СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Что изучает история древнего мира" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока №1 (вводный) "Что изучает история древнего мира". Главная цель урока - вызвать интерес к изучаемому предмету. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Что изучает история древнего мира" 5 класс»


Класс

5


Дата урока



Тема урока

Откуда мы знаем, как жили наши предки

(Урок №1.Введение)

Цель и задачи урока

  • дать представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе;

  • ознакомить со справочным и методическим аппаратом учебника;

  • вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.

Планируемые

результаты:


предметные:

  • овладение целостными представлениями о предмете «История»; изучение и систематизация информации о различных исторических источниках;

  • формулирование собственного мнения (гипотез) по дискуссионным вопросам;

метапредметные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

  • формулировать свою точку зрения;

  • слушать и слышать друг друга;

  • давать определения понятий;

  • анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;

личностные УУД:

  • обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала;

  • осознавать важность изучения истории;

  • выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Тип урока

изучение нового материала

Этно-национальный компонент

Раскопки на побережье Цимлянского водохранилища (видеоролик)

УМК

История Древнего мира. 5 класс/А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая

Средства обучения

проектор;

схема «Классификация исторических источников»;

авторская презентация «Откуда мы знаем, как жили наши предки»;

изображения исторических источников (в конвертах)

памятка «характеристика исторических источников»

План урок

1. Предмет «История». Значение знаний об историческом прошлом человечества.

2. Исторические источники.

3. Знакомство со структурой учебника.

Формы работы


  • работа в группах

Приемы обучения

прием «Дерево предсказаний» (р-та с Термином)

игра «Реставраторы» (соединение элементов в единое целое)

игра «Исследователи» (анализ по алгоритму)

Словарь

ИСТОРИЯ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК (ПИСЬМЕННЫЙ И ВЕЩЕСТВЕННЫЙ)

АРХЕОЛОГИЯ

МУЗЕЙ

ПАПИРУС

5 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД

Домашнее задание

  • пересказ материала в учебнике стр.8

  • учить Словарь

Возможно

Подготовить рисунок «Что археологи находят в земле»



п/п

Этап урока

Действия учителя и учащихся

1

Организационный момент


2

Мотивационно - целевой этап


Проблемный вопрос.

В этом году в расписании появился новый предмет – история. История – это интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней.

Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории?


3

Работа по теме урока

Р-та с Термином

«история»






























Р-та с Термином

«исторический источник»

«письменные и вещественные источники»

















Р-та с Термином

«археология»

«музей»








































Знакомство

с учебником


1

История (с греческого – рассказ о прошедшем) – это наука, изучающая прошлое человечества.

Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня.

- Как вы понимаете выражение «знать историю»?


(При организации работы используем прием «Дерево предсказаний»)

Суть приема.

Рисуем схему:

ствол дерева – тема,

ветви - предположения,

листья – обоснование предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.


По ходу выполнения задания составляется схема

Знать историю


Уметь отвечать на вопросы


Когда? Где? Почему?



Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах.

Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди – одновременно и актеры, авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.

Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».


2

Ваши отцы, деды, прадеды могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости, но как же ученые узнают, что произошло в глубокой древности?

Люди оставляют после себя следы. В истории это понятие принято называть исторический источник. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.


После сказанного учитель обращается к схеме «Исторические источники».

Первый вид – это вещественные источники: орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, оружие, здания и другие архитектурные сооружения, все, что входило в быт людей.

Второй вид – это устные источники: предания, сказания, легенды, былины, которые передаются из поколения в поколение.

Третий вид источников - это письменные (это исторические документы или историческая письменность).


Важную роль в поиске источников играют ученые – археологи, которые проводят раскопки и находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды многое другое. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в прошлом. Т.е. истории помогает археология. Археология – это наука, изучающая историю древних народов по вещественным источникам.

- Где могут храниться источники?

В музее. Музей – это дом или место хранения исторических источников.

Музеи бывают закрытые (это здание или какое-нибудь помещение, где организуются выставки) и музеи под открытым небом, где показывают, например, полностью селение какого-нибудь народа. В городе Пыть-Яхе есть такой музей, посвященный народу ханты.

В музее работают люди разных профессий. Это и хранители вещей, и реставраторы. Давайте поработаем реставраторами.

Класс разделен на группы.

У каждой группы есть иллюстрированная копия какого-либо источника. Но эта копия состоит из нескольких частей, которые нужно собрать воедино, чтобы определить, что же это такое.

Первая группа работает с иллюстрацией саркофага,


вторая группа – с иллюстрацией египетских пирамид,


третья группас иллюстрацией фрески из гробницы «Сельскохозяйственные работы»,


четвертая группас иллюстрацией глиняных табличек,


пятая группа работает с иллюстрацией фрески «Охота в зарослях Нила».


Вот перед вами отреставрированный предмет. Достаточно этого, чтобы предмет заговорил с нами на своем особом языке?

Нет. Чтобы диалог состоялся, нужно сначала собрать информацию, связанную с безмолвным собеседником. Этим занимаются ученые-исследователи. Поработаем исследователями?!

Вам предстоит продолжить работу в группах.

У вас есть иллюстрированная копия источника, но давайте представим, что это настоящий исторический источник. Даны вопросы к этому источнику, на которые нужно ответить.


Вопросы для работы с историческим источником.


1. К какому виду источника относится предмет (копия).

2. В каком типе музея может храниться данный источник.

3. Предположите, из чего сделан предмет.

4. Что изображено на источнике.

5. О чем рассказывает этот источник (какую информацию можно почерпнуть из него).

6. Для чего предполагалось использовать данный предмет.


Обучающиеся работают в группах, после каждая группа рассказывает о своем источнике всему классу.


3

В этом году вы будете изучать часть всемирной истории – историю Древнего мира. Вам предстоит отправиться в далекое-далекое прошлое. Главным помощником в этом путешествии для нас станет учебник истории.

4

Подведение итогов урока. Рефлексия

Предлагаю вернуться к заданию, о котором мы говорили в начале урока. Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».

- Насколько справедливо данное высказывание? - Почему важно изучать историю? - Чему можно научиться на уроках истории?

- Смогли ли мы достичь целей, которые стояли перед нами в начале урока? - Какой материал был трудным, непонятным, а что воспринималось легко? - Попробуйте дать оценку уроку.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!