Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Категория: Логопедия

Консультация для родителей

«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

 

Логопед высшей квалификационной категории:

 Кузнецова Е.А.

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В.А. Сухомлинский

Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми — и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики — это совершенствование речи.

Для развития мелкой моторики вам не понадобится специальное оборудование, не нужно выкраивать время, можно воспользоваться предметами, которые оказались в данный момент под рукой. Дети любят играть с бытовыми предметами, вам нужно только направить их фантазию в нужное русло. Для пальчиковых игр подойдут:

  • мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, соксы — вязаные и набитые пластмассовыми пульками);
  • верёвки капроновые плетёные (диаметром 3-6 мм) — для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;
  • кистевые эспандеры — для развития мышечной силы кисти;
  • прищепки бельевые — для развития координации движений пальцев рук;
  • щётки для волос, зубные щётки, коврики «Травка» — для массажа и самомассажа ладоней;
  • платочки;
  • бигуди;
  • счётные палочки;
  • резиночки для волос.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

Самомассаж ладоней щёткой для волос или пластмассовым ковриком «Травка»

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения — к себе.

Гладит мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Самомассаж зубной щёткой

Дети берут в руки зубную щётку.

Плывёт зубная щётка, Как по морю лодка, Как по речке пароход, По пальчикам она идёт! А. Дорогавцева

Растирают щеткой подушечки пальцев правой руки, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Самомассаж с прищепками

«Котенок» Кусается больно котёнок — глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. — Но я не играю с тобою, малыш! — А будешь кусаться — скажу тебе «кыш»! О. Крупенчук

Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).

«Гусёнок» Вот проснулся, Встал гусёнок, Пальцы щиплет он спросонок: — Дай, хозяйка, корма мне Раньше, чем моей родне. О. Крупенчук

Самомассаж подушечек пальцев

Шёл медведь к своей берлоге Да споткнулся на пороге. «Видно, очень мало сил Я на зиму накопил», — Так подумал и пошёл Он на поиск диких пчёл. Все медведи — сладкоежки, Любят есть медок без спешки, А наевшись, без тревоги До весны сопят в берлоге.

мизинец безымянный средний указательный большой большой указательный средний безымянный мизинец Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, «катая» его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки — смена рук.

 

 

 

 

 

Игры с массажными мячиками

«Ёжик» Колючий ёжик Гладь мои ручки, Ёжик, ёжик. Ты колючий, ну и что же Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить. О. Крупенчук

Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между пальцами. Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями. Берут мячик в левую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

«Дружба» Я в друзьях души не чаю! Я друзей своих встречаю! Каждый руку мне пожмёт! Каждый мне привет пошлёт! О. Крупенчук

Дети крепко сжимают мячик поочерёдно в одной и в другой ладони. Машут рукой.

Игры с платочками

«Тесто» Месим, месим тесто! Есть в печи место! Будут, будут из печи Булочки и калачи! Народная потешка

1 вариант игры. Дети берут платочек за два уголка и пальцами обеих рук собирают платочек в обе ладони

2 вариант игры. Берут платочек за уголок и собирают целиком платочек в ладонь, используя пальцы только одной руки (правой или левой). Другая рука не помогает!

 

«Прятки» Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Пальчики играли в прятки, Ловко прятались в кроватке. Вот так, вот так, Ловко спрятались в кроватке. А. Савушкина

Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладошки.

Игры с крупными бигуди

«Самокат» Самокат, самокат, Самокату очень рад! Сам качу, сам качу Самокат куда хочу! И. Токмакова

Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад, руки держат перед собой.

Игры со счётными палочками

«Цапля ходит по болоту»

Цапля ходит по болоту

Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки.

Будто ищет там кого-то.

Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки.

Ой, боюсь, что эта цапля

Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат безымянный пальцем правой руки.

Лягушонка хочет...

Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем пальцем правой руки.

Сцапать! О. Крупенчук

Убирают счётную палочку за спину. Затем дети выполняют те же движения левой рукой.

Игры с эспандерами

«Силач» Дети берут эспандер в виде резинового кольца в руки.

Я сожму своё кольцо, Буду сильным молодцом Буду младших защищать, Буду слабым помогать! Пополам его согну И восьмёркой заверну! О. Крупенчук

Дети сжимают и разжимают в руках эспандер на каждый ударный слог. После каждой строчки — смена рук.

Сжать кольцо поможет нам Сила с волей пополам. Станут пальчики сильнее, А головушка — умнее! О. Крупенчук

Дети сжимают и разжимают в руках эспандер на каждый ударный слог. После каждой строчки — смена рук.

Игры с бусами

«Бусы» Дома я одна скучала, Бусы мамины достала, Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю. О. Крупенчук

Дети перебирают бусы в руках, считают бусины в прямом и в обратном порядке.

