ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №10
Дисциплина «Розничная торговля непродовольственными товарами»
Курс ___1__ группа__923____ дата __________
Специальность: 38.02.04. Коммерция (по отраслям)
Тема: «Решение профессиональных задач по правилам продажи текстильных, швейных и трикотажных товаров»
Цели занятия (для студентов):
Дидактическая:
-систематизация и обобщение новых знаний
-применение знаний на практике с целью углубления и расширения усвоенных знаний
Воспитательная
- профессиональная направленность;
-воспитание ответственности при выполнении профессиональных задач.
Развивающая:
-развитие познавательной активности;
Методы занятия: практические (упражнения воспроизводящие), решение проблемных ситуаций.
Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Формируемые компетенции: ПК4.3. Осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей
Время работы: 2 ч.
Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Форма взаимодействия | Уровень усвоения | время |
Организационная часть | Приветствует студентов проверяет готовность к занятию, проверяет посещаемость | Приветствуют преподавателя готовят письменные принадлежности | Вербальное визуальное | По правилам | 5 |
Обобщение и систематизация знаний | Задает вопросы корректирует ответы | Отвечают, слушают, дополняют. | Беседа фронтальный опрос | 2 | 10 |
Сообщение темы, цели занятия | Объявляет тему занятия, цель, использует доску. Обозначает проблему | Знакомятся с целью занятия | Мыслительная, письменная фиксация | 2 | 5 |
Объяснение нового материала | Излагает материал, объясняет порядок выполнения задания Направляет на решение поставленной проблемы | Запоминает основные моменты записывают | Мыслительная письменная фиксация | 2 | 15 |
Закрепление Выполнение практических заданий | Корректировка полученных результатов, | Решение практических заданий | письменная | 3 | 20 |
Подведение итогов | Оценивает уровень подготовки, работу на занятии | слушают | Вербальное визуальное | 2 | 10 |
Задание на дом | Задает задание на дом | Слушают записывают | Письменная Вербальное визуальное | 1 | 5 |
Теоретическая справка
Распознавание ассортимента тканей по существенным признакам
Ткань – это полотно, полученное ткачеством путем взаимного переплетения системы нитей основы нитями утка.
Основные существенные признаки классификации тканей:
· Сырье, сырьевой состав;
· Переплетения
· Отделка
· Назначение
· Ширина
· Цена
· Производители
В продаже в магазине «***» имеются ткани всех 4-х сырьевых групп, это хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые (натуральные, искусственные, синтетические)
По назначению ткани делят на:
- Бельевые ткани (бязь, миткаль, мадаполам, специальная, ситец, сатин, мальмаль, батист, шифон и др.)
- Платьевые, блузочные, сорочечные ткани, летней подгруппы (ситец, сатин, майя, маркизет и т.д.)
- Типовые ткани зимнего назначения (бумазея, фланель, байка)
- Мебельно-декоративные ткани (жаккард, велюр форест замша)
- Плащевые ткани (таслан, дюспо, бондинг)
Подкладочные ткани (атлас, шифон, сатин, хлопок, вискоза, полиэстер)
- Пальтовые ткани (креп, букле, кашемир, драп)
- Костюмные ткани (шерсть, стрейч, твид, тиар, габардин, деним)
-Шёлковые ткани креповой подгруппы (креп-шифон, креп-жоржет, крепдешин и др.)
- Шелковые ткани гладьевой подгруппы (креп-сатин атласного переплетения; одна сторона гладкая, блестящая, а другая – матовая креповая)
- Ткани из искусственных шелковых нитей (репсы, поплины и др)
Приемка тканей по количеству и по качеству
Количественная приемка – это пересчет, перемеривание, перевешивание товаров и сопоставление фактических данных с данными сопроводительными документов.
Виды сопроводительных документов: все виды накладных (обычная накладная, расходно-приходная накладная, накладная на внутреннее перемещение товара, товарно-транспортная накладная), счет-фактура, счет-спецификация,
Осуществляют приемку материально-ответственные лица секции, склада или их заместители, а также члены бригады(продавцы).
Приемка товаров (и тканей в том числе) производится партиями.
Партия– количество товара (тканей) сдаваемые потребителю единовременно и оформленное одним документом. Приемка по количеству производится в соответствии с документами, регламентирующими приемку:
- Инструкция о приемке товаров народного потребления по количеству, П-6;
- Договор купли-продажи,
- Договор поставки и др.
Документы, на основание которых осуществляют приемку: сопроводительные документы.
Приемка тканей и текстильных штучных изделий осуществляется как по количеству товарных единиц, так и по количеству мест (тарных упаковок).
Сроки приемки тканей – 10 дней для одногородних поставщиков-изготовителей, 20 дней для иногородних поставщиков- изготовителей.
Правила приемки: ткани, поступившие в кипной или жесткой упаковке, принимают в присутствие экспедитора поставщика по количеству мест; ткани и штучные изделия, поступившие в контейнерах без упаковки в тару – по количеству кусков. При приемке обязательно проверяется состояние тары, маркировка мест (вес брутто).
Если при приемке тканей и штучных изделий не обнаружены расхождения по количеству мест, тароупаковки не нарушены, то материально ответственные лица расписываются на всех бланках сопроводительных документов
Подготовка тканей к продаже
Ткани поступают в торговую сеть упакованными в кипы и рулоны. Материалом для тароупаковок служат мешковина, нетканые тарные материалы, полиэтиленовые пленки. В процессе приемки тканей по количеству и качеству тароупаковки снимают и проверяют количество метров, указанных на маркировочном ярлыке. Распакованные ткани перемеривают разбраковывают и подготавливают к продаже. Подготовку тканей к продаже включает очистка тканей от пыли и мусора, дублирование (складывание тканей в двое или втрое) по ширине, накатка тканей на шаблоны шириной 15-20 см и длиной 40-75 см, и выравнивание их по кромке или изгибу, утюжка помятых частей полотен, разрезание тяжелых кусков на 2 и т.д. Если в рулонах имеются отрезы, то их необходимо перемерить и намотать каждый отрез отдельно, затем замаркировать. Подготовленные ткани к продаже размещают на рабочем месте вблизи стола контроля.
Размещение и выкладка тканей в торговом зале
В торговом зале обязательно должен находиться весь ассортимент тканей. Показ тканей в кусках, рулонах, на стендах и кронштейнах преследует одну цель- предоставить покупателю возможность лучше ознакомиться с товаром.
Все ткани размещают в торговом зале по основным принципам:
· по виду волокон(хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, льняные);
·
внутри сырьевой группы по назначению, так шелковые ткани по назначению: сорочечные и блузочные, платьевые, костюмные, портьерные, подкладочные, мебельные и др.
· ткани размещают по цветовой гамме, при этом образцы подбирают по принципу гармонии сходства оттенков расцветок тканей, с незаметным переходом от одного оттенка к другому. Ткани размещают в торговом зале так чтобы покупатель имел к ним свободный доступ.
Все ткани обязательно должны снабжаться ценником см.ценник.
Размещают ткани в торговом зале на торгово-выставочном оборудовании: пристенные стенды с кронштейнодержателями, шкафы с кронштейнодержателями, островные горки, для размещения тканей в больших рулонах используют подтоварники.
Для показа тканей-новинок оформляются манекены, на которых показаны различные модели изделий из этих тканей.
Продажа товаров через рознично - торговую сеть имеет договорной характер, его юридическая основа закреплена Гражданским кодексом РФ. Продажа товаров складывается из следующих основных операций: приемке товаров, подготовке товаров к реализации, представление товара покупателю, передача товара покупателю. На все реализуемые товары предприятие торговли должно иметь сертификаты, декларации, нормативно- техническую документацию, удостоверяющие качество товаров, их безопасность. Предприятие торговли несет ответственность за качество реализуемых товаров. Вместе с товаром покупателю отдается отпечатанный ККМ чек. Продавцу необходимо знать права покупателей и свои прямые обязанности по их обслуживанию.
