ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №11
Дисциплина «Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров»
Курс _____ группа______ дата __________
Наименование работы: «Изучение ассортимента кожаной, резиновой и валяной обуви, оценка их качества по органолептическим показателям в соответствии с требованиями стандарта.»
Цель работы (для студентов): научиться классифицировать товары и диагностировать дефекты по внешним признакам
Формируемые компетенции:
-
ПК 3.1 Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.
-
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
-ОК 5. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Приобретаемые умения: У1- применять методы товароведения
Время работы: 2 ч.
Средства обучения:
Вопросы для самопроверки:
1.Из каких слоев состоит шкура животных?
2.Назовите топографические участки шкуры?
3.Какие виды дубления вы знаете?
4.Какие свойства имеет кожа опоек хромовый, шевро, свиная хромовая?
5.Что представляет собой искусственный обувной материал для верха обуви?
6.Назовите детали верха сапога, ботинка?
7.Какие вы знаете методы крепления подошвы?
8.Каковы правила ухода за обувью?
9.По каким признакам классифицируют ассортимент кожаной обуви?
10.В каком случае покупатель имеет право на обмен обуви?
Для обозначения размеров обуви используют метрическую, штих-массовую и дюймовую системы обозначения. Размер обуви в метрической системе определяют длиной стопы в сантиметрах. По штих-массовой системе размер определяют в штихах (1 штих = 6,67 мм). Размер обуви, производимой в США и Великобритании, обозначается в дюймах.
ОБУВНЫЕ ТОВАРЫ
1. Ассортимент обувных кож
1. Как классифицируются натуральные кожи по назначению? _____________________________
___________________________________________________________________________________.
2. Допишите определение: «Обувные кожи — это______________________________________»
3. Что является сырьем для обувных кож?_______________________________________________
___________________________________________________________________________________
4. Как определить сырьевое происхождение кожи? _______________________________________
5. Назовите самый ценный участок кожи._______________________________________________
6. Заполните схему, указав операции превращения шкуры в кожу:
7. Назовите ассортимент хромовых кож и виды отделки для верха обуви._______________________
9. Выполните практическое задание.
Изучение ассортимента, распознавание видов обувных кож
Для выполнения задания необходимы натуральные образцы обувных кож, сортовые коллекции кож, лупа.
Последовательность действий при распознавании видов обувных кож
1. Рассмотрите по сортовой коллекции образцы кож:
для низа обуви — подошвенные, стелечные, для рантов;
для верха обуви — юфть яловочную, конскую и свиную; хромовые кожи — опоек, выросток, полукожник, яловку хромовую, шевро, шеврет, свиную хромовую кожу, велюр, лак, замшу.
2. Определите названия натуральных образцов кожи. Проведите следующие исследования:
а) рассмотрите образцы кожи в лупу и сделайте поперечный срез исследуемого образца и по цвету определите вид дубления, учитывая, что
кожи растительного и хромово-растительного дубления имеют цвет от желтого до темно-коричневого, хромовые кожи — голубовато-серый,
лайковые — белый,
жирового дубления — ярко-желтый;
в) установите способ ее отделки (с естественной или искусственной мереей, с подшлифованной лицевой поверхностью, с шлифованной бахтармой, лакированной лицевой поверхностью, с двухцветной окраской).
3. Полученные результаты сведите в следующую таблицу:
Вид сырья | Способ дубления | Способ отделки | Характер лицевой поверхности | Наименование кожи | Назначение кожи |
| | | | | |
8. Разгадайте кроссворд:
По горизонтали: 5. Кожи, на которые нанесено искусственное лицевое покрытие, с последующей обработкой плитами. 8. Хромовая кожа с очень низким ворсом на лицевой поверхности, полученным при отделке мереи шлифованием абразивной шкуркой. 9. Кожа из шкур овец. 10. Кожа из шкур телят возрастом до одного года. 12. Ворсовая кожа, полученная многократным шлифованием со стороны бахтармы, с глубокими лицевыми пороками.
По вертикали: 1. Кожи из шкур молодых телят. 2. Кожа из шкур нетеливших коров старше 1,5 года. 3. Кожи, на лицевую сторону которых нанесен рельефный рису нок. 4. Кожи, на лицевую сторону которых нанесен прессованием рисунок, имитирующий мерею. 6. Кожа с нешлифованной и подшлифованной лицевой поверхностью С последующим прессованием гладкой плитой. 7. Конские хромовые кожи. 9. Кожа из шкур коз молочных и шерстко-пуховых пород. 11. Шкура, снятая с телят в возрасте до 6 мес.
