СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МБОУ "СОШ № 26"
Профессионализм педагога – это…
Педагогика… Игра на струнах душ
В сольном исполнении, в оркестре…
Зазвучит сюита или туш?
Исполняй же музыку, маэстро!
Дети наши – чуткий инструмент:
Ты сфальшивишь – и не отзовутся…
Так умрет мелодия. В момент
Пониманья струны оборвутся!
Древнегреческий философ Платон говорил: «Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, то в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей». Какую ответственность перед обществом возлагал на учителя великий мудрец! Моя задача - с честью нести звание учителя. Это и смыслы, и ценности, и приоритеты, которые определили мой выбор профессии. Ещё с детства я понимала, что педагог – это не просто человек, это, прежде всего, профессионал, и профессионал с большой буквы.
Профессионализм, как и всякая вера, вынашивается в муках, в трудах, в сомнениях, в слезах, в боли, в обидах. Его не выдают вместе с дипломом педагогического института, хотя уже тогда ты знаешь, что это та самая, единственная профессия, которой будет посвящена вся твоя жизнь. Моё понимание профессионализма педагога, как и моральный кодекс человека, выбит на скрижалях с десятью заповедям.
И первая заповедь: «Всегда помни о тех, кого учишь». В своей профессиональной деятельности мы имеем дело с детьми, а каждый ребёнок – это не сосуд, это факел, который нужно зажечь, зажечь так, чтобы он не только горел, но и отдавал тепло другим, это личность, которая имеет свои, уже сформировавшиеся принципы, взгляды на жизнь. И мы, учителя, должны это уважать в нём, помочь ему раскрыться в полную силу и стать успешным, стать человеком, который будет иметь свою жизненную позицию, уважать историю и прошлое своей страны, ценить лучшее в себе, в окружающих, в обществе, в историческом прошлом и настоящем. А это невозможно без взаимного уважения к тому, кого учишь.
Отсюда и вторая заповедь: «Уважай тех, кого учишь». Когда я захожу в класс и вижу глаза тех, кто смотрит на меня, кто ждёт от меня чего-то нового и интересного, я понимаю, что передо мной не просто дети, передо мной мои союзники, соавторы, принимающие и дающие, имеющие право на несогласие, сомнение и даже ошибку. А стать с детьми одним целым может только учитель с большой буквы, поэтому и третья заповедь: «Будь мастером в своём деле»
Я считаю, что учить имеет право только тот, кто является профессионалом в своём деле. Учитель - мастер, ищущий, способный педагогически мыслить, то есть не скользить по поверхности, а докапываться до сути явления, до настоящих причин, и принимать решения, иногда неожиданные, порой рискованные, но в большинстве своём ведущие к педагогическому результату.Но результат результату рознь, и здесь важно помнить четвёртую заповедь: «Не навреди!»
Мне на всю жизнь врезались в память слова героини известного фильма: «Ошибки врачей видны сразу, а ошибки учителей проявляются с годами». Именно поэтому каждая минута моего урока, каждая минута общения с детьми, с коллегами, да и с родителями, – это следование этой заповеди. Согреть каждого, не оставить никого в тени, быть мудрым, очень осторожно и бережно помочь раскрыться, вселить в каждого уверенность в своих силах и возможностях, помочь в преодолении трудностей и гордиться достигнутым успехом, неважно, чьи это успехи, детей или родителей, – задача каждого учителя и лично моя.
Пятая заповедь моей профессиональной деятельности гласит: «Не стой на месте». Она вытекает из русской пословицы: «Под лежачий камень вода не течёт». Если учитель не будет самосовершенствоваться, постигать новые технологии и применять их на практике, делиться своими мыслями и наработками с другими, он просто превратиться в «стоячее болото». Вот уже девятнадцатый год я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь, на протяжении которой я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравиться учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь». Как говорил Сабир Омуров: «Когда в тебе умирает ученик и остаётся учитель, тогда и заканчивается развитие». Но, как и актёр без труппы, без режиссёра, без декоратора, работников сцены сам по себе не создаст прекрасное действо, так и учитель не может быть сам по себе, поэтому и шестая заповедь моей профессиональной деятельности – это «В сотрудничестве – сила».
