Тип урока – урок «открытия» нового знания (урок-исследование). Использование технологии критического мышления, диалоговое общение, групповая работа, смысловое чтение (работа с текстом), проектный метод с приемами исследования и поиска, интерактивный метод (работа в парах и с учителем).
Урок рассчитан на интерес мальчиков к военной тематике и предлагает большой объем новой информации, которой нет в учебнике по истории Древнего мира для 5 класса. Поэтому на уроке привлекаются возможности компьютера и ресурсы Интернета.
Цель: Выяснить, что представляет собой римское войско: структура, вооружение, боевая тактика римской армии; определить его сильные и слабые стороны; выяснить характер военных действий римской армии.
Задачи: 1. Развивать у учащихся умения рассуждать, аргументировать свою точку зрения, анализировать, работать с текстом и использовать возможности компьютера.
2. учить ребят работать в группе, в парах.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
метапредметные
личностные
Развивать умение искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и значения событий прошлого.
Характеризовать Римскую армию, вооружение, методы ведения боя, завоевания римлян.
Регулятивные: уметь определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации, вносить необходимые коррективы.
Познавательные: уметь определять понятия, сравнивать объекты, анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, логически рассуждать, делать выводы. Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.
Коммуникативные: организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками; аргументировать свою точку зрения, учитывая позицию собеседника.
Проявлять внимание, желание больше узнать.
Быть готовыми вести диалог со сверстниками и достигать в нем взаимопонимания, работать в паре.
- Добрый день. Предлагаю сегодня побывать исследователями. Нам предстоит поработать с учебником, текстом и даже видеоматериалами. У вас будет возможность найти сведения по уроку в сети Интернет.
Предлагает проверить свою готовность к уроку.
Формируемые УУД
I. Организационный этап.
2 мин.
Проверяют свою готовность к уроку.
Включаются в деловой ритм.
II. Определение темы урока.
3 мин.
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока предлагаю поработать с картами
– Сравните две карты, какие изменения вы видите? Представлены карты «Древнейший Рим» и «Завоевание Римом Италии». (Рим завоевал всю Италию)
- А сейчас поработайте с третьей картой «Римская империя во 2 веке н.э.». Какие изменения можете зафиксировать?
– Предположите, о чём мы будем с вами сегодня разговаривать? (О том, как Рим завоевал Италию и другие территории).
– Предположите, как римлянам удалось завоевать весь Апеннинский полуостров?
– Что необходимо государству для успешных завоеваний? (подготовленная армия, хорошие командиры, внешняя опасность, из-за которой государство создает сильную армию; иногда желание завоёвывать чужие территории)
Подумайте, какие сведения об армии Древнего Рима нам нужно знать, чтобы иметь о ней как можно более полное представление? (привлечь знания об армиях других государств, уже изученных учащимися)
Найдите на карте территории, о которых мы с вами уже говорили на уроках истории и которые вошли в состав Римского государства
Работают с картами и определяют тему урока, предлагая свои версии.
Регулятивные: умение определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, учитывая позицию собеседника
Познавательные: умение сравнивать объекты,
анализировать (выделять главное), делать выводы.
Рассуждают, говорят о вооружении, тактике, наборе в войско.
Учащиеся по карте прослеживают рост территории римского государства, называют завоеванные римлянами территории.
Регулятивные: учатся работать по предложенному плану.
Познавательные: используют знаково-символические средства.
III. Мотивационно- целевой этап .
10 мин.
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Предлагаю посмотреть видеоролик на песню «Орёл шестого легиона» (https://www.youtube.com/watch?v=7UiBQr_PFVY)
Предлагаю вам такое задание: обратите внимание на вооружение римских воинов, доспехи, тактику ведения боя.
Предположите, насколько престижно и комфортно было служить в римской армии.
Внимательно смотрят ролик и слушают слова песни.
Высказывают свое мнение о службе в армии
IV. Основной этап
20 мин.
Способствует усвоению учащимися новых знаний. Дает задания, объясняет их, контролирует ход выполнения.
Работаем с параграфом 46, пункт 3. Найдите на стр. 224 информацию о римской армии, понятие «легион» (основная организационная единица армии в Древнем Риме). На какие части делился легион?
