СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на общешкольном родительском собрании: «Профилактика безопасности, правонарушений, распространения ПАВ в образовательной среде».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Еще вчера он был совсем маленьким, и вы носили его на руках, называли малышом. Для него не существовало никого, кроме вас, и самой главной вашей проблемой было вовремя поменять ребенку пеленки. Еще вчера. А сегодня он на голову выше вас, слушает бессмысленную музыку, приходит домой за полночь, носит нечто вместо нормальной одежды и разговаривает на непонятном языке.

Он уже почти взрослый, ваш ребенок-подросток. У него свой взгляд на многие вещи, он пытается быть независимым. Попытки эти чаще всего приводят к конфликтам, непониманию и растущему отчуждению между вами. Порой у вас просто опускаются руки, и вы не знаете, что делать дальше. Как понять почти взрослого ребенка? Как вести себя с ним? Как уберечь от ошибок, ведь он еще совсем неопытный? Вы хотите для него только добра, но почему же все чаще он уходит, хлопнув дверью? Откуда все эти конфликты буквально “на ровном месте”, ведь еще так недавно вам казалось, что вы прекрасно знаете и понимаете своего ребенка? Вопросы, вопросы, вопросы. А среди них извечно-главные: что делать, и кто виноват. Не спешите отчаиваться, с подобными проблемами сталкиваются очень многие родители! Лучше попытаемся вместе найти выход из этой ситуации. Вам надо научиться жить под одной крышей с подростком, слышать и понимать его.

В последние годы мы наблюдаем значительный рост подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной даже для людей далеких от наркологии.

Встает вопрос о том, где и как проводить профилактику? В настоящее время профилактика употребления ПАВ у детей и подростков выходит на общегосударственный уровень и предполагает консолидацию усилий различных ведомств при ведущей роли системы образования.

Ведущая роль системы образования в первичной профилактике отражена в ряде нормативных документов, в частности Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде является основным программным документом, регулирующим профилактическую деятельность в образовательной среде. Согласно Концепции, целями первичной профилактической деятельности являются:

- изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде.

- сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

С ориентацией на Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде в нашей школе была разработана Программа “Здоровье”. В программе принимают участие все субъекты образовательного процесса. Цель школьной программы - создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития учащихся и их ориентацию на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья.

Ожидаемый результат деятельности - личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью. Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления ПАВ основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг.

Не оставляет сомнений факт, что местом проведения профилактической работы должна являться, в первую очередь, школа. Школа предоставляет удобную возможность охватить профилактикой все возрастные группы обучающихся, она служит хорошей базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами (дети с отклоняющимся поведением, отстающие в учебе или с вероятностью "выпадения" из социальной среды).

Сегодня школа - это, пожалуй, одно из немногих воспитательных пространств, где сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию молодежи. Именно работники системы образования - социальные педагоги, школьные психологи, классные руководители и учителя-предметники, - могут быть основными проводниками профилактических программ, реализуемых на базе школы. А таких программ у нас несколько:

«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2013 учебный год», «Комплексная программа профилактики правонарушений и обеспечения безопасности на 2010-2013 учебный год», «Комплексно- целевая программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав на 2010 -2013 годы»

Анализируя сегодняшнюю наркологическую ситуацию в детско-подростковой среде, можно с уверенностью сказать, что в обществе, где имеются экономические, политические, социальные, педагогические, медицинские и другие проблемы, встреча с психоактивными веществами для подростка - реальность.

В связи с этим, вопрос о выборе методов и конкретных приемов психолого-педагогического воздействия является одним из центральных вопросов, связанным с проведением работы по профилактике наркозависимости с детьми разного возраста.

В нашей школе «стержнем» первичной, позитивной профилактики является использование педагогических, образовательных технологий, которые обеспечивают развитие ценностей здорового образа жизни у обучающихся и взаимосвязь с учебным процессом. Делают профилактическую работу интересной и деятельностной для ребят, результативной.

Кроме того, не стоит забывать, что, пытаясь оградить наших детей от употребления психоактивных веществ, мы порой не принимаем во внимание, что в противовес просьбе: «Не делай этого», любой подросток всегда пытается (сознательно или бессознательно) обратиться к нам с вопросом: «А что мне тогда делать?».

Нужно всегда принимать во внимание присущее детям и подросткам любопытство, стремление удовлетворить возникающие в различных областях жизни потребности, получить удовольствие от жизни. А это значит, что, оберегая их от употребления алкоголя и наркотиков, необходимо предоставить подрастающему поколению альтернативный способ жизни, способный раскрыть самые широкие возможности для подростка.

Решает эту задачу доступная для каждого педагога внеклассная работа, которая ведется в школе с каждой возрастной группой обучающихся. Поэтому весь спектр проводимых в школе воспитательных мероприятий можно с успехом называть альтернативной профилактикой.

