ПЛАН УРОКА
Раздел 4 ПМ Подготовка сельскохозяйственных машин и механизмов к работе.
МДК 01.02 Подготовка тракторов и сельскохозяйственных машин и механизмов к работе .
Тема 2. Зерноуборочные комбайны
Тема урока: ШНЕК ЖАТКИ
-Изучить Назначение, устройство и действие шнека. Пальчиковый механизм шнека, его назначение, устройство и работа. Регулировки шнека и пальчикового механизма в зависимости от состояния убираемых культур. Неисправности шнека и способы их устранения. Уход за шнеком жатки.
-Развитие умений анализировать, делать выводы, обобщать, выделять главное, сравнивать.
-Воспитание культуры общения, ответственности, требовательности к себе и другим, познавательных интересов, умений наблюдать и мыслить, воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, мотивов труда.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока : Беседа, инструктаж.
Технологии: ИКТ, технологии сотрудничества, проблемные.
Методы урока: репродуктивный, словесный, обмен мнениями, СРС, индивидуальная и фронтальная форма обучения.
Комплексно – методическое обеспечение урока: ПК, презентация, карточки-задания, учебники, плакаты.
ПК1.1. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.
ПК 1.6. Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей.
Пк1.4. Подготавливать уборочные машины.
Структурная часть урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1.Организационная часть | 1.Приветствие. 2.Определение отсутствующих 3. Проверка готовности группы к уроку. 4. Организация внимания. 5.Сообщение темы и целевая установка урока. | 1. Приветствие 2. Готовность к уроку. 3. Планируют свою деятельность с заданными целями и содержанием урока. |
2. Этап всесторонней проверки знаний | 1. Выявляет факт выполнения домашнего задания. 2. Выявляет причины невыполнения задания отдельными учащимися. 3. Определяет типичные недостатки в знаниях учащихся. 4. Использует взаимопомощь и самоконтроль учащихся. | 1. Проверяют задание по эталону. 2. Проверяют тетради друг у друга. 3. Выполняют проверочную работу. 4. Осознают взаимосвязь домашнего задания с результатами своего обучения. 5. Осуществляют взаимоконтроль и дают оценку деятельности другим. |
1. Организует учебную деятельность в различных формах (устный опрос, самостоятельная работа, сочинение, индивидуальный вопрос, тестовый контроль и т.д.). Разминка. «Лови ошибку». Определения зачитываются с ошибкой. Студенты должны найти ошибку и исправить её. Устный опрос 1.Типы режущих аппаратов, их назначение. Устройство, работа и регулировка режущих аппаратов. 2. Привод ножа, его устройство, работа и регулировка. Скорость движения ножа и ее влияние на качество среза. (Приложение 1) | 1. Овладевают приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладевают алгоритмом практических действий. 2. Рецензируют ответы, дополняют, высказывают свою точку зрения. 3. Работают с дидактическим материалом, наглядными пособиями. 4. Активно участвуют в ходе проверки знаний отдельных учащихся. 5. Активно оперируют знаниями и умениями в ходе выполнения задания. |
3. Этап усвоения новых знаний. | 1. Формулирует учебную тему ШНЕК ЖАТКИ 2. Организует процесс восприятия, осознания, осмысления первичного закрепления. 3. Показывает практическую значимость нового материала, мотивирует учащихся к его освоению. 4. Объясняет новый материал по плану : 1.Назначение, устройство и действие шнека. 2. Пальчиковый механизм шнека, его назначение, устройство и работа. 3.Регулировки шнека и пальчикового механизма в зависимости от состояния убираемых культур. 4.Неисправности шнека и способы их устранения. 5.Уход за шнеком жатки. 2. Правила безопасности труда и пожарной безопасности при эксплуатации комбайнов. (Приложение 2). | 1. Слушают. 2. Овладевают умениями и навыками рационально учиться. 3. Выполняют записи в тетради, записывают алгоритмы. 4. Задают вопросы. 5. воспринимают и перерабатывают информацию |
4. Этап закрепления новых знаний. | 1. Использует различные способы закрепления знаний, требующих мыслительной активности, самостоятельной мыслительной деятельности (работа с книгой, документами, использование дидактических материалов, составление рецензий, опорных схем, таблиц). Устный опрос. (Приложение 3) 2. Вопросы для самоконтроля. -
Устройство. -
Регулировки. 2.Выполнить задание: СРС 4. Неисправности и способы устранения. (Таблица 1) Вопросы для самоконтроля. -