2. Ассортимент искусственных обувных материалов
1. Назовите подклассы, на которые подразделяются искусственные и синтетические обувные кожи:___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________.
2. Какие группы по виду полимера искусственных и обувных синтетических кож вы знаете?__________________________________________________________________________
3. Расшифруйте буквенные обозначения волокнистого состава (наполнителей):
Т -__________________; ТР -_________________; РВ -________________;
KB -_________________; Б -__________________; БВ -_______________.
4. Дайте краткую характеристику следующим видам резины:
а) непористая —________________________________________________;
б) транспаретная —______________________________________________;
в) пористая —___________________________________________________;
г) кожеподобная —_______________________________________________;
5. Как классифицируют мягкие обувные искусственные кожи? _______
________________________________________________________________
6. Расшифруйте маркировку: винилискожа НТ пористо-волокнистая -____
________________________________________________________________.
7. Выберите правильный вариант и впишите его в предложение:
«______________________— это кожа трехслойной структуры: наружный слой — искусственная кожа с полиуретановым покрытием, промежуточный пенополиуретан, внутренний — трикотажное полотно».
а) кирза; б) шарголин; в) юфтин; г) уретанискожа.
8. Выполните практическое задание.
Изучение ассортимента мягких искусственных кож
Для выполнения задания необходимы сортовые коллекции мягких искусственных кож, образцы искусственных кож, ГОСТ 10124—76, ГОСТ 12632 - 79.
Последовательность выполнения задания
1. Рассмотрите сортовую коллекцию мягких искусственных кож и изучите ассортимент.
2. Сгруппируйте образцы по следующим признакам:
а) применяемая основа — ткань (Т), трикотаж (ТР), нетканая основа (НТ);
б) материал покрытия — эластоискожа (каучуковое покрытие), винилискожа (ПВХ покрытие), нитроискожа (нитроцеллюлозное покрытие), амидискожа (полиамидное покрытие);
в) назначение — обувная, подкладочная, галантерейная, одежная.
3. Контрольные образцы мягких искусственных кож сравните с типовыми образцами коллекции.
4. Полученные результаты сведите в следующую таблицу:
Номер образца | Наименование | Применяемая основа | Материал покрытия | Марка | Назначение |
| | | | | |
3. Детали и методы крепления обуви
1. Выберите правильное утверждение:
а) детали обуви делят на две группы: детали верха и детали низа;
б) детали обуви подразделяют на три группы: наружные, внутренние, промежуточные.
2. Перечислите, какие функции выполняют внутренние и промежуточные детали обуви.___________________________________________________________________________________
3. Впишите правильные названия деталей обуви:
а)_____________— прикрывает плюсну стопы, предпочтительно выкраивают из чепрачной части кожи без видимых пороков;
б)_____________— облегает голень, а в рыбацких сапогах и часть бедра;
в)_____________— укрепляет задний шов голенища;
г)_____________— охватывает пяточную часть ноги;
д)_____________— покрывает фаланги пальцев;
е)_____________— облегают голеностопную часть ноги, высота их может быть различной;
ж)______________— в обуви может быть отрезная и круговая (без отрезной задинки).
4. Заполните схему:
5. Какой метод крепления описан в следующих предложениях:
а) «Сложен в производстве, характеризуется повышенной трудоемкостью и материалоемкостью»? _____________________________________________________________________________________________
б) «Основан на применении резины-сырца с добавками вулканизатором, которая при нагревании приобретает необходимые свойства»? _______________________________________________________________________
6. Выполните практическое задание.
Изучение деталей обуви
Для выполнения задания необходимы комплекты деталей верха и низа обуви образцы различных моделей ботинок, сапог, полуботинок, туфель и сандалий.
Последовательность выполнения задания
1. Рассмотрите детали и порядок их соединения в сапогах, сапожках, сандалиях, летних открытых туфлях и туфлях-лодочках.
2. Результаты проделанной работы сведите в следующую таблицу:
Наименование обуви | Детали низа | Детали верха |
Название | Материал | Название | Материал |
| | | | |
4. Дефекты кожи и определение качества кожаной обувь
1. Заполните схему:
2. Какими методами определяется качество кожи?__________________
_____________________________________________________________
3. Перечислите основные показатели качества кож:
общие: __________________________________________________;
специализированные: ______________________________________________.
4. Как определяемся сортность обуви? ______________________________
________________________________________________________________
5. По каким признакам классифицируют пороки, обнаруженные на обуви?
а) _____________________________________________;__________________
б) _______________________________________________________________
6. Перечислите допустимые дефекты в модельной обуви 1-го сорта. _____
_________________________________________________________________
7. На сколько сортов подразделяют:
а) повседневную обувь? ____________________________________________
б) юфтевую обувь? __________________________________________________
в) домашнюю обувь? ______________________________________________
г) легкую и спортивную обувь? ______________________________________
8. Допишите следующее предложение:
«Гарантийный срок начинается с момента____________________________
обуви в розничном торговом предприятии, а для обуви, купленной впрок, — с момента ____________________________».
9. Расшифруйте маркировки цвета:
Ч —___________________; Б —________________________; цветная — ____________________________;
яркая —_________________.
10. Кто имеет право давать заключение о причинах возникновения дефектов (скрытые производственные или вызванные нарушением условий носки)?____________________________________________________
11. Выполните практическое задание.
Изучение приемов органолептической проверки обуви
Для выполнения задания необходимы образцы обуви с дефектами, сборник ГОСТов, стопомер или картонные полоски.
Последовательность выполнения задания
1. Оцените обувь попарно путем наружного осмотра* согласно ГОСТ 28371-89 «Обувь. Определение сортности», обувь в паре должна быть одинаковой по размерам, полнотам, структуре и мерее, цвету материалов, хорошо отформованной, отделанной, без пятен, складок и морщин.
2. Проверьте маркировку (размер, полноту, дату выпуска, артикул, номер ГОСТа или ТУ).
3. Осмотрите фасадную часть обуви: проверьте наличие дефектов на деталях, нажимая большими пальцами на носки, определите их устойчивость, за тем на ощупь установите плотность материала верха обуви.
4. Проверьте заднюю часть обуви: определите жесткость, упругость и высоту задника, правильность положения задних наружных ремней или швов заготовок, околодку пяточной части, установку и отделку каблуков.
5. Осмотрите дефекты на боковой наружной части обуви и парность ее по высоте берцев, задников, каблуков.
6. Проверьте обувь со стороны подошвы: определите наличие дефектов крепления подошвы, парности обуви по клеймению подошвы, отделку подошвы и набойки.
7. Осмотрите внутреннюю боковую поверхность обуви: внешним осмотром установите наличие дефектов и одновременно проверьте парность обуви по длине и ширине подошвы.
8. Проверьте внутреннюю часть обуви: прощупыванием определите наличие бугров или гвоздей на стельке, складок или разрывов на подкладке, загнутых краев у жесткого носка или задника.
9. Определите упругость обуви в геленочной части.
10. Осмотрите образцы обуви, используя приемы органолептической проверки.
11. Сверьте обнаруженные дефекты с таблицами ГОСТа и установите сорт обуви.
12. Полученные результаты запишите в следующую таблицу:
Артикул обуви | Размер | Номер ГОСТа | Дефект | Допускаемые дефекты | Сорт обуви | Примечание |
Наименование | Размер, см; площадь, см2 | 1-й сорт | 2-й сорт |
| | | | | | | | |
2. Ассортимент и качество резиновой обуви
1. Каково назначение резиновой обуви? _________________________________________
2. Перечислите специфические требования, которым должна соответствовать резиновая обувь._______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
3. Какие методы производства резиновой обуви им знаете?__________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
4. Вставьте пропущенные слова:
Резиновая обувь классифицируется по нескольким признакам:
а)________________— на бытовую, спортивную, производственно-техническую;
б)________________— на галоши, сапоги, сапожки, ботики, ботинки, полуботинки, туфли, сандалии;
в)_______________— на мужскую, женскую, мальчиковую, школьную, детскую, для маленьких детей;
г)________________— на цельнорезиновую, с текстильным верхом, с верхом из пластических масс;
д) J_______________— на черную, белую, цветную, многоцветную;
е) по характеру использования — на ______________________________________________
______________________________________________________________________________;
ж) по способу производства — на _______________________________________________
______________________________________________________________________________;
з) по высоте каблука — на ______________________________________________________
______________________________________________________________________________;
и) по способу отделки — на _____________________________________________________
______________________________________________________________________________.
5. Назовите размерные системы, применяемые для резиновой обуви. _________________
______________________________________________________________________________
6. Какие физико-механические показатели резиновой обуви контролируют?
