«Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»

Цель развитие координации движений, мелкой моторики рук посредством нетрадиционного оборудования.

 

Просмотр содержимого документа
««Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»»

ТЕМА: «Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»


 «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А. Сухомлинский.



Цель развитие координации движений, мелкой моторики рук посредством нетрадиционного оборудования.


Задачи:

  1. Развитие зрительного, слухового восприятия,

  2. Развитие тактильной чувствительности рук детей.

  3. Формирование познавательной активности и коммуникативных качеств.

  4. Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения во время игры.

  5. Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Больше всего на свете, ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Почти все игры с использованием нестандартного оборудования, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. 

Использование стихов в играх нестандартного оборудования позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи сказки, загадки привлекают внимание детей и легко запоминаются.

Игры с нестандартным оборудованием, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает развивать мелкую моторику малышей.

В своей работе я использую разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают дидактические упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:

Упражнения с цветными камешками:

Дети раскладывают цветные камешки а я рассказываю им стихотворение:

Огород

В огороде много гряд,

Есть и репа, и салат.

Тут и свекла горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год

Развивающий дидактический коврик

Развивающий коврик —  яркое, красочное панно , которое включает в себя элементы различные по текстуре, размеру, наполнению, Мои малыши трогают, перемещают, прикрепляют, отстёгивают, цепляют, вкладывать.



Цветной куб

Это многофункциональный дидактический куб из решёток для раковин, включает в себя различные вариации игр Детям нравится шнуровать, играть с прищепками, с верёвками (Они пытаются плети, делать узелочки. Очень любят играть с ленточками (Они разной длины и цвета).


Ворсистый коврик

Ребята поглаживают ворсистый коврик, делая пальчиками определённые шаги.

Шёл мишутка –

Топ, да, топ!

Вдоль звериных тайных троп

Но устал и сел на пень

И ему подняться лень!

Игра с платочками

Прятки

Дети любят играть с платочками. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Упражнение можно проводить как одной так и двумя руками.

Мама и дочка стирают платочки

Вот так, вот так,

Постирали и отжали

Ох, немножечко устали!

Мама и дочка стирают платочки

Вот так, вот так,

Постирали и отжали

Ох, немножечко устали!



Упражнение с решеткой для раковины.

Решетка состоит из множества клеточек. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно – и двумя одновременно, говоря:

1.В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят".



И ещё одно упражнение Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

2. Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?"



11. Игра с бусами

Использую различные бусы, которые дети навевают на шнурочки как в деревянном исполнении так и из окрашенных макаронных изделий

Бусы

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала,

Бусы я перебираю,

свои пальцы развиваю.

Перебирают бусы в руках.




12 Упражнение с цветными пробками.

Родители принесли много разноцветных крышечек и пробочек из под майнеза, кетчупа, которые мы используем как сухой бассейн, учимся расскладывать по цветам.

А ещё Две пробки от пластиковых бутылок кладем на стол резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.


13 . Игра с бельевыми прищепками

Во время игры с бельевыми прищепками, я загадываю детям загадки. Отгадайте

1.На спинке иголки, длинные, колкие,

А свернется в клубок - ни головы, ни ног.



2. Колкую, зелёную срубили топором,

Красивую, зелёную принесли к нам в дом



Это елочка, но она плачет. Она потеряла свои колкие иголочки. Не плачь, не плачь, елочка, мы тебе поможем.

(На зеленые картонные треугольники и на ёжики дети выбирают прищепки и возвращают елке и ежику иголки)

Ой, у елки иголки колки!

Ой, у ёжика тоже колки иголки!



14. Игра со счётными палочками

Для малышей предлагаю разноцветные палочки и баночку с прорезями,


Цапля ходит по болоту

Будто ищет там кого-то.

Ой, боюсь, что эта цапля

Лягушонка хочет

Сцапать!


Во время этих игр развивается не только мелкая моторика, но и внимание, мыслительные операции, точность движений.


15. Игра с резиночками для волос

1-й вариант

Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.

2-й вариант

Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.




16 Игра с массажными мячиками

Ёжик (Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно приговаривая стихотворение)

  1. Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

(потом ребёнок гладит их ладошками со словами):

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.



  1. Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.


Разноцветная фасоль


Также в своей работе использую красную и белую фасоль


В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей



Игра с бигуди


И обыкновенные бигуди и шишки, грецкие орехи, даже зубные щётки


Самокат, самокат, Дети катают бигуди между

Самокату очень рад! ладонями вперёд-назад, руки

Сам качу, сам качу держать перед собой.

Самокат куда хочу!


Упражнения с шишками

Мишка с шишкою играет,

между лап ее катает,

медвежата все хохочут,

шишки лапы им щекочут,

колются не больно,

малыши довольны.


Игра с зубными щётками

Плывёт зубная щётка, Растирают щеткой подушечки

Как по морю лодка, пальцев правой руки, затем левой

Как по речке пароход, руки, начиная с большого пальца

По пальчикам она идёт! И заканчивая мизинцем.


Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому при выполнении упражнения вместе с ребёнком демонстрирую ему собственную увлечённость игрой.

Работу провожу регулярно, систематически.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей