СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда нет здоровья, молчит мудрость,

не может расцвести искусство, не играют силы,

бесполезно богатство, и бессилен разум.

Геродот

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

(из опыта работы)

Знание технологий, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его учебы в школе, – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Педагоги, использующие эти технологии, ограждают детей от перегрузок и переутомления на уроках. Благодаря этому у детей развиваются внимание, память, воля, творческое воображение, происходит формирование самостоятельности мышления, свободы суждений.

Пять лет назад учителя начальной школы №38 приняли решение применять в своей работе здоровьесберегающие технологии доктора В.Ф. Базарного. Прежде чем начать работу по методике В.Ф. Базарного, учителя изучили соответствующую литературу, познакомились с опытом использования здоровьесберегающих принципов обучения и воспитания в других школах, ознакомили родителей с предстоящей работой.

Используемая нами технология Владимира Филипповича Базарного предусматривает следующие методики:

1.Обучение учащихся в режиме смены динамических поз.

Для этого используется специальная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока каждый ученик стоит за конторкой, часть – сидит за партой и таким образом укрепляет позвоночник, сохраняет правильную осанку. В 1-м классе дети меняются местами через каждые 5 минут, во 2–3–4-х – через 12–15 минут. Работа за конторкой стоя формирует у ребенка чувства координации и равновесия, является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, заболеваний сердечно-сосудистой системы, предупреждает появление близорукости.

2. Работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка.

Для этого используются подвижные «сенсорные кресты» на которых располагаются дидактические материалы. Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру, раскладываются в любой точке класса. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц. Карточки с дидактическими заданиями могут быть развешаны везде: на книжных полках, на окне.

3. Методика сенсорно-координаторных упражнений «Четыре угла». Все упражнения выполняются в позе свободного стояния: дети совершают координированные движения головой, глазами и туловищем продолжительностью 1,5–2 минуты. В четырех углах кабинета фиксируются яркие изображения: картинки, схемы, слова, формулы, числа, фигуры, правила, сюжеты из сказок, пейзажи и т.д. Здесь присутствует важный эмоционально-мотивационный фактор, который повышает физическую и психическую активность детей на уроке, вносит сенсорное разнообразие.

4. Методика зрительно-координационных упражнений. Схема-тренажер находится на стене. Незамысловатые круги и восьмерки используются для разминки и снятия напряжения с глазных мышц. Глаза учеников отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно ребята делают непроизвольно движения головой, шеей, туловищем, разминают затекшие от статического напряжения мышцы. По мнению доктора В.Ф. Базарного, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за 1 учебный год.

5. Для улучшения осанки используем на уроках подушечки - шапочки.

6. Для профилактики плоскостопия мы приобрели и сделали самодельные коврики – массажёры. Дети могут по желанию стоять за конторками на этих ковриках и ходить по ним.

7. На уроках проводим пальчиковую гимнастику

Колокольчик, колокольчик все звенит, Язычком он шевелит.

(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает)

У лошадки вьется грива, Бьет копытами игриво.

(Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши)

А у кошки ушки, Ушки на макушке, Чтобы лучше слышать Мышь в ее норушке.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх)

5. Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей используются экологические панно (2х3 м). На них обычно бывают изображены уходящие в бесконечность сельские пейзажи. С помощью специальных манекенов и карточек на фоне этих панно разворачиваются сюжеты урока. Экологическое панно меняется с приходом нового времени года.

6. Обязательным учебным предметом доктор В.Ф. Базарный считает хоровое пение. Пение – мощное средство гармонизирования нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей.

7.Проведение на уроках физкульминуток - переход с режима ближнего зрения на режим дальнего зрения «Весёлые человечки» (человечки 3см), дети копируют движения этих человечков.

Большую помощь и поддержку оказывают учителям администрация школы и родители.

Благодаря данной технологии достигается:

Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.

Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

Психологический комфорт в образовательном учреждении.

Профилактика нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии.

Технология В.Ф. Базарного помогает учителю стать свободным, раскрепощенным, повысить свой творческий потенциал, а также значимость и престиж своей профессии в обществе. И только такой учитель сделает свободным и раскрепощенным подрастающее поколение.

04.11.2018 10:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!