СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
На протяжении многих лет я применяю здоровье сберегающие технологии на своих уроках, это физминутки, паузы.
До начала урока на перемене проверяю подготовку кабинета к работе:
ü состояние парт, доски, учебного оборудования, освещённость, а также при необходимости проветриваю помещение.
ü профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Поэтому в кабинете используются светло-зеленый и бежевый тона. На стенах нет ничего лишнего, потому что это вызывает тревогу, раздражение учащихся.
ü с первых минут урока, с приветствия стремлюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
По степени сложности среди школьных предметов химия и биология занимает одно из ведущих мест, так как требует напряженной умственной деятельности учащихся. Поэтому на уроках чередую разные виды учебной деятельности:
ü опрос учащихся, запись формул, законов, понятий, чтение материала в учебнике,
ü слушание, ответы на вопросы, решение задач, рассматривание наглядных пособий,
ü проведение демонстрационных опытов и экспериментов.
При этом использую различные виды преподавания:
словесный, наглядный, самостоятельную работу, аудиовизуальный, практическую работу. Это снимает проблемы переутомления и отсутствия интереса к изучаемой теме.
Слежу за правильной посадкой учащихся, так как смена видов деятельности требует смены позы, пересаживаю каждую четверть рядами 1на 2 ряд, 2 на третий и наоборот.
Важным аспектом урока с позиции здоровьесбережения считаю использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им включаться в активную деятельность: метод свободного выбора (свободную беседу, выбор способа действия, свободу творчества); активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловую игру, дискуссию);
Например, на обобщающем уроке по теме "Классы неорганических соединений" ученики сами выступают в роли учителя. Чтобы предупредить возникновение стрессов, использую на уроках работу в парах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый" ученик чувствует поддержку товарища. Хорошие результаты дает хоровое проговаривание, как целых правил, формул, законов, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз, слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед одноклассниками.
С целью развития зрительной памяти, использую различные формы выделения: наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Для этого я использую возможности интерактивной доски либо при объяснении нового материала, либо при закреплении пройденного материала, либо при проверке знаний.
Обязательной составной частью моего урока являются физкультминутки: включающие гимнастику для глаз, кистей пальцев рук, дыхательную гимнастику. Физкультминутки препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся в классе под моим руководством и участием, или подготовленного ученика. Они проводятся в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание. Чаще всего физкультминутки проводятся на 15-25 минуте урока. Учащимися выполняется 4-5 упражнений, повторяемых по 5-6 раз. Эффективным для старшеклассников является самомассаж кистей рук.
для 8-9 х классов в физкультминутки включаю тему урока.
1. Игра с мячом. Я, кидая мяч, называю тело, отдавая мяч, обратно ученик называет вещество, из которого оно может быть изготовлено. Например: Линейка - пластмасса, дерево, металл.
2. Величина – единица. Например: масса - кг, мг, т, ц, г.
3. Уберите лишнее слово. Например: натрий, кальций, железо, кислород или NaOH, KOH, Ca(OH)2, HCl.
4. Шаги – термины. Ученик, шагая по кабинету, при каждом шаге называет химическое понятие или формулу, свойства и т. п. из изученной темы. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше.
Самое главное это - созданию благоприятного психологического климата на уроке, создание доброжелательной обстановке на уроке, проявление внимания к каждому высказыванию, позитивную реакцию на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности или небольшое историческое отступление. При этом с одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. Заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Считаю, что урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: шуток, юмористических или поучительных картинок, использования поговорок, афоризмов, музыкальных минуток, четверостиший, анекдотов и загадок то теме.
Все используемые здоровьесберегающие технологии способствуют укреплению и сохранению здоровья учащихся, развитию их творческого потенциала.
Желаю всем учителям, ученикам и их родителям крепкого здоровья!
© 2022, Цыдендамбаев Галсан-Доржи Будажапович 59