СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории Древнего мира

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока истории по теме  

«Армия Древнего Рима».

 

 

 

 

Автор работы:

Тагиева Нина Васильевна

  учитель истории и обществознания

 МКОУ СОШ №6

 

 

 

 

 

 

2020 год

 

Технологическая карта урока

Тема: «Армия Древнего Рима».

 

Автор урока: Тагиева Н.В.

Образовательная программа по предмету «История»

Класс 5

 

Тип урока – урок «открытия» нового знания (урок-исследование). Использование технологии критического мышления, диалоговое общение, групповая работа,  смысловое чтение (работа с текстом), проектный метод с приемами исследования и поиска, интерактивный метод (работа в парах и с учителем).

 

Урок рассчитан на интерес мальчиков к военной тематике и предлагает большой объем новой информации, которой нет в учебнике по истории Древнего мира для 5 класса. Поэтому на уроке привлекаются возможности компьютера и ресурсы Интернета.

 

Цель: Выяснить, что представляет собой римское войско: структура, вооружение, боевая тактика римской армии; определить его сильные и слабые стороны;  выяснить характер военных действий римской армии.  

 

Задачи: 1. Развивать у учащихся умения рассуждать,  аргументировать свою точку зрения,  анализировать, работать с текстом и использовать возможности компьютера.

2. учить ребят работать  в группе, в парах.

 

 

 

 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

метапредметные

личностные

Развивать умение искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и значения событий прошлого.

Характеризовать Римскую армию,  вооружение,  методы ведения боя, завоевания римлян.  

 

Регулятивные:  уметь определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации, вносить необходимые коррективы.

Познавательные: уметь определять понятия, сравнивать объекты, анализировать, устанавливать причинно- следственные связи,  логически рассуждать, делать выводы. Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.   Коммуникативные: организовывать   сотрудничество с учителем и сверстниками;   аргументировать свою точку зрения, учитывая позицию собеседника.

Проявлять внимание, желание больше узнать.

Быть готовыми вести диалог со сверстниками и достигать в нем взаимопонимания, работать в паре.

 

 

 

 

 

Основные понятия

Легион, легионер, манипула, когорта, центурия, «черепаха», калиги, скутум, гладиус, aquila, пилум

 

Этап урока

(название, цели, время)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

Учеников

Учитель приветствует учащихся.

- Добрый день. Предлагаю сегодня побывать исследователями. Нам предстоит поработать с учебником, текстом и даже видеоматериалами. У вас будет возможность найти сведения по уроку в сети Интернет.

Предлагает  проверить свою готовность к уроку.

Формируемые УУД

I. Организационный этап.

2 мин.

Проверяют свою готовность к уроку.

Включаются в деловой ритм.

 

 

II. Определение темы урока.

3 мин.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока предлагаю поработать с картами

 – Сравните две карты, какие изменения вы видите? Представлены карты «Древнейший Рим»  и «Завоевание Римом Италии».  (Рим завоевал всю Италию)

 

 

 

 

- А сейчас поработайте с третьей картой «Римская империя во 2 веке н.э.». Какие изменения можете зафиксировать?  

– Предположите, о чём мы будем с вами сегодня разговаривать? (О том, как  Рим завоевал Италию и другие территории). – Предположите, как римлянам удалось завоевать весь Апеннинский полуостров?  

– Что необходимо государству для успешных завоеваний? (подготовленная армия, хорошие командиры,  внешняя опасность, из-за которой государство создает сильную армию; иногда желание завоёвывать чужие территории) Подумайте, какие   сведения об армии Древнего Рима нам нужно знать, чтобы иметь о ней как можно более полное представление? (привлечь знания об армиях других государств, уже изученных учащимися)  

Найдите на карте территории, о которых мы с вами уже говорили на уроках истории и которые вошли в состав Римского государства

Работают с картами и определяют тему урока, предлагая свои версии.

Регулятивные: умение определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, учитывая позицию собеседника 

Познавательные: умение сравнивать объекты, анализировать (выделять главное), делать выводы.

Рассуждают, говорят о вооружении, тактике, наборе в войско.

 

 

Учащиеся по карте прослеживают рост территории римского государства, называют завоеванные римлянами территории.

