СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение и употребление имён прилагательных в речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22» муниципального образования

городской округ Симферополь Республики Крым

295492 РК, Симферополь, пгт. Аграрное, ул. Спортивная, 1А

тел. 3(652) 26-33-19, e-mail: [email protected]

ОКПО 00798073, ОГРН 1159102009197, ИНН/КПП 9102068621/910201001

Предмет: русский язык

Класс – 3

УМК: «Школа России»

Тема: Значение и употребление имён прилагательных в речи

Разработал: учитель

начальных классов

Тимошенко А.А.

пгт. Симферополь, 2020

Тема: Значение и употребление имён прилагательных в речи

Тип урока: освоения новых знаний

Цель урока: уточнить знания об имени прилагательном, как части речи и познакомить с его ролью в речи

Планируемые образовательные результаты

личностные: уметь проводить самооценку на основе листа самооценки; понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор; формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию

метапредметные: извлекать необходимую информацию; делать выводы на основе сравнения и наблюдения; проводить самопроверку и самооценку; осуществлять самоконтроль; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

предметные: уточнить знания об имени прилагательном, как части речи и его роли в речи; наблюдать за значением имён прилагательных; учить находить признаки имён прилагательных; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, кластер на доске, карточки для групповой работы, тест.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Ребята, сегодня на уроке русского языка много гостей. Давайте поприветствуем их. Повернитесь, улыбнитесь, поделитесь хорошим настроением.

Все друг к другу повернулись.

Все друг другу улыбнулись.

Гости рады им всегда.

Так начнём работать? Да!

- Здравствуйте, уважаемые гости. Ребята, садитесь.

Ребята, скажите, пожалуйста, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей).

- А чего вы ждете от сегодняшнего урока? (Ответы детей).

II этап. Мотивация к учебной деятельности

  1. Минутка чистописания( Слайд 1)

- Откроем тетради, запишем число, классная работа.

- Игра «Доскажи словечко»

У меня знакомых тьма,

Не могу их счесть сама,

Потому что кто пройдет,

Тот и руку мне пожмет.

Людям рада я, поверь,

Я – приветливая … (дверь)

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель!»

И ставит подпись: … (дятел)

- Найдите первый звук в словах. Какой буквой он обозначается на письме? Охарактеризуйте звук.

- Сегодня на уроке будем писать буквы Д, д.

- Спишите, продолжив закономерность

дад Дд ада Ддд дад Дддд

- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите. Подчеркните орфограммы.

Добрый разум наживёшь не сразу.

  1. Словарная работа ( Слайд 2)

- Сейчас поработаем со словарными словами. А какие это слова, вы должны угадать по описанию.

- Сочное, зелёное, круглое … (Яблоко).

- Откройте учебник на странице 148 – 149 и уточните написание этого слова в орфографическом словаре. Как пишется это слово, прочитайте, запишите, подчеркните орфограмму.

- Ребята, много словарных слов вам приходится запоминать? Для того, чтобы вам легче было запомнить написание этого слова, художник предлагает такую иллюстрацию – ассоциацию. Посмотрите. Вместо буквы «о» представьте фрукт – яблоко. Когда вы будете писать это слово, зрительно представьте эту картинку, вам легче будет вспомнить. Вы согласны?

- Сочный, зелёный, продолговатый, хрустящий… (Огурец)

- Найдите в словаре, как это слово пишется. Прочитайте, запишите, подчеркните орфограмму. Посмотрите на картинку к этому слову, как предлагает художник запомнить написание слова?

- Сочная, спелая, сладкая, лесная… (Ягода)

Найдите слово в словаре, уточните, как оно пишется. Какая орфограмма, запишите, подчеркните орфограмму. (Работа с иллюстрацией – ассоциацией).

III этап. Самоопределение

- Ребята, вам легко было угадывать слова? Кто сыграл роль помощников?

Определение темы и целей урока

-Сегодня мы отправимся за знаниями к одной очень увлекательной части речи, вот как она о себе говорит:

-Я - имя замечательное,

Очень увлекательное.

Всё о предметах подмечаю-

Я признаки обозначаю

Ведь без меня не скажешь ты,

Какого цвета тут цветы,

Какие парты, стол какой,

Какой котёнок озорной.

Я подружиться с вами радо,

Мне будут знания наградой!

-Догадались, о какой части речи будем сегодня говорить? (Об имени прилагательном)

-Правильно, имена прилагательные сыграли роль помощников. Как вы думаете, какая тема урока у нас будет сегодня?

- Имя прилагательное – это тема широкая и для вас не новая. Вот была очень важная подсказка. Я сказала: «Кто сыграл …» (Роль имени прилагательного в речи)

-Точнее прочитаем тему нашего урока: «Значение и употребление имен прилагательных в речи».

- Кто знает, а для чего нам надо знать роль, значение имени прилагательного в нашей речи? Надо это знать или не надо, как вы считаете?

Прочитаем цель урока: «Распознавать в устной и письменной речи имена прилагательные и сравнивать их с другими частями речи; точно употреблять в речи имена прилагательные»

IV этап. Учебно-познавательная деятельность

-Откройте учебник на с.63 и прочитайте, чему будем учиться, работая над этим разделом учебника

Читаем по учебнику.

-Вы готовы добывать знания?

-Тогда отгадайте загадку.

…рост, …хвост, …шубка, …зубки.

- Почему вы ее не отгадали?

