СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что изучает история Древнего мира

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Организационный момент

Сегодня мы начинаем изучать новый предмет – история. Слово это вам знакомо, оно имеет много значений, может быть очень простым или загадочным. Своя история есть у каждого человека, у каждого государства. Давайте вспомним то, что вы знаете об истории, почему её важно изучать, как её изучают, и какую историю мы будем изучать в пятом классе.

План:

1.Что изучает история древнего мира

2.Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом.

 

На уроке вводятся понятия: всемирная история, история Древнего ми­ра, источники знаний о жизни древних людей, археологические раскопки, археологи.

Просмотр содержимого документа
«Что изучает история Древнего мира»

  1. Тема урока: «Что изучает история Древнего мира»

  2. Общая дидактическая цель

1.Обучающая задача

2.Развивающая задача

3.Воспитывающая задача

Оборудование:

Запланированный опрос

Ход урока:

  1. Организационный момент

Сегодня мы начинаем изучать новый предмет – история. Слово это вам знакомо, оно имеет много значений, может быть очень простым или загадочным. Своя история есть у каждого человека, у каждого государства. Давайте вспомним то, что вы знаете об истории, почему её важно изучать, как её изучают, и какую историю мы будем изучать в пятом классе.

  1. Опрос пройденного детьми в 4 классе по Окружающему миру.

Дети, вы в начальной школе изучали

  1. Изучение новой темы

А. Мотивация


План:

1.Что изучает история древнего мира

2.Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом.


На уроке вводятся понятия: всемирная история, история Древнего ми­ра, источники знаний о жизни древних людей, археологические раскопки, археологи.


Изучение нового материала:


1. История Древнего мира - первая часть всемирной истории.

Вы приступаете к изу­чению истории всего мира, иначе говоря, к изучению всемирной истории.

История — наука, изучающая прошлое и настоящее развития человечества.

Слово было заимствовано из Европы, в России первоначально писали «гиштория». «История» — слово греческое — означает «рассказ о прошлом». Первым историком, «от­цом истории», считается грек Геродот.

Мы будем не только знакомиться с событиями далекого прошлого, но и узнавать, где происходили эти события. Вот почему на всех уроках истории необходима карта. Что означает синий цвет на карте? Вы помните, что так на карте изображают моря и океаны. Суша обозначена другими цветами.

Покажите на карте материки. Напомню, что материком называется обширное пространство суши, омываемое со всех сторон океана­ми и морями. Учитель сам показывает материки, при этом, например, обводя указкой Африку, спрашивает: Как называется этот материк?

В этом году вы познакомитесь с жизнью древних народов Аф­рики и Евразии. Наш учебник называется «История Древнего мира». Показывать учебник и проверить, у всех ли учеников он имеется. История Древнего мира составляет первую часть всемирной истории.

Далее речь может пойти о работе с тетрадью.

Мы будем вести на уроках тетрадь по истории. Это может быть тетрадь в линейку или в клетку (в клетку лучше — легче чертить схемы или делать рисунки), тетрадь может быть общая или тонкая безразлично. Однако вырывать из тетради листы недопустимо! Тетрадь со всеми записями должна быть у каждого ученика на каждом уроке вплоть до конца учебного года. Если сейчас у кого-нибудь нет тетради, то нужно принести ее на следую­щий урок. Первого задание нужно записать в тетра­ди названия материков.


Затем учитель на доске, а ученики в тетради рисуют крест, в его верхней части пишут «С» (первую букву слова «север»).

На карте наверху север. Какое слово (букву) следует написать внизу? справа? слева? Если стоишь лицом к северу, то за спиной будет юг, справа — восток, а слева — запад.

Желательно провести работу с меловой картосхемой воображаемой страны.

Представьте себе, что перед вами некая страна. Где в этой стране — по компасу — расположен город 1? В какой части страны город 2? В какой части страны находится заштрихованная область?

Через несколько уроков мы начнем знакомиться с Египтом. Это страна, где еще в глубокой древности было изобретено письмо, возникли большие города и государство. Я покажу Египет на карте полушарий, а вы определите словами, где он находится.

Теперь покажите на карте материки и назовите их.

Выполняя задание по на­стенной карте, указку следует держать в той руке, которая ближе к карте, саму карту не заслонять собой; материк надо показывать, обводя его береговую линию, а не дотрагиваться указкой до суши где-нибудь в центре материка.

2. Источники наших знаний о жизни древних людей.




Откуда мы знаем, как жили наши предки? Перейти к громкому чтению (учебник, с. 6).

Пояснения и дополнения учителя по ходу чтения.

К 1-му абзацу.