Регулятивные: учатся работать по предложенному плану.

Познавательные: используют знаково-символические средства.

III. Мотивационно- целевой этап .

10 мин.

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.  

- Предлагаю посмотреть видеоролик на песню «Орёл шестого легиона» (https://www.youtube.com/watch?v=7UiBQr_PFVY)

 

Предлагаю вам такое задание: обратите внимание на вооружение римских воинов, доспехи, тактику ведения боя.

Предположите, насколько престижно и комфортно было служить в римской армии.

Внимательно смотрят ролик и слушают слова песни.

 

Высказывают свое мнение о службе в армии

IV. Основной этап

20 мин.

 

Способствует усвоению учащимися новых знаний. Дает задания, объясняет их, контролирует ход выполнения.

 

Работаем с параграфом 46, пункт 3. Найдите на стр. 224 информацию о римской армии,  понятие «легион» (основная организационная единица армии в Древнем Риме). На какие части делился легион?

 

 

 

Работаем с текстом учебника и в помощь ресурсы Интернета. Обратите внимание на рисунки на стр. 224 учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте поработаем с информацией с учебника об устройстве римского лагеря. Чтение и  пересказ.

 

Ребята, скажите,  без чего не может обходиться ни одна армия вообще?

 

 

 

Исходя из этого определения, сформулируйте определение понятия «легионер».

Кто мог служить в римской армии? Найдите в тексте учебника

 

Найдите в тексте информацию об оружии и  форме одежды легионера? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте текст учебника и воспользуйтесь Интернетом.  Составьте презентацию «Вооружение римского легионера».

 

Боевое построение легиона. Работа с иллюстрацией в учебнике.

 

 

 

В чем преимущество построения римского легиона в бою в сравнении с македонской фалангой?

 

 

 

 

Какие меры наказания и поощрения применялись в римском войске?

 

 

 

Работают с учебником и Интернетом в парах.

Находят понятия и записывают в тетрадь.

 

 

 

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ

 

Составляют презентацию «Вооружение римского легионера».

Работают с иллюстрацией на стр.225

Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме

Учащиеся рассуждают, аргументируют, вспоминают пройденный материал. Сравнивают боевые построения

 

 

Рассуждают с помощью учителя о дисциплине

Узнают из учебника о наказаниях, высказывают свое мнение по этому поводу.

V. Закрепление изученного материла

7 мин.

Дает задание и комментирует его.

Предлагаю вам поработать с текстом песни «Орёл шестого легиона» и ответить на вопросы. Вам предстоит внимательно изучить слова песни, найти дополнительные сведения о римской армии 

Что еще нового узнали о римлянах и их войске?

Как вы думаете, армию римлян можно назвать завоевательной? Чем можете доказать?

Работают с текстом, находят ответы на вопросы.

Называют территории, завоеванные Римом, приводят в пример карты, анализом которых начали урок.

 

 

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждений

VI. Рефлексивно-оценочный этап

2 мин.

Проводит беседу.

Предлагаю  перечислить характерные черты римской армии. Важнейшие из них: специальная система подготовки и обучения воинов, решающая роль тяжелой пехоты, трехлинейное деление легиона, тактика плотного строя, короткий меч как основное оружие.   

- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Выполнили цель?

- Что для вас явилось новым?

- Кто доволен своей работой на уроке? А кто нет?

Отвечают на вопросы.

Перечисляют характерные черты римской армии

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

VII. Домашнее задание

1 мин.

Комментирует домашнее задание

Составить рассказ от имени воина-легионера, с использованием  новых терминов и понятий о римской армии, тактике, вооружении

Записывают домашнее задание

 

Дополнительная информация

Образовательные ресурсы, оборудование и материалы

карты «Древнейший Рим», «Завоевание Римом Италии», «Могущество Римской империи», учебник «История Древнего мира» для 5 класса, видеоролик на песню «Орёл шестого легиона», текст песни «Орёл шестого легиона» для каждой пары, компьютер с выходом в Интернет.

