СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Здоровьесбережение
в воспитательно-образовательном процессе
Здоровьесбережение – это целенаправленно осуществляемый в воспитательно-образовательном процессе комплекс научно-обоснованных педагогических, психологических, лечебных, профилактических, коррекционных и иных воздействий на субъекты образовательной деятельности, неразрывно связанный с решением задач обучения, воспитания, развития, сохранения и укрепления их здоровья.
Условно здоровьесберегающие уроки можно разделить на следующие виды:
I вид:
Это запланированный «Урок здоровья» по предмету.
II вид:
Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения:
это ежеурочные минутки здоровья по обучению учащихся новым упражнениям на снятие стресса, утомления, по развитию внимания, памяти, логического мышления и т.д.;
это эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала.
III вид:
Это может быть стандартный, типичный хорошо продуманный урок, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, т.к. это урок, на котором педагог:
- полноценно выполняет учебную программу, формируя у обучающихся интерес к своему предмету;
- устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения;
- предотвращает возникновение дискомфортных состояний, т.е. продумывает урок максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта;
- максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения;
- это урок, на котором каждый обучающийся понимает значимость данного урока для будущего и творчески работает на нем, используя свои способности.
Цели урока, наряду с обучающими, развивающими и воспитательными ориентируются и на валеологические аспекты.
К такому уроку разработаны требования:
- гигиенические условия (проветривание, освещение, энергетика, посадочные места), - наличие мотивационной деятельности на уроке;
- количество видов учебной деятельности должно быть 4-7 за урок продолжительностью 7-10 минут (письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с инструкционно-технологическими картами и т.д.);
- не менее 3-х видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа);
- плотность урока – на учебную работу должно тратиться 60 – 80%;
- наличие эмоциональных разрядок (поучительная картинка, афоризм, поговорка, улыбка, шутка);
- оздоровительные моменты на уроке.
Профилактика табакокурения и алкоголизма возможна на любом занятии, как общеобразовательного так и профессионального цикла. Для этого почти всегда можно связать проблему табакокурения, алкоголизма с изучаемой темой предмета, вывести ее психологическую или философскую проблему (переживания, смысл жизни, настроения, смерти и т.д.) показать, как усложняется решение этой проблемы в случае потребления алкоголя, курения. Проявляя изобретательность, можно в любой курс внедрить тему, направленную на профилактику искоренения вредных привычек.
Контингент обучающихся нашего техникума в основном состоит из подростков из малообеспеченных и неполных семей, семей находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот. Физически данная категория обучающихся ослаблена и, как правило, имеет целый ряд проблем, связанных со здоровьем. Кроме того, для обучающихся нашего учреждения характерны недостаточная осведомленность в вопросах здоровья и здоровьесбережения, несформированность понятий и представлений о здоровье, здоровом образе жизни. Среди значительной части обучающихся распространены вредные привычки, отсутствуют установки на их преодоление. Отношение к занятиям физической культурой и спортом либо нейтральное, либо слабо мотивированное.
Любой подросток знает, что наркотики – это плохо, табакокурение и алкоголь – вредно но, тем не менее, молодежь продолжает курить, выпивать, пробовать наркотики, тем самым нанося неисправимый вред своему здоровью. В техникуме создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни. Наша работа направлена на формирование моды на здоровье, физическую красоту, отказ от вредных привычек. Мастера производственного обучения и преподаватели в течение учебного года проводят мероприятия, способствующие здоровьесохранению обучающихся. Ежегодно в ноябре проводится программа профилактики употребления ПАВ среди обучающихся.
Обсуждаются вредные привычки молодежи, такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение и др.
Индивидуальная работа проводится с обучающимися, состоящими на внутритехникумском учете: беседы, лекции, работа с инспектором ПДН. В основе этого лежит формирование у учащихся мотивации на сохранение здоровья.
Все эти профилактические мероприятия по искоренению вредных привычек и формированию здоровьесбережения должны вести к положительным изменениям в сознании обучающихся, в их отношении к своему здоровью.
Девять золотых правил здоровьесбережения:
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5.Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
6. Гоните прочь уныние и хандру!
7. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
8.Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
9. Желайте себе и окружающим только добра!
© 2016, Воротнюк Ольга Евгеньевна 755