СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение понятия  социокультурная  компетнтность в учебных материалах УМК «Форвард» под  редакцией М.В. Вербицкой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация в разделе "Файлы"

Значение понятия социокультурная компетнтность в учебных материалах

УМК «Форвард» под редакцией М.В. Вербицкой

Слайд № 2 Цель обучения иностранному языку в школе — развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности, т. е. формировании, развитии и совершенствованиие коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция — это способность обучающихся к иноязычному общению, позволяющая вступать в равноправный диалог с представителями других культур. [Сафонова 2004: 173] Безусловно, невозможно сформировать коммуникативную компетенцию без знания социокультурного фона.

Возможность попасть в иноязычную среду предоставляется только на уроке. И эта среда является пока искусственной. Для создания пусть даже и искусственной среды необходим поиск эффективных средств и методов развития социокультурной компетенции.

Одним из помощников для развития социокультурной компетенции является УМК, по которому учитель работает. Ведь каждый урок иностранного языка — это перекрёсток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает другой мир и иную культуру, за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире.

Значение социокультурного компонента в учебных материалах выросло в новых стандартах, и направленность социокультурных знаний именно на практическое применение в реальном межкультурном общении окончательно закрепилась в ФГОС нового поколения, начиная с 2009 года. (когда были принят ФГОС начального образования)

На слайде № 3 Большое значение стало придаваться осмысленной попытке понять менталитет носителей изучаемой культуры, и в тоже время было обращено внимание на важность самоопределения, идентификации себя как носителя своего языка и культуры, которые требуется представлять в межкультурном общении.

В ФГОС основного общего образования звучит такая формулировка: социокультурный компонент учебных материалов направлен на «приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (5-6 и 7-9 классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения»

На слайде № 3 Мы видим, что здесь акцент на межкультурную коммуникацию явно выражен, говорится о ситуациях общения, реалиях, умении представлять собственную страну и культуру.

слайд № 4 НО детализация требований в области социокультурных знаний, умений и навыков имеет тенденцию к увеличению. Здесь: И в ФГОС Полной школы 2012 г. современное разделение социокультурного компонента предлагается по уровням:

- Знание и понимание собственной культуры, обуславливающей восприятие мира и поведение личности;

- осмысление картины мира иной социокультуры;

- позитивное отношение к изучаемому языку и его носителям, а также представителям других языков и культур;

- умение видеть сходство и различие между общающимися культурами и использовать это знание в общении;

- наличие умений и навыков межкультурного диалога, предполагающее оперирование инокультурными концептами и средствами социальной коммуникации.

Исходя из задач применения стандарта устанавливаются «результат и развитие универсальных учебных действий» и такой детальный подход является оправданным и удачным для достижения заявленных целей.

Глубокое понимание сущности социокультурного компонента и постоянный рост его значимости демонстрирует УМК «ФОРВАРД» под редакцией Вербицкой М.В.

слайд № 5,6 УМК серии FORWARD предоставляет возмож­ность приобщить учеников на уроках английско­го языка к новому социальному опыту, познако­мить с жизнью их сверстников в других странах. С одной стороны, тщательно подобранные иллю­страции к текстам показывают различные сторо­ны жизни Великобритании, Австралии, США и некоторых других стран мира, служат нагляд­ным материалом для расширения представлений о быте, социальных отношениях, традициях, культуре стран изучаемого языка.

С другой сторо­ны, в УМК также включены материалы о жизни российских школьников, природе, географии, культурном наследии России. Формирование по­зитивного отношения, уважения к своей стране и к стране изучаемого языка служит основой для включения учащихся в диалог культур, подготов­ки к условиям поликультурного и полиязычного мира. Знание социокультурной информации необходимо для успешной коммуникации. Конечно, при общении собеседник может допустить грамматические, лексические ошибки, которые не приведут к непониманию. А вот незнание культурных особенностей, обычаев страны в первую очередь может привести к коммуникативным препятствиям, а также может быть расценено как неуважение к иностранцу и его стране.

На начальном и этапе обучения английскому языку в плане формирования социокультурной компетенции используются следующие задания и виды учебной деятельности.

