Тема урока: «Что изучает история Древнего мира»
Общая дидактическая цель
1.Обучающая задача
2.Развивающая задача
3.Воспитывающая задача
Оборудование:
Запланированный опрос
Ход урока:
Организационный момент
Сегодня мы начинаем изучать новый предмет – история. Слово это вам знакомо, оно имеет много значений, может быть очень простым или загадочным. Своя история есть у каждого человека, у каждого государства. Давайте вспомним то, что вы знаете об истории, почему её важно изучать, как её изучают, и какую историю мы будем изучать в пятом классе.
Опрос пройденного детьми в 4 классе по Окружающему миру.
Дети, вы в начальной школе изучали
Изучение новой темы
А. Мотивация
План:
1.Что изучает история древнего мира
2.Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом.
На уроке вводятся понятия: всемирная история, история Древнего мира, источники знаний о жизни древних людей, археологические раскопки, археологи.
Изучение нового материала:
1. История Древнего мира - первая часть всемирной истории.
Вы приступаете к изучению истории всего мира, иначе говоря, к изучению всемирной истории.
История — наука, изучающая прошлое и настоящее развития человечества.
Слово было заимствовано из Европы, в России первоначально писали «гиштория». «История» — слово греческое — означает «рассказ о прошлом». Первым историком, «отцом истории», считается грек Геродот.
Мы будем не только знакомиться с событиями далекого прошлого, но и узнавать, где происходили эти события. Вот почему на всех уроках истории необходима карта. Что означает синий цвет на карте? Вы помните, что так на карте изображают моря и океаны. Суша обозначена другими цветами.
Покажите на карте материки. Напомню, что материком называется обширное пространство суши, омываемое со всех сторон океанами и морями. Учитель сам показывает материки, при этом, например, обводя указкой Африку, спрашивает: Как называется этот материк?
В этом году вы познакомитесь с жизнью древних народов Африки и Евразии. Наш учебник называется «История Древнего мира». Показывать учебник и проверить, у всех ли учеников он имеется. История Древнего мира составляет первую часть всемирной истории.
Далее речь может пойти о работе с тетрадью.
Мы будем вести на уроках тетрадь по истории. Это может быть тетрадь в линейку или в клетку (в клетку лучше — легче чертить схемы или делать рисунки), тетрадь может быть общая или тонкая — безразлично. Однако вырывать из тетради листы недопустимо! Тетрадь со всеми записями должна быть у каждого ученика на каждом уроке вплоть до конца учебного года. Если сейчас у кого-нибудь нет тетради, то нужно принести ее на следующий урок. Первого задание нужно записать в тетради названия материков.
Затем учитель на доске, а ученики в тетради рисуют крест, в его верхней части пишут «С» (первую букву слова «север»).
На карте наверху север. Какое слово (букву) следует написать внизу? справа? слева? Если стоишь лицом к северу, то за спиной будет юг, справа — восток, а слева — запад.
Желательно провести работу с меловой картосхемой воображаемой страны.
Представьте себе, что перед вами некая страна. Где в этой стране — по компасу — расположен город 1? В какой части страны город 2? В какой части страны находится заштрихованная область?
Через несколько уроков мы начнем знакомиться с Египтом. Это страна, где еще в глубокой древности было изобретено письмо, возникли большие города и государство. Я покажу Египет на карте полушарий, а вы определите словами, где он находится.
Теперь покажите на карте материки и назовите их.
Выполняя задание по настенной карте, указку следует держать в той руке, которая ближе к карте, саму карту не заслонять собой; материк надо показывать, обводя его береговую линию, а не дотрагиваться указкой до суши где-нибудь в центре материка.
2. Источники наших знаний о жизни древних людей.![](https://fhd.multiurok.ru/9/2/c/92c9b18bba590bc7a94e273caae2ab7f9acbbef3/1-chto-izuchaiet-istoriia-drievniegho-mira_2.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/9/2/c/92c9b18bba590bc7a94e273caae2ab7f9acbbef3/1-chto-izuchaiet-istoriia-drievniegho-mira_3.png)
Откуда мы знаем, как жили наши предки? Перейти к громкому чтению (учебник, с. 6).
Пояснения и дополнения учителя по ходу чтения.
К 1-му абзацу.
- Вы знаете, бабушки обычно охотно рассказывают внукам, что с ними было в молодости. Но ни одна из бабушек не жила в те времена, когда жили на Земле древние люди.
