СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на курсах повышения квалификации: «Формирование информационной культуры и читательской компетентности в условиях реализации ФГОС основного общего образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования (повышения квалификации) специалистов

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

(МОУ МЦ «Раменский дом учителя»)

Кафедральный учебный модуль

«Формирование информационной культуры и читательской компетентности в условиях реализации ФГОС основного

общего образования»

Проект

«Образовательная технология критического мышления на уроках географии»

Слушатель: Сухова К.Ю.,

учитель географии МОУ СОШ №6

Преподаватель:

г, Раменское

2015г

Из опыта работы с приемами технологии развития критического мышления через чтение и (РКМЧП) на уроках географии.

На современном этапе для успешного достижения цели образовательного процесса, подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности занять активную жизненную позицию, возможности социализироваться в быстро изменяющемся обществе, недостаточно обладать только предметными знаниями. Нужны надпредметные (метапредметные) знания и умения. Необходимо формировать у школьников универсальные учебные действия.

Государственная политика в сфере образования реализуется посредством образовательных стандартов. В стандартах нового поколения прописано, что уже в начальной школе в результате изучения всех без исключения предметов у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, как основа умения учиться. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования должна быть направлена на реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования [1].

Под метапредметными (универсальными) понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях [2].

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2].

Формирование и развитие надпредметных (метапредметных) умений и навыков, универсальных учебных действий в образовательном процессе происходит при использовании образовательных технологий. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления.

Под технологией критического мышления традиционно понимают систему суждений, которая используется для анализа событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять поученные результаты к ситуациям и проблемам. В более узком смысле критическое мышление означает «корректную оценку утверждений», «разумное» рефлексивное мышление, направленное на принятие решения о том, чему доверять и что делать.

Е.О. Божович определяет критическое мышление как способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложное, подвергать сомнению эффектные, но не эффективные решения [3].

Д. Халперн определяет критическое мышление как направленное мышление, отличающееся взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, использованием таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата [4].

С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская в своей работе «Развитие критического мышления на уроке» приводят мнение Дж. Барелла, который считает, что критически мыслящие люди решают проблемы, проявляют настойчивость в их решении; контролируют себя, свою импульсивность; открыты для других идей; решают проблемы, сотрудничая с другими людьми; слушают собеседника; эмпатичны; терпимы к неопределённости; рассматривают проблемы с разных точек зрения; строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели; применяют свои навыки и знания в различных ситуациях; любознательны; активно воспринимают информацию [5].

Итак, все качества, необходимые для развития критического мышления, необходимы любому выпускнику школы для его успешной социализации в современном обществе.

Формирование у учащихся вышеперечисленных качеств является целью педагогической технологии, которая носит название «Технология развития критического мышления посредством чтения и письма». Она известна в России с 1997 года.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо была разработана американцами Ч. Темплом, К. Мередитом и др. Эта технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях. Она универсальная, проникающая, «надпредметная», открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач.

Учебные занятия, формирующие критическое мышление, имеют следующие этапы:

1. Стадия вызова.

2. Стадия осмысления.

3. Стадия рефлексии.

Первая стадия - вызов.

Деятельность учителя на этой стадии направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Учитель должен способствовать бесконфликтному обмену мнениями, фиксации и систематизации информации, полученной от учащихся.

Ещё одной задачей является активизация учеников. Важно, чтобы каждый мог принять участие в работе, ставящей целью актуализацию собственного опыта.

На этом этапе должно действовать правило: «Любое мнение учащегося ценно».

Стадия осмысления содержания.

На этой стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Деятельность учителя направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от «старого» знания к «новому». Учитель может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ясном и привлекательном её изложении. Он должен отслеживать степень активности работы учащихся.

Ученик должен попытаться сопоставить новую информацию с тем, что он уже знал по данной теме. Одним из условий развития критического мышления является отслеживание восприятия учеником изучаемого материала.

Третья стадия – рефлексия.

Понимание важности этой стадии дают слова Р. Бустрома о процессе рефлексии, которые приводят в своей работе С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская: «Рефлексия – особый вид мышления… Рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор» [5].

Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям-предположениям для того, чтобы были внесены изменения и дополнения, а так же даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся сопоставляют новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

Описанные выше этапы технологии развития критического мышления реализуются на уроке с помощью большого количества приемов. Приведу фрагменты краткого конспекта урока географии в 8 классе на тему: «Внутренние воды России. Реки», с использованием нескольких приемов развития критического мышления на разных этапах урока (Приложение 1).

