СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЗАБЫТЫЙ... 21 октября Иван Федорович Шультце (1874-1939)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Забытый на родине, вычеркнутый из национальной культурной памяти в угоду идеологии. Даже в интернете о нем немного информации. Самая подробная информация из Википедии:

"Иван Федорович Шультце родился в Петербурге 21 октября 1874 года в семье обрусевших немцев (Шультце жили в России с XVIII века).

Получив инженерное образование, Шультце сперва интересовался не искусством, а электричеством. Свои первые этюды он показал Константину Яковлевичу Крыжицкому, когда ему было уже за тридцать. Известный художник и член Академии художеств пригласил его к себе на учёбу. Помимо Крыжицкого на формирование Шультце как художника оказали немалое влияние Архип Куинджи и швейцарский живописец Александр Калам.

Александр Кёниг, будучи страстным исследователем северных широт, пригласил художника в арктическую экспедицию, в которой мастер должен был делать зарисовки природы. Результатом экспедиции стала арктическая серия пейзажей Шультце. 20 января 1909 года на заседании Императорского общества архитекторов в Санкт-Петербурге Шультце прочел доклад под названием «Художественная экскурсия на остров Шпицберген». Экспедиция, картины Шультце и сам доклад являются важной вехой в русском освоении Арктики. Арктические диорамы Шультце экспонируются в музее Александра Кенига в Бонне в Германии.

Близкое ученичество длилось недолго: в 1910 году умирает Куинджи, а в 1911 — покончил с собой Крыжицкий (не выдержал обвинений в плагиате).

К 1916 году Иван Фёдорович получает широкое признание общества. Его успеху немало способствовало развитие открыток: пейзажи Шультце на «открытых письмах» разлетались по всей стране.

Современники считали талант Шультце равным Куинджи. Художественный критик Николай Брешко-Брешковский писал о Шультце: «…со времен Куинджи никто еще не достигал такого мастерства в изображении и передаче разлитого в природе солнечного света».

В революционный период Шультце принял решение о долгосрочной поездке в Европу. Он путешествовал и писал пейзажи с видами швейцарских Альп, юга Франции и севера Италии с 1917 по 1919 годы. В 1921 художник предпринимает последнюю попытку завоевать советскую аудиторию: в Петрограде он примыкает к обществу художников-индивидуалистов, членами которой были Исаак Бродский, Иван Вельц, Юлий Клевер и Александр Маковский; участвует в двух первых выставках общества.

В 1921 году Шультце приехал в Париж и начал попытки пробиться в художественную среду Парижа, в то время перенасыщенную благодаря как подъёму национальной живописи, так и иммиграции. Первая персональная выставка Ивана Фёдоровича Шультце открылась 23 ноября 1922 года, на ней было представлено 50 работ. Персональные выставки Шультце проводил ежегодно, вплоть до 1925 года. В конце 1927 года Шультце получает французское гражданство.

Вскоре европейская слава превратилась в мировую. Галерея видного деятеля французского и мирового художественного рынка Эдуарда Жонаса, обладавшая выставочными залами не только в Париже, но и в Нью-Йорке, предложила на эксклюзивных началах представлять Ивана Федоровича Шультце в Америке. 1 декабря 1928 года в нью-йоркской галерее Édouard Jonas открылась выставка работ Шультце, имевшая рекламный слоган It must be seen to be believed — «Нужно увидеть, чтобы поверить». Картины охотно покупали, причём многие работы разошлись не только по американским городам, но и в Канаду, Аргентину, Мексику.

Дальнейшая жизнь этого удивительного художника покрыта тайной: известно лишь, что примерно в середине 30-х Шультце уехал в Ниццу. Там он и похоронен, а на каменном надгробии 1939-й год указан как год его смерти.

В начале 1940-х годов в США было проведено еще несколько выставок Шультце. Американские коллекционеры передавали картины Шультце в музеи. Время шло. Еще 20 лет назад значительная часть творческого наследия Шультце хранилась в собраниях обеих Америк. Рост интереса к художнику сподвигнул к изучению его творческого наследия и возвращению картин в Россию и Европу. Тем не менее подавляющая часть наследия художника хранится сейчас в частных собраниях. В российских музеях сегодня имеется весьма ограниченное количество работ художника"

В галерее зимний свет от "волшебника" Шультце и напоминание об осени

21.10.2023 11:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!