СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место работы

МБОУ " Урожайновская СШ" Советского района Республики Крым

Обо мне

Еще сидя за партой в школе, я пыталась представить себя в роли учителя. Моя мечта сбылась. В 19 84 году я поступила в Джалал-Абадское педагогическое училище. Закончила это учебное заведение, получила специальность: учитель начальных классов. И в 2003г. началась моя педагогическая деятельность, я стала работать учителем Урожайновской ОШ .  Стаж работы 12 лет.

 

 

 

 


 


 

Любовь к детям – первый, самый важный, принцип, на котором основывается моя педагогическая философия. Всё начинается с любви. В нашей профессии должны быть люди, умеющими любить, дарить ласку, тепло всем. У детских врачей есть правило: перед встречей с ребёнком погрей руки. Так и учителю всегда надо помнить не только о теплоте своих рук, но и о теплоте своей души. Любви к детям не учат, это как дар посланный кем - то свыше. Не надо бояться, что твоей любви не хватит на всех детей.

 

 

 

 

В течение нескольких лет работаю над повышением качества обучения, так как формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Один из важных факторов развития интереса к учению – понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем, как приступить к изучению какой – либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности. Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы. В период модернизации образовательной системы, осуществляемой в нашей стране, особое значение приобретают вопросы совершенствования форм, методов и средств обучения. Мастерство педагогов выражается в их умении помочь учащимся осознать перспективные цели обучения, сделать процесс обучения желанным для детей, построить его на основе развития познавательных интересов учащихся. Четкое конструирование учебного материала, выделение опорных сигналов, создание высокого интеллектуального фона - это различные средства организации успешной познавательной деятельности учащихся, с помощью которых достигают обучения без принуждения.

Прекрасная пора детства! Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности, такой деятельностью является и творческая познавательная деятельность. В ее основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка. Универсальных приемов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый учитель добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов.

Я считаю, что успешно обучать детей возможно при широком использовании активных форм организации учебного процесса. Поэтому я работаю над методической темой: «Применение активных форм обучения на уроках». Реализуя такой подход к обучению учащихся, я работаю по следующим направлениям:

1. Использование нестандартных форм проведения уроков;

2. Широкое внедрение в процессе обучения игровой деятельности;

3. Использование творческих занимательных заданий, видов упражнений.

1. Нестандартные формы проведения урока.

В настоящее время нестандартным формам урока отводится большая роль, потому что они призваны решать не только общие вопросы учебно-воспитательной работы, но и частные. В первую очередь - это выявление, развитие и учет индивидуальных склонностей и способностей детей, касающихся их творческой деятельности. Эти формы урока вызывают у детей большой познавательный интерес, способствуют усвоению учебного материала одновременно и параллельно при выполнении самых различных работ.

Различают несколько групп нестандартных форм урока:

- уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, ролевая игра, викторина;

- уроки, основанные на формах, жанрах, методах работы известной в общественной практике: интервью, репортаж; урок - исследование, презентация;

- уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, дискуссия, телепередача, телемост, урок-диалог, урок-рапорт, урок - устный журнал, урок - живая газета;

- уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок — мудрость, урок — откровение, урок — блок;

- уроки, опирающиеся на фантазию: урок — сюрприз;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок — суд, урок — следствие, ученый совет, урок — трибунал;

- уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, путешествие, репортаж;

- перенесение в рамках урока традиционных форм внеклассной работы: утренник, концерт, инсценирование, заседание клуба знатоков;

- бинарные уроки /интегрированные/: природоведение - русский язык, природоведение — музыка, природоведение - математика;

- трансформация традиционных способов организации урока: урок -зачет, урок — консультация, семинар, практикум..

Нестандартные уроки имеют значение в учебно-воспитательном процессе, преследуя такие цели, как:

- развивать заложенное в каждом ребенке творческое начало;

- вызвать у ребенка чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей;

-реализовать внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению. - уроки, опирающиеся на фантазию ребенка: урок - сказка

- уроки, напоминающие публичные формы общения: (аукцион, телепередача).

2. Внедрение в процесс обучения дидактических игр. «Человеческая культура возникла и развивается в игре, как игра»

И. Хейзинга.

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основные функции игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре, как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; и т.д.

1. Обучающие игры.

Игра «Магазин» 2 класс.

Используется при изучении темы: «Цена, количество, стоимость». Игра с предметами, дети - покупатели, выбирается продавец. В ходе игры усваиваются термины цена, количество, стоимость, отрабатываются навыки деления и умножения.

Игра «Автогонки» 3 класс.

