СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Выступление на МО «Начальные классы»
Тема: Современный урок в рамках реализации ФГОС.
Нужно, чтобы дети по
возможности учились самостоятельно,
а учитель руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал»
К.Д. Сухомлинский
В современном обществе, главной задачей образования является воспитание и обучение конкурентноспособного человека и гражданина, который способен творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Для решения данной задачи в образовательном процессе были введены стандарты второго поколения.
Главным отличием современного урока является то, что на этом уроке учащиеся получают не только предметные знания, но и умения применять эти знания на практике.
Задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать уверенными, творческими и уверенными в себе людьми.
«Что же такое современный урок?». Вот, что говорят об этом сами учащиеся:
«Современный урок - это понятный для нас урок».
«Современный урок – это веселый, познавательный, интересный и нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются».
«Современный урок – это разнообразный урок».
«Современный урок – это урок на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком».
«Современный урок – это урок, на котором чувствуешь себя уверенно, и на нем не бывает стрессов».
«Современный урок – это урок, на котором решаются задачи, которые готовят нас к жизни».
« Высший пилотаж» современного урока – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому учащиеся ощущают, что ведут уроки сами.
Особенности современного урока:
С учетом требований к уроку по ФГОС можно выделить следующие типы современного урока:
При реализации ФГОС учитель должен помнить, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
С внедрением ФГОС появилось новое понятие – учебная ситуация, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные действия, преобразуют его, частично запоминают. Свои уроки учитель должен научиться создавать учебные ситуации, уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. При создании учебной ситуации надо учитывать следующее:
- возраст ребенка;
- специфику учебного предмета;
- меры сформированности УУД учащихся.
Для создания такой ситуации используются следующие приемы:
- предъявить тренировочные факты, теории;
- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
- использовать приемы «яркое пятно» и «актуальность».
Изучаемый материал на уроке выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает определенные действия ( например: работает с дополнительной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Для этого, он осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура современного урока, должна быть динамичной, с использованием разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, обеспечивая приоритет его деятельности по отношении к своей собственной.
Последовательность действий учителя при подготовке к современному уроку включает проектирование и конструирование.
Проектирование – разработка основных компонентов педагогического процесса:
Конструирование – создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся. На этом этапе учитель создает конспект урока и (или технологическую карту), по которому будет работать, решая поставленные задачи и добиваясь получения основного результата образования.
Выделяются следующие основные этапы современного урока:
1 этап. Самоопределение, мотивация к деятельности.
Цель: включение учащихся в деятельность.
На этом этапе у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
2 этап. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала. необходимого для открытия нового знания.
На данном этапе создается проблемная ситуация.
3 этап. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений( Почему не получилось? Что мы еще не знаем? и т.д.); учащиеся самостоятельно проговаривают тему урока.
4 этап. «Открытие» нового знания.
Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения.
Способы: диалог, групповая или парная работа.
5 этап. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Способы: фронтальная работа, работа в парах.
6 этап. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: сделать вывод о том, что учащиеся усвоили.
Учащимся дается небольшая самостоятельная работа ( не более 2 – 3 типовых заданий).
Методы: самоконтроль, самооценка, взаимопроверка.
7 этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Учащимся предлагается из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; выполняют задания, в которых новые знания используются с изученными ранее.
8 этап. Рефлексия деятельности.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.
Способы: «Лесенка успеха», «Светофорик», «Смайлики» и т.д.
Рассмотрим некоторые ситуации, которые я применяю на своих уроках.
Пример 1.
Практически на каждом уроке я привлекаю учащихся к самостоятельному определению понятий.
Например, на уроке русского языка учащимся даются слова: корень, предлог, окончание, приставка и предлагается задание: « Назовите лишнее слово и обоснуйте свой ответ.» «Что мы знаем об оставшихся словах?» «Какое слово нам незнакомо?». Сформулируйте тему урока. «Что мы должны узнать об этой части слова?» Составляется план:
1.Что такое приставка?
2.Для чего служит?
3.Как пишется приставка? и т.д.
Пример 2.
Математика. Тема: «Нахождение площади».
Проблемная ситуация. как найти площадь, не пользуясь меркой – квадратный сантиметр.?
Учащиеся выдвигают свои гипотезы, опираясь на ранее полученные знания. Затем делают общий вывод. Чтобы найти площадь надо знать длину и ширину фигуры, которые надо перемножить.
Проблемные ситуации можно создавать на любых уроках и давать возможность учащимся самим находить решения, делать выводы.
Итак, каким же должен быть современный урок? Для меня – современный урок – это интересный, занимательный урок. Естественно, что подготовка к такому уроку требует от учителя большой подготовки. Надо продумать структуру урока, логику изучения нового материала, разнообразие дидактического материала и постоянные поиски новых методов и форм преподавания, использовать на уроках ИКТ.
Работать по – новому интересно и увлекательно. Современная школа должна не только давать информацию, но и учить работать с этой информацией, использовать полученные знания в жизни.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, -
Пока идешь за кем то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
© 2016, Артюх Марина Владимировна 1102