СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Единственный путь, ведущий

к знанию - деятельность.

Бернард Шоу

Педагогический совет

Тема « Повышение качества образования: проблемы и пути решения»

Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

Обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических, содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования.

В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.

В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности.

Образовательное учреждение ставит задачей - формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг другу.

Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы:

  • уровень обученности учащихся;
  • готовность их к продолжению образования;
  • уровень воспитанности учащихся;
  • состояние здоровья детей;
  • уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;
  • уровень выполнения стандартов образования.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.

Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы.

Если провести анализ показателей качества по школе, то хорошие или плохие у нас результаты и динамика по данному показателю, выявится при сравнении входного и итогового контроля по нескольким годам. Самый легкий метод –контроль качества по предметам. Он дает представление о качестве образования в школе, но не отражает всего, что лежит в основе.

Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) – выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение.

Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом, собой и родителями за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Качество знаний меняется в зависимости от возрастного показателя, при переходе из начальной школы в среднюю и в некоторых других случаях. Но, в большинстве случаев,причины очевидны.

Причины снижения качества знаний ЗАВИСЯТ ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ И КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  • слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;
  • пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;
  • отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;
  • слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;
  • отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;
  • ученики не видят перспективы для приложения своих знаний; преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная, системно деятельностная, лабораторная работа на предметах гуманитарного цикла, дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение…);
  • потеря связи с родительской общественностью.

Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является правильная организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.

Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:

  1. Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.
  2. Социально-экономические факторы.
  3. Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов).
  4. Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.

Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения: обученность, мотивация, творческие способности, здоровье, духовно- нравственное развитие (потенциал личности). На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом обучащихся к учебному предмету. Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе. Согласно статистике, 57% школьников при переходе из начальной школы в среднее звено находятся на среднем уровне учебной зрелости, недостаточно владеют учебными умениями, что является причиной снижения успеваемости и интереса к учёбе в 5-м классе. Поэтому на первом этапе необходимо обучить пятиклассников способам познавательной деятельности в новых условиях учебной работы с учителями разных предметов. Способы познания должны стать предметом контроля и диагностики, поскольку знания - это результат процесса их приобретения, а главный итог обучения - умение обучающихся применять знания на практике (в дальнейшей учёбе и жизни)

О пределах д/з: острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в пределах:

Во втором классе – до 1,5 часа;

В третьем-четвёртом классах – до 2 часов;

В пятом-шестом классах – до 2,5 часов;

В седьмом классе – до 3 часов;

В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов.

Повышение качества образования: проблемы и пути решения»

А теперь попробуем подробнее остановиться на том, что зависит от школы, и что в состоянии изменить школа.

СЛАЙД №2

ИЗ ЧЕГО ОНО СКЛАДЫВАЕТСЯ?

  • из высокого уровня профессионализма педагогов;
  • из создания комфортности в обучении школьников как для ученика, так и для учителя;
  • прочности знаний учащихся;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  • из материально-технического обеспечения школы.

СЛАЙД №3

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В первую очередь, зависит от качественной организации условий труда в целом и от многих сопутствующих условий и факторов.

СЛАЙД №4 ЦЕЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;

  • создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;
  • обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;
  • создание условий для удовлетворения образовательных потребностей учащегося;
  • совершенствование системы воспитательной работы как одного из средств, способствующих повышению качества образования;
  • обеспечение физического развития учащихся,в том числе использование здоровьесберегающих технологий;
  • совершенствование материально-технической базы школы.

СЛАЙД №5

ЗАДАЧИ:

  • обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;
  • формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового школьника;
  • создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;
  • организация взаимодействия учителей классов, психолога, социолога и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся.

СЛАЙД №6

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ:

  • уровень обученности школьников по образовательным областям;
  • степень сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с литературой, текстом, рационально планировать свою работу при выполнении проектов и т.д., умение анализировать, делать вывод, четко и красиво выразить свою мысль и пр.);
  • качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);
  • качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);
  • качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).

СЛАЙД №7

Рекомендуемые направления методической работы в школе:

  • сохранение традиций и внедрение инноваций в разумных

сочетаниях;

  • повышение профессиональной компетентности учителя;
  • освоение и внедрение в работу новых

информационных технологий;

  • определение причин типичных затруднений школьников
  • и их планомерная коррекция;
  • выявление уровня сформированности и системности качества знаний учащихся;
  • накопление и фиксирование индивидуальных достижений школьников путём оформления портфолио в качестве дополнительной эмоционально-положительной поощрительной меры;
  • организация проектной деятельности, позволяющей развивать аналитические и творческие способности учащихся,
  • умение разнообразить формы деятельности учащегося, дающие возможность каждому применить и свои способности.

СЛАЙД №8

Педагогические качества:

  • владение современными образовательными технологиями;
  • способность делать учебный материал доступным пониманию;
  • применение творческих методов обучения;
  • способность организовать коллектив учащихся;
  • интерес к учебным и др.проблемам учащихся;
  • яркость речи, такт, связь с жизнью, способность к личностно-ориентированному подходу в работе.

СЛАЙД №9

Технологии и методики, применяемые в школе:

  • технология личностно-ориентированного образования;
  • технология уровневой дифференциации;
  • технология игрового обучения;
  • технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);
  • проектная деятельность;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии.

СЛАЙД №10

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

  • наглядно представлять материал;
  • интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
  • регулировать объем, скорость и яркую подачу новой информации;

СЛАЙД №11

Презентации позволяют учителю:

  • усилить образовательные эффекты;
  • повысить качество усвоения материала;
  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

СЛАЙД №12

Для повышения качества образования необходимо:

  • использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;
  • активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.
18.02.2019 22:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!