СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомьтесь: ТРИЗ-педагогика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию отрывки из книги Анатолия Грина «ТРИЗ-педагогика. Книга для умных родителей и учителей».О чём эта книга?

Представьте себе, что ваш ребёнок в возрасте 14—15 лет разгадывает половину фокусов Ури Геллера с первого просмотра; воспринимает физику, химию, биологию не как «нагрузку», а как увлекательные приключения мысли, позволяющие лучше понимать мир; одинаково уважительно относится к гуманитарному и техническому творчеству; настроен на творческую жизнь…

И не только ваш ребёнок, но и его друзья. В идеале — новое поколение.

Вам нравится такая перспектива?

Есть хорошая новость — она достижима.

*

Как учить?

Правило 1: удивление предшествует познанию

Что делает взрослый человек, когда ему дают ответы на неза­данные им вопросы, рассказывают о том, что его не интересует? За­крывает уши?

Вовсе не обязательно. Вежливый человек может слушать просто потому, что не хочет обидеть говорящего. Подчинённый может слу­шать начальника по любому поводу, потому что уклонение от этой «почётной обязанности» чревато…

Слушать-то будет, но напрягаться, чтобы понять, запомнить, живо включаться в разговор — нет. Примерно то же самое проис­ходит с детьми на уроках, когда нет интереса.

Свободное познание начинается с вопросов, которые человек задаёт себе сам. А начинается процесс свободного познания с удивления.

*

Правило 2: знание становится инструментом тогда, когда приходит в результате деятель­ности, а не в результате простого запоминания

Как говорил вошедший в мировые учебники классик науки Людвиг Больцман: «нет ничего практичней хорошей теории». Но, чтобы теория стала практичной в руках конкретного человека, он должен владеть ею на хорошем творческом уровне. А этот уровень не даётся путём зубрёжки. Теория осваивается только путём творческой мыслительной деятельности — то есть путём реше­ния открытых задач.

*

Глава 2. Открываем мир открытыми задачами

Курс «Учусь мыслить смело!», занятие с группой детей 15—16 лет. Обсуждаем такую задачу:Странная провокация

Не кажется ли вам логичным, что животное должно вести себя как можно незаметнее в присутствие хищника? Как же тогда объяснить поведение газелей Томсона? Некоторые газели (а па­сутся газели стадом) ведут себя, как провокаторы. Они подпры­гивают высоко вверх, как будто намеренно дразнят находящего­ся недалеко льва. Это явление учёные называют «стоттинг».

Попробуйте выдвинуть гипотезы, объясняющие такое поведение газелей.

Ребята сначала задают вопросы на понимание. Лимит — 3 во­проса, не больше. Я отвечаю:

— Газели так поступают, когда рядом только один лев?

— Нет, совсем не обязательно. Если поблизости будет целый прайд, поведение газелей будет таким же.

— А среди других похожих животных наблюдается такое явле­ние?

— Да. Зебры, например, тоже могут провоцировать хищников.

— А как далеко находится хищник?

— Типовой дистанцией можете считать 20—30 метров.

Теперь разбиваемся на мини-группы по 4—5 человек и ищем ги­потезы, позволяющие разумно объяснить якобы «неразумное» поведение газелей… Даю на это 7 минут…

Работа в мини-группах привычна, ученики приступают к делу. Их задача найти одну или лучше несколько идей, расставить их в порядке очерёдности по достоверности. Технология работы им известна — в результате появляется список идей и готовность их обсуждать.

Среди идей появляется и такая: крепкая здоровая газель бросает вызов льву. Она ничем осо­бенно не рискует, так как уверена в своих силах. А может быть, даже намеренно отвлекает от сла­бых.

— Отлично! — продолжаю диалог. — Как вы думаете, станет ли лев гнаться за этой газелью?

После короткого бурного обсуждения дети приходят к выводу: не станет. Я прошу их доказать эту точку зрения и соглашаюсь с ней.

— А, понятно! — восклицает один из подростков, — она показывает, что она такая сильная, чтобы лев за ней не гонялся. Ведь льву лучше найти слабое животное, которое легче поймать!

— Кстати, — продолжаю я, — является ли в природе это явление, когда животное как будто специально привлекает к себе внимание хищников, редким? Можете ли вы привести и другие по­добные примеры? Над этим вы подумаете дома. Можно привлекать друзей, знакомых, родителей, делать поиск в Интернете. На следующем занятии мы попробуем узнать о природе что-то новое, что не очевидно простому наблюдателю…

Эта задачка — вполне типовая открытая задача. По типу — исследовательская. По предмету — биологическая.

Давайте проведём краткий анализ: чему учатся дети при таком подходе?

Умению толково задавать вопросы? — Да.

Работать совместно, коллективно, слышать друг друга? — Да.

Не останавливаться на первой пришедшей в голову мысли? Продолжать искать вторую, третью и т.д. гипотезы? — Да.

Уверенности в том, что загадки природы в принципе разрешимы? — Да.

Уверенности в том, что они сами могут докопаться до истины? — Да!

Умению самостоятельно выражать свои мысли? — Да.

Новым знаниям? — Да.

Умению искать информацию в окружающем мире? — Да.

Кстати, в результате решения задачи ребята с небольшой помощью учителя нашли так называе­мую гипотезу Захави — по имени учёного, который первым объяснил поведение газелей.

Таким образом, сделаем вывод: открытые задачи, технология работы с ними на уроках — силь­ный инструмент формирования креативного мышления, социальных навыков, навыков работы с информацией — разве не это требуется человеку в современном мире, чтобы быть успешным и востребованным?

Категория: Всем учителям
25.02.2017 14:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!