Работаем с текстом учебника и в помощь ресурсы Интернета. Обратите внимание на рисунки на стр. 224 учебника.
Давайте поработаем с информацией с учебника об устройстве римского лагеря. Чтение и пересказ.
Ребята, скажите, без чего не может обходиться ни одна армия вообще?
Исходя из этого определения, сформулируйте определение понятия «легионер».
Кто мог служить в римской армии? Найдите в тексте учебника
Найдите в тексте информацию об оружии иформе одежды легионера? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте текст учебника и воспользуйтесь Интернетом. Составьте презентацию «Вооружение римского легионера».
Боевое построение легиона. Работа с иллюстрацией в учебнике.
В чем преимущество построения римского легиона в бою в сравнении с македонской фалангой?
Какие меры наказания и поощрения применялись в римском войске?
Работают с учебником и Интернетом в парах.
Находят понятия и записывают в тетрадь.
Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ
Составляют презентацию «Вооружение римского легионера».
Работают с иллюстрацией на стр.225
Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме
Учащиеся рассуждают, аргументируют, вспоминают пройденный материал. Сравнивают боевые построения
Рассуждают с помощью учителя о дисциплине
Узнают из учебника о наказаниях, высказывают свое мнение по этому поводу.
V. Закрепление изученного материла
7 мин.
Дает задание и комментирует его.
Предлагаю вам поработать с текстом песни «Орёл шестого легиона» и ответить на вопросы. Вам предстоит внимательно изучить слова песни, найти дополнительные сведения о римской армии
Что еще нового узнали о римлянах и их войске?
Как вы думаете, армию римлян можно назвать завоевательной? Чем можете доказать?
Работают с текстом, находят ответы на вопросы.
Называют территории, завоеванные Римом, приводят в пример карты, анализом которых начали урок.
Предлагаю перечислить характерные черты римской армии. Важнейшие из них: специальная система подготовки и обучения воинов, решающая роль тяжелой пехоты, трехлинейное деление легиона, тактика плотного строя, короткий меч как основное оружие.
- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Выполнили цель?
- Что для вас явилось новым?
- Кто доволен своей работой на уроке? А кто нет?
Отвечают на вопросы.
Перечисляют характерные черты римской армии
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
VII. Домашнее задание
1 мин.
Комментирует домашнее задание
Составить рассказ от имени воина-легионера, с использованием новых терминов и понятий о римской армии, тактике, вооружении
Записывают домашнее задание
Дополнительная информация
Образовательные ресурсы, оборудование и материалы
карты «Древнейший Рим», «Завоевание Римом Италии», «Могущество Римской империи», учебник «История Древнего мира» для 5 класса, видеоролик на песню «Орёл шестого легиона», текст песни «Орёл шестого легиона» для каждой пары, компьютер с выходом в Интернет.
Список учебной и дополнительной литературы
Учебник: История Древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая -М.: Просвещение, 2014
Учебные карты по истории Древнего Рима: «Древнейший Рим», «Завоевание Римом Италии», «Могущество Римской империи»
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
Технология критического мышления, диалоговое общение, групповая работа, смысловое чтение (работа с текстом)
Проектный метод с приемами исследования и поиска, интерактивный метод (работа в парах и с учителем)
Приложение.
1.Словарь терминов:
Легион (от лат. Lego – собирать) — основная организационная единица в армии Древнего Рима.
Боевой порядок легиона состоял из 3 линий по 10 манипул в каждой.
гастаты — 1200 человек=10 манипул=20 центурий по 60 человек — 1 ряд;
принципы — 1200 человек=10 манипул=20 центурий по 60 человек —2 ряд;
триарии — 600 человек=10 манипул=20 центурий по 30 человек — 3 ряд;
легкая пехота — велиты, вне строя (1200 человек);
кавалерия на флангах.
Мани́пула (от лат. manipula — букв. «горсть», от manus — «рука») — основное тактическое подразделение легиона, одна тридцатая часть римского легиона. Каждая манипула делилась на две центурии под командованием центуриона
Кого́рта (лат. cohors, букв. «огороженное место») — одно из главных тактических подразделений римской армии. В Третью Пуническую войну одна когорта включала 2 манипулы.