Техническая характеристика (Таблица 2) -
ТБ -
Ситуационные задачи. -
6. Тесты. 2. Дополняет, уточняет, исправляет ответы обучающихся. 3. Определяет количество и качество дополнительных ответов по новой теме. 4. Выясняет прочность и уровень осознанности знаний обучающихся. 5. Выясняет навыки коллективной работы. 6. Развивает аналитические умения и навыки | 1. Воспроизводят основные идеи нового материала. 2.Выделяют существенные признаки ведущих понятий, конкретизируют эти признаки. 3.Узнают и соотносят факты с понятиями, правилами и идеями. 4. Обобщают, сравнивают, анализируют. 5. Проводят самоанализ своей деятельности. |
5. Этап подведения итогов и д/з | 1. Подводит итоги урока. 2. Мотивирует д/з 3. Подробно, но сжато инструктирует выполнение д/з. 4. Проверяет как поняли выполнение д/з: | 1. Записывают, слушают. 2. Задают вопросы, осмысливают выполнение. |
Приложение 1
Устройство жатки
Устройство шнека жатки
Приложение2
Шнек жатки 7 (см. рис. 8, а) сужает поток скошенных стеблей и подает их к битеру проставки. Шнек представляет собой вращающийся полый цилиндр 17 (рис. 8, в), к которому приварены спиральные ленты — витки 31 и 40 правого и левого направления, сдвигающие стебли к середине. Обшивка корпуса жатки под шнеком выполнена желобчатой. В середине шнека расположен пальчиковый механизм, пальцы 18 которого подают стебли к битеру проставки (у к
омбайна «Дон-1500Б») или к плавающему транспортеру (у комбайнов СК-5А, «Енисей-1200»).
Внутри к цилиндру шнека приварены диски, на которых закреплены шариковые подшипники разборного коленчатого вала, состоящего из осей 20 и 35, щек 19 и 34 и трубчатого вала 21. Последний смещен относительно оси шнека. На трубчатый вал 21 надеты втулки 32 с пальцами 18, пропущенными в отверстия глазков 16, которые свободно вставлены в обойму, прикрепленную к цилиндру 77 шнека. На конце оси 35 закреплена втулка с рычагом 37, связанная с корпусом жатки болтами 38.
При вращении шнека трубчатый вал 21 остается неподвижным, а втулки 32 пальцев 18 поворачиваются на нем. Так как ось трубчатого вала 21 смещена относительно центра вращения
Рис.Шнек жатки:
32 — втулки; 37— рычаги; 18— пальцы; 16— глазок; 17— цилиндр;
19, 34 — щека подвески; 20, 35 — оси; 21— трубчатый вал;
26 — редуктор; 27— гидроцилиндр; 28 - регулировочный болт;
29, 39 — опорные плиты; 30— предохранительная муфта; 31, 40— витки;
33 — шплинт; 36— боковина жатки; 38— болт
шнека, то пальцы больше выступают из цилиндра шнека впереди и снизу и меньше — сзади и вверху. Захватив стебли, пальцы перемешают их к плавающему транспортеру, затем постепенно входят в цилиндр, поэтому стебли свободно сходят с пальцев. В привод шнека жатки комбайна «Дон-1500Б» можно устанавливать реверсивный редуктор 26 с гидроцилиндром 27, включенным в гидросистему комбайна.
При забивании шнека хлебной массой отключают привод жатки и гидроцилиндром 27 переключают редуктор на обратное вращение. После этого включают привод жатки. За счет обратного вращения шнек выбрасывает хлебную массу и очищается от нее.
Поворачивая рычаг 37, регулируют зазор между пальцами и днищем жатки. Минимальный зазор (6...20 см) устанавливают при уборке малоурожайных низкостебельных хлебов, а максимальный (20...30 мм) — при уборке высокоурожайных длинносоломистых хлебов. Одновременно регулируют зазор между витками шнека и днищем корпуса жатки, перемещая плиты 29 и 39 при помощи болтов 28. Если зазор отрегулирован неправильно, перед шнеком накапливается хлебная масса и подача ее в молотильный аппарат станет порционной, что увеличит потери за молотилкой.
Вопросы для самоконтроля.
-
Какую роль выполняют уравновешивающие пружины?
-
Почему жатка имеет профилированное днище?
-
В чем вращается шнек жатки?
-
Для чего на ее боковинах имеются регулировочные плиты?
-
Почему пальцы подбирающего механизма в передней части выступают на полную длину, а в задней части убираются?
-
Почему наклонный транспортер называется плавающим?
При выполнении регулировок шнека жатки рекомендуется проверить знания учащихся, задать вопросы:
7)Какую роль в регулировках играют плиты на боковинах жатки?
8)На какой крутящий момент устанавливается предохранительная муфта шнека жатки?
9)Чем регулируется зазор между спиралями шнека и козырьками отражателей?
По какой причине хлебная масса накапливается в центре жатки
Приложение 3.
-
ТБ
2.Таблица 1 .
