Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игры и упражнения для развития мелкой моторики рук

В презентации представлены игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования (из опыта работы).

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игры и упражнения для развития мелкой моторики рук»

МАДОУ «Детский сад № 56», г. Березники, Пермский край Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игры и упражнения для развития мелкой моторики рук Подготовила: Атаманова Татьяна Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 56», г. Березники, Пермский край

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

через игры и упражнения

для развития мелкой моторики рук

Подготовила: Атаманова Татьяна

Николаевна, воспитатель высшей

квалификационной категории

Мелкая моторика – движения кисти рук или пальцев. Ученые пришли к ошеломляющим выводам:  Оказывается, около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук.  Кроме того, эта треть расположена максимально близко к речевому центру.  Сопоставление этих фактов дало основания считать двигательную активность кистей и пальцев ответственной за речь человека. В связи с этим развитие мелкой моторики рук ребенка с раннего возраста является одной из основополагающих задач при обучении речевым навыкам. Подойдут самые простые предметы, которые всегда найдутся в любом доме.

Мелкая моторика – движения кисти рук или пальцев.

Ученые пришли к ошеломляющим выводам:

  • Оказывается, около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук.
  • Кроме того, эта треть расположена максимально близко к речевому центру.

Сопоставление этих фактов дало основания считать двигательную активность кистей и пальцев ответственной за речь человека.

В связи с этим развитие мелкой моторики рук ребенка с раннего

возраста является одной из основополагающих задач при обучении речевым навыкам.

Подойдут самые простые предметы, которые всегда найдутся в любом доме.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики  «Прятки с буквами» Материалы : крышки от баночек детского питания, магнитная азбука Предложите детям переворачивая крышки, найти свою букву или знакомую и назвать ее. Важно называть не буквы, а звуки, чтобы потом проще было перейти к чтению. Не каждый взрослый вспомнит правильные названия всех букв (КА, ЭЛЬ,ЭМ, ЭН, ПЭ,ЭР, ЭС).

Игры и упражнения

для развития мелкой моторики

«Прятки с буквами»

Материалы : крышки от баночек детского питания, магнитная азбука

Предложите детям переворачивая крышки, найти свою букву или знакомую

и назвать ее. Важно называть не буквы, а звуки, чтобы потом проще было перейти к чтению. Не каждый взрослый вспомнит правильные названия всех букв (КА, ЭЛЬ,ЭМ, ЭН, ПЭ,ЭР, ЭС).

Игры и упражнения для развития мелкой моторики «День-ночь» Материалы : крышки от баночек детского питания «Днем светит солнышко, а ночью звезды». Предложите детям перевернуть все крышки по команде: «День» - на солнышко, по команде: «Ночь» - на звезды.

Игры и упражнения

для развития мелкой моторики

«День-ночь»

Материалы : крышки от баночек детского питания

«Днем светит солнышко, а ночью звезды».

Предложите детям перевернуть все крышки по команде:

«День» - на солнышко, по команде: «Ночь» - на звезды.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики «Кто в домике живет?» Материалы: баночки с крышками, мелкие игрушки Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками. Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Спрячьте внутри сюрприз.

Игры и упражнения

для развития мелкой моторики

«Кто в домике живет?»

Материалы: баночки с крышками, мелкие игрушки

Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками. Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Спрячьте внутри сюрприз.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики «Третий лишний»  Материалы : тактильные карточки Предложите ребенку из трех карточек, выбрать две одинаковых, по ощущению от прикосновения. Предложите разложить карточки от самой мягкой до самой твердой, от самой гладкой до самой шершавой по ощущениям.

Игры и упражнения

для развития мелкой моторики

«Третий лишний» 

Материалы : тактильные карточки

Предложите ребенку из трех карточек, выбрать две одинаковых,

по ощущению от прикосновения.

Предложите разложить карточки от самой мягкой до самой твердой,

от самой гладкой до самой шершавой по ощущениям.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики  «Цветное лото» »   Материалы:  цветные пробки, карточки Предложите детям разложить пробки на карточки по цвету, посчитать красные кружки, синие, желтые, зеленые.