Правила продажи регулируют отношения между покупателем и продавцом при реализации непродовольственных товаров, в том числе и тканей «Правила продажи» Постонавление Правительства РФ от 19.01.1998 №55.
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, неподлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, фасонов, расцветок, комплектации:
Текстильные товары:
- хлопчатобумажные,
- льняные,
- шелковые,
- шерстяные и синтетические ткани,
- товары из нетканых материалов и метражных товаров,
- ленты,
- тесьма,
- кружево.
Обслуживание покупателей
1) При подборе тканей для покупателя необходимо учитывать:
- назначение будущего изделия;
- типовые особенности внешности (весна, лето, зима, осень);
- особенности фигуры по росту и полноте;
- пользоваться законом Зрительного восприятия: светлые ткани зрительно фигуру полнят, темные – стройнят, ткани в крупную клетку подходят для высоких полных дам, полоска вертикальная зрительно фигуру удлиняет, горизонтальная – расширяет
- 2) При определении нормы расхода ткани для пошива швейных изделий и белья, необходимо учитывать :
- ширину ткани (узкие ткани 0,90-1,30см, широкие1.40 и более):
- особенности фигуры по полноте и росту;
- фасон будущего изделия(в основном длину и ширину деталей )
Например : определите норму расхода ткани для пошива полутороспального(1.75х2.10) , закрытого пододеяльника , если ширина ткани 0.90 см
3)Приемы показа тканей покупателю:
- 1-ый прием : обратить внимание покупателя на оформление манекена:
- 2-ой прием ; ткани можно приложить к себе или к фигуре покупателя:
- 3-й прием : показать ткань в рулоне, немного его размотав.
4) Общий алгоритм продаж:
1) Подготовка - психологически настроиться -внешний вид.
2) установление контакта.
3) выявление потребностей.
4) Презентация товара (с учетом выявленных потребностей)
5) Работа с возражениями (если они появились вернитесь на третий этап).
6) завершение продажи. (рекомендации по уходу за изделиями из тканей, подбор сопутствующих товаров (пуговицы, замки – молнии, декоративные отделочные воротники, манжеты, шнуры), вручение покупки).
Основные существенные признаки распознавание швейных товаров
Классификация:
- вид изделия;
- половозрастное назначение;
- сезонность;
- размерно-ростовочно-полнотный признак (размер);
- применяемые материалы изготовления верха, подкладки, прокладочных материалов, утепляющих материалов, воротников, отделочных материалов, фурнитуры;
- силуэт, форма, покрой (конструктивные особенности модели); - цена;
- производители.
По целевому назначению швейные товары делят на группы:
- верхняя одежда (пальтовая и костюмная подгруппы);
- легкое платье;
- белье (нательное, постельное, столовое);
- головные уборы.
По половозрастному назначению швейные товары делятся на мужские, женские и детские.
Требования к качеству швейных товаров
Качество швейных изделий зависит от качества тканей, кожи, качества моделирования и конструирования. технологии пошива. Контроль качества швейных изделий осуществляют органолептически (путём внешнего осмотра и измерений), сравнивая изделия с эталонами – образцами. В ГОСТах и ТУ указываются технические требования к одежде. Швейные изделия должны иметь хороший внешний вид, хорошо огранять форму. быть удобны и практичны в носки.
Швейные изделия могут быть 1-го и 2-го сорта. Сорт зависит от наличия дефектов, от посадки изделия на фигуре. Дефекты швейных изделий делят на 3 группы: дефекты применяемых материалов, производственно – швейные (дефекты раскроя деталей и их сборки), дефекты внешнего вида и посадки на фигуре. Повышению качества изделий способствует систематический контроль в процессе их производства, транспортировки, правильная организация хранения готовой продукции. Нормативной основой управление качеством товаров является стандартизация.
Маркировка швейных товаров
Швейные товары маркируют путём прикрепления к ним маркировочных ярлыков основных и контрольных. К пальто, пиджакам, жакетам, плащам, костюмам основные маркировочные ярлыки подвешивают ниткой; к женским изделиям – на правую полочку за верхнюю петлю; мужским- на левую полочку за верхнюю петлю. Также маркировочный ярлык на ленте может прикрепляется в области воротника с изнаночной стороны изделия. На бельевые изделия маркировочные ярлыки из ткани пристрачивают. Основные маркировочные ярлыки содержат подробные данные о товаре ( см ярлык )
Приемка швейных товаров по количеству и качеству
Основные документы, регламентирующие приемку товаров, являются: «Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству-П6», Положение о поставках товаров народного потребления, ГОСТы и ТУ, договор поставки, договор купли-продажи и др.
Приемка товаров по количеству производится по товарно-транспортным накладным, счету-фактуре, гигиеническому сертифакту, декларация таможенного союза и др.
Товар, поступивший в таре, принимают вначале по количеству мест (ящиков, кип), а затем проверяют количество товарных единиц в каждом месте не позднее 10 дней с момента получения товара в магазине.
Акты приемки товаров по количеству, товарно-транспортные накладные и другие документы компьютезируются в торговой организации получателя.
Акт приемки товаров по количеству должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в приемке.
Принятые товары по количеству, передают на приемку по качеству товароведу-бракеру, и лишь после этого они поступают в торговый зал.
Подготовка швейных товаров к продаже состоит из следующих основных операций: распаковка, видовая и артикульная, биперовка, придание товарного вида. Отбор товара для подачи в торговый зал.
Размещение швейных товаров в торговом зале на ТТО
Размещение и выкладка швейных товаров согласно планограммы, в зависимости от группы, подгруппы, назначения, размерно-полнотного признака, цветовой гаммы, цены и производителя др.
Для размещения швейных товаров используются следующие виды торгового оборудования: перфорированные щиты- сетки с кронштейнодержателями, которые расположены в горизонтальном и вертикальном положении, одноярусные и двухъярусные прямые кронштейны-вешала, вращающиеся островные горки с разным расположением кронштейнов. Для показа и демонстрации моделей-новинок используют манекены, модель-манекены, подвесные бюсты и др. В отделе одежды имеются примерочные кабины и напольные зеркала.
Правила продажи швейных товаров, обслуживание покупателей в отделе «Швейные товары».
Правила продажи разработаны в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителя» и регулируют отношения между покупателями и продавцами или реализации отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утверждены постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. Особенности продажи текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви, статьи 39-46
Согласно Закона «О защите прав потребителей» верхняя одежда подлежит обмену в течении 14 дней, не считая дня покупки, если одежда надлежащего качества, покупатель имеет право обменять купленный товар на аналогичный других размеров, форм. В случае отсутствия необходимого для обмена товара покупатель в праве получить деньги обратно. Если продан товар ненадлежащего качества, то покупатель имеет право: на замену на аналогичный товар или товар другой модели; уменьшение покупной цены; безвозмездное устранение недостатков товара; размещение расходов на устранение недостатков товара. При обмене швейные товары должны иметь хороший внешний вид, все маркировочные обозначения, кассовый и товарный чек. Обмен швейных и меховых изделий производится при условии, если изделие не было в употреблении.
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, неподлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, фасонов, расцветок, комплектации:изделия швейные бельевые, изделия.
Общий алгоритм обслуживания секции «Одежда»:
1) Подготовка - психологически настроиться - внешний вид.
2) Установление контакта.
3) Выявление потребностей.
4) Презентация товара (с учетом выявленных потребностей)
5) Работа с возражениями (если они появились вернитесь на третий этап).
6) Завершение продажи.
7) вручение покупки.
«Трикотажные товары»
I . Распознавание ассортимента трикотажных товаров по существенным признакам:
Основные существенные признаки трикотажных товаров:
- основное сырье;
- вид изделий;
- половозрастное назначение;
- тип полотна, переплетение, отделка полотна;
- размеры;
- сезонность;
- силуэт, форма, (конструктивные особенности);
- цена;
- производители.
Основным сырьем для производства трикотажных изделий служит пряжа однородная и смешанная, нити: мононити, комплексные нити, текстурированные нити (спандекс, эластан, эластик, лайкра), металлизированные (люрекс). Сырье указывается в маркировочных ярлыках в % соотношении.
Верхние трикотажные изделия, изготавливаются из трикотажных полотен кроено-шитым способом и цельновывязанные (регулярные) изделия.
В гипермаркете «Дочки-сыночки» в секции «Одежда» имеются в продаже следующие виды верхних трикотажных изделий: жакеты, джемперы, жилеты, свитеры, куртки, платья, костюмы, юбки, рейтузы, комбинезоны и блузки.
Размеры верхних трикотажных изделий выражаются длиной и обхватом груди (для платья ,пальто - обхват бедер)
Для женского трикотажа
146,152 - I длина
158,164 - II длина
170,176 – III длина
Для мужского трикотажа
158,164 - I длина
170,176 - II длина
182, 188 – III длина
Размеры верхних трикотажных изделий: для взрослых — 44—70-й, подростковых — 44—48-й, детских — 26—40-й.
Изделия для взрослых выпускают обычно трех длин (брюки — шести) ; подростковые — двух длин (брюки — четырех); детские 26—38-го размеров — одной длины, 40—42-го размеров — двух длин.
Пример, 146,152 – 96; 170,176 – 96 – 112; 182,188 – 100;
Краткая характеристика модели (описание фасона, силуэта и применяемого сырья):
| Платье женское - классическое прямого силуэта. Используемое основовязаное полотно: «Атлас» 100% п/э Размеры: 158,164-92-102; Цена: от 1300 руб. Производитель: «Курский трикотаж» |
| Платье с запахом - платье с запахом ложным или настоящим сбоку, или впереди, А-силуэта, прилегающего или полуприлегающего. Изготовлено из трикотажного полотна: «Интерлок» Основные цвета: «рубин», «василек», белый, черный Размеры: 158,164-88-96 Цена: 1400 руб. Производитель: «Курский трикотаж» |
II . Приемка трикотажных товаров по количеству и качеству
Основными документами, регламентирующими приемку товаров, являются «Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», П-6. а также «Положение о поставках товаров народного потребления», ГОСТы и технические условия на товары, договор - поставки, договор купли-продажи и др.
Приемка товаров по количеству производится по товарно- транспортным накладным, счету-фактуре, спецификации, описи и другим документам.
Товар, поступивший в таре, принимают вначале по количеству мест (коробок, кип), а затем проверяют количество товарных единиц в каждом месте не позднее 10 дней с момента получения товара в магазине.
Акты приемки товаров по количеству, товарно-транспортные накладные и другие документы компьютезируются в торговой организации получателя.
Акт приемки товаров по количеству должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в приемке. Принятые товары по количеству, передают на приемку по качеству товароведу-бракеру, и лишь после этого они поступают в торговый зал.
Подготовка трикотажных товаров к продаже
Подготовка швейных товаров к продаже состоит из следующих основных операций: распаковка, видовая и артикульная, биперовка, придание товарного вида. Отбор товара для подачи в торговый зал.
Размещение и выкладка трикотажных товаров на ТТО
Трикотажные и чулочно-носочные изделия размещают на торговом оборудовании по подгруппам (верхний трикотаж, белье, чулочно-носочные изделия), половозрастному признаку (мужской, женский, детский), видам изделий (жакеты, джемперы и т. д.), размерам, артикулам, расцветкам.