- Вы знаете, бабушки обычно охотно рассказывают внукам, что с ними было в молодости. Но ни одна из бабушек не жила в те времена, когда жили на Земле древние люди.

Ко 2-му абзацу,

— До наших дней дошли многие древние надписи, например надписи на папирусе. Найдите на с. 33 рисунок «Тростник папирус». Этот тростник рос в Египте по берегам Нила. Египтяне делали из папируса листки для письма, похожие на бумагу.

Рассмотрите рисунок «Часть древнеегипетского папируса...», с. 33: до наших дней сохранилось много записей, сделанных на папирусе. Сохра­нились также надписи на табличках из обожженной глины, на камне. Вообразите, что вы пришли в музей, где стоит древняя каменная плита, а на ней высечена надпись. Вот она перед вами: «Я царь великий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, множество воинов убил, много городов сжег, тысячи мужчин и женщин в плен взял, коней, быков, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги». О чем расскажет ученым эта надпись? (О войне между двумя древними госу­дарствами, о военной добыче, о вере в богов).

Настоящую древнюю надпись прочесть очень трудно. Ученые потратили много сил, разгадывая древние надписи. Большая часть из них уже прочитана.

К 3-му абзацу.

Познакомимся с сохранившимися и по­ныне древними постройками. Рассматривается иллюст­рации учебника.

1. Большой сфинкс на фоне пирамиды фараона Хефрена (с. 53). В Египте, на берегу реки Нил, на границе с пустыней возвышаются огромные каменные гробницы — пирамиды. Несколько тысяч лет назад царей Египта хоронили в таких пирамидах. Изучая эти постройки, мы узнаем о строительном мастерстве древних египтян — высота самой большой пирамиды почти 150 метров. Египтяне верили в «страну мертвых», то есть такую страну, где люди будут жить после смерти. Поэтому в царскую гробницу клали дорогое оружие, золотые чаши, драгоценности, мебель, роскошные одежды — все то, что могло по­надобиться владыке Египта для жизни в «стране мертвых». Богатства пирамид привлекали грабителей, и они были разграблены еще в древности.

2. «Великая Китайская стена» (с. 106). Эта стена сохранилась до наших дней. Она была возведена около 2 тыс. лет назад для защиты северных границ Китая от вторжения врагов. Стена названа Великой, она тянется на тысячи километров.

Пирамиды, Великая стена позволяют судить не только о мастерстве строителей, но и о могуществе царей, согнавших множество людей для их возведения.

Поговорим теперь о роли археологических раскопок. Письмо было изобретено 5 тыс. лет назад, а первые люди появились намного раньше (более 2 млн. лет назад). Никаких надписей от тех далеких времен сохраниться не могло. Однако в земле остались следы жизни людей, живших десятки и сотни ты­сяч лет назад. Это кости съеденных людьми животных, кости самих людей, обломки орудий труда, даже место костра. Как называют ученых-историков, которые занимаются раскопка­ми? (Слово археологи обычно известно учащимся.)

Какую роль играют раскопки древних мусорных ям (1), древних могил (2), древ­них поселении (3).

1. Для чего раскапывать древние мусорные ямы? Любая находка о многом расскажет археологу. Например, нашли среди мусора черепки гли­няного сосуда, обломок медного ножа.

? Подумайте, о чем могут рассказать эти находки.

2. Предположите с какой целью археологи раскапывают древние могилы. Почему люди клали в могилу вещи — орудия труда, посуду, украшения, которыми умерший пользовался при жизни? Иллю­страцией к высказанным мыслям может служить рисунок «Древняя могила, раскопанная археологами» (с. 17).

Верхний слой земли обычно снимают лопатами. Но как только пока­жется погребение, лопаты откладывают: хрупкие кости и вещи легко повредить. В руки берут ножи, кисточки и даже резиновые груши (детские клизмы) для сдувания пыли. Расчищают могилу с большой осторожнос­тью... Ученым важны все детали и подробности погребального обряда. На рисунке видно, что умерший был положен на бок с подогнутыми ногами и позе спящего (в древности люди верили, что смерть похожа на сон). Рядом с умершим два глиняных сосуда с пищей.

3. Значение раскопок древних поселений и городов. Представьте себе, что в одной из древних стран идет война. Чужеземное войско осадило город. Его жители встали на защиту своих домов и семей. После долгой осады врагам удается ворваться в город, они грабят его, разрушают и поджигают постройки, а потом уходят, уго­няя в плен тех, кто остался в живых. Город постепенно заносится пылью и песком.



Домашнее задание: С. 6. Перенести записи с листков в тетрадь по истории, уметь показывать на карте материки.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!