Центурия - в древнем Риме - часть легиона в сто человек.
Центурион (centurio), командир центурии. Обычно этот пост получали легионеры-ветераны, однако центурионом можно было стать и по непосредственному указу императора или иного высокопоставленного чиновника.
Ка́лиги, Ка́лигвы (лат. călĭgae — «сапоги») у римлян — солдатская обувь, полусапоги, покрывавшие голени до половины. Она состояла из кожаных чулок и сандалий с ремнями. Толстая подошва сандалий была покрыта шипами. Калиги были хорошо приспособлены для длительных переходов. У рядовых солдат это были простые полусапоги, покрывавшие голени до половины; у высших чинов они украшались серебряными или золотыми гвоздями.
Пилум (лат.pilum, мн.ч. pila) — метательное копьё, состоявшее на вооружении легионовДревнего Рима. Пилум состоял из древка и железного наконечника, который по первоначальной конструкции равнялся по длине древку. Наконечник наполовину всаживался в древко, так что общая длина копья составляла приблизительно сажень (~2 метра).
Гла́диус (лат.gladius) — римский короткий меч (до 60 сантиметров).
Ску́тум (лат.scutum) — ростовой (башенный) щит с центральной ручкой
«aquila» (орёл) - символ римского легиона, тесно связан с культом бога Юпитера, который в свою очередь считался покровителем Рима. Орел легиона был настолько ценен, что его потеря считалась позором для легиона (как и потеря полкового знамени позднее), вследствие чего он распускался, а его военнослужащие распределялись по другим частям. Поэтому охрана орла была делом особой важности. В каждом легионе этим занималась первая когорта, имевшая больший почет во всем формировании. Носился штандарт всегда во главе легиона.
2. Работа с текстом
Пусть я погиб под Ахероном
И кровь моя досталась псам -
Орел Шестого легиона
Все так же рвется к небесам.
Все так же храбр он и беспечен
И, как всегда, неустрашим.
Пусть век солдата быстротечен,
Но вечен Рим, священный Рим.
Под Палестины знойным небом,
В сирийских шумных городах
Манипул римских топот мерный,
Заставит дрогнуть дух врага.
Калиг солдатских топот мерный,
Заставит дрогнуть дух врага.
Кровь, пот, мозоли нам не в тягость
На раны плюй - не до того!
Пусть даст приказ Тиберий Август,
Мы точно выполним его.
Сожжен в песках Иерусалима,
В волнах Евфрата закален,
В честь императора и Рима,
Шестой шагает легион.
Пусть я погиб и взят Хароном,
Пусть кpовь моя досталась псам,
Орёл шестого легиона,
Все так же рвётся к небесам.
Примерные вопросы для работы с текстом:
а) Ответить на вопросы по тексту песни (для слабого класса)
б) Составить самим вопросы по тексту песни (для сильного класса):
Что такое и где находится Ахерон? Что означает выражение «Пусть я погиб и взят Хароном» в последнем куплете песни?
О каком роде войск упоминается в тексте песни? Какие слова и выражения об этом говорят?
На какие части делилась римская армия?
На каких территориях, согласно словам песни, воевали римские воины? Легко ли было служить в армии?
Кому посвящались победы римской армии? Отношение к Риму?
На каком уровне существовала дисциплина в войске римлян? Была ли армия римлян сильным противником?
Работая с вопросами, обучающиеся используют карты и ресурсы Интернета.
Технологическая карта урока истории по теме
«Армия Древнего Рима».
Автор работы:
Тагиева Нина Васильевна
учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ №6
2020 год
Технологическая карта урока
Тема: «Армия Древнего Рима».
Автор урока: Тагиева Н.В.
Образовательная программа по предмету «История»
Класс 5
Тип урока – урок «открытия» нового знания (урок-исследование). Использование технологии критического мышления, диалоговое общение, групповая работа, смысловое чтение (работа с текстом), проектный метод с приемами исследования и поиска, интерактивный метод (работа в парах и с учителем).
Урок рассчитан на интерес мальчиков к военной тематике и предлагает большой объем новой информации, которой нет в учебнике по истории Древнего мира для 5 класса. Поэтому на уроке привлекаются возможности компьютера и ресурсы Интернета.
