей вдыхает дым папирос. А они, то вообще ни в чем не повинны.
Секретарь:
-Приглашается 3 свидетель.
Судья:
-Свидетель, расскажите суду о том, как ведет себя подсудимый наркотик.
Слайд 18
Свидетель 3:
-Наркотик очень коварен. Он везде и повсюду подстерегает тех людей, которые легко поддаются внушению, лишены интересов, плохо контролируют свои желания. Действия его точны и верны. Оказывает особое, специфическое действие на нервную систему и весь организм человека, которые приводят к снятию болевых ощущений, изменению настроения, психического и физического тонуса. Дальше развивается привыкания и полная зависимость. Главной целью жизни наркомана становится стремление принять новую дозу наркотика, наступает деградация личности. В следствии передозировки возможен смертельный исход Наркоманы редко доживают до 40-45 лет.
Секретарь:
-Слово предоставляется прокурору.
Прокурор:
-В соответствии со ст.151 РФ (число, месяц, год) преступным являются ядовитое воздействие на организм человека алкоголя, никотина, наркотика, начиная с малых доз, каждый по своему, они разрушают органы человека. Этим самым наносится вред всему обществу в целом из-за их действия. Падает производительность труда рабочих, совершаются прогулы, наносится материальный ущерб обществу, технике, оборудованию. Они являются источником отравления окружающей среды и мы не можем проходить мимо этого, так как нас волнует будущее нашей планеты, всего человечества по действующему законодательству действие врагов здоровья влекут за собой ответственность в виде лишения свободы или уничтожения как высшую меру наказания. Я, как государственный обвинитель, прошу принять самые строгие меры наказания по отношению к обвинителям и в соответствии со ст. № 151 РФ приговорить никотин к высшей мере наказания - сожжению, алкоголь- заключить пожизненно, приговорить наркотик к высшей мере наказания.
Секретарь:
-Слово предоставляется защите.
Адвокат:
-Граждане судьи, господа присутствующие, я адвокат подсудимых хочу обратить ваше внимание на то, что у подсудимых есть и хорошие качества смягчающие обстоятельства. Так, алкоголь может быть полезен в медицине для приготовления лекарств и в парфюмерии, для изготовления душистых веществ, лаков, смол. Применяется в качестве горючего, на основе спирта приготавливают медицинский эфир, уксусную кислоту. Очень трудно что- сказать хорошего о никотине, но все таки, и от них может быть польза при окуривании зараженных растений погибают бактерии и вредные насекомые. Наркотики как и алкоголь применяется в медицине при проведении операций для анестезии. А в том, что они наносят вред людям, я прошу суд смягчить наказание подсудимых.
Секретарь:
-Последнее слово предоставляется обвиняемым. Есть ли вопросы у обвиняемых к суду?
Обвиняемые:
-Мы признаем свою вину и просим смягчить наказание.
Секретарь:
- Встать, суд удаляется на совещание (судья выходит).
Встать, суд идет (заходят судьи). Заслушайте приговор суда.
Судья:
-Именем закона РФ, народный судья школы № 13 г. Темрюка от 2014г. заслушал обвинительное заключение, рассмотрев открытом судейском заседании, заслушав свидетелей и обвиняемых, решением государственного обвинителя и защитника с участием народных заседателей постановил. Признать виновным алкоголь, никотин, наркотики в нанесении материального ущерба. Приговорить никотин и наркотики к высшей мере наказания уничтожению, приговор принять к исполнению. Из зала суда никотин, алкоголь, наркотики взять под стражу. Решение народного суда может быть обжаловано в высших инстанциях.
Секретарь: -Вывести подсудимых из зала суда. Суд окончен.
Вопросы к учащимся: 1. Вопрос: Что является причиной заболеваний?
2. Вопрос: Что может повлиять на здоровье человека?
3. Вопрос: какие привычки считаются вредными?
Учитель. Прежде чем закончить наше сегодняшнее мероприятие, я предлагаю вам народные заседатели и вам, учащиеся отдать свой смайлик тому участнику судебного процесса, чьё выступление показалось вам наиболее убедительным, эмоциональным и четким.
Наш разговор подошел к концу. Человечество продолжает употреблять это, безусловно, вредное вещество, хотя известна степень его опасности для здоровья, а в законодательствах всех цивилизованных стран сформулированы меры пресечения. Однако потребление никотина, алкоголя и наркотика растет. Всё зависит от нас самих, от нашего разума. И есть хорошие строчки стихотворения, которыми мы заканчиваем нашу встречу.
Слайд 19, 20, 21, 22
Ученик: Пока здоровы люди, Всё в мире поправимо! Пока здоровы люди, И небо будет синим!
Пока смеются люди, Они, конечно, смогут Зло победить на свете, Добру открыть дорогу.
Пускай смеются люди И небо будет синим! Давайте же все вместе Мир сделаем красивым!
III. Подведение итогов.
Оценки за выступление и за ответы на вопросы.
Рецензия
Зам. директора по УВР на урок ОБЖ в 8 «В» классе
Сухова Светлана Ефимовна провела открытый урок - «Суд над никотином, алкоголем, наркотиками» в 8 «В» классе по теме «Вредные привычки и их влияние на здоровье»
Урок представляет собой целостную систему. Структура урока соответствует его содержанию и поставленным целям. Прослеживается взаимосвязь между этапами урока. Учителем найден оптимальный объем изучаемого материала с учетом требований программы курса ОБЖ и с учетом особенностей класса. Построение урока основано на включении таких здоровьесберегающих технологий, как обучение в сотрудничестве, игровая форма, личностно- ориентированный подход.
В процессе урока активно используется интерактивная доска, что делает урок интересным, насыщенным и увлекательным для учащихся. Во время урока, речь учителя была понятной и доступной ученикам. Слайдовая презентация содержит весь необходимый наглядный материал. Учащиеся вовлечены в игровой судебный процесс, позволило увидеть индивидуальные способности учащихся, владение материалом и их творческие способности. Дети работали с интересом, увлеченно. Было видно, что материал ими понят и усвоен хорошо.
На протяжении всего урока отмечается оптимальный психологический климат, достаточный темп и ритм, уважительные отношения между преподавателем и учащимися, спокойная деловая обстановка. Сценарий урока продуман и хорошо спланирован. Каждый этап урока реализован как по времени, так и по объему.
Учащиеся показали высокий уровень знаний и умений в учебной деятельности.
Домашнее задание дано вовремя. Поставленные цели реализованы, что является высоким показателем урока.
Урок является инновационным, интересным, познавательным. Использование на уроке активных методов обучение- игровых, способствуют снижению усталости и физического напряжения, эмоциональной разрядки.
директора по УВР С. А. Романченко
Зам.
© 2016, Сухова Светлана Ефимовна 1367