СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение внеклассной работы в формировании функциональной грамотности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современному  обществу  требуются  люди, умеющие быстро  адаптироваться  к   изменениям, происходящим  в  огромном  мире. Объективной  исторической  закономерностью  в  настоящее  время  является   повышение  требований   к  уровню  образованности   человека.

        В   Послании  народу   Глава  государства  Н.А. Назарбаев  выделил   следующее:  «Чтобы  стать   развитым  конкурентоспособным  государством,  мы  должны  стать  высокообразованной  нацией.  В  современном  мире  простой  поголовной  грамотности  уже  явно  недостаточно. Наши   граждане   должны  быть  готовы  к  тому, чтобы  постоянно  овладевать   навыками   работы  на  самом  передовом  оборудовании   и  самом   современном   производстве.  Необходимо   также  уделять   большое  внимание    функциональной  грамотности  наших  детей,  в  целом  всего   подрастающего   поколения.  Это  важно, чтобы  наши  дети  были  адаптированы  к  современной   жизни».

   Формирование   функциональной  грамотности    школьников  непосредственно   на  уроках  русского  языка и внеурочных занятиях  возможно, на  мой  взгляд, через  решение  таких  задач:

1.Формирование  у  каждого  школьника  опыта  творческой  деятельности  в  реализации  своих   способностей.

2. Накопление  у  учащихся  опыта  общения и  взаимодействия  на  гуманистических  отношениях.

3.Достижение  уровня  образованности, соответствующего  дальнейшее  развитие  личности  и  возможность  преодоления  образования,  в  том  числе  и  путем   самообразования.

    Для  решения  этих  задач   я  стараюсь  использовать  на  занятиях  различные  виды  работы: логические  задания, ролевые игры, групповые  и  индивидуальные  формы  работы, путешествия  в   страну  грамматических  сказок, уроки  самоуправления  для  развития  творческого  воображения  у  школьников.   К  примеру, при  объяснении  темы  «Нераспространенные  и  распространенные  предложения» в  6 классе   начинаю  урок прослушивания звуков  живой  природы.

 Звучит  в  аудиозаписи   голоса   птиц, животных, шелест  листьев, шум  дождя, ветра, падающей  воды.

После  прослушивания  раздаются  детям  листочки  с  текстом, где  преобладают    нераспространенные    предложения.(  Поют  птицы; Шелестят  листья; Идет  дождь  и т. д.) Учащиеся  распространяют  эти  предложения и разбирают  их  по  членам, выполняют  практические  задания  по  тексту.  Параллельно  здесь  идет  и  воспитательная  работа (привитие   эстетического  вкуса,  любовь  к  родной  природе,  чуткость  и  внимательность),творческая  работа. На  этой  основе  можно  объяснять   любую  тему, подобрав  подходящий  текст, стихотворение  и т. п.Сложные  грамматические  темы  необходимо  комбинировать  с  интересным  лексическим  материалом. Даю  для  прослушивания  учащимся  различные  аудиозаписи ,  с последующим  комментированием, где  дети  могут  выразить  свои  мысли. Такие  интересные  формы   работы пробуждают  у  учащихся   стремление  к  получению  знаний.

    Для  того, чтобы  развивать любознательность и познавательную  активность  учащихся их  творческую  самостоятельность  детей  к примеру по  теме «Синонимы»   в  5 классе  организую  такую  игру «Синонимическая  лесенка».   Условие: выигрывает  тот, кто  быстрее  подберет  синонимы , в которых  отразилось  бы  нарастание  признака.

1 команде: Большое  значение-…   (огромное, колоссальное).Способный  ученик- … (талантливый, гениальный).

2 команде: Красивое  здание- …(прекрасное, восхитительное).Торопливый  шаг- … (стремительный, быстрый).

Или  игра «Составь  предложение». Условие:  быстро  составить  предложение, используя  данные  синонимы и  укажет  различия  между  ними:

Большой, огромный, гигантский;

солдат, боец, защитник;

необыкновенный, необычный, удивительный

Такие  задания  прививают  интерес  ученика  к  русскому  языку, способствует  к  обогащению  словарного  запаса  учащихся.

       Для  успешного  развития  функциональной  грамотности  школьников  и  достижения  ключевых  и  предметных  компетенций  на  уроках  русского  языка необходимо  соблюдать следующие  условия:

*использовать  продуктивные  формы  групповой  работы;

*обеспечить  переход  от  фронтальных  форм  обучения  классного  коллектива  к  реализации  индивидуальной  образовательной  траектории  каждого  учащегося, в  том  числе  с  использованием  интерактивных  инновационных, проектно-исследовательских  технологий;

*обучение  на  уроках   русского  языка  должно   носить    деятельностный  характер;

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной деятельности. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель как на уроке, так и во внеурочное время.

Внеклассные занятия по русскому языку – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Внеклассная работа, в отличие от дополнительной работы, проводится постоянно. Организуется она для развития творческих способностей учащихся в области русского языка. Здесь учащиеся, как и на уроке, получают новые знания о языке, работают над культурой своей речи.

Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить учащихся грамотных, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме. В то же время внеурочная работа по русскому языку имеет свои цели:

1. развить интерес к русскому языку как к учебному предмeту;

2. привить любовь к великому русскому языку;

3. повысить общую языковую культуру.

Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по русскому языку:

1.расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках русского языка;

2. научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему;

3.сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия);

4.выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку.

Виды внеклассной работы по русскому языку необычайно многообразны:

- постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, клубы, журналы, стенная печать, информационный стенд), работающие в течение всего учебного года; - эпизодические (викторины, конкурсы, вечера, олимпиады, КВНы, экскурсии).

В последнее время появились новые эпизодические формы, которые я использую в ходе внеклассной работы по русскому языку. Они напоминают публичные формы общения – конференции, телепередачи, диалоги, основанные на формах, жанрах и методах работ, известных в общественной практике (исследование, комментарии, интервью, репортаж). Эти занятия выступают как разовые, они между собой не связаны тематически, у них не обязательна единая цель. Проводимые мероприятия действительно остаются эпизодом, ярким эпизодом в сердцах детей.

Возрастает активность школьников на диспутах, турнирах, регламентированной дискуссии. Эти формы лишены четко расписанного сценария, для их проведения составляется обычно план, при реализации которого допускаются некоторые отклонения, естественны уточняющие, детализирующие вопросы ведущего. В выступлениях участников много личных суждений. Суждения могут быть самыми разными, неожиданными как по форме, так и по содержанию. Никаких границ для выражения мнений не существует. Каждый имеет право высказать ту мысль по обсуждаемой проблеме, которая "приходит в голову".

Учителям – предметникам среднего и старшего звена необходимо начинать учить детей с 5 класса выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, анализировать и рецензировать ответы своих товарищей, вступать в беседе в дискуссию с учителем. Если у ученика нет своего взгляда, значит не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам. У него вряд ли разовьется глубокий интерес к какой-либо области знаний.

В практику моей внеклассной работы прочно вошло проведение различных праздников, посвященных русскому языку. Для праздников более характерны мероприятия массового, иногда даже развлекательного характера. Здесь учащиеся представляют сообщения по определенным научным темам, инсценировки, стихи.

На внеклассных занятиях стараюсь разнообразить виды работ по развитию речи. Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни.

Ф. И. Буслаев работу над развитием речи относил к упражнениям “высшего порядка”. К. Д. Ушинский говорил об обязанностях наставника “исправлять и пополнять словесный запас дитяти”. Вопрос развития речевой культуры, как происходит процесс порождения восприятия высказывания интересовал и других русских ученых: Ожегова, Виноградова, академика Щербу, Пешковского и других. Их труды помогают сохранить важнейшую закономерность культуры языка и мышления, значение культуры речевого поведения в жизни, формирование чувства уместности высказывания.

Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук. Во внеурочное время ученики работают со специальными иллюстрированными индивидуальными карточками по развитию речи. Карточки – это не просто развлечение. Они соответствуют определенным темам. Задание в карточках приблизительно такого характера: написать сочинение-миниатюру по данной теме с определенным заданием или предлагаю такую карточку: составить рассказ по данному началу и концу – основную часть надо пофантазировать, сочинить самим. Далее необходимо выполнить задание различного характера.

Воспитание речевой культуры посредством работы над развитием речи учащихся как на уроках, так и во внеурочное время необходимо.

И, наконец, следует назвать комбинированные формы внеурочной работы – день русского языка, неделя. Русского языка. В их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера и много другого.