Цель: Выяснить, что представляет собой римское войско: структура, вооружение, боевая тактика римской армии; определить его сильные и слабые стороны; выяснить характер военных действий римской армии.
Задачи: 1. Развивать у учащихся умения рассуждать, аргументировать свою точку зрения, анализировать, работать с текстом и использовать возможности компьютера.
2. учить ребят работать в группе, в парах.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
метапредметные
личностные
Развивать умение искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и значения событий прошлого.
Характеризовать Римскую армию, вооружение, методы ведения боя, завоевания римлян.
Регулятивные: уметь определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации, вносить необходимые коррективы.
Познавательные: уметь определять понятия, сравнивать объекты, анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, логически рассуждать, делать выводы. Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.
Коммуникативные: организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками; аргументировать свою точку зрения, учитывая позицию собеседника.
Проявлять внимание, желание больше узнать.
Быть готовыми вести диалог со сверстниками и достигать в нем взаимопонимания, работать в паре.
- Добрый день. Предлагаю сегодня побывать исследователями. Нам предстоит поработать с учебником, текстом и даже видеоматериалами. У вас будет возможность найти сведения по уроку в сети Интернет.
Предлагает проверить свою готовность к уроку.
Формируемые УУД
I. Организационный этап.
2 мин.
Проверяют свою готовность к уроку.
Включаются в деловой ритм.
II. Определение темы урока.
3 мин.
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока предлагаю поработать с картами
– Сравните две карты, какие изменения вы видите? Представлены карты «Древнейший Рим» и «Завоевание Римом Италии». (Рим завоевал всю Италию)
- А сейчас поработайте с третьей картой «Римская империя во 2 веке н.э.». Какие изменения можете зафиксировать?
– Предположите, о чём мы будем с вами сегодня разговаривать? (О том, как Рим завоевал Италию и другие территории).
– Предположите, как римлянам удалось завоевать весь Апеннинский полуостров?
– Что необходимо государству для успешных завоеваний? (подготовленная армия, хорошие командиры, внешняя опасность, из-за которой государство создает сильную армию; иногда желание завоёвывать чужие территории)
Подумайте, какие сведения об армии Древнего Рима нам нужно знать, чтобы иметь о ней как можно более полное представление? (привлечь знания об армиях других государств, уже изученных учащимися)
Найдите на карте территории, о которых мы с вами уже говорили на уроках истории и которые вошли в состав Римского государства
Работают с картами и определяют тему урока, предлагая свои версии.
Регулятивные: умение определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, учитывая позицию собеседника
Познавательные: умение сравнивать объекты,
анализировать (выделять главное), делать выводы.
Рассуждают, говорят о вооружении, тактике, наборе в войско.
Учащиеся по карте прослеживают рост территории римского государства, называют завоеванные римлянами территории.
Регулятивные: учатся работать по предложенному плану.
Познавательные: используют знаково-символические средства.
III. Мотивационно- целевой этап .
10 мин.
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Предлагаю посмотреть видеоролик на песню «Орёл шестого легиона» (https://www.youtube.com/watch?v=7UiBQr_PFVY)
Предлагаю вам такое задание: обратите внимание на вооружение римских воинов, доспехи, тактику ведения боя.
Предположите, насколько престижно и комфортно было служить в римской армии.
Внимательно смотрят ролик и слушают слова песни.
Высказывают свое мнение о службе в армии
IV. Основной этап
20 мин.
Способствует усвоению учащимися новых знаний. Дает задания, объясняет их, контролирует ход выполнения.
Работаем с параграфом 46, пункт 3. Найдите на стр. 224 информацию о римской армии, понятие «легион» (основная организационная единица армии в Древнем Риме). На какие части делился легион?
Работаем с текстом учебника и в помощь ресурсы Интернета. Обратите внимание на рисунки на стр. 224 учебника.
Давайте поработаем с информацией с учебника об устройстве римского лагеря. Чтение и пересказ.
Ребята, скажите, без чего не может обходиться ни одна армия вообще?
Исходя из этого определения, сформулируйте определение понятия «легионер».
Кто мог служить в римской армии? Найдите в тексте учебника
Найдите в тексте информацию об оружии иформе одежды легионера? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте текст учебника и воспользуйтесь Интернетом. Составьте презентацию «Вооружение римского легионера».
Боевое построение легиона. Работа с иллюстрацией в учебнике.
В чем преимущество построения римского легиона в бою в сравнении с македонской фалангой?
Какие меры наказания и поощрения применялись в римском войске?
Работают с учебником и Интернетом в парах.
Находят понятия и записывают в тетрадь.
Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ
Составляют презентацию «Вооружение римского легионера».
Работают с иллюстрацией на стр.225
Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме
Учащиеся рассуждают, аргументируют, вспоминают пройденный материал. Сравнивают боевые построения
Рассуждают с помощью учителя о дисциплине
Узнают из учебника о наказаниях, высказывают свое мнение по этому поводу.
V. Закрепление изученного материла
7 мин.
Дает задание и комментирует его.
Предлагаю вам поработать с текстом песни «Орёл шестого легиона» и ответить на вопросы. Вам предстоит внимательно изучить слова песни, найти дополнительные сведения о римской армии
Что еще нового узнали о римлянах и их войске?
Как вы думаете, армию римлян можно назвать завоевательной? Чем можете доказать?
Работают с текстом, находят ответы на вопросы.
Называют территории, завоеванные Римом, приводят в пример карты, анализом которых начали урок.
Предлагаю перечислить характерные черты римской армии. Важнейшие из них: специальная система подготовки и обучения воинов, решающая роль тяжелой пехоты, трехлинейное деление легиона, тактика плотного строя, короткий меч как основное оружие.
- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Выполнили цель?
- Что для вас явилось новым?
- Кто доволен своей работой на уроке? А кто нет?
Отвечают на вопросы.
Перечисляют характерные черты римской армии
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
VII. Домашнее задание
1 мин.
Комментирует домашнее задание
Составить рассказ от имени воина-легионера, с использованием новых терминов и понятий о римской армии, тактике, вооружении
Записывают домашнее задание
Дополнительная информация
Образовательные ресурсы, оборудование и материалы
карты «Древнейший Рим», «Завоевание Римом Италии», «Могущество Римской империи», учебник «История Древнего мира» для 5 класса, видеоролик на песню «Орёл шестого легиона», текст песни «Орёл шестого легиона» для каждой пары, компьютер с выходом в Интернет.
Список учебной и дополнительной литературы
Учебник: История Древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая -М.: Просвещение, 2014
Учебные карты по истории Древнего Рима: «Древнейший Рим», «Завоевание Римом Италии», «Могущество Римской империи»
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
Технология критического мышления, диалоговое общение, групповая работа, смысловое чтение (работа с текстом)
Проектный метод с приемами исследования и поиска, интерактивный метод (работа в парах и с учителем)
Приложение.
1.Словарь терминов:
Легион (от лат. Lego – собирать) — основная организационная единица в армии Древнего Рима.
Боевой порядок легиона состоял из 3 линий по 10 манипул в каждой.
гастаты — 1200 человек=10 манипул=20 центурий по 60 человек — 1 ряд;
принципы — 1200 человек=10 манипул=20 центурий по 60 человек —2 ряд;
триарии — 600 человек=10 манипул=20 центурий по 30 человек — 3 ряд;
легкая пехота — велиты, вне строя (1200 человек);
кавалерия на флангах.
Мани́пула (от лат. manipula — букв. «горсть», от manus — «рука») — основное тактическое подразделение легиона, одна тридцатая часть римского легиона. Каждая манипула делилась на две центурии под командованием центуриона
Кого́рта (лат. cohors, букв. «огороженное место») — одно из главных тактических подразделений римской армии. В Третью Пуническую войну одна когорта включала 2 манипулы.
Центурия - в древнем Риме - часть легиона в сто человек.
Центурион (centurio), командир центурии. Обычно этот пост получали легионеры-ветераны, однако центурионом можно было стать и по непосредственному указу императора или иного высокопоставленного чиновника.
Ка́лиги, Ка́лигвы (лат. călĭgae — «сапоги») у римлян — солдатская обувь, полусапоги, покрывавшие голени до половины. Она состояла из кожаных чулок и сандалий с ремнями. Толстая подошва сандалий была покрыта шипами. Калиги были хорошо приспособлены для длительных переходов. У рядовых солдат это были простые полусапоги, покрывавшие голени до половины; у высших чинов они украшались серебряными или золотыми гвоздями.
