СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязь качества образовательного процесса и профессионализма педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимосвязь качества образовательного процесса и профессионализма педагогов

Дудковская С.А., директор государственного учреждения образования «Движковская базовая школа Ельского района»

Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни.

Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Содержание образования и его направленность отражают образовательные программы и стандарты. Подход к пониманию качества образования можно представить в виде следующей последовательности: носитель знаний, передача знаний, получатель знаний, восприимчивость методик передачи знаний, фундаментальность знаний, востребованность полученных знаний.К показателям качества образования необходимо отнести следующее:

качество преподавательского состава; состояние материально-технической базы учебного заведения; мотивация педагогов; качество учебных программ; качество знаний; инновационная активность руководства; востребованность выпускников; конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

В современных условиях радикально меняется статус педагога, его образовательные функции и соответственно требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной образовательной среде. В связи с повышением требований к качеству образования меняется и содержание методической работы с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого работника. Требование учиться на протяжении жизни не ново для работников образования. Однако в наше время оно получило новое звучание: в условиях коренных изменений в сфере образования педагог – определяющая фигура процессов обучения, воспитания, развития. Он является активным носителем содержания образования, способным обеспечить ситуационную корректировку, адаптировать его применительно к определенным условиям, возрастным и психофизическим особенностям обучающихся. Особое значение для педагога приобретают профессиональная мобильность, способность адаптироваться к социальным переменам, конкурентоспособность, психологическая готовность к постоянному обновлению. Возникает потребность в такой системе повышения квалификации педагогов, которая могла бы содействовать созданию развивающей образовательной среды. Именно в каждом учреждении образования необходимо создать методическую систему, которая учтет повседневные интересы и потребности педагога. Методическая служба учреждения образования – это школа непрерывного профессионального роста педагога. Необходимо выделить основные принципы системы повышения квалификации: взаимодействие – участие всех субъектов образовательной деятельности в подготовке, обсуждении, принятии решения и его реализации; рефлексия – самоанализ профессиональной деятельности, позволяющий отслеживать качество повышении квалификации и методического сопровождения педагога; комплексность – всесторонний анализ совокупности условий образовательной деятельности, обеспечивающий как качество процесса, так и качество достигнутых результатов; объективность – возможность и необходимость точных и обоснованных измерений состояния методического уровня педагога; оптимальность – соответствие затраченных усилий, средств и времени качеству достигнутого образовательного результата педагогом, его профессионального мастерства; опережение – учет тенденций развития образовательной системы, прогнозирование возникающих проблем и своевременное их решение; перспективность – направленность на решение актуальных и долгосрочных задач развития образования в учреждении.

Анализируя приоритеты развития учреждения и каждого учителя, педагогический коллектив работает над единой методической темой. Она является связующим звеном творческих интересов педагогов и позволяет, совершенствовать свой профессиональный уровень педагогам с разным образованием, квалификацией, опытом работы. На данном этапе одним из актуальнейших вопросов является обеспечение качества допрофильной подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования и реализация принципов дифференциации.

Для вовлечения педагогов в учебно-познавательную деятельность методическая служба учреждения использует такие активные формы работы, как круглый стол, педагогическая мастерская, семинар-практикум, педагогический марафон, педагогические чтения, мастер-класс. Основная цель организационно-деятельностного этапа - создание мобильной системы взаимодействия педагогов. Для изучения, анализа и обобщения эффективной педагогической практики необходимым условием выступает умение, готовность самого педагога видеть факты, влияющие на эффективность педагогического процесса, отбирать и наблюдать их в процессе работы, фактически видеть идею, дающую возможность развивать и совершенствовать собственный опыт, опыт коллег.

Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников. Она стимулирует рост профессионального мастерства и развитие творческой инициативы педагогов. Аттестация также способствует повышению уровня теоретической подготовки учителей и поддерживает авторитет педагогического звания. Ежегодно педагогические работники согласно планированию проходят курсы повышения квалификации с целью развития важнейших компонентов профессиональной деятельности.

Развитие навыков самоанализа и профессиональной рефлексии педагогов способствует выявлению проблемного поля и анализу причин, препятствующих совершенствованию профессионально-личностного взаимодействия. В стимулировании активного новаторского поиска значительную роль играет участие в профессиональных конкурсах. В рамках участия в конкурсах предоставляется возможность публичного предъявления опыта, демонстрации определенных итогов работы, а также конструктивного самокритичного самоанализа. Изучение, обобщение опыта работы педагогов и его трансляция в различных формах является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов. Комплексную оценку уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности педагогические работники получают в процессе аттестации. При аттестации дается характеристика профессиональной компетентности педагогов, т.е. совокупности умений учителя структурировать научные и практические знания для оптимального решения педагогических задач. А итогом аттестации является присвоение педагогу квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма. В педагогической деятельности принципиально важно поддерживать инновационный дух и творческий поиск, совершенствуя то, что наработано, и применяя новые идеи и подходы. Совершенствование – это непрерывный процесс, и только развивающаяся система педагогических кадров способна активизировать профессионально-личностный рост педагогов.компоненты педагогического профессионализма должны сочетаться с высоким уровнем общей культуры педагога:

нравственно-этическими качествами;

культурой общения с окружающими;

постоянным самосовершенствованием и самообразованием;

ответственным отношением к своей профессиональной деятельности;

компетентностью во многих областях знаний;

тонким художественным вкусом;

культурой внешнего вида,

человеческой гуманностью и любовью, уважением к учащимся.

Повышение квалификации педагогического коллектива и профессиональный рост учителя в условиях модернизации образования становятся приоритетной задачей администрации и руководителя образовательного учреждения.

Д.Лихачёв писал: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

Л.Н.Толстой писал: Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитатель их, но ежели ты сам не любишь её, то, сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведёт воспитательного воздействия».

Литература

1. Богачева, И. В. Обобщение и представление опыта педагогической деятельности / И. В. Богачева, И. В. Федоров, О. В. Сурикова. – Минск : АПО, 2012.

2. Вечер, Т. И. Организационная культура гимназии как фактор профессионального и личностного развития учителей / Т. И. Вечер // Адукацыя и выхаванне. – 2007. - №3.- С. 29-35.

27.02.2021 18:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!