СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защита прав ребенка в школе: от теории к практике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Защита прав ребенка в школе: от теории к практике.

Сегодня практически в каждой школе нашей области есть уполномоченные по правам ребёнка. Обязательным наглядным атрибутом любого учебного заведения являются красиво оформленные стенды, на которых размещена информация о том, где и у кого можно искать защиту в случае нарушения прав детей. Но всё-таки, проблема нарушения прав ребёнка остаётся по-прежнему актуальной. В обыденной школьной жизни часто приходится встречаться с непониманием и нежеланием со стороны взрослых считаться с детьми и видеть в них полноправных субъектов внутришкольной жизни. Во многом это отголоски тоталитарного наследия советской школы, где ребёнок был объектом бесконечного давления со стороны педагогов и общественных организаций. Все мы родом из советского детства, и, к сожалению, часто транслируем полученный опыт в своей педагогической деятельности. И если мы действительно стремимся к реализации идей гражданского общества и развитию правового государства, то в первую очередь необходимо изменить собственное отношение к проблеме прав ребёнка.

В данной статье будут затронуты наиболее распространённые ситуации нарушения прав детей, встречающиеся в современных школах.

Каждый ребёнок имеет право на уважение чести и собственного достоинства, которое не должно нарушаться путем оскорблений и угроз другими учащимися или учителями. Даже публичная критика, высказанная в некорректной форме, является нарушением прав ребенка. Выяснение отношений учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение на суд класса мнений, убеждений ученика без его согласия, к сожалению нередкая ситуация в наших школах. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми. Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того, подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб. Необходимо помнить, что применение таких методов воспитания педагогом недопустимо.

Очень популярным нарушением прав ребенка в школе на сегодняшний день является психическое давление. Систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия, постоянная негативная характеристика обучающегося, демонстративное негативное отношение – вот арсенал, применяемый к «неудобным» ученикам, которых всеми силами стараются выдворить из школы. Особенно этим грешат «элитные» учебные заведения (гимназии, лицеи), где зачастую к учащимся предъявляются очень высокие требования. Часть 6 статьи 15 Закона об образовании устанавливает, что дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается

До сих пор приходится сталкиваться с ситуациями удаления ученика с урока или не допуск до занятий. В данном случае имеет место нарушение конституционного права на образование. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Если ученик ведёт себя неадекватно – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать. Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс.

Иногда возникают случаи, когда ребенка отправляют из школы домой из-за отсутствия школьной формы или сменной обуви. Недопущение ребенка на уроки необходимо рассматривать как нарушение его конституционных прав на получение образования. Безусловно, что проблему школьной формы необходимо решать, так как сейчас это регулируется Законом об образовании. Но в работе с теми учащимися, которые не приходят в школу в надлежащем виде, главным должен быть метод убеждения с целью формирования сознательного отношения к выполнению норм права.

Нарушением конституционных прав на получение образования являются и ситуации снятия учащихся с уроков для проведения каких-либо внеурочных мероприятий или репетиций. К сожалению, часто это происходит при непосредственном санкционировании школьной администрации.

В некоторых школах детей оставляют подежурить после уроков, помыть пол в классе, убрать школьную территорию и т.п. Следует напомнить, что подобные работы подпадают под определение принудительного труда, а он запрещен статьей 37 Конституции РФ. Здесь также важно знать статью 50, пункт 14 Закона «Об образовании», согласно которой «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Ребенка могут попросить убраться в классе, принять участие в уборке территории, но ни в коем случае не обязать делать это. Дети могут согласиться, но согласие это должно быть в письменной форме за подписью родителей. Решение о том, будет ли уборка территории школы входить в общеобразовательный процесс или нет, выносят родители учеников, а не администрация школы. Исключение составляет лишь случай, когда эти трудовые мероприятия включены в программу одного из обязательных для изучения в школе предметов (например, производственная практика на каком-либо предприятии в рамках предмета «Трудовое обучение»). При этом программа предмета должна содержать описание трудовых мероприятий, в которых будет принимать участие школьник, и быть утверждена Министерством Образования.

По этому поводу, пожалуй, можно ожидать самой негативной реакции со стороны многих педагогов и директоров. В ход идут аргументы о том, что труд является важнейшим воспитательным методом в формировании необходимых качеств личности. Но нам, учителям и администрации школ, необходимо понимать, что эти важные качества должны формироваться не в рамках принуждения, а на основе добровольного, сознательного отношения учащихся и родителей. Конечно, подобный подход требует больших усилий. Но другого пути быть не должно.

В рамках данной статьи были затронуты далеко не все проблемы в сфере нарушения прав ребёнка в школах. Но важно понять, что именно школа, являясь важнейшим институтом социализации ребёнка, должна создать все условия для формирования правового сознания личности. А это представляется возможным, только если в самом учебном заведении нет места нарушениям элементарных прав человека. Если мы хотим, что бы дети выполняли требования правомерного поведения, то необходимо и нам, взрослым, во всём соответствовать этим требованиям.

Категория: Всем учителям
09.08.2015 20:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!