______________________________________________________________________________
7. Как резиновая обувь подразделяется по сортам?__________________________________
______________________________________________________________________________
8. Дополните перечень недопустимых дефектов в резиновой обуви: складки в носочной части подкладки,____________________________________________________________________.
9. Впишите пропущенные слова в предложение: «Для резиновой обуви стандартом установлены
___________________________,
в течение которого покупатель имеет право на ___________________________».
10. Выполните практическое задание.
Определение полного торгового наименования и качества резиновой обуви органолептическим методом
Для выполнения задания необходимы образцы резиновой обуви разных видов, каталог «Резиновая обувь», таблица «Виды резиновой обуви», масштаб на линейка, ГОСТы.
Последовательность выполнения задания
1. Изучите виды резиновой обуви по каталогу.
2. Определите вид, фасон, цвет и способ производства образцов резиновой обуви.
3. Установите соотношение размеров кожаной и резиновой обуви, определите размер резиновой обуви и половозрастную группу.
4. Ознакомьтесь с названиями дефектов, их внешним видом и влиянием на качество обуви по образцам с типовыми дефектами.
5. Получите контрольные образцы обуви и определите сорт, пользуясь ГОСТом.
6. Полученные результаты сведите в следующую таблицу:
Номер абзаца | Вид | Фасон | Способ производства | Размер | Пловозвра- ная группа | Наименование дефекта |
| | | | | | |
3. Ассортимент и качество валяной обуви
1. Допишите предложение: «Назначение валяной обуви —_____________
______________________________________________________________».
2. Перечислите свойства, которыми должна обладать валяная обувь:____
______________________________________________________________.
3. Назовите основное сырье для производства валяной обуви: ___________.
4. Дополните предложение: «Валяную обувь подразделяют по следующим при знакам: _________________________________________________________________________».
5. Какой валяной обуви соответствует данное описание: «Имеет более краповый внешний вид, но теплозащитные свойства ее ниже»?_________________
6. Какой показатель берется в основе нумерации валяной обуви?________
7. Вставьте пропущенные слова и допишите предложение:
«С изменением длины следа валяных сапог на 10 мм изменяются и другие размеры:__________
____________________________________________________________________».
8. Какие дефекты валимой обуви считаются недопустимыми?
____________________________________________________________________
9. Как определяется сорт валяной обуви? _______________________________
___________________________________________________________________
10). Какое количество дефектов допускается для специальной обуви, предназначенной для защиты ног от повышенной температуры?
а) для обуви 1-го сорта___________________________________________ ;
б) для обуви 2-го сорта ____________________________________________.
11. Приведите в соответствие элементы предложения (поставьте стрелки). «Маркировка валяной обуви включает следующие данные:
на носочной части подошвы артикул
подметочной части подошвы сорт
геленочной части подошвы номер контролера ОТК
пяточной части подошвы товарный знак изготовителя
12. Выполните практическое задание.
Определение полного торгового наименования валяной обуви
Для выполнения задания необходимы образцы валяной обуви всех видов, масштабная линейка, циферблатные весы, сборник ГОСТов.
Последовательность выполнения задания
1. Рассмотрите образцы валяной обуви и установите:
а) вид применяемой шерсти (поярковая, тонкая, грубая);
б) массу — взвесьте валяную обувь на циферблатных весах и определите, к какой группе относится — утяжеленной, средней, тонкой (обувь фетровая и улучшенной смески на группы по массе не подразделяется);
в) вид обуви и высоту голенища (обыкновенные или удлиненные)
г) размер — измерьте внутренний след валяной обуви масштабной линейкой;
д) цвет проверьте осмотром внутренней поверхности.
2. Полученные результаты сведите в следующую таблицу:
Вид обуви | Смеска | Масса | Высота голенища | Размер | Цвет |
| | | | | |