Ко 2-му абзацу,
— До наших дней дошли многие древние надписи, например надписи на папирусе. Найдите на с. 33 рисунок «Тростник папирус». Этот тростник рос в Египте по берегам Нила. Египтяне делали из папируса листки для письма, похожие на бумагу.
Рассмотрите рисунок «Часть древнеегипетского папируса...», с. 33: до наших дней сохранилось много записей, сделанных на папирусе. Сохранились также надписи на табличках из обожженной глины, на камне. Вообразите, что вы пришли в музей, где стоит древняя каменная плита, а на ней высечена надпись. Вот она перед вами: «Я царь великий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, множество воинов убил, много городов сжег, тысячи мужчин и женщин в плен взял, коней, быков, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги». О чем расскажет ученым эта надпись? (О войне между двумя древними государствами, о военной добыче, о вере в богов).
Настоящую древнюю надпись прочесть очень трудно. Ученые потратили много сил, разгадывая древние надписи. Большая часть из них уже прочитана.
К 3-му абзацу.
Познакомимся с сохранившимися и поныне древними постройками. Рассматривается иллюстрации учебника.
1. Большой сфинкс на фоне пирамиды фараона Хефрена (с. 53). В Египте, на берегу реки Нил, на границе с пустыней возвышаются огромные каменные гробницы — пирамиды. Несколько тысяч лет назад царей Египта хоронили в таких пирамидах. Изучая эти постройки, мы узнаем о строительном мастерстве древних египтян — высота самой большой пирамиды почти 150 метров. Египтяне верили в «страну мертвых», то есть такую страну, где люди будут жить после смерти. Поэтому в царскую гробницу клали дорогое оружие, золотые чаши, драгоценности, мебель, роскошные одежды — все то, что могло понадобиться владыке Египта для жизни в «стране мертвых». Богатства пирамид привлекали грабителей, и они были разграблены еще в древности.
2. «Великая Китайская стена» (с. 106). Эта стена сохранилась до наших дней. Она была возведена около 2 тыс. лет назад для защиты северных границ Китая от вторжения врагов. Стена названа Великой, она тянется на тысячи километров.
Пирамиды, Великая стена позволяют судить не только о мастерстве строителей, но и о могуществе царей, согнавших множество людей для их возведения.
Поговорим теперь о роли археологических раскопок. Письмо было изобретено 5 тыс. лет назад, а первые люди появились намного раньше (более 2 млн. лет назад). Никаких надписей от тех далеких времен сохраниться не могло. Однако в земле остались следы жизни людей, живших десятки и сотни тысяч лет назад. Это кости съеденных людьми животных, кости самих людей, обломки орудий труда, даже место костра. Как называют ученых-историков, которые занимаются раскопками? (Слово археологи обычно известно учащимся.)
Какую роль играют раскопки древних мусорных ям (1), древних могил (2), древних поселении (3).
1. Для чего раскапывать древние мусорные ямы? Любая находка о многом расскажет археологу. Например, нашли среди мусора черепки глиняного сосуда, обломок медного ножа.
? Подумайте, о чем могут рассказать эти находки.
2. Предположите с какой целью археологи раскапывают древние могилы. Почему люди клали в могилу вещи — орудия труда, посуду, украшения, которыми умерший пользовался при жизни? Иллюстрацией к высказанным мыслям может служить рисунок «Древняя могила, раскопанная археологами» (с. 17).
Верхний слой земли обычно снимают лопатами. Но как только покажется погребение, лопаты откладывают: хрупкие кости и вещи легко повредить. В руки берут ножи, кисточки и даже резиновые груши (детские клизмы) для сдувания пыли. Расчищают могилу с большой осторожностью... Ученым важны все детали и подробности погребального обряда. На рисунке видно, что умерший был положен на бок с подогнутыми ногами и позе спящего (в древности люди верили, что смерть похожа на сон). Рядом с умершим два глиняных сосуда с пищей.
3. Значение раскопок древних поселений и городов. Представьте себе, что в одной из древних стран идет война. Чужеземное войско осадило город. Его жители встали на защиту своих домов и семей. После долгой осады врагам удается ворваться в город, они грабят его, разрушают и поджигают постройки, а потом уходят, угоняя в плен тех, кто остался в живых. Город постепенно заносится пылью и песком.
![](https://fhd.multiurok.ru/9/2/c/92c9b18bba590bc7a94e273caae2ab7f9acbbef3/1-chto-izuchaiet-istoriia-drievniegho-mira_4.png)
Домашнее задание: С. 6. Перенести записи с листков в тетрадь по истории, уметь показывать на карте материки.
3