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник: История Древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая -М.: Просвещение, 2014

интернет-ресурсы

Видеоролик - https://www.youtube.com/watch?v=7UiBQr_PFVY

 

Дидактическое обеспечение урока

Учебные карты по истории Древнего Рима: «Древнейший Рим», «Завоевание Римом Италии», «Могущество Римской империи»  

 

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Технология критического мышления, диалоговое общение, групповая работа,  смысловое чтение (работа с текстом) 

Проектный метод с приемами исследования и поиска, интерактивный метод (работа в парах и с учителем) 

 

 

Приложение.

1.Словарь терминов:

Легион (от лат. Lego – собирать) — основная организационная  единица в армии Древнего Рима. 

Боевой порядок легиона состоял из 3 линий по 10 манипул в каждой.

  • гастаты — 1200 человек=10 манипул=20 центурий по 60 человек — 1 ряд;
  • принципы — 1200 человек=10 манипул=20 центурий по 60 человек —2 ряд;
  • триарии — 600 человек=10 манипул=20 центурий по 30 человек — 3 ряд;
  • легкая пехота — велиты, вне строя (1200 человек);
  • кавалерия на флангах.

 

Мани́пула (от лат. manipula — букв. «горсть», от manus — «рука»)  — основное тактическое подразделение легиона, одна тридцатая часть римского легиона. Каждая манипула делилась на две центурии под командованием центуриона

 

Кого́рта (лат. cohors, букв. «огороженное место») — одно из главных тактических подразделений римской армии. В Третью Пуническую войну одна когорта включала 2 манипулы.

 

Центурия - в древнем Риме - часть легиона в сто человек.

 

Центурион (centurio), командир центурии.  Обычно этот пост получали легионеры-ветераны, однако центурионом можно было стать и по непосредственному указу императора или иного высокопоставленного чиновника.

 

Ка́лиги, Ка́лигвы (лат. călĭgae — «сапоги») у римлян — солдатская обувь, полусапоги, покрывавшие голени до половины. Она состояла из кожаных чулок и сандалий с ремнями. Толстая подошва сандалий была покрыта шипами. Калиги были хорошо приспособлены для длительных переходов. У рядовых солдат это были простые полусапоги, покрывавшие голени до половины; у высших чинов они украшались серебряными или золотыми гвоздями.

Пилум (лат. pilum, мн.ч. pila) — метательное копьё, состоявшее на вооружении легионов Древнего Рима.  Пилум состоял из древка и железного наконечника, который по первоначальной конструкции равнялся по длине древку. Наконечник наполовину всаживался в древко, так что общая длина копья составляла приблизительно сажень (~2 метра).

Гла́диус (лат. gladius) — римский короткий меч (до 60 сантиметров).

Ску́тум (лат. scutum) — ростовой (башенный) щит с центральной ручкой 

«aquila» (орёл) - символ римского легиона, тесно связан с культом бога Юпитера, который в свою очередь считался покровителем Рима. Орел легиона был настолько ценен, что его потеря считалась позором для легиона (как и потеря полкового знамени позднее), вследствие чего он распускался, а его военнослужащие распределялись по другим частям. Поэтому охрана орла была делом особой важности. В каждом легионе этим занималась первая когорта, имевшая больший почет во всем формировании. Носился штандарт всегда во главе легиона.

 

2. Работа с текстом

 

Пусть я погиб под Ахероном И кровь моя досталась псам - Орел Шестого легиона Все так же рвется к небесам. Все так же храбр он и беспечен И, как всегда, неустрашим. Пусть век солдата быстротечен, Но вечен Рим, священный Рим. Под Палестины знойным небом, В сирийских шумных городах Манипул римских топот мерный, Заставит дрогнуть дух врага. Калиг солдатских топот мерный, Заставит дрогнуть дух врага.

Кровь, пот, мозоли нам не в тягость На раны плюй - не до того! Пусть даст приказ Тиберий Август, Мы точно выполним его. Сожжен в песках Иерусалима, В волнах Евфрата закален, В честь императора и Рима, Шестой шагает легион. Пусть я погиб и взят Хароном, Пусть кpовь моя досталась псам, Орёл шестого легиона, Все так же рвётся к небесам.