В самом начале проведения первичной профилактики выясняется степень информированности о вредных привычках, наркотиках у подростков, с которыми проводится работа, выясняется их отношение и наличие личного опыта, для этого используются различные анкеты. Результаты анкетирования обучающихся обсуждаются на классных часах, освещаются на информационном стенде.

Классные часы и лектории всегда иллюстрируются ссылками на конкретные факты из жизни, приводятся примеры из художественной и научно- популярной литературы, художественных фильмов, из средств массовой информации, освещаются также юридические и правовые аспекты окружающего социума.

К лекционной работе привлекаются инспектора ОДН, социальные педагоги, медицинские работники хорошо подготовленные к работе с данным возрастным контингентом обучающихся.

Технология интеграции так же актуальна в нашей школе. Педагоги проводят интегрированные уроки, направленные на профилактику социально-негативных явлений, что позволяет профилактическую работу сделать более эффективной и полезной, повысить интерес у обучающихся к предмету, получить им более глубокие знания. Вся учебная программа средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения при изучении различных дисциплин. На уроках литературы, биологии, обществознания, истории, химии, ОБЖ и др. учителя находят убедительные факты, показывающие учащимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека.

В профилактической работе широко используются игровые технологии, основанные на активизации деятельности обучающихся: ролевые игры, деловые игры, спектакли для начальной и средней ступеней обучения, подготовленные школьными волонтерами: «Как медведь трубку курил», «Суд над табаком».

Технология сотрудничества представлена в школе волонтерским движением, целью которого является повышение эффективности работы через привлечение к их деятельности обучающихся средней и старшей ступеней. Специалисты нашей школы считают его на сегодня одним из актуальных и значимых в профилактике ПАВ. Школьные волонтеры участвуют в организации и проведении школьных профилактических акциях, таких как «Сигарета на конфету», «Сохрани себя, прояви солидарность», приуроченные ко Всемирному Дню борьбы со СПИДом и т.д. Ребята тесно сотрудничают со школьным социальным педагогом, который помогает проводить диагностику по волнующим, актуальным вопросам.

На основании опроса проведенного среди школьных волонтеров выясняется, что эта работа им дает:

-повышение своего авторитета среди сверстников и взрослых, уверенность в себе;

-чувство общности и собственной значимости;

-ощущение успеха и удовлетворенности, когда в работе все получается;

-интересное общение;

-заполненный интересными делами досуг;

-формирование навыков работы в команде;

-положительные эмоции.

Новой формой диалога с ребятами стали психологические тренинги. Тренинг подразумевает использование интерактивных способов работы (например, моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь, подкрепление, длительная практика), способных повысить уровень усвоения обучающимися социальных навыков (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважения и эффективного взаимодействия с окружающими - как со сверстниками, так и со взрослыми), усилить их личные убеждения против употребления наркотиков, сформировать навыки отказа от них. Запланированы и проводятся тренинги «Жить в мире с собой и другими», «Умей сказать нет. Хорошие привычки», тренинги по профилактике стресса и суицида во время сдачи экзаменов и др.

При организации профилактической работы в школе не следует забывать, что работа, направленная на семью, всегда имеет больший эффект, чем направленная только на родителей или только на детей. Без привлечения родителей говорить об эффективности любых проводимых профилактических мероприятий бессмысленно. Поэтому в школе организовано тесное сотрудничество с родителями обучающихся, жителями села. Сформирован банк данных о семьях и родителях обучающихся (социальный паспорт семьи, школы).

Сформировать какую-либо привычку гораздо легче, если требуемая модель поведения принята в семье, так она закрепляется ежеминутно и постоянно. Поэтому прежде чем решать задачу формирования жизненных навыков у детей и подростков, необходимо обеспечивать их этими знаниями через родителей. Кроме того, если сами родители и обладают определенным жизненным опытом, то часто там, где нужны специальные знания, они оказываются не вполне компетентны. Так обстоит дело с употреблением психоактивных веществ (табака, алкоголя, токсических и наркотических препаратов) и профилактикой начала их употребления. Для того чтобы осознать всю сложность и опасность проблемы, чтобы удержать своего ребенка от первой пробы, родитель должен уметь говорить на языке подростка, понимать его интересы и стремления, наконец, он должен уметь донести до подростка информацию о возможной опасности некоторых его поступков.

Для повышения общего уровня родительской компетентности в деле воспитания детей и подростков в школе проводятся общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием специалистов ОДН, медицинских работников, социального педагога. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что любая работа по профилактике требует постоянного воздействия на формирующиеся представления, убеждения обучающихся по отношению к определенным жизненным ценностям (таким как здоровье человека и стремление его сохранить), поэтому профилактическое воздействие должно осуществляться на всем протяжении учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.

