СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"1,2,3, 4, 5, мы идём с тобой играть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена картотека народных игр. Игры уникальные, в эти игры играли наши бабушки. В эти игры можно играть не толькотна физкультурных занятиях, но и на улице. Эти гры можно включать на праздники "Масленица", "Калядки". Этой картотекой могут пользоваться воспитатели, инструкторы по ф/к, учителя школ, музыкальные руководители.

Просмотр содержимого документа
«"1,2,3, 4, 5, мы идём с тобой играть"»

Жмурки

Играющие выбирают участника, изображающего кота, завязывают ему платком глаза, подводят к дверям и поют:

Иди, кот, на порог,

Там сметана и творог!

Повернись пять раз,

Лови мышек, а не нас!

Кот поворачивается, берется за ручку двери, и дети с ним переговари­ваются:


Кот, кот, на чем стоишь? - Пчёлы

На дубочке. – Что у пчёл?

За что держишься? - Мёд.

За сучочки. – Мёд кому?

Что на суку? - Афанасу?

Улей. – А нам что?

Что в улье? - Квасу?


Дети начинают тормошить кота и поют:

Афанас, Афанас,

Твой кот у нас,

Увалился в квас!

Пусть он ловит нас,

Не открывая глаз!


После этих слов все разбегаются, а кот их ищет. Дети увертываются от жмурки, приседают, ходят на четвереньках (однако прятаться или убегать далеко не разрешается). Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, его предупреждают, проговаривая слово «огонь». Когда жмурка поймает кого-нибудь из детей, тот заступает на его место и игра повторяется.



Мельница

Играющие встают в круг, каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя. При этом все поют:

Мели, мели, мельница, или Крутись-вертись, жернов,

Жерновочки вертятся! Съеден хлеб наш чёрный!

Мели, мели засыпай Съеден белый хлебчик,

И в мешочки набивай Мели новый мельник!

На последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто из игроков упадет или не сумеет вовремя остановиться, тот из игры выхо­дит, остальные повторяют песню и опять кружатся.











В мяч

Упражнения, выполняемые с мячом, могут быть различными. Вот несколько из них.

Хватки — поднимают руку с мячом выше головы, выпускают его и ловят на лету.

Вертушки-перевертушки — кладут мяч на ладонь, слегка подбрасывают ого, руку переворачивают тыльной стороной, отбивают мяч вверх, а затем ловят.

Первыши-гладыши — ударяют мячом о стену и ловят его с отскока от стены.

Гонять зайца — бросают мяч о землю так, чтобы он ударился о стену, и с отскока от стены ловят его.

Пришлепы — ударяют мяч о стену, отскочивший от стены мяч ударяют ладонью так, чтобы он опять ударился о стену, после чего ловят.

Зеваки — встают спиной к стене, откидывают голову назад, чтобы она касалась стены. Из этого положения ударяют мячом о стену и ловят двумя руками.

Одноручье — подбрасывают мяч вверх правой рукой и ловят правой; подб­расывают левой и ловят левой.

Под ручку — упираются левой рукой о стену и правой ударяют мячом о стену из-под руки, ловят двумя руками. Затем упираются правой рукой в стену, а левой ударяют мячом о стену из-под руки и ловят двумя руками.

Под ножку — упираются левой ногой в стену, из-под нее ударяют о стену мячом и ловят его двумя руками. То же, но упираются правой ногой.

В ладоши — ударяют мячом о стену, хлопают в ладоши и ловят мяч.

По коленям — ударяют мячом о стену, хлопают руками по коленям и ловят мяч.

Нитки наматывать — ударяют мячом о стену, быстро делают движение руками, будто наматывают нитки, и ловят мяч.

Юла — ударяют мячом о стену, а пока он летит, переворачиваются вок­руг себя и ловят мяч.


В подкиды

Один из играющих берет в руки мяч и напевает:

Оля, Коля,

Дуб зеленый,

Ландыш белый,

Зайка серый,

Брось!

Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков пер­вым на лету его подхватит, тот поет тот же игровой припев и подбрасывает мяч.


Море волнуется

Участники игры по считалке выбирают ведущего, он поет:

Море волнуется — раз!

Море волнуется — два!

Море волнуется — три!

Любая фигура замри!