 

Примерные вопросы для работы с текстом:

 

а) Ответить на вопросы по тексту песни (для слабого класса)

б) Составить самим вопросы по тексту песни (для сильного класса):

  1. Что такое и где находится Ахерон? Что означает выражение «Пусть я погиб и взят Хароном» в последнем куплете песни?
  2. О каком роде войск упоминается в тексте песни? Какие слова и выражения об этом говорят?
  3. На какие части делилась римская армия?
  4. На каких территориях, согласно словам песни, воевали римские воины? Легко ли было служить в армии?
  5. Кому посвящались победы римской армии? Отношение к Риму?
  6. На каком уровне существовала дисциплина в войске римлян? Была ли армия римлян сильным противником?

 

Работая с вопросами, обучающиеся используют карты и ресурсы Интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока истории по теме  

«Армия Древнего Рима».

 

 

 

 

Автор работы:

Тагиева Нина Васильевна

  учитель истории и обществознания

 МКОУ СОШ №6

 

 

 

 

 

 

2020 год

 

Технологическая карта урока

Тема: «Армия Древнего Рима».

 

Автор урока: Тагиева Н.В.

Образовательная программа по предмету «История»

Класс 5

 

Тип урока – урок «открытия» нового знания (урок-исследование). Использование технологии критического мышления, диалоговое общение, групповая работа,  смысловое чтение (работа с текстом), проектный метод с приемами исследования и поиска, интерактивный метод (работа в парах и с учителем).

 

Урок рассчитан на интерес мальчиков к военной тематике и предлагает большой объем новой информации, которой нет в учебнике по истории Древнего мира для 5 класса. Поэтому на уроке привлекаются возможности компьютера и ресурсы Интернета.

 

Цель: Выяснить, что представляет собой римское войско: структура, вооружение, боевая тактика римской армии; определить его сильные и слабые стороны;  выяснить характер военных действий римской армии.  

 

Задачи: 1. Развивать у учащихся умения рассуждать,  аргументировать свою точку зрения,  анализировать, работать с текстом и использовать возможности компьютера.

2. учить ребят работать  в группе, в парах.

 

 

 

 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

метапредметные

личностные

Развивать умение искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и значения событий прошлого.

Характеризовать Римскую армию,  вооружение,  методы ведения боя, завоевания римлян.  

 

Регулятивные:  уметь определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации, вносить необходимые коррективы.

Познавательные: уметь определять понятия, сравнивать объекты, анализировать, устанавливать причинно- следственные связи,  логически рассуждать, делать выводы. Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.   Коммуникативные: организовывать   сотрудничество с учителем и сверстниками;   аргументировать свою точку зрения, учитывая позицию собеседника.

Проявлять внимание, желание больше узнать.

Быть готовыми вести диалог со сверстниками и достигать в нем взаимопонимания, работать в паре.

 

 

 

 

 

Основные понятия

Легион, легионер, манипула, когорта, центурия, «черепаха», калиги, скутум, гладиус, aquila, пилум

 

Этап урока

(название, цели, время)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

Учеников

Учитель приветствует учащихся.

- Добрый день. Предлагаю сегодня побывать исследователями. Нам предстоит поработать с учебником, текстом и даже видеоматериалами. У вас будет возможность найти сведения по уроку в сети Интернет.

Предлагает  проверить свою готовность к уроку.

Формируемые УУД

I. Организационный этап.

2 мин.

Проверяют свою готовность к уроку.

Включаются в деловой ритм.

 

 

II. Определение темы урока.

3 мин.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока предлагаю поработать с картами

 – Сравните две карты, какие изменения вы видите? Представлены карты «Древнейший Рим»  и «Завоевание Римом Италии».  (Рим завоевал всю Италию)

 

 

 

 

- А сейчас поработайте с третьей картой «Римская империя во 2 веке н.э.». Какие изменения можете зафиксировать?  

– Предположите, о чём мы будем с вами сегодня разговаривать? (О том, как  Рим завоевал Италию и другие территории). – Предположите, как римлянам удалось завоевать весь Апеннинский полуостров?  