Еще вчера он был совсем маленьким, и вы носили его на руках, называли малышом. Для него не существовало никого, кроме вас, и самой главной вашей проблемой было вовремя поменять ребенку пеленки. Еще вчера. А сегодня он на голову выше вас, слушает бессмысленную музыку, приходит домой за полночь, носит нечто вместо нормальной одежды и разговаривает на непонятном языке.

Он уже почти взрослый, ваш ребенок-подросток. У него свой взгляд на многие вещи, он пытается быть независимым. Попытки эти чаще всего приводят к конфликтам, непониманию и растущему отчуждению между вами. Порой у вас просто опускаются руки, и вы не знаете, что делать дальше. Как понять почти взрослого ребенка? Как вести себя с ним? Как уберечь от ошибок, ведь он еще совсем неопытный? Вы хотите для него только добра, но почему же все чаще он уходит, хлопнув дверью? Откуда все эти конфликты буквально “на ровном месте”, ведь еще так недавно вам казалось, что вы прекрасно знаете и понимаете своего ребенка? Вопросы, вопросы, вопросы. А среди них извечно-главные: что делать, и кто виноват. Не спешите отчаиваться, с подобными проблемами сталкиваются очень многие родители! Лучше попытаемся вместе найти выход из этой ситуации. Вам надо научиться жить под одной крышей с подростком, слышать и понимать его.

В последние годы мы наблюдаем значительный рост подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной даже для людей далеких от наркологии.

Встает вопрос о том, где и как проводить профилактику? В настоящее время профилактика употребления ПАВ у детей и подростков выходит на общегосударственный уровень и предполагает консолидацию усилий различных ведомств при ведущей роли системы образования.

Ведущая роль системы образования в первичной профилактике отражена в ряде нормативных документов, в частности Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде является основным программным документом, регулирующим профилактическую деятельность в образовательной среде. Согласно Концепции, целями первичной профилактической деятельности являются:

- изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде.

- сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

С ориентацией на Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде в нашей школе была разработана Программа “Здоровье”. В программе принимают участие все субъекты образовательного процесса. Цель школьной программы - создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития учащихся и их ориентацию на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья.

Ожидаемый результат деятельности - личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью. Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления ПАВ основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг.

Не оставляет сомнений факт, что местом проведения профилактической работы должна являться, в первую очередь, школа. Школа предоставляет удобную возможность охватить профилактикой все возрастные группы обучающихся, она служит хорошей базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами (дети с отклоняющимся поведением, отстающие в учебе или с вероятностью "выпадения" из социальной среды).

Сегодня школа - это, пожалуй, одно из немногих воспитательных пространств, где сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию молодежи. Именно работники системы образования - социальные педагоги, школьные психологи, классные руководители и учителя-предметники, - могут быть основными проводниками профилактических программ, реализуемых на базе школы. А таких программ у нас несколько:

«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2013 учебный год», «Комплексная программа профилактики правонарушений и обеспечения безопасности на 2010-2013 учебный год», «Комплексно- целевая программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав на 2010 -2013 годы»

Анализируя сегодняшнюю наркологическую ситуацию в детско-подростковой среде, можно с уверенностью сказать, что в обществе, где имеются экономические, политические, социальные, педагогические, медицинские и другие проблемы, встреча с психоактивными веществами для подростка - реальность.

В связи с этим, вопрос о выборе методов и конкретных приемов психолого-педагогического воздействия является одним из центральных вопросов, связанным с проведением работы по профилактике наркозависимости с детьми разного возраста.

В нашей школе «стержнем» первичной, позитивной профилактики является использование педагогических, образовательных технологий, которые обеспечивают развитие ценностей здорового образа жизни у обучающихся и взаимосвязь с учебным процессом. Делают профилактическую работу интересной и деятельностной для ребят, результативной.

Кроме того, не стоит забывать, что, пытаясь оградить наших детей от употребления психоактивных веществ, мы порой не принимаем во внимание, что в противовес просьбе: «Не делай этого», любой подросток всегда пытается (сознательно или бессознательно) обратиться к нам с вопросом: «А что мне тогда делать?».

Нужно всегда принимать во внимание присущее детям и подросткам любопытство, стремление удовлетворить возникающие в различных областях жизни потребности, получить удовольствие от жизни. А это значит, что, оберегая их от употребления алкоголя и наркотиков, необходимо предоставить подрастающему поколению альтернативный способ жизни, способный раскрыть самые широкие возможности для подростка.

Решает эту задачу доступная для каждого педагога внеклассная работа, которая ведется в школе с каждой возрастной группой обучающихся. Поэтому весь спектр проводимых в школе воспитательных мероприятий можно с успехом называть альтернативной профилактикой.

В самом начале проведения первичной профилактики выясняется степень информированности о вредных привычках, наркотиках у подростков, с которыми проводится работа, выясняется их отношение и наличие личного опыта, для этого используются различные анкеты. Результаты анкетирования обучающихся обсуждаются на классных часах, освещаются на информационном стенде.

Классные часы и лектории всегда иллюстрируются ссылками на конкретные факты из жизни, приводятся примеры из художественной и научно- популярной литературы, художественных фильмов, из средств массовой информации, освещаются также юридические и правовые аспекты окружающего социума.

К лекционной работе привлекаются инспектора ОДН, социальные педагоги, медицинские работники хорошо подготовленные к работе с данным возрастным контингентом обучающихся.

Технология интеграции так же актуальна в нашей школе. Педагоги проводят интегрированные уроки, направленные на профилактику социально-негативных явлений, что позволяет профилактическую работу сделать более эффективной и полезной, повысить интерес у обучающихся к предмету, получить им более глубокие знания. Вся учебная программа средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения при изучении различных дисциплин. На уроках литературы, биологии, обществознания, истории, химии, ОБЖ и др. учителя находят убедительные факты, показывающие учащимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека.

В профилактической работе широко используются игровые технологии, основанные на активизации деятельности обучающихся: ролевые игры, деловые игры, спектакли для начальной и средней ступеней обучения, подготовленные школьными волонтерами: «Как медведь трубку курил», «Суд над табаком».

Технология сотрудничества представлена в школе волонтерским движением, целью которого является повышение эффективности работы через привлечение к их деятельности обучающихся средней и старшей ступеней. Специалисты нашей школы считают его на сегодня одним из актуальных и значимых в профилактике ПАВ. Школьные волонтеры участвуют в организации и проведении школьных профилактических акциях, таких как «Сигарета на конфету», «Сохрани себя, прояви солидарность», приуроченные ко Всемирному Дню борьбы со СПИДом и т.д. Ребята тесно сотрудничают со школьным социальным педагогом, который помогает проводить диагностику по волнующим, актуальным вопросам.

На основании опроса проведенного среди школьных волонтеров выясняется, что эта работа им дает:

-повышение своего авторитета среди сверстников и взрослых, уверенность в себе;

-чувство общности и собственной значимости;

-ощущение успеха и удовлетворенности, когда в работе все получается;

-интересное общение;

-заполненный интересными делами досуг;

-формирование навыков работы в команде;

-положительные эмоции.

Новой формой диалога с ребятами стали психологические тренинги. Тренинг подразумевает использование интерактивных способов работы (например, моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь, подкрепление, длительная практика), способных повысить уровень усвоения обучающимися социальных навыков (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважения и эффективного взаимодействия с окружающими - как со сверстниками, так и со взрослыми), усилить их личные убеждения против употребления наркотиков, сформировать навыки отказа от них. Запланированы и проводятся тренинги «Жить в мире с собой и другими», «Умей сказать нет. Хорошие привычки», тренинги по профилактике стресса и суицида во время сдачи экзаменов и др.

При организации профилактической работы в школе не следует забывать, что работа, направленная на семью, всегда имеет больший эффект, чем направленная только на родителей или только на детей. Без привлечения родителей говорить об эффективности любых проводимых профилактических мероприятий бессмысленно. Поэтому в школе организовано тесное сотрудничество с родителями обучающихся, жителями села. Сформирован банк данных о семьях и родителях обучающихся (социальный паспорт семьи, школы).

Сформировать какую-либо привычку гораздо легче, если требуемая модель поведения принята в семье, так она закрепляется ежеминутно и постоянно. Поэтому прежде чем решать задачу формирования жизненных навыков у детей и подростков, необходимо обеспечивать их этими знаниями через родителей. Кроме того, если сами родители и обладают определенным жизненным опытом, то часто там, где нужны специальные знания, они оказываются не вполне компетентны. Так обстоит дело с употреблением психоактивных веществ (табака, алкоголя, токсических и наркотических препаратов) и профилактикой начала их употребления. Для того чтобы осознать всю сложность и опасность проблемы, чтобы удержать своего ребенка от первой пробы, родитель должен уметь говорить на языке подростка, понимать его интересы и стремления, наконец, он должен уметь донести до подростка информацию о возможной опасности некоторых его поступков.

Для повышения общего уровня родительской компетентности в деле воспитания детей и подростков в школе проводятся общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием специалистов ОДН, медицинских работников, социального педагога. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что любая работа по профилактике требует постоянного воздействия на формирующиеся представления, убеждения обучающихся по отношению к определенным жизненным ценностям (таким как здоровье человека и стремление его сохранить), поэтому профилактическое воздействие должно осуществляться на всем протяжении учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.

26.09.2015 21:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!