Пилум (лат.pilum, мн.ч. pila) — метательное копьё, состоявшее на вооружении легионовДревнего Рима. Пилум состоял из древка и железного наконечника, который по первоначальной конструкции равнялся по длине древку. Наконечник наполовину всаживался в древко, так что общая длина копья составляла приблизительно сажень (~2 метра).
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Древнего мира»
Технологическая карта урока истории по теме
«Армия Древнего Рима».
Автор работы:
Тагиева Нина Васильевна
учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ №6
2020 год
Технологическая карта урока
Тема: «Армия Древнего Рима».
Автор урока: Тагиева Н.В.
Образовательная программа по предмету «История»
Класс 5
Тип урока – урок «открытия» нового знания (урок-исследование). Использование технологии критического мышления, диалоговое общение, групповая работа, смысловое чтение (работа с текстом), проектный метод с приемами исследования и поиска, интерактивный метод (работа в парах и с учителем).
Урок рассчитан на интерес мальчиков к военной тематике и предлагает большой объем новой информации, которой нет в учебнике по истории Древнего мира для 5 класса. Поэтому на уроке привлекаются возможности компьютера и ресурсы Интернета.
Цель: Выяснить, что представляет собой римское войско: структура, вооружение, боевая тактика римской армии; определить его сильные и слабые стороны; выяснить характер военных действий римской армии.
Задачи: 1. Развивать у учащихся умения рассуждать, аргументировать свою точку зрения, анализировать, работать с текстом и использовать возможности компьютера.
2. учить ребят работать в группе, в парах.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
метапредметные
личностные
Развивать умение искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и значения событий прошлого.
Характеризовать Римскую армию, вооружение, методы ведения боя, завоевания римлян.
Регулятивные: уметь определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации, вносить необходимые коррективы.
Познавательные: уметь определять понятия, сравнивать объекты, анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, логически рассуждать, делать выводы. Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.
Коммуникативные: организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками; аргументировать свою точку зрения, учитывая позицию собеседника.
Проявлять внимание, желание больше узнать.
Быть готовыми вести диалог со сверстниками и достигать в нем взаимопонимания, работать в паре.
- Добрый день. Предлагаю сегодня побывать исследователями. Нам предстоит поработать с учебником, текстом и даже видеоматериалами. У вас будет возможность найти сведения по уроку в сети Интернет.
Предлагает проверить свою готовность к уроку.
Формируемые УУД
I. Организационный этап.
2 мин.
Проверяют свою готовность к уроку.
Включаются в деловой ритм.
II. Определение темы урока.
3 мин.
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока предлагаю поработать с картами
– Сравните две карты, какие изменения вы видите? Представлены карты «Древнейший Рим» и «Завоевание Римом Италии». (Рим завоевал всю Италию)
- А сейчас поработайте с третьей картой «Римская империя во 2 веке н.э.». Какие изменения можете зафиксировать?
– Предположите, о чём мы будем с вами сегодня разговаривать? (О том, как Рим завоевал Италию и другие территории). – Предположите, как римлянам удалось завоевать весь Апеннинский полуостров?
– Что необходимо государству для успешных завоеваний? (подготовленная армия, хорошие командиры, внешняя опасность, из-за которой государство создает сильную армию; иногда желание завоёвывать чужие территории) Подумайте, какие сведения об армии Древнего Рима нам нужно знать, чтобы иметь о ней как можно более полное представление? (привлечь знания об армиях других государств, уже изученных учащимися)
Найдите на карте территории, о которых мы с вами уже говорили на уроках истории и которые вошли в состав Римского государства
Работают с картами и определяют тему урока, предлагая свои версии.
Регулятивные: умение определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, учитывая позицию собеседника
Познавательные: умение сравнивать объекты, анализировать (выделять главное), делать выводы.
Рассуждают, говорят о вооружении, тактике, наборе в войско.
Учащиеся по карте прослеживают рост территории римского государства, называют завоеванные римлянами территории.
Регулятивные: учатся работать по предложенному плану.