На каждом этапе присутствуют свои приемы работы учащихся. Одним таким приемом, используемым мной довольно успешно на начальном этапе урока, является составление кластера. На мой взгляд, целесообразно, применять этот прием, когда идёт актуализация имеющихся у школьников знаний, т.е. на этапе актуализации знаний. Кластер («гроздь») – графическое оформление материала в определённом порядке.

На уроке географии в 8 классе при изучении темы «Внутренние воды России. Реки» учащиеся на начальном этапе урока составляют кластер «Внутренние воды», так как уже знакомы с этим понятием из курса географии 7 класса (Приложение 2).

Содержание кластера проговаривается совместно с учащимися. На завершающей стадии урока кластеры будут дополнены на основе новой информации, уточнятся причинно-следственные связи между отдельными смысловыми блоками.

Этот приём способствует формированию не только общеучебных и коммуникативных универсальных действий, но и логических, учащиеся учатся лучше понимать окружающий мир.

На втором этапе урока «Внутренние воды России. Реки», при получении новых знаний учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника, используя приём технологии критического мышления «ИНСЕРТ», маркируя текст значками по мере его прочтения.

Во время чтения текста учащиеся делают на полях текста пометки карандашом, а после этого заполняют таблицу, в которой значки будут заголовками столбцов. Сведения из текста в таблицу (Приложение 3) заносятся в виде тезисов.

«V» – знаю

«+» – новое

«?» – вопросы

Этот прием успешно работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Данный прием делает зримым процесс накопления информации, а путь от старого знания к новому – понятным и четким. Необходимо подчеркнуть особую эффективность использования приема INSERT так как он развивает самооценку и уверенность в себе; делает уроки более интересными; дает возможность учащимся высказать свое мнение, перенять опыт; способствует развитию инициативы учащихся; учеба происходит в действии при сотрудничестве учащихся с учителем; учеба начинается с того уровня, на котором учащиеся находятся.

После заполнения таблицы обсуждаются записи, внесённые в таблицу – очень важный этап работы, у учащихся формируются познавательные общеучебные и логические универсальные действия.

На стадии рефлексии происходит обсуждение прочитанного, базирующееся на материале составленных таблиц. Важно, что у каждого учащегося будет свое понимание рассматриваемой темы, поэтому не будет совершенно одинаковых таблиц. Задача учителя на данном этапе координировать процесс обмена информацией, организовать обсуждение каждой графы таблицы.

Для подведения итогов работы по теме: «Внутренние воды России. Реки» для того, чтобы обобщить весь новый материал и систематизировать его, учащимся было дано письменное домашнее задание: написать эссе на тему: «Значение рек в жизни населения и развитии хозяйства России». Эссе, как письменная форма рефлексии помогает учащимся подытожить свои знания и выразить свое отношение к расмотренной теме.

Впоследствии, для того, что бы оценить насколько учащиеся 8-х классов заинтересовались приведенными выше приемами технологии развития критического мышления в завершении изучения темы: «Внутренние воды России. Реки» им была предложено заполнить специально подготовленные анкеты (Приложение 4). По результатам анкетирования из 70 опрошенных восьмиклассников 43 человека положительно оценили применяемые технологии; для 14 учащихся прием «ИНСЕРТ» показался затруднительным; восьмерым сложным показалось написание домашнего эссе; 5 – дали негативную оценку уроку.

Итак, выбор того или иного приема работы зависит от уровня обученности учеников, тематики урока, особенностей предмета, типа учебного текста. Использование разнообразных форм работы в рамках интерактивного чтения помогает учащимся в более интересной, живой, активной форме не только усваивать необходимый новый учебный материал, но и проявлять себя, мыслить творчески, нестандартно.

Список используемой литературы:

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 35 с.
  2. Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование. Учебное пособие для постдипломного образования и самообразования педагогов. – М: Центр “Образование и экология”, 2010. – 140 с.
  3. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармоничной личности: пособие для педагогов и психологов / Л.И. Божович. СПб: Союз, 1998- 430 с.
  4. Халперн Д. Психология критического мышления: пособие для психологов и педагогов/Д.Г Халперн. 4-е международное издание: СПб,2000 – 512с.
  5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004. – 175 с.

Категория: География
08.01.2016 15:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!