– Что необходимо государству для успешных завоеваний? (подготовленная армия, хорошие командиры,  внешняя опасность, из-за которой государство создает сильную армию; иногда желание завоёвывать чужие территории) Подумайте, какие   сведения об армии Древнего Рима нам нужно знать, чтобы иметь о ней как можно более полное представление? (привлечь знания об армиях других государств, уже изученных учащимися)  

Найдите на карте территории, о которых мы с вами уже говорили на уроках истории и которые вошли в состав Римского государства

Работают с картами и определяют тему урока, предлагая свои версии.

Регулятивные: умение определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, учитывая позицию собеседника 

Познавательные: умение сравнивать объекты, анализировать (выделять главное), делать выводы.

Рассуждают, говорят о вооружении, тактике, наборе в войско.

 

 

Учащиеся по карте прослеживают рост территории римского государства, называют завоеванные римлянами территории.

Регулятивные: учатся работать по предложенному плану.

Познавательные: используют знаково-символические средства.

III. Мотивационно- целевой этап .

10 мин.

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.  

- Предлагаю посмотреть видеоролик на песню «Орёл шестого легиона» (https://www.youtube.com/watch?v=7UiBQr_PFVY)

 

Предлагаю вам такое задание: обратите внимание на вооружение римских воинов, доспехи, тактику ведения боя.

Предположите, насколько престижно и комфортно было служить в римской армии.

Внимательно смотрят ролик и слушают слова песни.

 

Высказывают свое мнение о службе в армии

IV. Основной этап

20 мин.

 

Способствует усвоению учащимися новых знаний. Дает задания, объясняет их, контролирует ход выполнения.

 

Работаем с параграфом 46, пункт 3. Найдите на стр. 224 информацию о римской армии,  понятие «легион» (основная организационная единица армии в Древнем Риме). На какие части делился легион?

 

 

 

Работаем с текстом учебника и в помощь ресурсы Интернета. Обратите внимание на рисунки на стр. 224 учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте поработаем с информацией с учебника об устройстве римского лагеря. Чтение и  пересказ.

 

Ребята, скажите,  без чего не может обходиться ни одна армия вообще?

 

 

 

Исходя из этого определения, сформулируйте определение понятия «легионер».

Кто мог служить в римской армии? Найдите в тексте учебника

 

Найдите в тексте информацию об оружии и  форме одежды легионера? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте текст учебника и воспользуйтесь Интернетом.  Составьте презентацию «Вооружение римского легионера».

 

Боевое построение легиона. Работа с иллюстрацией в учебнике.

 

 

 

В чем преимущество построения римского легиона в бою в сравнении с македонской фалангой?

 

 

 

 

Какие меры наказания и поощрения применялись в римском войске?

 

 

 

Работают с учебником и Интернетом в парах.

Находят понятия и записывают в тетрадь.

 

 

 

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ

 

Составляют презентацию «Вооружение римского легионера».

Работают с иллюстрацией на стр.225

Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме

Учащиеся рассуждают, аргументируют, вспоминают пройденный материал. Сравнивают боевые построения

 

 

Рассуждают с помощью учителя о дисциплине

Узнают из учебника о наказаниях, высказывают свое мнение по этому поводу.

V. Закрепление изученного материла

7 мин.

Дает задание и комментирует его.

Предлагаю вам поработать с текстом песни «Орёл шестого легиона» и ответить на вопросы. Вам предстоит внимательно изучить слова песни, найти дополнительные сведения о римской армии 

Что еще нового узнали о римлянах и их войске?

Как вы думаете, армию римлян можно назвать завоевательной? Чем можете доказать?

Работают с текстом, находят ответы на вопросы.

Называют территории, завоеванные Римом, приводят в пример карты, анализом которых начали урок.

 

 

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждений

VI. Рефлексивно-оценочный этап

2 мин.

Проводит беседу.

Предлагаю  перечислить характерные черты римской армии. Важнейшие из них: специальная система подготовки и обучения воинов, решающая роль тяжелой пехоты, трехлинейное деление легиона, тактика плотного строя, короткий меч как основное оружие.   

- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Выполнили цель?

- Что для вас явилось новым?

- Кто доволен своей работой на уроке? А кто нет?

Отвечают на вопросы.

Перечисляют характерные черты римской армии

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

VII. Домашнее задание

1 мин.