Познавательные: используют знаково-символические средства.
III. Мотивационно- целевой этап .
10 мин.
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Предлагаю посмотреть видеоролик на песню «Орёл шестого легиона» (https://www.youtube.com/watch?v=7UiBQr_PFVY)
Предлагаю вам такое задание: обратите внимание на вооружение римских воинов, доспехи, тактику ведения боя.
Предположите, насколько престижно и комфортно было служить в римской армии.
Внимательно смотрят ролик и слушают слова песни.
Высказывают свое мнение о службе в армии
IV. Основной этап
20 мин.
Способствует усвоению учащимися новых знаний. Дает задания, объясняет их, контролирует ход выполнения.
Работаем с параграфом 46, пункт 3. Найдите на стр. 224 информацию о римской армии, понятие «легион» (основная организационная единица армии в Древнем Риме). На какие части делился легион?
Работаем с текстом учебника и в помощь ресурсы Интернета. Обратите внимание на рисунки на стр. 224 учебника.
Давайте поработаем с информацией с учебника об устройстве римского лагеря. Чтение и пересказ.
Ребята, скажите, без чего не может обходиться ни одна армия вообще?
Исходя из этого определения, сформулируйте определение понятия «легионер».
Кто мог служить в римской армии? Найдите в тексте учебника
Найдите в тексте информацию об оружии иформе одежды легионера? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте текст учебника и воспользуйтесь Интернетом. Составьте презентацию «Вооружение римского легионера».
Боевое построение легиона. Работа с иллюстрацией в учебнике.
В чем преимущество построения римского легиона в бою в сравнении с македонской фалангой?
Какие меры наказания и поощрения применялись в римском войске?
Работают с учебником и Интернетом в парах.
Находят понятия и записывают в тетрадь.
Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ
Составляют презентацию «Вооружение римского легионера».
Работают с иллюстрацией на стр.225
Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме
Учащиеся рассуждают, аргументируют, вспоминают пройденный материал. Сравнивают боевые построения
Рассуждают с помощью учителя о дисциплине
Узнают из учебника о наказаниях, высказывают свое мнение по этому поводу.
V. Закрепление изученного материла
7 мин.
Дает задание и комментирует его.
Предлагаю вам поработать с текстом песни «Орёл шестого легиона» и ответить на вопросы. Вам предстоит внимательно изучить слова песни, найти дополнительные сведения о римской армии
Что еще нового узнали о римлянах и их войске?
Как вы думаете, армию римлян можно назвать завоевательной? Чем можете доказать?
Работают с текстом, находят ответы на вопросы.
Называют территории, завоеванные Римом, приводят в пример карты, анализом которых начали урок.
Предлагаю перечислить характерные черты римской армии. Важнейшие из них: специальная система подготовки и обучения воинов, решающая роль тяжелой пехоты, трехлинейное деление легиона, тактика плотного строя, короткий меч как основное оружие.
- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Выполнили цель?
- Что для вас явилось новым?
- Кто доволен своей работой на уроке? А кто нет?
Отвечают на вопросы.
Перечисляют характерные черты римской армии
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
VII. Домашнее задание
1 мин.
Комментирует домашнее задание
Составить рассказ от имени воина-легионера, с использованием новых терминов и понятий о римской армии, тактике, вооружении
Записывают домашнее задание
Дополнительная информация
Образовательные ресурсы, оборудование и материалы
карты «Древнейший Рим», «Завоевание Римом Италии», «Могущество Римской империи», учебник «История Древнего мира» для 5 класса, видеоролик на песню «Орёл шестого легиона», текст песни «Орёл шестого легиона» для каждой пары, компьютер с выходом в Интернет.
Список учебной и дополнительной литературы
Учебник: История Древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая -М.: Просвещение, 2014
Учебные карты по истории Древнего Рима: «Древнейший Рим», «Завоевание Римом Италии», «Могущество Римской империи»
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
Технология критического мышления, диалоговое общение, групповая работа, смысловое чтение (работа с текстом)
Проектный метод с приемами исследования и поиска, интерактивный метод (работа в парах и с учителем)
Приложение.
1.Словарь терминов:
Легион (от лат. Lego – собирать) — основная организационная единица в армии Древнего Рима.
