СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаете ли вы какой сакральный смысл заложен А.С.Пушкиным в "Сказке о Золотом Петушке"?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы уже рассмотрели и разобрали, буквально по словам и буквам, три Сказки Пушкина. Эти Сказки по своему смыслу и символике очень похожи на русские народные Сказки. Например, можно увидеть некое подобие пушкинской Сказки "О попе и работнике его Балде" и Сказки "Про Курочку и Золотое яичко". А Сказку "О царе Салтане" или "О царевиче Елисее" можно сравнить с русской народной Сказкой "Жар-птица и Василиса-царевна".

Последней из написанных А.С.Пушкиным произведений такого рода является "Сказка о Золотом петушке" и сегодня, по многочисленным просьбам моих дорогих читателей, мы её рассмотрим.

Эта Сказка довольно проста и по своему смыслу очень напоминает русскую Сказку "Колобок".

Если принять мою концепцию интерпретации Сказок и рассматривать каждую Сказку как духовную притчу о человеке и его развитии, то все сказочные герои являются символами, обозначающими уровни духовного развития человека или его Чары.

Давайте рассмотрим "Сказку о Золотом петушке" с этой точки зрения.

Сказка начинается так:

Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон.

Тридевятое царство, тридесятое государство - это символ, который часто встречается в русских Сказках и он обозначает то место, куда не добраться ни пешему, ни конному, так как это не физический и не материальный мир, а внутренний мир человека или Высший, Божественный (7) уровень. В нём обитают Царевны, туда отправляются все главные герои, чтобы победить Кощея и обрести "бессмертие".

Самое простое и логическое объяснение символа тридевятого царства, на мой взгляд, можно показать на примере многоугольников, начиная с самого простого треугольника и постепенно увеличивая количество углов.

Человек триедин (тело, душа, дух) и люди это знали уже очень давно. Поэтому первый уровень (Сущность) обозначали треугольником. Он даже похож на человеческую фигурку.

Последний уровень - три треугольника, наложенные друг на друга и образующие девять углов и есть тридевятое царство, а центр этой фигуры - тридесятое государство.

Попробуйте самостоятельно интерпретировать и понять эти символы.

В каждой Сказке, главным героем всегда является Сущность человека или наше внутреннее Я. Пушкин дал ему имя Дадон. Если поиграть буквами, то можно сложить слова Надо, До дна, На дно. Из этого можно предположить, что царь Дадон - это Сущность человека желающего удовлетворять все свои потребности и его чаша желаний бездонна.

Этот образ также подтверждается словами:

С молоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело;

"Наносить обиды смело соседям" означает отсутствие любви к людям. Со временем, такой человек начинает испытывать трудности. У него начинаются проблемы, появляются "враги" и прочие невзгоды и неприятности в жизни.

Инда плакал царь Дадон, Инда забывал и сон. Что и жизнь в такой тревоге! Вот он с просьбой о помоге Обратился к мудрецу, Звездочету и скопцу.

Кто такой Мудрец, Звездочёт (астролог, предсказывающий будущее по звёздам) и Скопец (человек, победивший свою чувственность, усмиривший плоть)? А в последствии мы узнаём, что он ещё и носит шапку сарацинов, то есть является восточным человеком, арабом или мусульманином.

Вдруг в толпе увидел он, В сарачинской шапке белой, Весь как лебедь поседелый, Старый друг его, скопец.

Это всё символы шестого уровня и этот сюжет можно интерпретировать так:

Человек обратился к восточной магии, йоге, медитации, колдовству или какой-то религии, чтобы получить поддержку "невидимых сил" и обрести интуицию, сверхчувствование, власть над событиями в жизни, открыть "третий глаз" и так далее. Кто-то это может назвать "дьяволизмом".

Этим люди занимались во все времена, начав ещё задолго до рождения Пушкина и будут продолжать заниматься этим всегда. Так уж устроены люди - они хотят контролировать Жизнь при этом ничего не давая взамен.

В данном случае это предвидение и предотвращение бед и несчастий в виде Золотого петушка.

Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка. «Посади ты эту птицу, — Молвил он царю, — на спицу; Петушок мой золотой Будет верный сторож твой:

Петушок в Сказках всегда является символом высшего уровня, но только живой! Золото - символ третьего уровня (богатство, власть, Эго) и поэтому можно сказать, что Золотой петушок, это символ достижения седьмого уровня с помощью своих эгоистических побуждений. Всё иметь и при этом ничего не делать - вот главное желание человека, стремящегося "постичь тайные знания" сразу, не пройдя Путь развития с самого начала.

Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»

Точно такой же смысл заложен в Сказках Теремок и Колобок. В Сказке Теремок звери начали залезать в него не в том порядке и Теремок (Сущность) развалился, а в другой, Колобок (Сущность), также "уходил" от своего развития сверху вниз и пропал в пасти Лисы.

В этой Сказке, роль Лисы играет Шамаханская царица и на неё, как на врага и опасность указал Золотой петушок.

«Петушок опять кричит; Страх и шум во всей столице». Царь к окошку, — ан на спице, Видит, бьется петушок, Обратившись на восток.

Во многих русских Сказках, у главного героя есть братья. Как правило, они более старшие и более умные, но по факту всегда играют второстепенную роль. Это две другие ипостаси человека - ум и чувства. Это второй и третий уровни развития человека. В этой Сказке Пушкин выбрал образ сыновей вместо братьев. Можно сказать, что этот образ даже более явственно показывает близость и единство героев. "Сыновья" - это как некая неотъемлемая часть "отца".

Кто же такая Шамаханская царица? Это четвёртый уровень или Любовь к себе. И она бывает правильная в виде достоинства и уважения к себе и неправильная - эгоистичная, называемая Прелестью и себялюбием.

В русских Сказках где главными героями являются лесные дикие звери - волк, медведь, лиса, всегда говорится о животных инстинктах человека и ложной любви - Прелести, роль которой исполняет Лиса.

Пушкин в своей Сказке говорит о том, как опасно для человека это чувство Прелести и состояние эгоистической самовлюблённости. От него вначале теряешь ум (старший сын), затем, теряешь свою душу и контроль над своими чувствами (младший сын), а затем, забываешь о своих "обещаниях", "целях" и "задачах".

Заметьте, в этой Сказке больше нет никаких других персонажей. То есть в ней не хватает пятого уровня - уровня Служения и любви к людям. Это говорит о том, что без добрых и бескорыстных дел у человека никогда не проявится истинная Любовь к себе.

Высшие уровни - Золотой петушок и Мудрец ещё как то пытаются освободить и избавить человека от влияния Прелести. Петушок предупредил об опасности, а Мудрец потребовал Шамаханскую царицу в качестве обещанной награды за Петушка и спокойную жизнь, но царь не внял советам своего внутреннего голоса (можно назвать это голосом совести) и подавил его (убил жезлом). Жезл также можно рассмотреть с точки зрения символов и это будет фаллический символ второго уровня. То есть удовлетворение чувственных желаний для человека важнее его обязательств.

Петушок (а именно он управляет нашей жизнью и смертью) клюнул в темечко и человек умер. Его Эго-Прелесть испарилось, так как его никогда и не существовало.

Вдруг раздался легкой звон, И в глазах у всей столицы Петушок спорхнул со спицы, К колеснице полетел И царю на темя сел, Встрепенулся, клюнул в темя И взвился… и в то же время С колесницы пал Дадон — Охнул раз, — и умер он. А царица вдруг пропала, Будто вовсе не бывало. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.

И как всегда Сказка заканчивается фразой, говорящей о том, что это не просто какая-то нелепая выдумка о сладострастном царе, которому было наплевать на своих детей, а ребус, зашифрованное тайное послание, над которым стоит подумать, поразмыслить и постараться понять главную идею всех русских Сказок.

Подытожим. Действующие лица и исполнители:

1. Царь Дадон (Сущность, тело). 2. Младший сын (чувства, душа). 3. Старший сын (ум, дух). 4. Шамаханская царица (Прелесть, ложная любовь). 5. Отсутствует. 6. Мудрец, Звездочёт, Скопец (магия, сверхчувствование). 7. Золотой Петушок (Высший уровень).

Человек жил как хотел, не совершенствуя себя, удовлетворяя все свои желания и доставляя окружающим множество неприятностей. Он хотел контролировать всё и всех и достиг в этом некоторого успеха. От этого он возгордился и стал считать себя самым лучшим. Он предавался утехам и удовольствиям забыв про свою душу и ум. Он забыл даже то, что все его достижения не являются результатом его работы над собой, а даны ему были "авансом". Отказавшись от "платы" и отрекшись от своих "обещаний", человек бесславно покидает Жизнь.

Вот такая грустная история!

21.02.2022 21:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!