У каждого из нас с годами складывается своя система работы, и в ней есть элементы,
которыми мы владеем в совершенстве, а среди них те, которые считаем главными. Есть такие и
у меня.
ПЕРВОЕ –элемент повторения ( так я это называю). Повторение должно быть не на одном
“дежурном” уроке, а на каждом уроке. То есть пройденную тему я не отбрасываю, как
ненужную, -она продолжается, развивается и дальше –причем постоянно. Это относится не ко
всем темам, которые изучаются по программе, а только особенно важным ( их в каждом классе 2-3, не более, и выделяет их для себя учитель в начале года, составляя календарный план.)
ВТОРОЕ – элемент опережающего повторения. Так, еще в 5-6 классах я глубоко
проработала тему “Виды разбора” и даже вынесла эту тему как одну из магистральных в
русском языке на контрольный урок.
Условные обозначения:
1. Фонетический разбор.
2. Словообразовательный разбор.
3. Морфологический разбор.
4. Синтаксическийразбор.
ТРЕТЬЕ –ни должно быть ни одного урока русского языка без серьезной, углубленной
работы с предложением
ЧЕТВЕРТОЕ–на уроке надо много писать. Но можно ли только по тетради судить о
количестве написанного? Я, например, в процессе урока организую 2-3 письменные работы (опрос,
тестирование, воспроизведение различных схем) . Крайне редко предлагаю написать упражнение
на уроке целиком –это, на мой взгляд, нерационально, поэтому из упражнений делаю извлечения.
ПЯТОЕ – одно из условий успешного обучения – это высокая накопляемость оценок.
Любому ребенку приятно получить оценку своего труда ежедневно. И практически это
выполнимо. Если у вас не получается оценивать весь класс ежедневно, это повод задуматься
над своей методикой. Кстати, исчезнет момент необъективности выставления оценок – при
большой их накопляемости. Есть еще один плюс: немедленная оценка работы ученика, о которой
он узнает тут же на уроке.
ШЕСТОЕ – контрольная проверка знаний. Считается почему-то, что универсальный ее
способ-это контрольный диктант. Но, на мой взгляд, это не оптимальный вариант. В слабом
классе большинство может написать на двойку. Официально нормы оценок не менялись, по-моему, лет 30-40. Поэтому мне приходится руководствоваться своими критериями: если ученик,
придя ко мне в класс, сделал в диктанте 15-20 ошибок, а теперь допускает “всего” 8-10, я считаю
для себя возможным поощрить его оценкой “3”. Вот почему я полагаю, что контрольный диктант
(и оценки класса за него) -это не показатель качества работы учителя и учеников.
СЕДЬМОЕ. Урок русского языка должен быть методически насыщенным, плотным, но
разнообразным –чтобы не утомлять.
Отсюда вытекает и ВОСЬМОЕ: при таком качестве урока можно не давать письменные
задания на дом. Но это возможно, я думаю, только у сильного учителя, при очень высоком
потенциале класса.
ДЕВЯТОЕ. Не все двойки ставлю в журнал. За тестирование – никогда, поэтому нет
необходимости списывать, зато интересно проверить свои знания.
ДЕСЯТОЕ. Отношение учеников к делу, к уроку, к предмету, к учителю наконец зависит от
отношения самого учителя к своему делу, от его эрудиции. Чем старше, чем умнее становится
ребенок, тем меньшее значение имеет для него, из чего материал, как сшито платьеучителя, и
тем большее значение начинает приобретать то духовное, нравственное, тот особый свет личности,
который от него исходит. И тут очень важно, чтобы своимдуховным миром учитель поделился
со школьником, впустил его в этот “своймир” –и не только через уроки, но и общаясь с ним во
внеклассной работе.