Игры и упражнения

для развития мелкой моторики

«Цветное лото» » Материалы: цветные пробки, карточки

Предложите детям разложить пробки на карточки по цвету,

посчитать красные кружки, синие, желтые, зеленые.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики  «Бусы для куклы» Материалы:  цветные пробки, шнурки «Кукла собирается на праздник, давайте сделаем для нее нарядные бусы».  Покажите детям, как брать бусины двумя пальцами или щепотью, как держать шнурок и продевать его в отверстия бусин.

Игры и упражнения

для развития мелкой моторики

«Бусы для куклы»

Материалы: цветные пробки, шнурки

«Кукла собирается на праздник, давайте сделаем для нее нарядные бусы».

Покажите детям, как брать бусины двумя пальцами или щепотью,

как держать шнурок и продевать его в отверстия бусин.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики «Сухой бассейн» Материалы:  цветные пробки, тазики Предложите детям побарахтаться руками в пробках, можно устроить фонтан.

Игры и упражнения

для развития мелкой моторики

«Сухой бассейн»

Материалы: цветные пробки, тазики

Предложите детям побарахтаться руками в пробках,

можно устроить фонтан.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики «Сортировка» Материалы:  цветные пробки, посуда Предложите назвать цвет пробки, которую взял ребенок,  разложить пробки в посуду по цвету.

Игры и упражнения

для развития мелкой моторики

«Сортировка»

Материалы: цветные пробки, посуда

Предложите назвать цвет пробки, которую взял ребенок,

разложить пробки в посуду по цвету.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики  «Лыжи» Материалы: д ве пробки от пластиковых бутылок Пробки кладут на столе резьбой вверх это «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: « Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы холодной зимы».  То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Игры и упражнения

для развития мелкой моторики

«Лыжи»

Материалы: д ве пробки от пластиковых бутылок

Пробки кладут на столе резьбой вверх это «лыжи».

Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги.

Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

« Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы холодной зимы». То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики  «Пальчики шагают» Материалы: решетка, камешки Предложите ребенку «прошагать»  указательным и средним пальцами по ячейкам решетки. Далее  «шагать»  указательным поочередно с остальными пальчиками. «Морские камешки» Предложите разложить камни по размеру от маленького к большому; выложить два одинаковых по цвету;  выложить маленькие камешки  и один большой камешек.

Игры и упражнения

для развития мелкой моторики

«Пальчики шагают»

Материалы: решетка, камешки

Предложите ребенку «прошагать»  указательным и средним пальцами по ячейкам решетки. Далее  «шагать»  указательным поочередно с остальными пальчиками.

«Морские камешки»

Предложите разложить камни по размеру от маленького к большому;

выложить два одинаковых по цвету;

выложить маленькие камешки  и один большой камешек.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики «Ленточки для девочки» Материалы: решетка для раковины, цветные ленты Предложите ребенку назвать цвет, выбранной им ленты, затем протянуть ее в ячейки решетки.

Игры и упражнения

для развития мелкой моторики

«Ленточки для девочки»

Материалы: решетка для раковины, цветные ленты

Предложите ребенку назвать цвет, выбранной им ленты,

затем протянуть ее в ячейки решетки.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики «Манка для пальчиков» Предложите ребенку потрогать, пощупать, набрать крупу в кулачок, «посолить» двумя пальчиками. Покажите, как можно рисовать дорожки, солнышко, облачко, змейки

Игры и упражнения

для развития мелкой моторики

«Манка для пальчиков»

Предложите ребенку потрогать, пощупать, набрать крупу в кулачок,

«посолить» двумя пальчиками.

Покажите, как можно рисовать дорожки, солнышко, облачко, змейки

Игры и упражнения для развития мелкой моторики «Рамки - вкладыши» Материалы:  рамки – вкладыши из  линолеума Предложите обследовать форму фигур, проводя пальчиком по их контуру, затем вставить фигуры в рамки.

Игры и упражнения

для развития мелкой моторики

«Рамки - вкладыши»

Материалы: рамки – вкладыши из линолеума

Предложите обследовать форму фигур, проводя пальчиком

по их контуру, затем вставить фигуры в рамки.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики « Цветные прищепки» Материалы: прищепки, картинки - заготовки Предложите назвать цвет прищепки, которую взял ребенок, закрепить прищепку на картинку, используя ее, как недостающую деталь (лучики для солнышка, хвостик для котенка, лапки для утят).

