СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всю душу выплесну в слова!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Всю душу выплесну в слова!» (по лирике С.А Есенина)

Цель урока: продолжить изучение творчества С.А Есенина, познакомить учащихся с особенностями поэзии, показать народность творчества; понимать философские размышления на «вечные темы», воспитывать нравственное чувство, чувство сопереживания судьбе Есенина.

Оборудование урока: слайд.-презентация

Ход урока: I Организационный момент.

Мобилизация учащихся на начало урока. Объявление темы, целей урока.

Звучит музыка

Слайд (портрет Есенина, друзья поэта)

II. Вступительное слово учителя:

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после грез.

И душа моя- поле безбрежное-

Дышит запахом меда и роз.

Сегодня мы говорим о Сергее Есенине, поэте, чей недюжинный талант, восхищавший современников, питался и жил любовью к России. Сергей Александрович Есенин- выдающийся русский поэт. «Моя лирика,- говорил Есенин, -жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Есенин народный национальный поэт не только потому, что родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихов прост и понятен, но и потому, что каждый человек хоть однажды пережил те же чувства, что и Есенин.

III. Актуализация знаний учащихся:

Какие мотивы характерны для есенинской поэзии? Какие интересные факты из жизни поэта помогают вам понять причастность семьи к его самоопределению? Почему деревенская тема волнует поэта?

Слайд (дом Есенина, родители поэта и близкие)

1. Сообщения уч-ся: Основой есенинского мироздания является изба с ее атрибутами. Избы, окруженный двор, огород с плетнями и связанные друг с другом дорогой, образ деревни. А деревня, ограниченная околицей, это и есть есенинская Русь. Наблюдательность, меткость зарисовки, задушевность интонации стихотворений притягивает читателя. До Есенина крестьянский быт лишь был объектом сострадания. Мотив сожаления о бедноте и обездоленности родного края волновали поэта. Чаще всего он писал о деревенской природе, которая выглядела у него просто и незамысловато. Куда бы поэта судьба не забрасывала, где бы он ни был, вновь и вновь вспоминает он родное село, отцовский «низкий дом с голубыми ставнями» и необъятный простор родных рязанских раздолий.

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,-

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

Деревенская лирика поэта-это воплощение света, тепла и любви.

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы…

Для обитателя этой Руси весь жизненный подвиг- крестьянский труд.

Комментирование стихотворений учащимися:

«Я последний поэт деревни», »Где ты, где ты, отчий дом…?»

«Спит ковыль. Равнина дорогая»

Слайд (о животных)

2.Тема любви «к братьям нашим меньшим», «чувство милосердия ко всему живому» как единая нравственная и творческая поэзия Есенина.

Примером этому являются стихотворения: »Корова», «Собаке Качалова

Слайд (природа в разное время года в творчестве поэта )

3. Тема природы в творчестве Сергея Александровича Есенина

Б.Пастернак писал: «Самое драгоценное в Сергее Есенине - образ родной природы, переданной ошеломляющей свежестью так, как она далась ему в детстве».

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Мировосприятие Есенина складывается под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта неразрывные понятия. Если человек уподоблен дереву, то душа его – заросшему розовыми кустами полю, руки- сучьям, глаза- листьям. Об этом свидетельствуют строки стих.

Звучит песня в исп. Игоря Штайна «Клен ты мой, опавший.»

Какие мысли и чувства вызывает у вас есенинское отношение к природе? В чем тайна силы есенинских строк?

Какие явления природы чаще всего изображает поэт? (зори, закат, дождь, снег, часто образ дерева, образ девушки связан с образом тонкой березки, образ души- с весенним цветением, образ лирического героя- с кленом)

Многообразие оттенков природы,богатство красок автор передает через эпитеты, сравнения, метафоры («черемуха душистая», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани»)

В стихотворениях Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого приобретают: золотой, медный; много зеленого, голубого, синего. В основном стихи окрашены в чистые, нежные, яркие цвета.

Комментирование стихотворения »Зеленая прическа.», «Сыплет черемуха снегом»

Слайд (женщины Есенина: Зинаида Райх, Галина Бениславская, Айседора Дункан, Шаганэ Тальян)

4. Любовная лирика. Тема любви к женщине России, к жизни, к Востоку, к природе -ностальгия, тоска по родной земле.

.«Персидские мотивы» - гимн «гению чистой красоты», гимн женщине. Мечта о чистой любви - один из сквозных мотивов лирики.

Комментирование стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ! »

Слайд ( ил. рисунок, фото матери поэта и С.Есенина )

III. От чудесных стихов о стране «березового ситца» до тревожных раздумий о судьбе России. Россия Есенина – это «страна березового ситца», это «милая кроткая Русь». В стихах Есенина нашло отражение все, чем жила его душа. Сначала образ матери, потом родное село и, наконец вся необъятная земля русская… Слово о матери ранят душу и запоминаются на всю жизнь. Поэзия Есенина несет идею материнства как одну из самых гуманных идей. А письмо матери – гимн ей.

Звучит песня в исп. А.Малинина «Письмо матери»

1.Любовь к матери, образ матери в стихотворении «Письмо к матери»

2. Образ Родины. Идея неотделимости своей судьбы от судьбы России выражена в стих. «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Комментирование стихотворений: «Гой ты,Русь, моя родная»

«В этом мире я только прохожий.»; «Край любимый.», «Нивы сжаты…», «Русь уходящая.»,

Слайд (фото Есенина, похороны поэта)

Звучит песня в исполнении Н. Кадышевой « Отговорила роща золотая»

3.Философские размышления поэта, мотив странничества, кратковременного пребывания человека на земле.

От Руси полевой, патриархальной, уходящей в прошлое – к России советской,- таков путь поэта.

Раздумья поэта о жизни и смерти, о месте человека в мире

«Гори, звезда моя, не падай»,

»Жизнь- обман с чарующей тоской.»,

»До свиданья, друг мой, до свиданья»

IV. Итог урока. Размышления уч-ся: ”Чем мне дорог Есенин?» Из 20-х годов прошлого столетия поэт незримо шагнул в наши дни.

В сутолоке повседневной жизни, в ее безграничной проблематичности мы теряем что-то возвышенное, духовное. Стихи Есенина как бы останавливают нас: посмотрите вокруг себя, послушайте шум ветра в дубравах, шелест травы на лугах, голос речной волны…

Правда Есенина – любовь к родине, пусть незрячая, но великая.

Дни желтые, осенние…

И хочется мне вновь

Читать стихи Есенина

Про жизнь и про любовь.

Чтоб думами осенними

В осенней тишине

Вернуть домой Есенина

На розовом коне (В.Костров)

Действительно: прекрасное в наших душах- это что-то возвышенное, идеальное, недоступное для суеты, мелких чувств и стремлений, но прекрасное- это и сама жизнь, ее истинная сущность, без постижения которой человек нравственно гибнет. И пока живет земля, Есенину- поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с название кратким Русь»

Оценки. Дом. задание: подготовка к сочинению по лирике С Есенина

ГУ №19

Разработка урока по русской литературе на тему:

« Всю душу выплесну в слова!»

(По лирике С.А.Есенина)

Учитель: Бекенова Куляра Бижановна

16.01.2018 16:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!