05.03.2025 Основы художественного проектирования.
Тема: Понятие об отношениях частей фигуры человека и формы одежды. Определение понятия «пропорции». Виды пропорций.
Отношения частей фигуры человека и формы одежды включают в себя пропорции — соразмерность, определённое соотношение частей между собой и с предметом в целом.
Виды пропорций:
Пропорции равенства — когда части костюма равны между собой (принцип одинаковости). Такое членение вызывает ощущение покоя, статики.
Пропорции неравенства — когда части костюма не равны между собой (принцип разнообразия). Такое членение вызывает ощущение движения, динамики.
Пропорции «золотого сечения» (разновидность пропорций неравенства). Выражаются соотношениями: 3:5 (5:3), 5:8 (8:5), 8:13 (18:8) и т.д..
Форму одежды и её части сопоставляют с формой тела человека по основным конструктивным линиям (плеч, груди, талии, бёдер, колен и низа) и с формой верхних и нижних конечностей на уровнях измерений обхватов (плеча, локтя и запястья руки и бедра, колена и щиколотки ноги).
1. Понятие об отношениях частей формы одежды
Форма одежды может иметь различные членения, это объясняется зависимостью её от форм тела человека, характера материала, назначения, требований, предъявляемых к данному виду одежды.
Отношением называется результат сравнения двух однородных величин. Положительное восприятие отношения двух сравниваемых величин свидетельствует об их согласованности, соразмерности.
Простейшим видом согласованности является тождество, то есть полное сходство (равенство, повторение линий, площадей, массы, фактур, цвета). Пользоваться тождественными отношениями следует осторожно, так как многократное повторение отдельных элементов быстро вызывает утомление.
Небольшие различия в линиях, площадях, массах, фактурах, цвете свидетельствует о нюансных отношениях. Чем больше различий, тем активнее, динамичнее воздействует на восприятие человека это отношение.
Ярко выраженное различие в линиях, площадях, массах, фактурах, цвете называется контрастным отношением. Пределом использования контрастных отношений будет восприятие целой формы как целостности, ещё не разрушенной различиями.
2. Определение понятия «пропорции»
Пропорции – это соразмерность, определённое соотношение частей (форм) между собой и с предметом в целом.
В костюме пропорции играют особенно важную роль: от того, в каких соотношениях находятся отдельные его части между собой и фигурой человека, зависит образная выразительность костюма и внешний облик самого человека.
При этом надо принимать во внимание форму и величину головного убора или причёски, форму и высоту каблука, количество и характер украшений, а также цветовое решение костюма. Все эти компоненты оказывают влияние на характер пропорций.
3. Виды пропорций.
Пропорции бывают следующих видов (рис. 4.1):
• пропорции равенства - это когда части костюма равны между собой (принцип одинаковости); такое членение вызывают ощущение покоя, статики;
• пропорции неравенства – это когда части костюма не равны между собой (принцип разнообразия); такое членение вызывает ощущение движения, динамики. Неравенство может быть незначительным или построенным по принципу контраста;
• пропорции «золотого сечения» (разновидность пропорций неравенства) выражается следующими соотношениями: 3:5 (5:3), 5:8 (8:5), 8:13 (18:8) и т.д. В каждом из этих отношений сумма двух чисел образует целое, которое относится к большему числу так, как большее к меньшему.
1 - «равенство» ; 2 - «неравенство» ; 3 - «золотое сечение» 3:5
Рис. 4.1. Виды пропорций.
Длина одежды и положение линии талии очень подвержены влиянию моды, но какие бы пропорции не были модны, наиболее гармоничными считаются пропорции, построенные по правилам “золотого сечения”.
В основе строения человеческой фигуры также лежит принцип “золотого сечения”, так как это соотношение выражает естественное членение фигуры линией талии на две неравные части (3:5).
4. Понятие «пропорциональный модуль». Однако пропорции одежды теряют всякий смысл, если они не увязаны с человеком. Поэтому соотношение деталей костюма определяется особенностями фигуры, её собственными пропорциями. В теле человека тоже существуют математические соотношения между отдельными его частями. Если принять за модуль, т. е. условную единицу, высоту головы, то в пропорциональной фигуре взрослого человека имеется восемь модулей:
1 - от макушки до подбородка;
2 - от подбородка до уровня груди;
3 - от груди до уровня талии;
4 - от талии до линии паха;
5 - от линии паха до середины бедра;
6 - от середины бедра до колена;
7 - от колена до середины голени;
8 - от голени до пола.
Упрощенная пропорция говорит о равенстве четырех частей фигуры:
- от макушки головы до линии груди (по подмышкам);
- от груди до бёдер;
- от бёдер до середины колена;
- от колена до пола.
Ширина плеч должна быть равна 1/4 роста;
длина туловища вместе с головой - 1/2 роста;
ширина груди - 1/6 роста;
длина рук - доходить до середины бедра (измеренной по внутренней части);
длина ног должна составлять 1/2 роста;
голени - 1/4 роста;
обхват шеи - равняться обхвату икры;
ширина шеи - достигать 1/4 высоты головы.
Пропорции мужской и женской фигуры несколько отличаются. Так, ширина плеч у женщин немного меньше двух модулей головы, в ширина бедер приблизительно равна ширине плеч. Часто в росте женщины укладывается не восемь модулей, а семь с половиной.
5. Виды отношений в одежде.
О
тношением в моделировании одежды называется результат сравнения двух величин одного свойства, например линейных измерений, объемов или площадей поверхности частей одежды.
Линейные измерения это: длина изделия до линии талии, длина рукава, ширина изделия в груди, бедрах и др.
Объемные измерения - это объемные величины частей одежды: лифа, юбки, рукава и др.
Измерения поверхностей - это величины площадей частей одежды: переда, спинки, рукава и др.
Отношения возникают помимо соразмерности частей одежды и по другим ее основным составным элементам: цвету, фактуре, массе, линии и др.
Известные в практике моделирования одежды закономерные отношения соразмерности можно разделить на две группы: простые и иррациональные.
Простые отношения - это такие отношения, в которых числовая зависимость двух величин измерений выражена дробным числом, где числитель и знаменатель есть целые числа в пределах от 1 до 10.
На отношении 1 : 1 строятся простейшие геометрические формы: квадрат, куб (рис. 41).
Отношения 1:2; 1:3; 1:5; 1:6 и т. д. дают в прямоугольной форме повторение квадрата уже целое число раз (рис. 42). Меньшая величина в этом случае является модулем, т. е. единицей измерения большей величины. Например, отношение 1:4 означает, что в прямоугольнике такого отношения укладываются четыре квадрата.
Простые отношения 2:3; 3:4; 3:5 и т. д. содержат в себе модуль, укладывающийся целое и небольшое число раз в каждой геометрической величине, входящей в отношение (рис. 43).
Таким образом, в простых отношениях видна ясная соизмеримость линейных и объемных величин, что и является основой их гармоничной связи (гармония - ясно выраженная связь).
Наиболее ясно зрительно соразмерность выражается в отношении 1:1, но такая соразмерность инертна, маловыразительна, так как сравниваемые величины равноценны. Более выразительны неравные отношения, как 1:2; 1:3 и др.
Часто говорят: рукав длиной 3/4 или 1/4, пальто длиной 7/8 или пиджак 1/2 (рис. 44).
Этим указывают соразмерность длины рукава с длиной длинного рукава, длины укороченного пальто относительно длинного. Простые отношения соразмерности частей одежды можно строить как по отношению к фигуре человека, так и по отношению к другим частям самой одежды. В том и другом случае получают гармонические связи соизмеримых величин.
Иррациональные отношения есть отношения соразмерности частей одежды, получаемые при помощи простейшего геометрического построения, и составляющие пропорции.
6. Тождество, нюанс и контраст. Отношения согласованности других основных элементов формы между собой строятся не на числовой связи, а несколько иначе. При сравнении каких-либо однородных первичных элементов формы (линия, масса, цвет, фактура) одежды возможны три вида их сравнения и связи: тождество, нюанс и контраст.
Тождество - полное сходство однородных элементов (равенство их) формы. Гармоническая связь в этом случае основана на полном сходстве. На рис. 48 показана схема тождества линий, формы, фактуры.
Нюанс - отношение однородных элементов формы, приближающихся друг к другу по сходству. В нюансных отношениях сходство выражено сильнее, чем различие, и связь образуется на явно выраженном сходстве. На рис. 49 показаны схемы нюанса линий, формы, фактуры ткани в одежде.
Контрастом называют отношения с сильно выраженным неравенством сравниваемых (сопоставляемых) однородных элементов формы. Связь в этом случае образуется в силу ясно выраженного различия и противопоставления (рис. 50).
Тождество, нюанс и контраст в композиции костюма используются как художественные средства построения единства элементов формы и их гармонической связи. Эти понятия распространяются на все свойства одежды, как объемно пространственной формы.
Примерами контраста по различным свойствам элементов формы будут сопоставления тяжелого и легкого, светлого и темного, черного и белого, блестящего и шероховатого, прозрачного и непрозрачного и др.