Неисправность | Причина | Способ устранения |
| | |
| | |
| | |
Таблица 2.
Технические характеристики |
| |
| |
| |
Задание № 1 (Молотилка)
1. Какова ширина молотилки комбайна «ДОН-1500»?
1) 1000 мм.; 2) 1200 мм. ; 3) 1400 мм. ; 4) 1500 мм.
2. Каким образом регулируется частота вращения молотильного барабана?
1) клиноремённым вариатором с площадки водителя;
2) гидрорегулятором вариатора с площадки водителя;
3) уменьшением (увеличением) диаметра приводных шкивов при помощи регулировочных болтов;
3. На каких подшипниках устанавливается барабан молотильного устройства?
1) на двух самоустанавливающихся шарикоподшипниках;
2) на трёх регулируемых конических подшипниках;
3) на подшипниках скольжения;
4) на бронзовых втулках.
4. В каком ответе наиболее полно и правильно перечислены составные части решётного стана:
1) жалюзийное решето, удлинитель решета, механизм открытия жалюзи решета;
2) грохот, жалюзийное решето, удлинитель;
3) поддон, жалюзийное решето, пружинный уловитель.
5. Каким образом меняется положение подвижных щитов бункера комбайна:
1) путём перемещения рычага переключения;
2) Путём перемещения их по пазу гидроцилиндром;
3) При помощи перемещения их вибровозбудителем.
Задание № 2 (Молотилка)
1. Какова частота вращения вентилятора очистки при уборке пшеницы:
1) 580-690 мин -1; 2) 680-700 мин -1; 3) 710-720 мин -1; 4) 730-780 мин -1.
2. Из каких составных частей состоит молотильное устройство комбайна:
1) молотильного барабана и подбарабанья;
2) молотильного барабана, подбарабанья, механизма регулировки подбарабанья и отбойного битера;
3) молотильного барабана, подбарабанья и механизма регулировки подбарабанья.
3. Для какой цели служит быстросъёмная подставка стрясной доски:
1) для удаления соломистой массы в процессе работы комбайна;
2) для очистки подбарабанья от налипшей земли и растительных частиц;
3) для улучшения качества очистки зерна.
4. В каком ответе наиболее полно и правильно перечислены составные части домолачивающего устройства:
1) молотильный аппарат, дека, механизм привода;
2) ротор, обечайки с декой, приводной шкив, натяжные звёздочки;
3) очистка, молотильный аппарат, деки, механизм привода
5. На каком принципе действия основано устройство для автоматического натягивания ремня при увеличении крутящего момента:
1) на увеличении оборотов барабана при увеличении нагрузки на вал;
2) на снижении оборотов за счёт гидравлического вариатора частоты вращения барабана;
3) на осевом поджатии дисков вариатора при увеличении нагрузки на валу барабана.
Задание № 3 (Молотилка)
1. Какова частота вращения барабана комбайна «Дон-1500»:
1) 320-440 мин -1; 2) 436-474 мин -1; 3) 512-954 мин -1; 4) 1020-1100 мин -1.
2. В каком ответе наиболее полно и правильно перечислены транспортирующие устройства молотилки:
1) зерновой шнек, зерновой элеватор, загрузочный шнек бункера, колосовой шнек бункера, колосовой шнек, колосовой элеватор, распределительный шнек домолачивающего устройства;
2) зерновой элеватор, наклонный зерновой шнек, колосовой шнек, колосовой скребковый элеватор;
3) зерновой элеватор, загрузочный шнек бункера, колосовой шнек, распределительный шнек, распределительный шнек домолачивающего устройства.
3. Какие операции необходимо проделать при замене нового ремня вариатора барабана:
1) снять изношенный ремень с ведущего шкива, отсоединить рукав от гидроцилиндра, отодвинуть диск в крайнее положение, установить ремень между дисками, накинуть ремень на обод дисков и, проворачивая шкив барабана, надеть ремень на шкив;
2) снять изношенный ремень с ведущего шкива, закрутить в отверстия ступицы рым-болты, прилагаемые к комплекту инструмента комбайна, и полностью раздвинуть шкивы. Установить ремень сначала на диски барабана, а затем – битера, после чего выкрутить рым-болты.
4. При каких минимальных зазорах по отношению к траекториям движущихся клавиш соломотряса устанавливается правильно отрегулированный щиток сброса соломы:
1. 10-15 мм.; 2) 5-8 мм.; 3) 20-25 мм.; 4) 25-30 мм.
5. Половонабиватель приводится в движение от:
1) шкива, установленного на оси половонабивателя плоскоремённой передачей;
2) заднего контрпривода цепной передачей;
3) шкива половонабивателя одноконтурной ремённой передачей с подпружиненным натяжным устройством.
8