Боевой порядок легиона состоял из 3 линий по 10 манипул в каждой.
гастаты — 1200 человек=10 манипул=20 центурий по 60 человек — 1 ряд;
принципы — 1200 человек=10 манипул=20 центурий по 60 человек —2 ряд;
триарии — 600 человек=10 манипул=20 центурий по 30 человек — 3 ряд;
легкая пехота — велиты, вне строя (1200 человек);
кавалерия на флангах.
Мани́пула (от лат. manipula — букв. «горсть», от manus — «рука») — основное тактическое подразделение легиона, одна тридцатая часть римского легиона. Каждая манипула делилась на две центурии под командованием центуриона
Кого́рта (лат. cohors, букв. «огороженное место») — одно из главных тактических подразделений римской армии. В Третью Пуническую войну одна когорта включала 2 манипулы.
Центурия - в древнем Риме - часть легиона в сто человек.
Центурион (centurio), командир центурии. Обычно этот пост получали легионеры-ветераны, однако центурионом можно было стать и по непосредственному указу императора или иного высокопоставленного чиновника.
Ка́лиги, Ка́лигвы (лат. călĭgae — «сапоги») у римлян — солдатская обувь, полусапоги, покрывавшие голени до половины. Она состояла из кожаных чулок и сандалий с ремнями. Толстая подошва сандалий была покрыта шипами. Калиги были хорошо приспособлены для длительных переходов. У рядовых солдат это были простые полусапоги, покрывавшие голени до половины; у высших чинов они украшались серебряными или золотыми гвоздями.
Пилум (лат. pilum, мн.ч. pila) — метательное копьё, состоявшее на вооружении легионов Древнего Рима. Пилум состоял из древка и железного наконечника, который по первоначальной конструкции равнялся по длине древку. Наконечник наполовину всаживался в древко, так что общая длина копья составляла приблизительно сажень (~2 метра).
Гла́диус (лат. gladius) — римский короткий меч (до 60 сантиметров).
Ску́тум (лат. scutum) — ростовой (башенный) щит с центральной ручкой
«aquila» (орёл) - символ римского легиона, тесно связан с культом бога Юпитера, который в свою очередь считался покровителем Рима. Орел легиона был настолько ценен, что его потеря считалась позором для легиона (как и потеря полкового знамени позднее), вследствие чего он распускался, а его военнослужащие распределялись по другим частям. Поэтому охрана орла была делом особой важности. В каждом легионе этим занималась первая когорта, имевшая больший почет во всем формировании. Носился штандарт всегда во главе легиона.
2. Работа с текстом
Пусть я погиб под Ахероном И кровь моя досталась псам - Орел Шестого легиона Все так же рвется к небесам.
Все так же храбр он и беспечен И, как всегда, неустрашим. Пусть век солдата быстротечен, Но вечен Рим, священный Рим.
Под Палестины знойным небом, В сирийских шумных городах Манипул римских топот мерный, Заставит дрогнуть дух врага. Калиг солдатских топот мерный, Заставит дрогнуть дух врага.
Кровь, пот, мозоли нам не в тягость На раны плюй - не до того! Пусть даст приказ Тиберий Август, Мы точно выполним его.
Сожжен в песках Иерусалима, В волнах Евфрата закален, В честь императора и Рима, Шестой шагает легион.
Пусть я погиб и взят Хароном, Пусть кpовь моя досталась псам, Орёл шестого легиона, Все так же рвётся к небесам.
Примерные вопросы для работы с текстом:
а) Ответить на вопросы по тексту песни (для слабого класса)
б) Составить самим вопросы по тексту песни (для сильного класса):
Что такое и где находится Ахерон? Что означает выражение «Пусть я погиб и взят Хароном» в последнем куплете песни?
О каком роде войск упоминается в тексте песни? Какие слова и выражения об этом говорят?
На какие части делилась римская армия?
На каких территориях, согласно словам песни, воевали римские воины? Легко ли было служить в армии?
Кому посвящались победы римской армии? Отношение к Риму?
На каком уровне существовала дисциплина в войске римлян? Была ли армия римлян сильным противником?
Работая с вопросами, обучающиеся используют карты и ресурсы Интернета.