  • Предлагаем учащимся рассмотреть рисун­ки/фотографии к тексту, которые иллюстриру­ют различные стороны жизни Великобритании или другой страны, и найти сходство и различия с привычным для них окружением.
  • Стимулируем учащихся рассказывать о том, что они сами знают об изображённых на иллюстрациях предметах, о персонажах или ре­альных людях, географических местах, живот­ных, растениях.
  • Предлагаем ситуации, цель которых является ознакомление с бытовыми и культурными особенно­стями страны изучаемого языка. на детали иллюстраций,
  • Даем ученикам задание сделать ри­сунки, изображающие сходные ситуации в род­ном городе, посёлке, деревне.
  • Предлагаем своим ученикам проект­ные задания, целью которых является сравне­ние какой-либо культурной традиции нашей страны и страны изучаемого языка (например, празднование дня рождения, Нового года).
  • Учащиеся изготавливают постеры, кол­лажи с собственными рисунками или фотогра­фиями из журналов или Интернета.
  • При активизации учебного материала предлагаем учащимся представить себя на мес­те персонажей истории и разыграть их диалоги, рассказать от их лица о том, как они проводят свой день, как и где проводят каникулы, как от­носятся к тому или иному событию.

Хочу отметить,что в учебнике для каждого класса в начале каждого раздела даётся фоновая информация, откуда учитель может почерпнуть необходимые факты.

Слайд № 7 Речевая ситуация и фоновая информация: У мистера миссис Тейлор четверо детей: Эдди, Мери, Бен и Сэлли. У Тейлоров есть собака Моцарт и кот Элвис.Они живут в типичном для Англии домемв пригороде. Бену -10 лет. Его друзья Джил и том тоже персонажи учебника.они учатся в одном классе. Их учительницу зовут мисс Фишер.В этой истории семья завтракает, а их новые соседи переезжают а дом рядом. На завтрак у Тейлоров хлопья, тосты, вареные яйца, чай или кофе.Бен узнает,что его новые соседи из Австралии.

Затем обсуждение рисунка. (по ситуации)

Далее предлагается диалог – знакомство с Коди, в парах, группах. Рассказ и вопросы о семье Коди., диалог по образцу и задание на дом Нарисовать свою семью и рассказать о своей семье.

(Повторение лексики по теме Семья и немного дается информаци об Австралии. И дальше беседа учителя о том, что они знают об этой стране. И на сл.уроке кто-нибудь подготовит рассказ об этой стране.) а дом. Задание нарисовать свою семью. посмотреть на рисунки и вставить слова под номерами.

Слайд № 8 Речевая ситуация и фоновая информация: сборы и далее вызов такси. Мы слышим как Эдди набирает номер из пяти цифр (так как живут в маленьком городке. А в больших городах номера семизначные. Когда диктуем номер, называем каждую цифру отдельно, а ноль как О (ОУ)

Слайд № 11 В старших классах расширяется объем лингвострановедческих знаний за счет новой тематики и проблематики речевого общения, в том числе межпредметного характера. Ученики знакомятся с образцами художественной литературы и деловой документации на анг.яз.,

В работе по УМК предусмотрены практические потребности учащихся, дети могут научиться правильно вести себя в конкретных ситуациях межкультурного общения. Для этой цели уделяется много внимания социокультурным диалогам и ролевым играм, проектной деятельности, сбору портфолио о стране изучаемого языка, информации о ее жителях, а также и творческие работы, например, сочинения и изложения на культурологическую тематику.

В УМК наглядно продемонстрирован диалог культур. После текстов, которые содержат элементы другой иноязычной культуры, следуют задания, которые помогают обучающим сопоставить, проанализировать, выделить необходимую информацию для сравнения со своей родной культурой. После таких текстов обязательно следуют задания, проекты, портфолио, где нужно представить творческую работу о своей стране, найти культурные сходства и различия.

Как не отметь сам вид учебника. Все разделы учебника насыщены красочным иллюстративным материалом, который позволяет интересно и доступно рассказать о многообразии мира.

Колоссальное значение для формирования социокультурной компетенции имеет современная музыка (английские, американские песни). Конечно, этот учебно-методический комплекс содержит большое количество диалогов, заданий для аудирования. Но такой вид аудирования (с песнями) очень нравится школьникам. Они могут слушать песни и вставлять пропущенные слова, т. е. и работать, и отдыхать. Это позволяет познакомиться с творчеством известных музыкантов мира, рассказать о своем любимом артисте (группе), музыкальном направлении, а также найти, что объединяет и различает все творческие тенденции мировой музыки.

Данный учебно-методический комплекс отличается тем, что необходим, интересен обучающимся, так как создает базу для живой коммуникации.

06.08.2018 08:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!