СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Задержка психического развития
Термин «задержка психического развития» (ЗПР) был предложен Груней Ефимовной Сухаревой еще в 1959 г. Под ЗПР понимают нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в старшем возрасте свидетельствуют об олигофрении (умственной отсталости).
Наиболее общеупотребительное определение было дано В.В. Лебединским 1.2 (1985). В.В. Лебединский определяет это понятие следующим образом: «задержка психического развития – это замедление темпа психического развития, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности»
Первое клиническое описание детей с задержкой психического развития связано с именем немецкого психоневролога Хоффмана(3). Еще в 1845 году он обратил внимание на детей с дефицитом внимания и двигательной расторможенностью.
В исследованиях Марии Семеновны Певзнер (4)(1966), Владимира.Викторовича Ковалева (1973), Клары.Самойловны Лебединской 5 (1975), И.Ф. Марковской (1993) и других ученых был уточнен клинический состав данной нозологии. В психологопедагогических исследованиях были изучены психологические особенности детей, особенности формирования у них различных представлений, знаний и навыков.
Статистика
Всего было зарегистрировано более 10 миллионов детей, страдающих от ЗПР. Это свидетельствует о необходимости продолжать работу в этой области и разрабатывать новые подходы к помощи таким детям.
Среди детей с ЗПР преобладают мальчики и дети в возрасте от 1 до 10 лет. Возрастной анализ показал, что большинство случаев ЗПР диагностируется у детей в возрасте от 3 до 6 лет. Это связано с особенностями развития ребенка в этом периоде и необходимостью раннего выявления и помощи.
В детских садах среди детей подготовительных групп частота ЗПР составляет 5 %, а в младшем школьном возрасте – 4 – 8 %. В 5% случаев диагностируются аутичные признаки. По статистике Министерства просвещения РФ, дети с ЗПР — самая многочисленная категория среди детей с ограниченными возможностями здоровья (около 40%). Это могут быть как ребята, которые по своему развитию близки к возрастной норме.
Причины
Всего выделяют 3 группы факторов, которые могут вызвать патологию. Рассмотрим каждую.
Проблемная беременность
Проблемы со здоровьем и образ жизни матери во время вынашивания плода чаще всего провоцируют ЗПР у ребенка.
К негативным факторам относят:
Родовые травмы
Заболевание также может возникать из-за некоторых сложностей при родах и вынашивании ребенка:
Причины социального характера
ЗПР могут вызывать:
Типологии
Виды, определенные Певзнер и Власовой
В 50–60 годах XX века М. С. Певзнер начала разностороннее исследование причин неуспеваемости детей. Существуют следующие типы отклонений:
Классификация по Лебединской
В научном сообществе основной упор делают именно на этот вариант. Разберем подробно, рассмотрим сравнительную таблицу.
Клара Семеновна Лебединская выделила 4 вида ЗПР:
Психолого-педагогическая характеристика детей
с ЗПР
Отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста
Замедленная скорость приёма и переработки сенсорной информации
Недостаточная сформированность умственных операций
Низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов
Ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем
Отставание в речевом развитии: недостатки произношения, аграмматизмы, ограниченность словаря
А также ко всему этому можно добавить: проблемы с коммуникацией, трудности в обучении, и проблемы с физическим развитием.
© 2024, Мубаракшина Елизавета Александровна 204