Верхний и бельевой трикотаж (женские сорочки, комбинации, гарнитуры) показывают на вешалах или кронштейнах, мужские сорочки — на вешалах, кронштейнах или в специальных горках с кассетами. Мужское и детское трикотажное белье, хлопчатобумажные сорочки, панталоны и трусы выкладывают на горках с кассетами.
Чулочно-носочные изделия, перчатки и варежки закрепляют с помощью зажимов на специальных горках с кронштейнами или выкладывают в кассетах горок, столов однородными стопками. Их выкладывают так, чтобы покупателю были хорошо видны расцветки и рисунки чулок и носков. Стопки чулок без коробок разделяют разноцветными пластинками из пластмассы для большей устойчивости стопки.
Чулочно-носочные выкладывают на перфорированных панелях в фабричных упаковках.
Правила продажи трикотажных изделий Правила продажи разработаны в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителя» и регулируют отношения между покупателями и продавцами или реализации отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утверждены постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.
Согласно Закона «О защите прав потребителей» верхняя одежда подлежит обмену в течении 14 дней, не считая дня покупки, если одежда надлежащего качества, покупатель имеет право обменять купленный товар на аналогичный других размерах, форм. В случае отсутствия необходимого для обмена товара покупатель в праве получить деньги обратно. Если продан товар ненадлежащего качества, то покупатель имеет право: на замену на аналогичный товар или товар другой модели; уменьшение покупной цены; безвозмездное устранение недостатков товара; размещение расходов на устранение недостатков товара. При обмене трикотажные товары должны иметь хороший внешний вид, все маркировочные обозначения, кассовый и товарный чек. Обмен трикотажных производится при условии, если изделие не было в употреблении.
Обмен товаров в магазинах в соответствии с установленными Типовыми правилами производит заведующий секцией или товаровед магазина.
На контрольном ярлыке (ленты из искусственной или синтетической ткани) указывают размер одежды, процентное содержание волокон основного материала, товарный знак предприятия – изготовителя, условные обозначения символов ухода за изделиями.
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, неподлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, фасонов, расцветок, комплектации: бельевой трикотаж и чулочно-носочные изделия.
Этапы обслуживания покупателей
Процесс продажи товаров складывается из следующих операций: приветствие, выявления спроса покупателей; оказание помощи покупателю в выборе товаров и консультации; предложения сопутствующих товаров и новинок; подготовки товаров к отпуску (проверка по качеству , комплектование ) ; оплата стоимости товара ; упаковки выдачи покупки ; оказания дополнительных услуг.
Таблица Краткая характеристика модели (описание фасона, силуэта и применяемого сырья):
| Платье женское - классическое прямого силуэта. Используемое основовязаное полотно: «Атлас» 100% п/э Размеры: 158,164-92-102; Цена: от 1300 руб. Производитель: «Курский трикотаж» |
| Платье с запахом - платье с запахом ложным или настоящим сбоку, или впереди, А-силуэта, прилегающего или полуприлегающего. Изготовлено из трикотажного полотна: «Интерлок» Основные цвета: «рубин», «василек», белый, черный Размеры: 158,164-88-96 Цена: 1400 руб. Производитель: «Курский трикотаж» |
Задание 1.Добавьте таблицу своими примерами (+5примеров)
Задание 2 ответьте на вопросы
-
Дайте определение понятиям «продавец», «потребитель», «существенный недостаток», «импортер», «изготовитель».
-
Имеет ли право потребитель обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен? И в какие сроки?
-
Возможна ли продажа товара по истечении установленного срока годности
-
Прав ли продавец, отказывая потребителю в обмене женского нижнего белья, не подошедшего по размеру, по расцветке
-
Обман потребителей – это…..
-
Уголовная ответственность за нарушение прав потребителя наступает вследствие:……..
-
Обязанности продавца в соответствии с правом потребителя на безопасность товаров: