СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по декоративно-прикладному творчеству и изобразительному искусству

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие технологии

на занятиях по декоративно-прикладному творчеству и изобразительному искусству

Шалганова Галина Александровна, руководитель мастерской «Светлица» МБУДО «Усть-Абаканский ЦДО»

«Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному состоянию, названы плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни, как в семье, так и в образовательных учреждениях: недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, интенсификация образования…» (из материалов коллегии Министерства образования).

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становиться поздно начинать…

Здоровый образ жизни занимает пока не первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Начинать изменять наше отношение к своему здоровью вполне возможно, хотя и сложно. А если мы будем учить наших детей с самого раннего возраста ценить свое здоровье, беречь и укреплять его, если мы будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться на то, что будущие поколения будут здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

По мнению специалистов - медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Как школа меняет детей за годы обучения:

1 класс

Мальчики: рост 122-134 см,

вес – 25-35 кг.

Девочки: рост 125-134 см,

вес - 22-35 кг.

11 класс

Мальчики: рост 170-190 см,

вес – 65-90 кг.

Девочки: рост 165-180 см,

вес - 50-75 кг.

Заболеваемость:

• органов зрения возрастает в 4 – 5 раз (не менее 50% школьников);

•опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы – в 4-5 раз (более 40%, нарушение осанки – 80%);

•органов пищеварения – в 3 раза (не менее 50%);

•нервно-психические расстройства (15%);

•заболевания эндокринной системы ( увеличилось в 5 раз);

•заболевания туберкулезом увеличилось в 2 раза (5,5% детей в выпускных классах);

•80% девушек имеют хронические заболевания, которые могут влиять на репродуктивную сферу.

(Данные Института возрастной физиологии Российской академии образования на 2013г.)

Понятие «школьные болезни» было введено немецким врачом Р.Вихровым в 1880 году. Уже тогда для «устранения главных причин болезней в школе» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно – воспринимающего» обучения должно прийти обучение «наблюдательно – изобразительное». «Словесная» школа уступала место школе «действенной».

Основы концепции здоровьесбережения в России заложены еще в 1904 году, когда съезд Российских Врачей обратил внимание на «ряд вредных влияний со стороны школы на здоровье и физическое развитие учащихся». В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых можно считать опыт работы школы под руководством выдающегося советского педагога А.В.Сухомлинского.

Страсбургская конференция 1990 года решением Всемирной организации здравоохранения и Европейского экономического сообщества одобрила создание так называемых «школ здоровья» для реализации разработанной в середине 80-х годов новой, более расширенной модели здоровьесбережения. В нее вошли службы питания с привлечением родителей и помощи широкой общественности. За прошедшее время в проекте приняли участие более 500 школ из 40 государств, и эта сеть непрерывно расширяется. В России образовательные учреждения, получившие статус «школ здоровья» работают сегодня в республиках Башкортастан, Татарстан, Карелия, в ряде городов и областей России.

В рамках федеральной программы «Дети России» был организован ежегодный Всероссийский съезд «Здоровое поколение – Здоровая Россия» и портал www.zpzr.ru с целью обобщения и систематизации накопленного опыта «школ здоровья», создания и распространения на все образовательное пространство РФ отлаженной универсальной системы здоровьесберегающего образования.

По статистике Российского государственного института гигиены в среднем по стране примерно 2/3 детей младшего школьного возраста имеют тенденцию к искривлению позвоночника, гастроэнторологические, кардиологические заболевания, заболевания зрения, сосудистой системы. Это обусловлено тем, что ребенок ведет малоподвижный образ жизни, неправильно относится к питанию. А многие родители, зачастую, не только не имеют возможности контролировать, когда и что ребенок поел, сколько времени просидел у компьютера или за уроками, но им просто не хватает знаний по нормативам физической нагрузки конкретного возраста, какие проукты они покупают в магазине и чем кормят детей, и многое другое. Многие специалисты, серьезно занимающиеся проблемами здоровьесбережения, считают, что это проблема не медицинская, а педагогическая. Ее предотвращение лежит на плечах педагогов, а медики могут помочь адекватным своевременным мониторингом состояния здоровья.

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. В основополагающих документах МОН РФ сформулированы основные направления комплексной организации здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях. Необходимость постановки этой проблемы определяется уровнем задач, поставленных сегодня перед нашим образованием. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии»- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, на активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Что мешает пониманию значения здоровьесберегающих технологий в учебном заведении?

Отсутствие осознания данной проблемы как одной из первостепенных в культуре организации образовательного пространства. Ведь здоровьесберегающие технологии – это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников – взрослых и детей.

Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения. Здоровьесберегающие технологии - это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей, комплексно, а не эпизодически.

Установка на здоровый образ жизни, как известно не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста. Как в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.

Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организовать возможность проведения на своем уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела ребенка.

Основные принципы, необходимые для работы здоровьесберегающих технологий:

- раннее начало здоровьесберегающих мероприятий;

- комплексность использования всех доступных средств и методов здоровьесбережения;

- индивидуальный подход к ребенку;

- этапность проведения работы;

- непрерывность занятий;

- использование методов контроля адекватности нагрузок;

- сознательность (желание воспитанников не терять здоровье).

Для детей большую трудность представляет, то, что обычно считается отдыхом - неподвижное сидение во время урока. Относительная неподвижность ученика, требуемая дисциплиной, может быть достигнута за счет длительного статического напряжения мышц спины и шеи. Между тем известно, что статическое напряжение гораздо утомительнее, чем динамическое, то есть направленное на осуществление движения. Кроме того, чем младше ребенок, тем сильнее выражена у него двигательная доминанта, потребность в движении, и длительное торможение этой доминанты во время занятия вызывает значительное утомление в центральной нервной системе. Вот почему не физиологично требовать от детей «железной дисциплины», «каменной» неподвижности.

Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление.

Любители рукоделия хорошо знают, что долгое сидение за работой утомляет. Уже через 40-50 минут немеют шея и спина, затекают бёдра и поясница. Работающий всё ближе наклоняется к столу, скрючивается. Причина описанных явлений – утомление мышц, поддерживающих туловище, замедление в них крово - и лимфообращения, ухудшение их питания. В результате тонус мышц снижается, изгибается позвоночник, опускаются плечи и человек как бы «оседает». День за днём, месяц за месяцем в суставах и мышцах происходят изменения, приводящие к атрофии, развитию остеохондроза, невралгии, радикулита, сутулости…

Сутулость при рукоделии испокон веков считалась неизбежным злом. Мирились с ним только потому, что рукоделие было порой единственной возможностью обеспечить себя и своих близких необходимыми вещами, к тому же, сделанные своими руками, они доставляли много радости. Мирились бы, но вдруг выяснилось, что сутулость при работе вовсе не неизбежна. Более того, оказалось, что рукоделие может исправить сутулость и даже улучшить осанку! Но давайте обо всём по порядку…

Разговор о позе начнём с рабочего места. Стул или кресло нужно выбирать с твёрдым или полумягким сидением и прямой спинкой. Желательно, чтобы свет падал на руки слева сверху и чуть сзади. Сидеть при работе надо так: нижний край лопаток упирается в спинку стула, а поясница чуть отходит от неё. Ноги стоят на полу, параллельно друг другу, колени слегка приподняты над сиденьем (если стул или кресло слишком высокие, поставьте под ступни ног скамеечку или подставку). Положение верхних конечностей следующее: локти прижаты сбоку к туловищу, плечи расправлены. Сядьте на несколько минут в эту позу, и вы сразу почувствуете, как приосанились.

В чём же секрет влияния позы на осанку (вспомним русскую красавицу с коромыслом или стройную африканку с корзиной фруктов на голове)? Заключается он в том, что основная нагрузка приходится на мышцы-разгибатели задней поверхности туловища (шеи, спины, поясницы). Для поддержания соответствующей позы эти мышцы сильно напряжены и работают в так называемом изометрическом (без изменения длины) режиме. В связи с этим объём и сила мышц-разгибателей быстро увеличиваются. Несколько месяцев тренировок (обычно 1,5-2,5 часа в сутки) и мышцы задней поверхности туловища становятся достаточно сильными, чтобы препятствовать развитию сутулости. Сначала во время работы придется постоянно следить за тем, как сидим, потом она станет привычной и даже удобной. Теперь уже рукоделие «работает» на вашу осанку. Осанка – это превратившаяся в стойкую привычку манера держать свое тело. Правильная осанка придает человеку красивый внешний вид и создает лучшие условия для развития и деятельности всего организма. Формирование правильной осанки – сложный и длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении тела учащихся с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на осанку в содержание гимнастики на уроках. Движение в сочетании со словами оказывает на детей благотворное влияние. Динамика ритма и слова, ритмическая пульсация, с которой связаны стихи, вызывают согласованную реакцию всего организма: развивается координация движений, чувство ритма, синхронность движений. Сочетание двигательных элементов со стихотворным текстом делает физминутки привлекательными. Ребята с энтузиазмом воспринимают их (см. приложения № 1, № 2).

Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Даже несущественная дисфункция двигательной сферы в коре головного мозга, особенно в области мелкой и тонкой моторики, приводит к вторичному недоразвитию действий, необходимых для рисования, письма, конструирования, что ведет к нарушениям речевой сферы коры головного мозга. «Рука является вышедшим наружу головным мозгом»,- это высказывание Иммануила Канта прозвучало еще задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики. «Человек - универсальное «мыслящее тело», классический пример этой универсальности - движущая рука человека». (Э.В.Ильенков) Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение – является средством повышения интеллекта, развития речи и подготовки его к письму. Во время вязания, плетения, шитья, лепки и т.д., у многих устают пальцы рук. Можно быстро снять эту усталость, если прервать работу на несколько минут и выполнить гимнастику для пальцев рук (см. приложение № 3).

Зрению принадлежит исключительно важная роль в жизни каждого человека. Оно доставляет сознанию наиболее полную информацию об окружающем нас мире. Глаз является одним из самых драгоценных органов человека - он даёт нам тысячи ощущений в минуту. Работа глаз в среднем продолжается 15-18 часов в сутки. Чтобы сохранить хорошее зрение, надо с раннего детского возраста, и особенно в годы школьного обучения бережно относиться к глазам. Дефицит движений в жизни современного человека неизбежно отражается на функциональных свойствах зрительного аппарата. Яркий пример этого – близорукость (миопия), которая формируется в школьные годы преимущественно у подростков с недостаточным физическим развитием. Не последнюю роль играют здесь также неправильная осанка и недостатки в освещённости рабочего места.

Уставшие глаза – это одно из выражений общей усталости тела. В основе всех нарушений зрения лежит напряжение и перенапряжение психики, так как глаза – это не только орган зрения, но и орудие психики, душевного состояния человека. Чем лучше наша память, тем лучше наше зрение и наоборот. Учеными установлено, что информация, поступающая в мозг, проходит через глаза, поэтому между психикой и зрением существует тесная связь: если психика отдыхает, то глаза не устают.

Плохое зрение – чаще всего зависит от ослабления аккомодационной (цилиарной) мышцы, регулирующей кривизну хрусталика для постоянной «наводки на резкость» нашего глаза. Возникает вопрос, какие же конкретные специальные движения и упражнения могут быть рекомендованы для профилактики подобных нарушений работы глаза? Упражнения на расслабление глазных мышц (см. приложение № 4).

Дыхание – важнейший источник энергии, имеет прямую связь с умом. Каждой нашей эмоции соответствует определенный ритм и глубина дыхания. Мы можем осознанно через изменение ритма дыхания (с помощью определенных упражнений) успокаивать эмоции. На занятиях по декоративно-прикладному творчеству применяем некоторые комплексы дыхательной гимнастики: йоговское дыхание, гимнастику Стрельниковой (см. приложение № 5).

Массаж – это научно обоснованное и проверенное многолетней практикой оздоровительное средство, являющееся одним из видов пассивной гимнастики. О его благотворном воздействии на организм человека известно с глубокой древности. Массаж не только улучшает общее самочувствие и повышает тонус, но и приводит в действие утраченные рефлексы. Нормализует функционирование внутренних органов, трофику тканей, положительно влияет на состояние нервной системы, активирует кровообращение ткани и повышает эластичность мышечных волокон. Во время занятий можем выполнять массаж рук, ушей. Точечный массаж желательно проводить в целях профилактики простудных заболеваний (см. приложение № 6).

Упражнения на релаксацию, на мышечное расслабление необходимо знать и применять на практике с целью уметь управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребенка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышцы. Упражнения на мышечное расслабление способствует профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы (см. приложение № 7).

Категория: Всем учителям
15.01.2016 17:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!