Учитель, ученик, родители, администрация учебного учреждения, на мой взгляд, должны действовать вместе, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным, но ни один из них не должен стоять над другим. Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики, коллеги, родители, - Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. А чтобы было интересно твоим ученикам, ты должна быть креативной и интересной – это и есть седьмая заповедь - «Будь креативной и интересной», ведь как сказал Эдвард Севрус: «Большинству из нас запоминается не то, чему нас учат, а то, как нас учат».
Я не боюсь где-то показать свое незнание. Еще Л.Н. Толстой говорил: “Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь”. Вместе с коллегами мы учимся, узнаём что-то новое в образовательных технологиях, спорим, пробуем, применяем на практике; вместе с родителями пытаемся находить оптимальные пути решения конкретных ситуаций, находясь в постоянной и тесной связи, обсуждая все возникшие проблемы, ведь как говорил Себастьян Брант, автор сатирического произведения «Корабль дураков»: «Глупцов глупей, слепцов слепей те, кто не воспитывал детей».
Вся наша деятельность для детей и ради детей. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.
Так что мой профессионализм определяет ученик, ребенок, в личности которого я должна найти, развить и сохранить те зернышки душевного таланта, которые, бесспорно, там “рассыпаны”. И пусть не все выпускники окажутся наделенными великолепными способностями и талантами, зато я думаю, все вспомнят наше со-дружество и со-творчество на уроке. Мне приятно общаться с выпускниками и слышать об их, пусть и самых маленьких успехах, знать, что они мне позвонят, сообщат о своих радостях и проблемах, и я, как «классная мама», буду радоваться вместе с ними.
Поэтому и восьмая заповедь: «Умей в каждом видеть искру». Я считаю, что основа основ деятельности любого педагога, - это очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность, независимо от конкретных успехов в учебной деятельности в данный кратковременный момент. А когда ты в каждом ребёнке видишь искру, то и развить в нём лучшее тебе не составит труда, именно поэтому девятая заповедь моей педагогической деятельности: «Развивай в ребёнке лучшее».
Как говорил Валерий Казанжанц в своей книге «Талант, развитие, вкус»: «С хорошим воспитанием и вкусом бездарный минус станет умным плюсом». А чтобы каждый ребёнок осознал свою исключительность, мы, учителя, должны аккумулировать в нём его значимость и исключительность, а умение увлечь учеников своим предметом, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся.
Десятая заповедь, которой я руководствуюсь в своей работе, это «Удивляй!». Если перестал удивлять – сдавайся. Сдавай свои вещи в музей и иди на покой. Я считаю, что удивлять надо во всём: в подходе к учебному материалу, в организации урока, в повседневной жизни, в совместных творческих делах. Именно поэтому я широко применяю в своей практике нестандартные уроки. Моим ученикам очень нравятся такие уроки, у них даже есть любимые формы: урок – деловая игра, урок-соревнование, театрализованные уроки, урок-консультация, урок-конкурс, урок-игра. Но не только урок целиком может быть нестандартным, достаточно просто внести урок что-то необычное, например, приём «Эврика», «Обмен ролями», «Лови ошибку!», «Порадуй себя».
Из всех этих 10 заповедей, как из кирпичиков, и складывается моё понимание профессионализма педагога. И если перефразировать всё выше сказанное, то звучит оно так
Что я несу с собой: добро иль вред?
Лишь знают небеса, не мне судить,
Но только хочется оставить в жизни след,
И не дай Бог, хоть как-то наследить!
Да, я учитель, я не просто работаю учителем, я этим живу и другую профессию себе не желаю. Когда я пришла в школу, завуч попросил озвучить три причины, которые способствовали выбору этой профессии, я сказала, что это фильм «Доживём до понедельника», проверка тетрадей и живое общение с детьми. Что ж, прошло 19 лет, как я работаю в школе, и приоритеты не поменялись: я до сих пор обожаю фильм «Доживём до понедельника», всё так же проверяю тетради и просто не могу ни дня без общения с детьми.
Высшее