Неделя Русского языка – это не случайный набор форм и видов внеклассных мероприятий. А заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету "русский язык ". Это неделя творчества детей, своеобразный праздник.

Проведение недели русского языка – давняя традиция в нашей школе, цель которой – вызвать живой интерес к этому предмету, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей.

Неделя русского языка предполагала проведение смотра-конкурса на лучшую тетрадь, конкурса чтецов и сочинений на лингвистическую тему, соревнование “Знаешь ли ты русский язык?”, викторину “Язык мой – друг мой!”, интеллектуальный марафон, конкурс смекалистых.

Проведение предметной недели формирует и развивает творческую активность учащихся, повышает заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учеников.

Цели и задачи внеклассной работы средней школы определяют выбор методов и приемов работы, ставящих ученика в позицию активного участника: решение познавательных задач, поисковые задания, рассчитанные на продолжительное время, самостоятельный подбор материалов по теме и последующее публичное выступление, занимательный материал…

Вопрос о методах и приемах обучения рассматривается применительно к урокам. На внеклассных занятиях, в основном, используются те же методы и приемы, что и на уроке. Но здесь они приобретают специфическое звучание. Например, если говорить о таком методе, как “слово учителя” (сообщение, рассказ, лекция, доклад), то он широко используется на внеклассных занятиях. Однако, это не обязательно слово учителя, это может быть лекция или сообщение приглашенного специалиста, это может быть и сообщение (доклад) ученика по какой-либо заданной учителем теме. На внеклассных занятиях ученики говорят больше, чем на уроках. Праздники, вечера, диспуты, дискуссии – формы, полностью основанные на устном слове современного ученика.

Если на уроках русского языка используется метод работы с учебником, то на внеклассных занятиях учу детей работать с научно-популярной литературой. Они составляют план, тезисы, пишут рефераты, доклады. Таким образом, использую те же приемы, что и на уроке, но объем работы становится больше.

Широко используется метод наблюдения над языком, методы поисковые и частично – поисковые, поэтому вместо практикуемых на уроке упражнений, на внеклассных занятиях использую познавательные задачи.

Разновидности познавательных задач:

1) обучающе-познавательные (учитель предлагает задачу и решает ее сам, показывая ученикам способ и ход ее решения); 2) тренировочно-познавательные (ученики решают сходные с показанной задачи); 3) поисково-познавательные (ученики самостоятельно решают задачи).

Современная школа предъявляет к учителю новые требования. Осуществление дифференцированного подхода к обучению требует отказа от традиционных методик, значит, учитель должен сам быть творцом. Отбирая материал для занятий во внеурочное время необходимо исходить из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, запросов школьников, а также направленности интересов. Работая по данной проблеме, учитываю конкретные условия работы школы и особенности своих классов. Вот почему для внеклассной работы по русскому языку не может быть какой-то универсальной программы, предполагающей определенное содержание.

Говоря о развитии у школьников познавательного интереса к русскому языку, об определении содержания внеклассной работы, нельзя не учитывать то, что интересует в языке и его преподавании самих учащихся, какие проблемы привлекают их больше всего. Вся система работы учителя с учащимися должна быть построена таким образом, чтобы внеклассные мероприятия являлись естественным продолжением уроков. Интерес учащихся к приобретению и дальнейшему совершенствованию знаний по русскому языку должен быть пробужден учителем еще на уроках.

Для большинства учащихся учитель и предмет, который он ведет, часто отожествляются: личность учителя, интересная сама по себе (вспомним высказывание Е. Н. Ильина: “Я сам себе интересен”), способствует возникновению интереса к учебному предмету.

Я думаю, что этого никогда нельзя забывать ни одному учителю, а особенно словеснику, который должен привить любовь к родному слову, языку, литературному произведению,  который должен научить грамотно, точно отражать свои мысли в устной и письменной форме, не только на уроке, но и в процессе внеклассных занятий. Именно тогда ученики смогут почувствовать потребность в расширении и углублении своих знаний во внеурочное время. Именно внеклассные, внеурочные занятия играют значительную роль в формировании функциональной грамотности учащихся, позволят почувствовать себя уверенно в современном мире, активо использовать полученные знания и добывать новые.

Средняя   школа    № 7 имени К.Ушинского

выступление учителя русского

языка и литературы Градовской Н.М.

Талдыкорган.          2014

 

Категория: Русский язык
07.02.2015 17:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!