- Помогли вам имена существительные догадаться, о ком идет речь?

- Послушайте еще раз:

Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.

- Кто это? (Мышка)

-Какие слова помогли отгадать загадку? (Прилагательные)

- Почему прилагательные помогли отгадать загадку? (Потому что они обозначают признак предмета)

-Что они обозначают?

- Вот и первое открытие в нашу копилку знаний

(на доске копилка знаний)

Игровой момент. Проблемная ситуация.

Существительные решили подружиться с имена прилагательными и вот что получилось…

-Прочитайте. (Слайд 3)

пирог вкусная

сапоги резиновое

пальто красивый

карандаш простая

работа домашний

сахар сладкое

-Вы согласны? Почему? (нет смысла)

-Поможем исправить ошибки.

-Чтобы мы не допустили таких ошибок, что надо сделать? (поставить вопросы)

-От какой части речи будем ставить вопросы? (от существительного к прилагательному)

-С какой частью речи всегда связано прилагательное?(с существительным)

-На какие вопросы отвечают прилагательные? (какой? какая? какое?.) (Слайд 4)

-Вот и ещё 2 открытия в нашу копилку (выставляю на доске) (Закрыть экран!)

V этап. Проектирование и фиксация нового знания.

Наблюдение над значением прилагательных в предложении

Упр. 110 стр.64

- Прочитайте задание. Что нужно сделать, чтобы текст был более понятным, точным?(Вставить пропущенные слова)

-Где можем посмотреть недостающие слова? (в «Словах для справок»)

- Прочитайте слова для справок.

- Прочитайте текст со словами. Запишите текст. (Один ученик работает у доски)

- Как изменился текст с именами прилагательными? (Текст стал более понятным, точным, интересным)

- Какую роль выполняют имена прилагательные? (Делают речь более полной, точной, яркой, красочной)

- От какой части речи всегда зависит прилагательное? (от имени существительного)

- Найдите в тексте словосочетания прил. + сущ.

- Подчеркните главные члены предложения в первом предложении.

-Каким членом предложения является прилагательное? (второстепенным членом)

-Вот и ещё одно маленькое открытие сделали.

Физминутка

- Физминутка у нас необычная. Я буду называть словосочетания, если значение прилагательного прямое, стоим ровно, если значение переносное – хлопаем в ладоши над головой.

- Серебряные росы, серебряная посуда, золотая зорька, золотая монета, душистый мёд, душистая весна, весёлый ребёнок, весёлая зима, сонная девочка, сонные берёзки, мягкий ветер, мягкий пух, сердитая туча, сердитая соседка, тяжёлое чувство, тяжёлая ноша.

VII этап. Первичное закрепление нового материала.

Работа с учебником. Упр. 111 (с. 65).

-Найдите упр.111. Прочитайте слова и подумайте, к какой части речи они относятся?

-Почему так думаете?

-Договоритесь и запишите любых 6 прилагательных, подобрав к ним подходящие существительные.

Прочитайте свои словосочетания

- Молодцы! Все справились с заданием!

-Прилагательные могут обозначать разные признаки предметов.

-Выберите и назовите прилагательные, которые обозначают цвет:. размер:. качества:.

-А что обозначает прилагательное душистая? (запах)

-А громкий? (звук)

- А тёплый, прохладная? (температуру)

-Что могут обозначать имена прилагательные? (Обозначают цвет, вес, размер, вкус, запах и т.д.)

(вывод на доску)

Открыть экран

Развитие речи. Наблюдение над ролью прилагательного в тексте.

(На экране картинки с разными временами года) (Слайд 5)

-Чем отличаются эти картинки? (разные времена года)

-Прочитаем текст.

Был ____________________ день. Дул ___________________ ветер. По ________________ небу плыли ___________________ облака. Погода была _____________________.

-Можете сказать, о каком времени года говориться в этом тексте?

-Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждой группе будет дана карточка с этим текстом, нужно дополнить данный текст такими прилагательными, чтобы описать время года, указанное в задании

(учитель раздаёт карточки с заданием).

- Договоритесь, кто будет докладчиком, а кто помощником. Приступайте к работе.(Работа в группах)

- Прочитайте, что у вас получилось.

-Оцените работу группы.

-Какая часть речи помогала менять текст?(Прилагательные)

-Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?(Украшают нашу речь. Делают её более интересной, яркой, точной.) Выключить экран

- Обратите внимание на нашу «Копилку знаний»

-Расскажите всё, что узнали об имени прилагательном.

IX этап. Рефлексия

-Вспомним, какие задачи ставили на уроке?

-Мы их достигли?

-Что вы сегодня узнали об имени прилагательном?

-Оцените свою работу на уроке

-Я думаю, знания, полученные на уроке, позволят вам легко выполнить домашнее задание

Ребята, у вас на столе лежит вот такой листочек. Здесь три столбика. В первом столбике оцените урок. На уроке было : интересно, скучно, безразлично. Во втором столбике оцените себя на уроке: я работал, я отдыхал, я помогал другим. В третьем столбике: я понял, узнал больше, чем знал, не понял.

X этап. Домашнее задание

с.65, упр. 112

-СПАСИБО всем, кто сегодня помог сделать успешным наш урок!

И пожелать всем:

Здоровья- богатырского, зрения- зоркого,

Памяти- ясной, дня- чудесного,

Настроения- отличного!

Категория: Русский язык
24.11.2021 20:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!