СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие театральных и педагогических технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях быстро меняющегося мира большие требования предъявляются к профессиональным навыкам преподавателя. Безусловно, первым из них должно стоять прекрасное знание своего предмета. Не менее важно владение методикой, знакомство с новыми педагогическими технологиями, психологические умения и нравственная чистоплотность учителя. Но хочется обратить внимание на такой момент, как умение не только правильно с методической точки зрения, но и увлекательно построить урок. Суметь провести его "на одном дыхании", уводя за собой детей по дороге освоения знаний.

Я думаю, что в этом нам могут помочь театрально-режиссёрские знания. Многие исследователи педагогического труда сходятся в том, что он сродни работе актёра. Только учитель - актёр и режиссёр в одном лице. От правильной «постановки» урока зависит и то, отложится ли в уме и сердце учащихся материал урока. Мы знаем, что хороший спектакль оставляет «послевкусие», когда о нём продолжают говорить и думать, несмотря на окончание представления. Может, чтобы учителю также зацепить внимание

и интерес учеников, стоит прибегнуть к наработкам театральных режиссёров?

Меня давно привлекает эта идея. Я стала знакомиться с публикациями на эту тему.

Общеизвестно, чтобы увлечь других какой-то темой, надо самому восторженно относиться к предмету обсуждения, и тогда может произойти «заражение» слушателей. Без хорошей одержимости учителем своим предметом, невозможно повести за собой учащихся. Но это же и первое правило театра: режиссёр или актёр вживаются в материал, он становится для них близким, повседневно нужным.

В театре существует понятие «присоединение» зрителей к эмоциям актёров. Учитель, начиная урок, должен учитывать эту особенность нашей психики. Если звучит определённая музыка, появляется какое-то изображение, показывается какой-то предмет и задаётся вопрос о нём, казалось бы, не относящийся к уроку, внимание включается, интрига урока начинает действовать. Например, картины Троянской войны сменяются демонстрацией учителем обычного красного яблока. Звучит вопрос: какое отношение этот фрукт имеет к Троянской войне? В каких ещё произведениях яблоко играет важную роль? Внимание захвачено, дети с удовольствием угадывают, вспоминают. Спектакль начался.

Существует такая организация урока, как художественно-педагогическая драматургия. Такая форма использует законы театральной драматургии и педагогики сотрудничества учителя и учеников, когда учитель, направляя, как умелый режиссёр, движение урока, вместе с учениками творит действо и ведёт их к цели, которую положил в основу занятия.

Поэтому целеполагание в уроке, а в театре говорят о сквозном действии, как остов, держит на себе ткань урока. Г.А. Товстоногов утверждал, что «сквозное действие — есть сценическое выражение той мысли, ради которой поставлен спектакль». Под эту идею выстраивается вся композиция урока. А композиция, как и положено, имеет свои элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Экспозицией может быть погружение в эпоху или погружение в проблему урока. Это может быть запись на доске или в презентации (слова великих людей, литературных персонажей; говорящих в унисон или противоречащих друг другу), это может быть «афиша» урока, изображающая основное событие или отражающая время действия.

Важнее всего продумать кульминацию: тот момент урока, то развитие идеи, которое превратится в проблему, требующую разрешения. Кульминация, хорошо продуманная, подтянет весь урок к этой проблеме, сфокусирует, заострит внимание учеников, заставит задуматься над решением. От того, какую кульминацию выберет учитель, зависит послевкусие от урока, будет ясно, останется эта проблема ещё на какое-то время в душе ребят или проскользнёт без следа.

К этой кульминации, к этой неразрешимой на первый взгляд проблеме должно вести всё развитие действия урока, которое начнётся какой-то завязкой. Что может послужить завязкой: сцена из к/ф, иллюстрирующего проблему, чтение монолога героя или перекличка монологов двух разных персонажей, история из жизни – это решать «режиссёру» урока.

Важно создавать возможность для поиска альтернативных решений, исподволь выводя учеников на связанную с уроком идею. Это простор для выстраивания мизансцен, где ученики вступают в диалог друг с другом и учителем. Это и театральные паузы, играющие роль тревожного сигнала, заставляющего немедленно задуматься о сказанном.

Развязкой интриги урока должно стать разрешение проблемы, прояснение этого решения для учащихся, причём эту ясность они должны обрести для себя самостоятельно. Это должно стать приобретением, которое дети смогут унести с собой, в собственных душах.

Эпилог я бы отнесла на время после окончания урока. Обсуждение в своём кругу или с родителями, возвращение к вопросу на последующих уроках по инициативе самих учащихся – это представляется мне показателем того, что «спектакль» удался.

И последнее в этой связи, на что хотелось бы обратить внимание. Можно замечательно срежиссировать спектакль, но, если актёры окажутся никудышними, всё пройдёт впустую. Поэтому, безусловно, педагогу необходимо соответствовать всем требованиям, которые предъявляются к мастерству актёра: постановке голоса, мимике и жестам, раскованности движений, умению привлечь и удержать внимание, дикции, необходимой для данного этапа действия позе, расположению в пространстве и многому другому, о чём нужно говорить в отдельной статье.

Включая всё сказанное выше, я не могу не признать, что без интересной и яркой личности учителя, способной к творчеству, генерированию идей, психологически привлекательной, спектакль-урок не получится. Впрочем, всё это относится и к работе актёра или режиссёра.

Использованная литература:

  1. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика. Новосибирск: НИПКиПРО, 1997.
  2. Товстоногов Г.А. О профессии режиссера. М.: Искусство, 1967.
  3. Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие / О.С. Булатова. – М.: Издательский центр "Академия", 2001.
  4. Попов П.Г. О методе. Театральная педагогика. Режиссура / П.Г. Попов. – М.: ВЦХТ, 2005.
Категория: Литература
01.11.2018 15:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!