Игры с резинками для волос

1-й вариант

Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.

2-й вариант

Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).

Просмотр содержимого документа
«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

Консультация для родителей

«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»


Логопед высшей квалификационной категории:

Кувалдина М.А.

Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев.
В.А. Сухомлинский

Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми — и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики — это совершенствование речи.

Для развития мелкой моторики вам не понадобится специальное оборудование, не нужно выкраивать время, можно воспользоваться предметами, которые оказались в данный момент под рукой. Дети любят играть с бытовыми предметами, вам нужно только направить их фантазию в нужное русло. Для пальчиковых игр подойдут:

  • мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, соксы — вязаные и набитые пластмассовыми пульками);

  • верёвки капроновые плетёные (диаметром 3-6 мм) — для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;

  • кистевые эспандеры — для развития мышечной силы кисти;

  • прищепки бельевые — для развития координации движений пальцев рук;

  • щётки для волос, зубные щётки, коврики «Травка» — для массажа и самомассажа ладоней;

  • платочки;

  • бигуди;

  • счётные палочки;

  • резиночки для волос.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

Самомассаж ладоней щёткой для волос или пластмассовым ковриком «Травка»

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения — к себе.

Гладит мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Самомассаж зубной щёткой

Дети берут в руки зубную щётку.

Плывёт зубная щётка,
Как по морю лодка,
Как по речке пароход,
По пальчикам она идёт!
А. Дорогавцева

Растирают щеткой подушечки пальцев правой руки, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Самомассаж с прищепками

«Котенок»
Кусается больно котёнок — глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
— Но я не играю с тобою, малыш!
— А будешь кусаться — скажу тебе «кыш»!
О. Крупенчук

Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).

«Гусёнок»
Вот проснулся,
Встал гусёнок,
Пальцы щиплет он спросонок:
— Дай, хозяйка, корма мне
Раньше, чем моей родне.
О. Крупенчук

Самомассаж подушечек пальцев

Шёл медведь к своей берлоге
Да споткнулся на пороге.
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил», —
Так подумал и пошёл
Он на поиск диких пчёл.
Все медведи — сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.

мизинец
безымянный
средний
указательный
большой
большой
указательный
средний
безымянный
мизинец
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, «катая» его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки — смена рук.











Игры с массажными мячиками

«Ёжик»
Колючий ёжик
Гладь мои ручки,
Ёжик, ёжик.
Ты колючий, ну и что же
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
О. Крупенчук

Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между пальцами. Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями. Берут мячик в левую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

«Дружба»
Я в друзьях души не чаю!
Я друзей своих встречаю!
Каждый руку мне пожмёт!
Каждый мне привет пошлёт!
О. Крупенчук

Дети крепко сжимают мячик поочерёдно в одной и в другой ладони. Машут рукой.

Игры с платочками

«Тесто»
Месим, месим тесто!
Есть в печи место!
Будут, будут из печи
Булочки и калачи!
Народная потешка

1 вариант игры.
Дети берут платочек за два уголка и пальцами обеих рук собирают платочек в обе ладони

2 вариант игры.
Берут платочек за уголок и собирают целиком платочек в ладонь, используя пальцы только одной руки (правой или левой). Другая рука не помогает!


«Прятки»
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Пальчики играли в прятки,
Ловко прятались в кроватке.
Вот так, вот так,
Ловко спрятались в кроватке.
А. Савушкина

Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладошки.

Игры с крупными бигуди

«Самокат»
Самокат, самокат,
Самокату очень рад!
Сам качу, сам качу
Самокат куда хочу!
И. Токмакова

Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад, руки держат перед собой.

Игры со счётными палочками

«Цапля ходит по болоту»

Цапля ходит по болоту

Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки.

Будто ищет там кого-то.

Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки.

Ой, боюсь, что эта цапля

Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат безымянный пальцем правой руки.

Лягушонка хочет...

Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем пальцем правой руки.

Сцапать!
О. Крупенчук

Убирают счётную палочку за спину.
Затем дети выполняют те же движения левой рукой.

Игры с эспандерами

«Силач»
Дети берут эспандер в виде резинового кольца в руки.

Я сожму своё кольцо,
Буду сильным молодцом
Буду младших защищать,
Буду слабым помогать!
Пополам его согну
И восьмёркой заверну!
О. Крупенчук

Дети сжимают и разжимают в руках эспандер на каждый ударный слог. После каждой строчки — смена рук.

Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка — умнее!
О. Крупенчук

Дети сжимают и разжимают в руках эспандер на каждый ударный слог. После каждой строчки — смена рук.

Игры с бусами

«Бусы»
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала,
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
О. Крупенчук

Дети перебирают бусы в руках, считают бусины в прямом и в обратном порядке.

Игры с резинками для волос

1-й вариант

Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.

2-й вариант

Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей