1 История (с греческого – рассказ о прошедшем) – это наука, изучающая прошлое человечества. Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня. - Как вы понимаете выражение «знать историю»? (При организации работы используем прием «Дерево предсказаний») Суть приема. Рисуем схему: ствол дерева – тема, ветви - предположения, листья – обоснование предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. По ходу выполнения задания составляется схема Знать историю Уметь отвечать на вопросы Когда? Где? Почему? Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах. Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди – одновременно и актеры, авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно. Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего». 2 Ваши отцы, деды, прадеды могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости, но как же ученые узнают, что произошло в глубокой древности? Люди оставляют после себя следы. В истории это понятие принято называть исторический источник. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества. После сказанного учитель обращается к схеме «Исторические источники». Первый вид – это вещественные источники: орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, оружие, здания и другие архитектурные сооружения, все, что входило в быт людей. Второй вид – это устные источники: предания, сказания, легенды, былины, которые передаются из поколения в поколение. Третий вид источников - это письменные (это исторические документы или историческая письменность). Важную роль в поиске источников играют ученые – археологи, которые проводят раскопки и находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды многое другое. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в прошлом. Т.е. истории помогает археология. Археология – это наука, изучающая историю древних народов по вещественным источникам. - Где могут храниться источники? В музее. Музей – это дом или место хранения исторических источников. Музеи бывают закрытые (это здание или какое-нибудь помещение, где организуются выставки) и музеи под открытым небом, где показывают, например, полностью селение какого-нибудь народа. В городе Пыть-Яхе есть такой музей, посвященный народу ханты. В музее работают люди разных профессий. Это и хранители вещей, и реставраторы. Давайте поработаем реставраторами. Класс разделен на группы. У каждой группы есть иллюстрированная копия какого-либо источника. Но эта копия состоит из нескольких частей, которые нужно собрать воедино, чтобы определить, что же это такое. Первая группа работает с иллюстрацией саркофага, вторая группа – с иллюстрацией египетских пирамид, третья группа – с иллюстрацией фрески из гробницы «Сельскохозяйственные работы», четвертая группа – с иллюстрацией глиняных табличек, пятая группа работает с иллюстрацией фрески «Охота в зарослях Нила». Вот перед вами отреставрированный предмет. Достаточно этого, чтобы предмет заговорил с нами на своем особом языке? Нет. Чтобы диалог состоялся, нужно сначала собрать информацию, связанную с безмолвным собеседником. Этим занимаются ученые-исследователи. Поработаем исследователями?! Вам предстоит продолжить работу в группах. У вас есть иллюстрированная копия источника, но давайте представим, что это настоящий исторический источник. Даны вопросы к этому источнику, на которые нужно ответить. Вопросы для работы с историческим источником. 1. К какому виду источника относится предмет (копия). 2. В каком типе музея может храниться данный источник. 3. Предположите, из чего сделан предмет. 4. Что изображено на источнике. 5. О чем рассказывает этот источник (какую информацию можно почерпнуть из него). 6. Для чего предполагалось использовать данный предмет. Обучающиеся работают в группах, после каждая группа рассказывает о своем источнике всему классу. 3 В этом году вы будете изучать часть всемирной истории – историю Древнего мира. Вам предстоит отправиться в далекое-далекое прошлое. Главным помощником в этом путешествии для нас станет учебник истории. |