СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задержка психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задержка психического развития

Термин «задержка психического развития» (ЗПР) был предложен Груней Ефимовной Сухаревой еще в 1959 г. Под ЗПР понимают нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в старшем возрасте свидетельствуют об олигофрении (умственной отсталости).

Наиболее общеупотребительное определение было дано В.В. Лебединским 1.2 (1985). В.В. Лебединский определяет это понятие следующим образом: «задержка психического развития – это замедление темпа психического развития, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности»

Первое клиническое описание детей с задержкой психического развития связано с именем немецкого психоневролога Хоффмана(3). Еще в 1845 году он обратил внимание на детей с дефицитом внимания и двигательной расторможенностью.

В исследованиях Марии Семеновны Певзнер (4)(1966), Владимира.Викторовича Ковалева (1973), Клары.Самойловны Лебединской 5 (1975), И.Ф. Марковской (1993) и других ученых был уточнен клинический состав данной нозологии. В психологопедагогических исследованиях были изучены психологические особенности детей, особенности формирования у них различных представлений, знаний и навыков.

Статистика

Всего было зарегистрировано более 10 миллионов детей, страдающих от ЗПР. Это свидетельствует о необходимости продолжать работу в этой области и разрабатывать новые подходы к помощи таким детям.

Среди детей с ЗПР преобладают мальчики и дети в возрасте от 1 до 10 лет. Возрастной анализ показал, что большинство случаев ЗПР диагностируется у детей в возрасте от 3 до 6 лет. Это связано с особенностями развития ребенка в этом периоде и необходимостью раннего выявления и помощи.

В детских садах среди детей подготовительных групп частота ЗПР составляет 5 %, а в младшем школьном возрасте – 4 – 8 %. В 5% случаев диагностируются аутичные признаки. По статистике Министерства просвещения РФ, дети с ЗПР — самая многочисленная категория среди детей с ограниченными возможностями здоровья (около 40%). Это могут быть как ребята, которые по своему развитию близки к возрастной норме.

Причины

Всего выделяют 3 группы факторов, которые могут вызвать патологию. Рассмотрим каждую.

Проблемная беременность

Проблемы со здоровьем и образ жизни матери во время вынашивания плода чаще всего провоцируют ЗПР у ребенка.

К негативным факторам относят:

  1. Перенесенные инфекции. Например, токсоплазмоз или краснуха.
  2. Хронические заболевания. Такие, как патологии щитовидной железы, порок сердца, диабет и прочее.
  3. Употребление алкоголя и наркотических веществ. В особенности – передозировки.
  4. Перенесенные матерью стресс и депрессия.
  5. Лишний вес беременной.
  6. Генетическая предрасположенность. Если хотя бы одному из родителей в детстве ставили данный диагноз, высока вероятность того, что сработает наследственный фактор.
  7. Вредное облучение.

Родовые травмы

Заболевание также может возникать из-за некоторых сложностей при родах и вынашивании ребенка:

  • Рождение раньше срока.
  • Удушение младенца. Часто это происходит из-за обвития шеи пуповиной.
  • Непрофессионализм медицинских работников. Например, применение излишней силы при изымании.
  • Внутричерепные травмы, вызванные падением беременной, нарушением техники родов.

Причины социального характера

ЗПР могут вызывать:

  • Проживание в неблагополучной семье. Наиболее сильные факторы – отсутствие внимания, гиперопека, депривация или проявления излишней жестокости.
  • Дефицит общения. Недостаток контакта с детьми и взрослыми.
  • Отсутствие помощи в развитии.

Типологии

Виды, определенные Певзнер и Власовой

  1. Мария Семёновна Певзнер – советский психиатр, дефектолог и психолог. Кандидат психологических наук, доктор педагогических наук.
  2. Татьяна Александровна Власова – советский психолог и дефектолог. Доктор психологических наук.

В 50–60 годах XX века М. С. Певзнер начала разностороннее исследование причин неуспеваемости детей. Существуют следующие типы отклонений:

  1. Психический и психофизический инфантилизм в результате дизонтогенеза. Выражается в нарушении темпа созревания мозговых систем, которые формируются внутриутробно. Инфантилизм делят на два вида: гармонический и дисгармонический. Различие в том, что первый характеризуется проблемой с созреванием лобных долей, второй – с органическими патологиями головного мозга, что ведет к нарушениям психики.
  2. Астенические состояния. При этой разновидности ЗПР выявляется ослабленность соматогенного и неврологического характеров. Они вызваны нарушениями нервной системы.
  3. Церебрально-органическая ЗПР. (причины патологии беременности, травмы в первые годы жизни, обусловлено более стойкими локальными нарушениями созревания мозговых структур.

Классификация по Лебединской

В научном сообществе основной упор делают именно на этот вариант. Разберем подробно, рассмотрим сравнительную таблицу.

Клара Семеновна Лебединская выделила 4 вида ЗПР:

  1. Конституционного происхождения. (эмоционально-волевая незрелость, соответствующая более ранней ступени развития)
  2. Соматогенного генеза. (заболевания неврологического характера, часто болеющие ослабленные дети, а также зачастую имеющие проблемы с сердцем)
  3. Психогенного. (неблагоприятная окружающая среда, неблагоприятные условия развития и воспитания)
  4. Церебрального. (проблемы во время беременности и на первом году жизни, различные органические нарушения, а также недостаточность неровной системы с минимальной мозговой дисфункцией)

Психолого-педагогическая характеристика детей

с ЗПР

Отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста

Замедленная скорость приёма и переработки сенсорной информации

Недостаточная сформированность умственных операций

Низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов

Ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем

Отставание в речевом развитии: недостатки произношения, аграмматизмы, ограниченность словаря

А также ко всему этому можно добавить: проблемы с коммуникацией, трудности в обучении, и проблемы с физическим развитием.

12.01.2024 21:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!