Во время исполнения игрового припева все делают какие-либо движения: приседают, машут руками, скачут на одной ноге. Как только прозвучит слово!», все останавливаются и замирают в той позе, в которой они были остановлены. Ведущий следит за каждым участником, особенно за теми, кто стоит в неудобной позе. Если он заметит, что кто-то сделает движение, то повторяет игровой припев, изменяя в нем последнюю строчку, например: «Фигура медведя, замри!» Участник, который нарушил правила игры, изображает медведя, его походку, движения, повадки, голос. Так ведущий наказывает любого из нарушителей, называя в песне разных животных.




По стволу

Играющие собираются у поваленного ствола дерева, залезают на него и передвигаются взад и вперед от одного края до другого. Постепенно дети увеличивают скорость и с шага переходят на бег, при этом нараспев произно­сят слова:


Белая береза,

Черная роза,

Ландыш душистый,

Одуванчик пушистый,

Колокольчик голубой.

Поворачивай! Не стой!

Кто из игроков теряет равновесие и соскакивает со ствола, тот из игры выбывает. Кто дольше всех продержится на стволе — победит

В цепи

Играющие делятся на две равные команды, берутся за руки и образуют шеренги, стоящие друг против друга на некотором расстоянии. Между ними происходит диалог:


Калим-Баба!

На что слуга?

Починять рукава.

На какие номера?

На пятое, десятое,

Ваню нам сюда!

Участник, имя которого было названо, бежит и старается грудью разъединить руки игрокам, стоящим в противоположной шеренге. Если ему удается прорвать «цепь», то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорывает «цепь», то остается в команде соперников.


Цапки

Один из игроков — ведущий, он вытягивает руку ладонью вниз. Каждый из играющих под ладонь ставит свой указательный палец. Ведущий припевает:

Собирайтесь, колдуны,

Под горячие блины,

Котик, жаба,

Цапа!

При слове «Цапа!» все быстро убирают свои пальцы, а ведущий, сжимая ладонь, старается их захватить. Чей палец будет схвачен, тот выбывает из игры.



Водяной

По считалке выбирается водяной. Ему платком завязывают глаза, ведут вокруг него хоровод и поют:


Водяной, водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выйди на минуточку,

Поиграем в шуточку!


или

Дедушка водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выйди на улку.

На одну минутку —

Козлят напоить,

Молочком угостить!

Исполнив песню, дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!». Тут все игроки останавливаются и замирают. Водяной ходит, вытягивая вперёд руки, и старается кого – нибудь коснуться. Кого он запятнает, тот становится новым водяным, и игра повторяется.


Двенадцать палочек

Играющие кладут на камень дощечку. На ее конец, опущенный на землю, укладывают двенадцать палочек. По считалке выбирают водилыцика. Затем один из игроков ударяет ногой по приподнятому концу дощечки, и палочки разлетаются в разные' стороны. Пока водилыцик собирает палочки, все раз­бегаются и прячутся. Собрав палочки, водилыцик кричит:


Пора, не пора —

Убегайте со двора!

Кто не спрятался,

Кричите — ура!


Затем идет искать спрятавшихся. Найденный игрок из игры выбывает. Игра продолжается до тех пор, пока водилыцик не найдет всех спрятавшихся.


Крути-верти, роза

Один из детей намазывает палец сажей и сжимает пальцы в кулак. Каждый из играющих разгибает один палец. Кому попадает намазанный сажей, тот — водящий. Участники игры встают в круг, на середину выходит водящий с пры­галкой. Он держит ее за один конец, другой опускает на землю. Вращая ее вокруг себя, произносит нараспев:

Крути-верти, роза,

Зелена, пригожа,

Не расти красиво

Всем людям на диво.

Кто едет — ломает,

Кто идет — щипает;

Не стой у дорожки,

Прячь скорее ножки!

Водящий старается попасть прыгалкой по ногам стоящих в кругу игроков, которые подпрыгивают, пропуская ее под ногами. Кого прыгалка задевает, тот из игры выбывает. Как только водящий «выбьет» всех из круга, игра закан­чивается.


Баня-бабаня

Дети становятся в тесный кружок, сжимают ладони в кулаки и, ставя кулак, выстраивают высокую «башню».

И поют:

Баня-бабаня,

Развалилась баня!

Баня-бабаня,

Развалилась баня!

Заканчивая песню, «башню» из кулаков разваливают.





Катай каравай

Одному из детей надвигают на глаза шапку, потом поворачивают его нес­колько раз вокруг себя, сажают на землю и, продолжая его поворачивать, при­певают:

Катай каравай,

Поворачивай, давай —

К лесу-куролесу.

В огород залезу,

Плетень изломаю,

Гряды ископаю.

Говори, слепой,—

Куда головой?

«Жмурящий должен отгадать и назвать место, куда он повернёт головой. Если он отгадывает правильно, то его место занимает другой участник.



Зайчик

Играющие встают с мячом в круг, один из них — зайчик. Он тоже входит ему припевают:

Чирики-микирики,

Бухты-барахты,

Дыкинь-брыкинь,

Зайчик выкинь,

Солнце-бронце,

Луковка!

перекидывают друг другу мяч, стараясь попасть им в зайчика. Зайчик увёртывается от мяча. Игрок, попавший в него мячом, становится новым зайчиком, и игра продолжается.


Вареная репка

Двое играющих ребят становятся друг против друга на поставленные под ними чурки. Берут обеими руками за концы жгут, припевая:

Вареная репка,

Держись крепко!

Кто обрывается,

Тому достанется!

Тянут друг друга к себе, стараясь столкнуть с чурок. Проиграет тот, кто потеряет равновесие и коснется ногой земли.


Родничок

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:

Разлился родничок,

Золотой рожок.

У-ух!

Разлился ключевой,

Белый, снеговой.

У-ух!

По мхам, по болотам,

По гнилым колодам.

У-ух!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при каждый мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.


Играя, дети могут исполнить и другую песенку.

Разлился родник, ключевой,

Белый, снеговой,

По чистым полям,

По синим морям,

По мхам, по болотам,

По зеленым колодам.

Царь едет жениться,

Царевна велит воротиться:

Сама к тебе буду,

Летом — в карете,

Зимою — в возочке,

Весной — в челночочке!


Грачи летят

Дети становятся в круг, один из них выходит на середину и поет:

Грачи летят,

На всю Русь трубят:

Гу-гу-гу —

Мы несем весну!

Он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи.

Летят, летят!— кричат дети и поднимают руки.

Журавли летят,

На всю Русь кричат:

Гу-гу-гу —

Не догнать нас никому!

Летят, летят!— вторят все.

Пчелы летят,

Гудят, бунчат:

Жу-жу-жу —

Медову несем сыту!

Летят, летят!— подтверждают стоящие в кругу.

Поросята летят,

Полосаты визжат:

Хрю-хрю-хрю —

Надоело нам в хлеву!

Летят!— ошибаются некоторые из детей и подымают руки. Кто ошиб­ся, тот выходит из круга и в игре не участвует. Игра продолжается, называются другие птицы и животные, например: синицы, летят, воробьи летят, ко­мары летят и медведи летят.


В колечко

По считалке выбирается ведущий. Он берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладони лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладони свои ладони, при этом он приговаривает: «Я по горенке иду, колечко несу. Угадайте-ка, ребята, где золото упало?» Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:


Колечко, колечко,

Выйди на крылечко!

Кто с крылечка сойдет,

Тот колечко найдет!


Игрок, у которого в руках колечко, должен вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться не пустить этого игрока, придерживая руками. Если Игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает его ведущему, а если убегает, то становится новым ведущим и продолжает игру.


Ворона

По считалке выбираются ворон и заяц. Остальные дети — зайчата. Они цепляются за зайца, растягиваясь в длинную цепочку. Ворон садится на землю и ковыряет ее палочкой. Заяц подходит к нему и спрашивает:

Ворон, ворон, что ты делаешь?

Ямку копаю,— отвечает ворон.

На что тебе ямка?

Денежки ищу.

На что тебе денежки?

Ситчику купить.

Зачем тебе ситчик?

Мешочек шить.

Зачем тебе мешочек?

Камешки класть.

На что тебе камешки?

В твоих деток кидать!

Что тебе мои детки сделали?

Ворон поет:

В огород мой прибегали,

Лучик да мачик потаскали!

А репку да мяточку —

Потоптали пяточками!

Кар-р-р!— кричит ворон и бросается на зайчат, а заяц их защищает «Битва» продолжается до тех пор, пока ворон не вытянет из цепочки кого- нибудь из детей. Он и становится новым вороном.


Капуста

Рисуется круг — огород. На середину его играющие складывают свои шапки, пояса, платки, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, один из ребят, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, изображая движениями воображаемую работу, поет:


Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Чтоб капустку не украли,

В огород не прибегали

Волк и лисица,

Бобер и куница,

Заинька усатый,

Медведь толстопятый.

Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать, Кого хозяин коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода капусты, объявляется победителем




Баба Яга

Первый вариант Играющие выбирают Бабу Ягу и двух собак. На земле проводят черту. По одну сторону черты становится Баба Яга с собаками, по другую — дети. Бабу Ягу дразнят:

Баба Яга,

Костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку!

Потом дети разбегаются, а Баба Яга посылает собак их ловить. Кого со­баки поймают, приводят к Бабе Яге. После этого пойманные становятся собаками и также ловят детей. Когда собаки переловят всех детей, игра закан­чивается.

Второй вариант. По считалке выбирается Баба Яга. Затем на земле рисует­ся круг. Баба Яга берет в руки ветку-помело и становится в центр круга. Ре­бята бегают вокруг круга и дразнят:

Баба Ежка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала.

А потом и говорит:

У меня нога болит.

Пошла она на улицу,

Раздавила курицу.

Пошла на базар,

Раздавила самовар.

Пошла на лужайку,

Испугала зайку.

Яга скачет из круга на одной Логе и старается коснуться ребят поме­ло она запятнает, тот останавливается и замирает на месте. Кто из игроков приподнимет запятнанного и внесет в круг, но сам при этом не будет запятнан, тот становится новой Бабой Ягой.


Пчелы

Играющие по считалке выбирают участника, изображающего цветок, а затем делятся на две группы — сторожей и пчел. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг цветка и поют:

Пчелки яровые,

Крылья золотые,

Что вы сидите,

В поле не летите?

Аль вас дождичком сечет,

Аль вас солнышком печет?

Летите за горы высокие,

За леса зеленые

На кругленький лужок,

На лазоревый цветок.

Пчёлы стараются забежать в круг, а сторожа, то подымая, то опуская руки мешают им. Как только одной из пчел удастся проникнуть в круг и коснуться цветка, сторожа, не сумевшие уберечь цветок, разбегаются. Пчелы бегут за ними, стараясь ужалить и пожужжать в уши.

Золотые ворота

Первый вариант: Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебреное блюдечко» другой - «наливное яблочко». После этого они берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим гуськом и проходят под игровой припев в ворота:

Золотые ворота,

Проходите, господа!

В первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!


На последнем слове игрового припева ведущие опускают руки и закрывают ворота, задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!» Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь — серебряное блюдечко или наливное яблочко?» Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встает за спину ве­дущего и поднимает руки. То же происходит и с другими участниками. Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой — берут длинную веревку и перетягивают ее.

Второй вариант. Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепоч­кой проходят через ворота и напевают:

Идет матушка-Весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришел —

Всех детей провел.

А за ним и апрель —

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май —

Сколько хочешь теперь гуляй!

Пропустив всех несколько раз, игроки, образующие ворота, каждого спра­шивают, какую он выбирает сторону, правую или левую.

Разделившись на две партии, все составляют новые пары и, взявшись за руки, подняв их вверх, становятся в ряд за воротами. Один из играющих, не имеющий пары, входит в ворота, и ему поют:

Ходит матушка-Весна

По полям, лесам одна.

Первый раз прощается,

Другой раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Ходит матушка-Весна,

Ищет детушек одна.

Первый раз прощается,

Другой раз запрещается,

На третий раз не найдете —

Сами в клетку попадете!

Затем он ребром ладони разъединяет руки стоящих пар. Образовавшиеся две команды меряются силой, перетягивая жгут.



В дятла

Играющие выбирают участника, изображающего дятла. Остальные игроки с дятлом подходят к дереву и поют:

Ходит дятел по пашнице,

Ищет зернышко пшеницы,

Не нашел и долбит сук,

Раздается в лесу стук:

Тук, тук, тук, тук!

После этого дятел берет палку и, считая про себя, стучит по дереву заду­манное им количество раз. Кто из игроков первым правильно назовет число ударов и столько раз обежит вокруг дерева, тот становится новым дятлом, и игра повторяется.




Заря-заряница

Один из детей держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Все играющие берут по ленте. Один из участников — водящий, он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два — не воронь,

А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого нибудь из игроков, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.




Гуси-гусаки

Играющие выбирают волка и хозяйку, все остальные — гуси. Волк отходит в сторону и прячется. Хозяйка гонит гусей в поле гулять, травку щи1 оставляет их одних и уходит. Волк выходит из укрытия, гуси поют:

Сошлись гуси-гусаки,

Ходят-бродят у реки.

Стали гуси гоготать,

Стали серые кричать:

  • Волчик, волчик, пощади,

Нас, гусяток, не щипли!

Дадим тебе платочек,

Орешков мешочек.

Коли ты волчик —

Бери с собой нас молча!

Волк уводит гусей и прячет. Приходит хозяйка, видит, что ее гуСи пропали,

и начинает причитать:

Гусятки мои,

Лебедятки мои,

Не я ли вас кормила,

Не я ли вас поила —

Не для серого волчища, Не для лютого зверища...

Хозяйка подходит к волку и спрашивает:

  • У тебя, волк, мои гуси?

  • Нет, у меня одни куры,— отвечает волк. '

Гуси начинают кудахтать по-куриному.

Во второй раз хозяйка спрашивает:

  • У тебя, волк, мои гуси?

  • Нет, у меня одни утки.

Гуси начинают по-утиному крякать. *

Хозяйка .снова обращается к волку:

  • У тебя, волк, мои гуси?

  • Нет, у меня одни пчелы.

Гуси начинают по-пчелиному жужжать.

  • Пойду-ка я погляжу!— говорит хозяйка. Она входит в укрытие и ви­ши своих гусей: «Это же мои гуси беленькие, хвосты серенькие! Щиплите полка!» Гуси набрасываются на волка и щиплют его. Волк убегает.

Ерыкалище

Очерчивается круг. По считалке выбирается Ерыкалище, на него надевают |М« ку страшного чудовища из бумаги или холста. Он становится в круг. Осталь­ные бегают вокруг и припевают:

Э

Эко диво,

Чудо-юдо,

С горынова дуба – Хромое поганище

ко диво,

Чудо-юдо,

Морская губа –

Ерыкалище!

С

Неожиданно игрок, изображающий Ерыкалище, выскакивает из круга и, прыгая на одной ноге, ловит бегающих вокруг детей. Кого он поймает, того уводит в плен — в круг, и отдыхает. Затем его снова дразнят, и Ерыкалище уже вместе с пленным игроком прыгают на одной ноге, ловят оставшихся. Игра продолжается, пока Ерыкалище с помощниками не переловят всех детей.






В горшки

Играющие делятся на пары. Каждая пара рисует себе на земле малень­кий кружок. В кружок становится участник, изображающий горшок, а его хо­зяин становится рядом с кружком. Игрок, оставшийся без пары,— покупатель, он подходит к одному из хозяев горшка и переговаривается с ним:

  • Стук, стук — по горшки! Продается ли горшок?

  • Продается.

  • Да не худой ли?

  • Худой.

  • А какая за него плата?

  • На боку лопата!

Покупатель подходит к другому горшку и спрашивает хозяина:

  • Дорог ли горшок?

  • Сорок корок, алтын голова, по копейке нога.

Покупатель подходит к другому горшку и опять спрашивает:

  • Дорог ли горшок?

  • Свиной пятачок, комариный носок.

Покупатель подходит к другому горшку и опять спрашивает:

  • Хозяин, хозяин, сколько стоит твой горшок?

Мой горшок не дорог — стоит грошей сорок!

А каков твой горшок?

Хозяин рассказывает:

Горшок красен:

Огня не боится,

Воды не страшится,

Много лет у меня был,

Всю семью кормил.

Бери, покупай,

Домой забирай!

«Ладно по рукам!»— говорит покупатель и протягивает руку хозяину. То ударяет по ней своей рукой со словами: «Горшок бери, да кругом обеги!». После этого покупатель с горшком и хозяин начинают прыгать на одной ноге в разные стороны вокруг горшков навстречу друг другу. Если быстрее доскачет до свободного места покупатель, он становится хозяином горшка, а хозяин делается новым покупателем. Игра начинается сначала.










В сову

Один из играющих изображает сову, остальные — мыши. Сова выкрикивает слово «Утро!», и тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!», мыши продолжают двигаться. Затем «Вечер!», тогда мыши начинают ходить вокруг нее и петь:

Ах, ты совушка-сова,

Золотая голова,

Что ты ночью не спишь,

Все на нас глядишь?

Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают и стоят не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается рассмешить. Тот, кто засмеется или сделает какое - либо движение, из игры выбывает.



Шел козел по лесу

Участники игры встают в круг и берутся за руки. Один из ребят изобра­жает козла, он становится на середину круга. Хоровод начинает двигаться, все поют:

Ш




Ручками похлопаем, Похлопаем, похлопаем. Ножками потопаем, Потопаем, потопаем. Хвостиком помашем, Помашем, помашем И опять попляшем, Попляшем, попляшем!

ел козел по лесу,

По лесу, по лесу.

Нашел козел принцессу,

Принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем.

Ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем.



При словах «Шел козел по лесу...» козел с закрытыми глазами кружится. А когда поют: «Нашел козел принцессу», он останавливается и открывает глаза. Если перед ним оказывается девочка, то козел выбирает ее принцессой и выводит на середину круга. Вместе они выполняют то, о чем говорится в песне: прыгают, хлопают в ладоши, пляшут




Крута гора

Перед игрой дети складывают шапки на землю в виде горки, ходят вок­руг и поют:

Стоит крута гора. Стоит крута гора

Середи нашего двора, Середи нашего двора,

Супротив терема широкого, Не пройти, не проехати,

Супротив крыльца высокого. Что ни конному, ни пешему.

Потом по очереди прыгают через горку из шапок. После каждой новой попытки кладут наверх еще одну шапку. Участник, сбивший шапку, из игры выбывает.












В бубен

По жребию выбирается водилыцик — Бубен. Он садится на землю, а играю щие окружают его и дразнят:

  • Бубен, Бубен, долгий нос,

Почем в городе овес?

  • Две копейки с пятаком.

Ехал Ваня с колпаком.

Овса Ваня не купил,

Только лошадь утопил.

Бубен бегать научил!

Бубен, беги за нами! Хватай руками!— кричат дети и убегают.

Бубен бежит и старается кого-нибудь поймать. Тот, кого он поймает и обхватит жгутом, становится новым водильщиком, и игра повторяется.




Птицы

На земле рисуют круг — небо. Все играющие берут себе названия раз­ных птиц (синица, ворона, воробей и т. д.) и выстраиваются в нескольких шагах от круга в ряд. Один из детей изображает лису, он ходит между кру­гом и птицами, поет.


Сорока-белобока,

Верти-верти бока,

Зеленый хвост,

Долгий нос,

Прилетай на покос —

Там рассыпали овес!

Участник игры, назвавшийся ранее сорокой, машет руками, как-будто хочет имггеть, и перебегает в круг, а лиса его ловит.

В конце игры птицы, пойманные лисой, и птицы, убежавшие в круг, берут •и концы палку или жгут и тянут, каждая сторона к себе. Чья сторона перетянет, та выигрывает.




Съедобное, несъедобное *

Участники игры садятся на лавку, перед ними становится водящий с мячом. Они договариваются: если в песне будут называться съедобные вещи, то мяч нужно ловить, а если несъедобные — нельзя ловить. Вопящий поет:

Катя, Катя, Катерина,

Нарисована картина.

Катя песенки поет И корзиночку несет.

В этой маленькой корзинке:

Два орешка, две малинки!

С последними словами водящий бросает мяч одному из игроков, и тот попит мяч. Затем водящий забирает мяч и поет снова:

Катя, Катя, Катерина,

Нарисована картина..

Катя песенки поет

И корзиночку несет.

В этой маленькой корзинке:

Ленты, кружева, ботинки!

И тут же бросает мяч. Если кто-нибудь из игроков не сообразит, что в Imp шике несъедобные вещи, и поймает мяч, то из игры выбывает.














Лиска-лиса

По считалке выбирается лиска-лиса, остальные участники игры — куры. )ни дразнят:

Лиска-лиса,

Дивья краса —

Долгий нос,

Рыжий хвост!

Пропев дразнилку, куры бросаются врассыпную, а лиска-лиса бежит ловить. Кого первого поймает, тот будет водить.


Вы поедете на бал?

Ведущий подходит к каждому участнику игры и припевает:

Барыня прислала туалет,

В туалете вам билет.

Не билет там, а записка,

А в записке говорится:

«Да» и «нет» не говорить,

Черный с белым не носить,

Не смеяться, не болтать,

Губки фантиком держать.

Вы поедете на бал?

После этих слов ведущий задает детям разные вопросы, на которые те должны отвечать быстро и без запинок, но не произносить в ответах слои да» и «нет», а также не называть предметы и вещи черного и белого цвета Кто из участников ошибается, отдает ведущему свой фант. Когда у ведущего набирается несколько фантов, у него их выкупают. Ведущий дает игрокам какие-либо задания: спеть песню, сплясать, отгадать загадку, поскакать на одной ноге, после чего фанты возвращаются хозяевам.


В садовника

О


  • Что с тобой?

  • Влюблена.

  • В кого?

  • В тюльпан...

дин из участников игры выбирается садовником, все остальные берут себе названия цветов. Садовник поет и переговаривается с цветами:

  • Я садовник молодой,

  • Хожу летом и зимой!

  • Все цветы мне надоели,

  • Кроме

  • розочки одной!

  • Ой!

Цветок, взявшии себе название «розы», на вопросы садовника отвечает, j что влюблен в «тюльпан». После этого «тюльпан» переговаривается с садов­ником и называет цветок, в который он влюблен. Если кто-то из цветов замеш­кается и не отзовется, из игры выбывает.






















Комарик

На земле рисуется круг. В стороне от круга на полено или камень кладет­ся доска, а на опущенный конец доски — короткие палочки — комарики, которых должно быть на одну меньше, чем участников игры. Дети входят круг, ведут хоровод вокруг комариков и поют:

Все мы песни перепели,

Про комарика не спели.

Сел комарик на пенечек,

Свесил ножки на песочек,

Свесил ножки на песочек

, А носочек — под листочек.

Поднялась большая буря

Комарочка с пенька сдула.

Тут проехали бояре,

Комарочка подобрали.

Повезли его в Торжок,

Положили под мосток.

Один из игроков ударяет ногой по приподнятому концу доски, и нитки летят в разные стороны. Все быстро бегут и ищут их, каждый берег по одной палочек. Тот, кому палочки не досталось, из игры выбывает, убирают еще одну. Игра продолжается до тех пор, пока останется одна палочка. Кому она достанется, тот победит.




В Крыночки

И




грающие выбирают хозяйку и кота, все остальные изображают крыночки и садятся в кружок. Хозяйка обходит крыночки, каждую накрывает плат­ком и приговаривает: «В этом молочко, в этом масличко, в этом ряженец, в этом творожок, в этом мед». Она поет:

Уж ты, котик-коток, По сметану и творог,

Да серенький хвосток. По пресное молочко,

Не ходи-ка в погребок. По пахтаньичко!

  • Гляди, кот! Я пойду в поле на работу — вязать снопы, а ты не воруй! Крыночки не открывай!

Хозяйка уходит, А.кот подходит к крыночкам, забирает платки и лакомит­ся. Потом он ложится на землю, поглаживая живот и довольно мурлыкая. Приходит хозяйка и ругается: «Знать кот приходил, крыночки открыл, все вылакал и на бок поворотил». Грозит:

Динь-динь-динь-динь,

Ты зачем крынку разбил?

Крынка стоит пятачок,

А за это — кулачок!

Кот убегает, а игроки, изображающие крыночки, гоняются за ним, ста­рится отобрать платки, которыми были накрыты. Как только у кота отбирают платки, игра заканчивается.







Жучок-паучок

Н

Жучок-паучок, Тоненькие ножки, Красные сапожки. Мы тебя кормили, Мы тебя поили,

о считалке выбирается жучок-паучок, он садится на землю. Остальные участники ведут вокруг него хоровод и поют:







На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Со словами «Мы тебя кормили, мы тебя поили» хоровод приближается к жучку-паучку, дети движениями изображают, как они его кормят из лож­ки, поят из ковшика. Пропевая слова «На ноги поставили», опять прибли­жаются к жучку-паучку и поднимают его на ноги. После этого жучок-паучок танцует и выбирает одного из стоящих в кругу детей, с которым меняется местами.





В орехи

На земле рисуется маленький кружок. Один из играющих на середину его кладет пирамидкой орехи. Другой игрок становится в двух шагах от кружка и припевает:

Рву, рву орешечки,

Не боюсь волка ни трошечки!

Пока волк прибежит,

Моя каша вскипит!

С этими словами он берет самый большой орех и бросает его в кружок. Орехи, вылетевшие за черту кружка, достаются бросавшему, и уже он в свою очередь складывает свои орехи в кружок, а другой игрок бросает в них орех. Побеждает тот, у кого в конце игры окажется орехов больше.


Лень

Один из играющих, изображающий Лень, садится на землю. Его спраши на ют:

Тепло ли тебе, Лень? Холодно ли молодому?

Не тепло!— отвечает Лень.


Не одеть ли нам его?

Не обуть ли нам его?

Как с молодца кафтан,

Со старушки сарафан,

С молодицы-то платок,

С красной девушки венок.

Участники игры изображают, как они одевают Лень. Затем опять спрашивают:

  • Что ты, Лень, сидишь?

  • Пить, есть хочу!

  • Что же тебе надобно?

  • Яства боярские, питья государские!

Ему поют:

Кто спину не гнет, Густа и колосиста,

Тому ложка не в рот. Колосиста, ядрениста:

А где гнулась спина. С зерна – то – пирог,

— Там рожь густа, С колоска – весь мешок!



Затем говорят: - Поскачи-попляши, Лень, тогда дадим пить-есть! Лень встаёт и пляшет.



Козлик

Один из детей выбирается козликом, он прикрепляет к голове выточенные из дерева рожки, приделывает бороду, сделанную из кудели, и садится на зем­лю. Все остальные играющие встают парами друг за другом в ряд, берутся за руки, поднимают их вверх, образуя ворота, и поют:

Заскочил козлик в огород, в огород,

Потоптал козлик лук-чеснок, лук-чеснок.

Схватим козлика за рога, за рога,

Поведем козлика во торга, во торга.

Продадим за три рубля, за три рубля,

Купим пряников три узла, три узла!

Во время исполнения песни каждая пара, становясь последней, притан­цовывая, проходит под поднятыми руками и становится первой. Потом поют:

Козлик на плетень скочил, скочил,

Козлик рожки сломил, сломил!

С этими словами игрок-козлик бежит и поднятой вверх ладонью разъеди­няет руки стоящих парами игроков. Образовавшиеся группы встают в два кру­ги — огороды. Козлик старается прорваться в один из огородов, но его не пус­кают. Если козлик заскочет в огород, он продолжает оставаться ведущим.






В клубок

Дети выстраиваются в ряд и берутся за руки. Вперед всех становится

  1. кммй высокий из игроков, называемый столбом. Он должен стоять непод­вижно. Остальные цепочкой, словно нитка вокруг клубка, обвиваются вокруг

Я по горенке шла, Нитка тянется.

Клубок ниток нашла. Клубок доле, доле, доле.

Клубок маленький, Нитка боле, боле, боле.

Нитки аленькие. Нитка дольше всех,

Клубок катится, Перевертов шесть!

Когда стоящего столбом все обовьют, последний участник начинает дви­гаться в обратном направлении, и клубок разматывается.




Челнок

Ребята выбирают двух ведущих, один из них — челнок, другой — нить. Остальные участники игры встают парами в круг, берут друг друга за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Челнок встает у одной пары, нить — у другой. Все поют:

Челнок бежит,

Земля дрожит,

Шьет-пошивает,

Дале посылает!

Со словами «Дале посылает!» челнок начинает бегать змейкой пробеги и через каждые ворота, а нить его догоняет. Если нить догонит челнок прежде, чем он обежит круг, то она становится челноком, а нитью выбирается новый игрок.




В репку

Участники игры выбирают хозяйку и купца, остальные становятся pепками. Хозяйка садится на землю, рядом гуськом одна за другой садятся репки (каждый игрок обхватывает обеими руками того, кто сидит впереди ). Купец подходит к хозяйке и просит:

  • Хозяйка, хозяйка, продай репку.

  • Еще только пашут и сеют детки.

Купец обходит кругом сидящих и спрашивает хозяйку:

  • Велика ли выросла репка?

  • Только ростки пускает.

  • Велика ли выросла?

  • Только всходит.

Велика ли выросла?

— Только завязывается репка

— Велика ли выросла?

Хозяйка и репки поют:

Репка-репонька,

Уродилась хороша,

Не мала, не велика

— С мышиный хвост,

С тараканий нос! Купец опять обходит сидящих и спрашивает хозяйку: «Велика ли репка

в


.


ыросла?» Ему поют:


Репка-репонька,

Уродилась крепонька,

Уродилась хороша,

Не мала, не велика —

С куриную головку,

С петушиную бородку!

После очередной просьбы купца продать репку хозяйка говорит:

  • Уродилась репка —

С коровью головку!

Дергай да стряхай,

Да на грядку не кидай!

Купец подходит к репке и старается вытянуть ее. Если ему удается, то она помогает ему вытягивать другие репки. Так продолжается до тех пор, пока на грядке не останется ни одной репки.







Новицкая М.Ю., Науменко Г.М. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть» - М.:Просвещение, 1995.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!