Игры и упражнения

для развития мелкой моторики

« Цветные прищепки»

Материалы: прищепки, картинки - заготовки

Предложите назвать цвет прищепки, которую взял ребенок,

закрепить прищепку на картинку, используя ее, как недостающую деталь

(лучики для солнышка, хвостик для котенка, лапки для утят).

Игры и упражнения для развития мелкой моторики «Колобок» Материалы: « живая» картина к сказке «Колобок» ( все персонажи сказки крепятся на пуговицах) Предложите ребенку последовательно пристегивая персонажей, рассказать сказку.

Игры и упражнения

для развития мелкой моторики

«Колобок»

Материалы: « живая» картина к сказке «Колобок»

( все персонажи сказки крепятся на пуговицах)

Предложите ребенку последовательно пристегивая

персонажей, рассказать сказку.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики «Цветик – семицветик»  Материалы: цветок из ткани, лепестки – цвета радуги (лепестки крепятся на пуговицах) Предложите ребенку обследовать форму пуговиц,  проводя пальчиком по их контуру, назвать цвет пуговицы. Покажите, как отстегивать, пристегивать лепестки к серединке цветка.

Игры и упражнения

для развития мелкой моторики

«Цветик – семицветик»

Материалы: цветок из ткани, лепестки – цвета радуги

(лепестки крепятся на пуговицах)

Предложите ребенку обследовать форму пуговиц,

проводя пальчиком по их контуру, назвать цвет пуговицы.

Покажите, как отстегивать, пристегивать лепестки к серединке цветка.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики «Ролик» Материалы: бигуди, бумеранги (папильотки) «Трудно ролик мне вести прямо по дорожке, так и хочется ему спрятаться в ладошке».   Предложите ребенку покатать бигуди между ладонями, вперёд-назад,  затем убирать бигуди в обе ладони. Руки надо держать перед собой.      

Игры и упражнения

для развития мелкой моторики

«Ролик»

Материалы: бигуди, бумеранги (папильотки)

«Трудно ролик мне вести прямо по дорожке,

так и хочется ему спрятаться в ладошке».  

Предложите ребенку покатать бигуди между ладонями, вперёд-назад,

затем убирать бигуди в обе ладони. Руки надо держать перед собой.      

Игры и упражнения для развития мелкой моторики «Добываем огонь» Материалы: шестигранные карандаши, тролластики «Добываем мы огонь, взяли палочку в ладонь. Сильно палочку покрутим - и огонь себе добудем». Предложите детям покатать карандаш между ладонями, вперёд-назад, руки держать перед собой. «Пианино» Пальчики «ходят» по карандашу влево – вправо.

Игры и упражнения

для развития мелкой моторики

«Добываем огонь»

Материалы: шестигранные карандаши, тролластики

«Добываем мы огонь, взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим - и огонь себе добудем».

Предложите детям покатать карандаш между ладонями, вперёд-назад, руки держать перед собой.

«Пианино»

Пальчики «ходят» по карандашу влево – вправо.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики «Бабушкины клубочки» Материалы: футляры от Киндеров, цветные нитки для вязания «Бабушка собралась вязать внуку рукавички, но шаловливый котенок играл и все нитки запутал». Предложите ребенку смотать нитки в клубочек.

Игры и упражнения

для развития мелкой моторики

«Бабушкины клубочки»

Материалы: футляры от Киндеров, цветные нитки для вязания

«Бабушка собралась вязать внуку рукавички,

но шаловливый котенок играл и все нитки запутал».

Предложите ребенку смотать нитки в клубочек.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики «Прятки» Материалы : платочки «Пальчики играли в прятки, ловко прятались в кроватке. Вот так, вот так, ловко спрятались в кроватке».  Дети кладут платочек на стол. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.  Затем пальцы обеих рук собирают платочек в ладошки.

Игры и упражнения

для развития мелкой моторики

«Прятки»

Материалы : платочки

«Пальчики играли в прятки, ловко прятались в кроватке.

Вот так, вот так, ловко спрятались в кроватке».

Дети кладут платочек на стол. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Затем пальцы обеих рук собирают платочек в ладошки.

Литература  Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфер

Литература

Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

– СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития.

– СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств.

– СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.

Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим.

– М.: ТЦ Сфер


Скачать

© 2018 268 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей