СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме "Создание ситуации успеха на занятиях творческого объединения "Перемена" на методическом объединении школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание ситуации успеха на занятиях творческого

объединения «Перемена».

Создание ситуации успеха на занятиях объединения играет немаловажную роль. Казалось бы, хорошее настроение, готовность к занятию – и всё! Но порой, оказывается, этого мало. Смысл успешного урока заключается в единстве ученика и учителя, то есть создание единого организма ученика и учителя, и согласованная работа в целом.

Существует такое выражение: «Урок прошёл, словно песенку спели» - чтобы это было действительно так, учителю необходимо понимать ученика, то есть ребёнок, в данном случае, превращается из объекта воспитания в субъект. Только при таком подходе можно говорить о создании на занятиях ситуации успеха.

Невозможно добиться какого-то успеха, указывая всегда только на недостатки ученика. Учитель сам должен быть более гибким, целеустремлённым, видя перспективу в работе. А главная перспектива – это успех, успех во всём (достигнутая цель данного урока, поставленной задачи).

Вот некоторые приёмы в работе с детьми над созданием ситуации успеха на занятиях нашего объединения «Перемена»:

  1. Приём «Пример для подражания». Эффективное и очень полезное средство в создании здоровой атмосферы в коллективе, источник общего успеха и радости. Здесь главное – выбор мощного источника интеллектуального заражения. В рамках наших занятий – это ребята, которые участвуют в различных городских конкурсах и фестивалях и занимают там призовые места. Они как раз и являются стимулирующим фактором, положительным результативным примером для других участников студии. После очередного выступления на занятии проходит обсуждение, где дети делятся своими впечатлениями, признавая свои успехи или ошибки.
  2. Приём «Умышленная ошибка». В работе над произведением указывается конкретная ошибка с целью концентрации внимания в работе над ней. Этот приём плавно сменяется другим – «В центре внимания – твой успех». Работая над определёнными трудностями и преодолевая их, добиваясь положительных результатов, ребёнок приобретает уверенность в своих возможностях, раскрепощается и раскрывается ещё больше.
  3. Приём «Презентация навыков и умений». Это подведение итогов проделанной работы, где акцентируется внимание на достижениях каждого ребёнка и коллектива в целом (совместное обсуждение выступления в концерте, в спектакле).

Специфика индивидуальных занятий вносит свои нюансы в работу, которая построена на раскрытии индивидуальных способностей ребенка.

Исходя из природного дарования, талантливости (тембровая окраска голоса, особенности характера и темперамента, артистических данных) даётся музыкальное произведение близкое к пониманию, а значит доступное для исполнения. Для активного ребёнка с ярким звонким голосом – ритмичные мажорные песни, и наоборот, более сдержанному, спокойному, с мягким тембром голоса – лиричные протяжные песни. Сознавая и понимая свой определённый успех и уверенность в создании данного образа, ребёнок готов к новым целям. Здесь уже можно рискнуть на, совершенно полярный по характеру, музыкальный материал. Если артистические и вокальные способности ребёнка раскрываются полностью, и образ получается, то достигается большой успех, при достижении которого ребёнок овладевает различными тонкостями, приёмами вокального искусства (манерой звукоизвлечения, хорошей дикции, различными приёмами эмоционального характера, мимикой, сценическими движениями). Ребёнок осознанно вкладывает в это свои усилия, волю, проявляет характер, и если всё получается – это и есть успех, большой шаг вперёд в становлении его как вокалиста.

Учитель как личность должен быть сам успешным, быть примером для подражания, в какой-то степени лидером. Участвуя в совместном исполнении на концертах, учитель наглядно показывает своё мастерство, результат многолетнего труда в области вокала. Это здорово и положительно влияет на детей, расширяет область их понимания целей и возможностей систематических занятий вокалом.

Хотелось бы закончить фразой: «Успешный учитель – успешный ученик». Но хочется привести один из примеров работы успешных педагогов, которые добивались невероятных успехов, благодаря своему таланту музыканта и учителя.

Существует всеми принятое понятие: «Музыкальный слух – дар божий», то есть даётся самой природой. Впервые мысль о том, что музыкальный слух – дар не врождённый, а приобретённый, обнаруживается в книге Масару Ибуку «После трёх уже поздно»: «Ребёнок воспитанный мамой, у которой нет музыкального слуха, тоже вырастает без слуха. – написал известный всему миру основатель фирмы «Сони». Он утверждает, что плохой слух не заложен генетически, хотя этот недостаток и может передаваться от родителей детям.

«Предположим, что у мамы нет слуха, - пишет Ибуку, - а ребёнок каждый день слушает её колыбельную песенку с совершенно неправильной мелодией. Он запомнит эту мелодию и, используя её как образец, тоже будет петь её неправильно. А когда мама это услышит, она скажет, что у её ребёнка слуха нет и вообще слух – это божий дар. Если бы Моцарта и Бетховена воспитывали такие мамы, плохой слух был бы им гарантирован.»

Мысль Ибуку кажется несколько категоричной и не подтверждённой никакими научными исследованиями. Хотя есть такие преподаватели музыки и хора, которые с помощью специальных вокальных упражнений развивали слух и голос самых безнадёжных учащихся. Таким из «волшебников» своего дела является Дмитрий Ерофеевич Огороднов – московский преподаватель хоровик.

Однажды Огороднов провёл интересный эксперемент в московской школе-интернате №42. Вот что об этом пишет «очевидец» событий – автор статьи об Огороднове С. Козырев: «Ещё совсем недавно все его ученики были самые что ни наесть настоящие «гудошники», фальшивили страшно, ну а петь в хоре и со сцены даже не помышляли. Этому обстоятельству Огороднов был даже рад – для «чистоты эксперимента» совсем неплохо. Тем показательнее оказался результат. В интернате теперь есть хор».

Показательно, что в работе с учениками Огороднов опирается прежде всего на работу с гласными звуками. Вот как это описывается в статье Козырева:

«Удивительны эти превращения, но ещё более невероятен метод Дмитрия Ерофеевича. Чтобы научить связки работать правильно, ребята сначала поют звук «у», дирижируя себе по необычной схеме, нарисованной на листке. Это даже не учёба, а игра в звуки. Он так и называет эти замысловатые вензеля с ромашками – алгоритм постановки голоса. Программа уроков построена на двух-трёх привычных ребятам нотах, на которых у них строится речь. В них как в зерне, заложены все их будущие голоса. После чего и развивается и «ставится» голос, обнаруживается музыкальный слух у самых безнадёжных учеников. А вот памятка к алгоритму: «Голос – не звук, а души выраженье, выражай её свободно, непринуждённо…Песню не «разучивай», а вокально озвучивай». Были у него ученики, которых не принимали даже в музыкальную школу. Сейчас многие из них учатся в консерватории, в институте культуры.»

Этот наглядный пример успешного талантливого педагога говорит об успешном результате его творческого подхода к работе.

Итак, быть успешным педагогом, создавать ситуацию успеха на занятиях, находить всё новые методы и приёмы в достижении целей – всё это является необходимым условием для развития наших детей и делая их ещё более успешными.

Составитель: Виноградова Татьяна Юрьевна

педагог дополнительного образования

творческое объединение «Перемена»

МБОУ СОШ №8 г. Костромы.

Категория: Внеурочка
03.12.2017 19:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!