Используется при изучении темы: «Скорость, время, расстояние». Игра также с предметами, используются схематические изображения шоссе, знаки - указатели скоростей, расстояний до населенных пунктов, фигурки автомобилей. В процессе игры дети усваивают термины скорость, время, расстояние, отрабатывают умение находить одну из этих величин, зная две других.

Игра «Молчанка» 1 класс.

Используется при изучении и отработке навыков устного счета в пределах 10, 20.

Содержание игры: петушок принес в клюве конверт с заданием. Задание на рисунке в виде листика, на котором записаны примеры. Петушок показывает, например, дети должны молча его решить и показать ответ - сигнал.

Игра «Кто быстрее» 1-4 классы.

Имеет множество вариантов, используется для отработки навыков устного счета на все арифметические действия.

2. Воспитывающие.

Практически все игры можно назвать воспитательными, так как в процессе игры ребенок учится обобщаться с другими детьми, формирует в себе такие качества как быстроту реакции, силу воли. Целенаправленнее эта задача реализуется в сюжетно-ролевых играх. К ним можно отнести игры «Мы - пассажиры», «В магазине».

3. Развивающие.

Особенно много игр на развитие мышления.

Игра «Угадай число». Имеет множество вариантов. Например: какие числа спрятались за геометрическими фигурами. Одинаковые фигуры - это одинаковые числа.

Игра «Угадай зашифрованные слова». Имеет множество вариантов. Например: выполни действия, угадай зашифрованные слова. Подумай, какое правило русского языка применяется при написании слов. Рифмованные задачи. Вариантов много. Применяется в 1 -2 классах для отработки навыков устного счета, развивает внимание.

Примеры, решив которые дети получают дополнительные интересные сведения о предметах живой и неживой природы.

4. Контролирующие.

Применяются на этапе контроля и оценки знаний. Игры «Угадай число» .Применяется для контроля знания порядка чисел в числовом ряду, вычислительных навыков.

Следует отметить, что игровая деятельность не только способствует активному и результативному усвоению знаний, умений и навыков, но и позволяет осуществлять дифференциацию. Для этого следует в содержание игры включить учебный материал, часть задания, различного уровня сложности. Учащимся надо проанализировать и, соответственно, выбрать нужный вариант ответа, а не просто указать правильное решение. Это помогает развивать у детей умение доказывать, обосновывать свое решение, а также воспитывает уважение к своим товарищам, умение их слушать и, при необходимости, тактично поправить. Творчество рождается в процессе общения детей друг с другом, а не только с учителем.

В уроках чтения я вижу не только способ приобретения информации, но и всестороннее воздействие, т. к. оно существенно влияет на нравственное, эстетическое и речевое развитие детей. Но школьная практика показывает, что большинство ребят неохотно и мало читают. Чтобы пробудить интерес к чтению, организую работу в творческих группах, чтение цепочкой, чтение по ролям, инсценирование басен, стихов, выборочное чтение, конкурсы стихов. При чтении стихов использую такой метод как словесное рисование. При чтении рассказов играем роль режиссёров и составляем диафильмы. Обязательно с новым текстом проводим словарную работу, т.е. толкуем, объясняем, уточняем смысл непонятных слов, словосочетаний. Нередко ученики сами находят и узнают смысл тех или иных слов. Все ученики посещают школьную библиотеку, участвуют в мероприятиях, которые проводит библиотекарь. Дети становятся поэтами и писателями, сами сочиняют сказки и стихи. В классе есть копилка творческих работ детей, ими интересуются ребята из других классов.

Упражнения творческого характера особенно ценны для развития речи школьников. На таких упражнениях, применяемых мною на уроках русского языка и чтения я хочу поподробней остановиться.

Работу по развитию творческих способностей детей провожу с первых уроков, используя как можно больше занимательного материала (загадок, ребусов, стихов, рисунков и т.д.).

Одним из самых сложных творческих процессов для детей младшего школьного возраста является процесс собственного сочинительства, т.е. написание сочинений. Ему предшествует большая подготовительная работа. Чтобы научиться сочинять, необходимо научиться строить предложения. А так как строительным материалом являются слова, то ученикам необходимо раскрывать особенности слова, активизировать словарный запас детей, чтобы ученики могли не только понимать слова, но и уметь их употреблять в своей речи. Работа со словом проходит в тесной связи с работой над словосочетаниями, предложением и текстом.

На своих уроках русского языка и чтения применяю следующие виды творческих работ.

Работа со словом:

1) Подбор родственных слов, слов близких по значению, противоположных по значению, разных форм слова и т.д.;

2) Составление словосочетаний с нужным словом;

3) Составление предложений с заданными словами или словом.

Работа со словосочетаниями:

1) Выделение словосочетаний в предложении и установление связей между словами при помощи вопросов;

2) Составление самостоятельных словосочетаний при изучении различных частей речи;

3) Включение словосочетаний в предложение;

4) Объяснение значений встретившихся в тексте словосочетаний;

5) Составление словосочетаний с новыми словами (тянуться вереницей);

6) Объяснение устойчивых словосочетаний (фразеологизмов, крылатых выражений, образных выражений);

7) Составление словосочетаний в связи с грамматическим изучением слов (имен существительных, прилагательных, глаголов и т.д.). Работа над предложением:

Работа над словосочетанием ведет учащихся к более трудным упражнениям - составление предложений.

Упражнения в составлении предложений могут быть разделены на 3 группы:

♦ на основе образа (подражательные),

♦ конструктивные (построение предложений на основе усвоенных закономерностей),

♦ творческие.

Рассмотрим основные приемы работы по составлению предложений:

1) Чтение образцов. (Цель упражнения - услышать, почувствовать предложение как единицу речи.)

2) Построение предложения на основе вопроса учителя. (Что дети собирали в лесу? Дети собирали в лесу малину.)

3) Составление предложений, аналогичных данным, но на другую тему. (Уже прилетели их теплых стран ласточки и скворцы. Уже появились первые одуванчики и лютики. Мальчики и девочки играли на зеленой лужайке.) (Снег уже растаял, но в поле еще сыро. Солнце греет по-весеннему, но ветер еще холодный.)

4) Конструктивные упражнения:

♦ построение предложений из разрозненных слов (слова даны в

нужной форме в начальной форме).

5) Деление текста на предложения.

6) Ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью вопросов.

7) Сокращение распространенного предложения.

8) Соединение двух или трех простых предложений в одно.

9) Построение сложных предложений из нескольких различных элементов.

10) Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения.

11) Построение предложений заданного типа.

12) Составление предложений по данной схеме.

13) Редактирование предложений и их групп, содержащие речевые ошибки, недочеты.

14) Составление предложений по опорным словам (2-3 слова, 1 опорное слово по заданному обороту речи, фразеологизм, крылатому выражению; по предметной картинке; по сюжетной картинке; по узкой теме, заданной учителем; свободное составление предложения).

Эта работа может проводиться как устно, так и письменно - в виде творческих заданий. Составление предложений по опорным словам (2-3 слова; диктантов).

Творческим мы называем диктант, когда ученик записывает диктуемый учителем текст, предварительно подвергая его изменениям, либо записывая только отдельные части текста, в соответствии с заданием учителя.

Различают несколько видов творческого диктанта:

Выборочный.

Свободный (изменение текста, свободный выбор слов и выражений при сохранении общего смысла).

Со вставкой слов (распространение текста).

С изменением слов, т.е. с изменением грамматической формы некоторых слов диктуемого текста (единственное число - записать во множественном числе).

С обоснованием (письменное объяснение - запись проверочных слов).

Диктант «Проверяю себя». (В процессе записи дети подчеркивают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом уточнить и проверить.)

Словарная работа и составление предложений имеет целью подготовку школьников к связной речи, т.е. самостоятельному составлению текстов.

Особое внимание уделяю на уроке понятию «текст», знакомлю с различными видами текста: описание, повествование, рассуждение.

В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи (или упражнения по развитию связной речи):

♦ развернутые ответы на вопросы;

♦ текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматического материала;

♦ записи по наблюдениям;

♦ устный пересказ прочитанного;

♦ устные рассказы по заданной теме, по картине, о наблюдениям, по данному началу или концу;

♦ рассказывание художественных текстов, заученных на память;

♦ импровизация сказок;

♦ письменные изложения текстов (образцовых);

♦ перестройка данных текстов;

♦ диалоги:

♦ различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, воображаемой экранизации прочитанных произведений или собственных рассказов;

♦ письменные сочинения разных видов;

♦ статьи в газеты, отзывы о прочитанных книгах и т.д.;

♦ письма;

♦ деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и т.д.;

Весь этот материал дается учащимся практическими способами.

Очень важно, чтобы учащиеся при выполнении данных предложений опирались на материал живого опыта, а так же на книжный материал.

Чтобы избежать шаблонности при пересказе текста, стараюсь разнообразить виды пересказа. Главное в пересказе должна звучать живая речь самого школьника.

В своей работе использую следующие виды пересказа:

Подробный, близкий к тексту.

Выборочный:

♦ пересказ нескольких сцен из рассказа, объединенных общей темой;

♦ по иллюстрации.

Сжатый пересказ.

С перестройкой текста и с творческими дополнениями:

♦ с изменением лица рассказчика;

♦ от лица одного из персонажей;

♦ с творческими дополнениями (с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, внешности людей, продолжение рассказа, судьбы героя);

♦ инсценирование рассказа;

♦ словесное рисование («Что я изобразил бы на картине»);

Любой вид пересказа может быть выполнен в письменной форме. В

начальных классах проводятся изложения, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями, инсценированные. Все речевые предложения подчинены сочинению.

Сочинение - творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст.

Школьники любят сочинения именно за его творческий характер, за то, что в нем можно проявить самостоятельность, писать свое.

Сочинения как устные, так и письменные различаются:

♦ по источнику материала,

♦ по степени самостоятельности,

♦ по способам подготовки, по жанру, по языку.

Сочинения по источникам материала

-о пережитом, виденном, слышанном, на книжном материале, по картине, фильму, наблюдениям;

По степени самостоятельности коллективные (общая для всех тема),

-индивидуальные.

По типам текста

-повествования, описания, рассуждения, смешанные; сочинения по наблюдениям (описания); описания процесса (трудового: «Как мы садим деревья?»); сложные описания (картин природы).

Любой человек радуется, если умеет что-то делать сам, и если то, что он делает, у него получается. Тем более, если этот человек - ребенок. И нам, учителям, никак нельзя забывать об этом. Весь окружающий ребенка мир должен стать предметом его мысли, рассуждений на уроке.

Нужно стремиться так, построить обучение, чтобы с первых же дней пребывания ребенка в школе способствовать активной работе детской мысли, увлечь школьников процессом познания.

Очень часто мы уделяем большое внимание выработке определенных навыков. Но не всегда навык может привести к пониманию материала. Поэтому я думаю, что лучше в обучении опираться на принцип «от понимания к навыку», а не наоборот. Еще К.Д. Ушинский говорил: «Нет сомнений, что дети более всего учатся, подражая, но ошибочно думать, что из подражания сама собой вырастает самостоятельная деятельность. Подражание дает много материала для самостоятельной деятельности, но если бы не было самостоятельной деятельности, независимой от подражания, то нечему было бы и подражать». Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать. Наша задача - создать условия, при которых ученик мог бы выражать, передавать свои знания и мысли самостоятельно, расширять поле для активной творческой мыслительной деятельности.

Мы не должны ограничиваться только вопросами учителя и ответами учеников, так как в данном случае в своих ответах дети бездумно следуют за вопросами учителя, высказывание ребенка возникает лишь в связи с толчком извне, и содержание ответа, как и его форма, диктуются характером вопроса. Часто на один вопрос учитель получает несколько вариантов ответов детей: и это нужно как можно эффективнее использовать на уроке.

Часто каждый учитель, приступивший к самостоятельной педагогической работе, быстро обнаруживает, что для успеха мало только профессиональных знаний и умений. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий и систем. В образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность школам, да и каждому учителю выбирать и конструировать учебный процесс по любой модели, включая авторские. Имея за плечами 13-летний стаж педагогической работы, считаю, что наиболее эффективными являются такие формы индивидуализации учебного процесса, которые обеспечивают максимально комфортные условия для ребенка, учитывают его возрастные и индивидуальные особенности и уровень готовности к обучению. Внедряя в практику активные формы обучения, я смогла добиться хороших результатов обучения учащихся начальных классов.

Использую в работе различные методы обучения: репродуктивный, проблемный, частично – поисковый, исследовательский, алгоритмический. Разнообразные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.

Требования, предъявляемые к школе: гармоничное развитие личности, учёт индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика, обеспечение высокого уровня знаний, умений и навыков, формирование у школьников мотивов и потребностей, наполненных гуманистическим содержанием. Реализация этих требований связана с обучением учащихся умению учиться, самостоятельно работать с разными источниками знаний, и в первую очередь с книгой, а также обмениваться полученной информацией, т.е. вступать во взаимодействие не только с учителем, но и с другими участниками учебного процесса. Один из способов решение этой проблемы, который я использую в своей работе, коллективные формы организации обучения. Такая форма организации детского сотрудничества положительно влияет на академическую успешность школьников, воздействуя на эмоционально – мотивационные компоненты учения. Коллективные занятия, протекающие в атмосфере согласованного взаимодействия учащихся, позволяют обмениваться продуктами деятельности, а также осуществлять постоянную смену позиций «учитель – ученик», что обеспечивает взаимоконтроль, повышает мотивацию обучения, развивает самостоятельность. Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

 

Моё образование

Средне-специальное

Рейтинг

Баллов: рейтинг1238.6 Место: место41464 (Подробнее)

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!