СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на районной научно-практической конференции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целеполагание на уроках иностранного языка в соответствии c ФГОС

В соответствии с ФГОС можно выделить несколько групп метапредметных умений. Прежде всего, это умение планировать собственную деятельность, ставить цели. Ученик должен сам проанализировать задачу и условаия, в которых она предъявляется, суметь сопоставить ее со своими знаниями и умениями.

Одним из важных принципов эффективного урока на современном этапе является принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.

Но не каждый учитель способен понять что такое целеполагание. Часто коллеги задают вопрос о целеполагании. Как научить этому школьников? Я предлагаю приемы целеполагания на уроках английского языка, которые помогут Вашим ученикам понять и принять цели урока, будут способствовать формированию универсальных учебных действий.

Если человек осознает смысл учебной цели, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. А чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, ему необходимо предложить проблему или ситуацию, в которой он смог бы обнаружить дефицит собственных знаний. Цель им воспримется как реальная проблема. В итоге индивидуальные цели учеников будут постепенно занимать все больше места в системе их образования. Любая учебная ситуация или этап урока могут быть поводом для первичного целеполагания ученика.

Основные приемы целеполагания, которые я использую на своих уроках.

1.Мозговой штурм (Люблю использовать, если идет работа в группах)

Этот прием помогает быстрому включению учащихся в урок, погружению их в иноязычную среду.

Одним из вариантов приема может стать например вопрос, если, например, тема урока: Знаменитые люди (Enjoy English 8). “Who is a successful person? What makes a successful person?” Дети отвечают на вопрос “What do you think is the most important for achieving success in life?”

Дети должны вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по теме. Все слова, которые называют ученики обосновывая собственный выбор, записываются на доске. После того, как ученики ответят, спрашиваю «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов предлагаю учащимся сформулировать тему и цели урока.

2.Тема-вопрос>>> план (хорошо с младшими школьниками)

В учебном плане нельзя формировать тему урока как вопрос, но можно во время урока, когда тема формулируется в виде вопроса. Школьникам необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, тем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Например, в 4 классе( Enjoy English 4) можно задать вопрос «Вы хотите узнать, кто такой Шалтай-Болтай?» Как это сделать?

1.Нарисовать героя.

2. Послушать стихотворение о нем.

3. Прочитать текст о нем.

4. Расспросить.

Так формулируются конкретные учебные цели.

3.Ситуация яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено ярким цветом. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.

Например, при изучении глаголов: played, cooked, Told, helped. Слово «Told» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

4.Группировка

Предлагается разделить на группы ряд слов (Enjoy English 7). Например: cats, men, women children, foxes, teeth, games. Классификация пойдет по внешним признакам, а вопрос: "Почему слова множественного числа имеют разные признаки?" и будет целью урока.

5.Домысливание

Данный прием предполагает формирование целей при помощи опорных глаголов. Преподаватель называет тему урока, например «Character and appearance» («Характер и внешность»), затем просит учащихся сформулировать цель с помощью опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать. Такой прием хорош уже в 9 классе. Ученики, например, предлагают изучить слова по теме, научиться составлять предложения, описывающие их характер и внешность, узнать о своих одноклассниках, уметь рассказать о себе и своем друге.

6.Отсроченная отгадка.

В начале урока я даю загадку, пословицу или ставлю проблемный вопрос, но так, чтобы учащиеся не смогли сразу ответить. Поиск правильного решения и станет целью урока. Использую этот прием в 8 классе, при изучении темы «Famous People». Предлагаю фотографии, текст, аудио, презентацию, интересные факты из жизни. На одном из уроков, мы, таким образом, познакомились с королевской семьей.

7.Прием «знаю- не знаю»

Пишется тема урока, например «Hobbies» («Хобби») - 7класс.

На доске чертится таблица из трех колонок:

Know

Don’t know

Want to know

Знаю

Не знаю

Хочу знать

Ученики вспоминают, что они уже знают по этой теме (например, названия самых популярных видов хобби), добавляют, что они хотели бы узнать (например, как по-английски назвать различные хобби: «садоводство», «гонки», «вышивание», «альпинизм», «изучение иностранных языков» и.т.д.). Все записывается в соответствующую колонку, а во время заключительного этапа урока делается вывод о том, что из желаемого и неизвестного смогли ученики узнать.

8.Работа над понятием

Ученикам 4 класса предлагается стать экспертами и объяснить значение каждого слова в названии грамматической темы. Затем, от значения слова определяем цель урока. Например, тема «Countable and uncountable nouns» («Исчисляемые и неисчисляемые существительные»).

Что в формулировке темы уже известно ученикам? (Например, известно, что означает «noun» - существительное, ученики называют существительные на английском языке.)

Как вы думаете, что обозначают понятия «исчисляемые» и «неисчисляемые»? Есть ли исчисляемые и неисчисляемые существительные в русском языке?

Знаете ли вы, как используются исчисляемые и неисчисляемые существительные в английском языке? Хотели бы узнать на уроке?

Использование этих приемов целеполагания поможет вашим ученикам понять, принять и даже сформулировать цели урока, сделает урок очень эмоциональным, будет способствовать формированию «универсальных учебных действий»в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта.

Вы заметили, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. Это особенно трудно для учащихся любого уровня, а тем более на уроке иностранного языка.

Если Вы решили использовать эти приемы, то нужно:

–учитывать уровень знаний и опыта детей, – делать целеполагание доступным, т.е. включать разрешимую степень трудности, – сохранять толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, – всю работу направить на активную мыслительную деятельность.

Источники информации

1.Аверьянов Л. Я. Почему люди задают вопросы? Л.Я Аверьянов.- М.: Социолог:1993ю — 279 с.

2.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли/ А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

3.АствацатуровГ.О. Технология целеполагания урока. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.

4. Махмутов М.И. Проблемное обучение/ М.И. Махмутов/ Воспитание школьников. - 1983. -№12. - с.20-28.

5.Образовательная технология и целеполагание. Г.Г. Левитас//Завуч.-2003г.-№ 1

28.03.2019 15:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!