Комментирует домашнее задание

Составить рассказ от имени воина-легионера, с использованием  новых терминов и понятий о римской армии, тактике, вооружении

Записывают домашнее задание

 

Дополнительная информация

Образовательные ресурсы, оборудование и материалы

карты «Древнейший Рим», «Завоевание Римом Италии», «Могущество Римской империи», учебник «История Древнего мира» для 5 класса, видеоролик на песню «Орёл шестого легиона», текст песни «Орёл шестого легиона» для каждой пары, компьютер с выходом в Интернет.

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник: История Древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая -М.: Просвещение, 2014

интернет-ресурсы

Видеоролик - https://www.youtube.com/watch?v=7UiBQr_PFVY

 

Дидактическое обеспечение урока

Учебные карты по истории Древнего Рима: «Древнейший Рим», «Завоевание Римом Италии», «Могущество Римской империи»  

 

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Технология критического мышления, диалоговое общение, групповая работа,  смысловое чтение (работа с текстом) 

Проектный метод с приемами исследования и поиска, интерактивный метод (работа в парах и с учителем) 

 

 

Приложение.

1.Словарь терминов:

Легион (от лат. Lego – собирать) — основная организационная  единица в армии Древнего Рима. 

Боевой порядок легиона состоял из 3 линий по 10 манипул в каждой.

  • гастаты — 1200 человек=10 манипул=20 центурий по 60 человек — 1 ряд;
  • принципы — 1200 человек=10 манипул=20 центурий по 60 человек —2 ряд;
  • триарии — 600 человек=10 манипул=20 центурий по 30 человек — 3 ряд;
  • легкая пехота — велиты, вне строя (1200 человек);
  • кавалерия на флангах.

 

Мани́пула (от лат. manipula — букв. «горсть», от manus — «рука»)  — основное тактическое подразделение легиона, одна тридцатая часть римского легиона. Каждая манипула делилась на две центурии под командованием центуриона

 

Кого́рта (лат. cohors, букв. «огороженное место») — одно из главных тактических подразделений римской армии. В Третью Пуническую войну одна когорта включала 2 манипулы.

 

Центурия - в древнем Риме - часть легиона в сто человек.

 

Центурион (centurio), командир центурии.  Обычно этот пост получали легионеры-ветераны, однако центурионом можно было стать и по непосредственному указу императора или иного высокопоставленного чиновника.

 

Ка́лиги, Ка́лигвы (лат. călĭgae — «сапоги») у римлян — солдатская обувь, полусапоги, покрывавшие голени до половины. Она состояла из кожаных чулок и сандалий с ремнями. Толстая подошва сандалий была покрыта шипами. Калиги были хорошо приспособлены для длительных переходов. У рядовых солдат это были простые полусапоги, покрывавшие голени до половины; у высших чинов они украшались серебряными или золотыми гвоздями.

Пилум (лат. pilum, мн.ч. pila) — метательное копьё, состоявшее на вооружении легионов Древнего Рима.  Пилум состоял из древка и железного наконечника, который по первоначальной конструкции равнялся по длине древку. Наконечник наполовину всаживался в древко, так что общая длина копья составляла приблизительно сажень (~2 метра).

Гла́диус (лат. gladius) — римский коротк

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Древнего мира»




Технологическая карта урока истории по теме

«Армия Древнего Рима».






Автор работы:

Тагиева Нина Васильевна

учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ №6







2020 год



Технологическая карта урока

Тема: «Армия Древнего Рима».



Автор урока: Тагиева Н.В.

Образовательная программа по предмету «История»

Класс 5



Тип урока – урок «открытия» нового знания (урок-исследование). Использование технологии критического мышления, диалоговое общение, групповая работа, смысловое чтение (работа с текстом), проектный метод с приемами исследования и поиска, интерактивный метод (работа в парах и с учителем).

Урок рассчитан на интерес мальчиков к военной тематике и предлагает большой объем новой информации, которой нет в учебнике по истории Древнего мира для 5 класса. Поэтому на уроке привлекаются возможности компьютера и ресурсы Интернета.


Цель: Выяснить, что представляет собой римское войско: структура, вооружение, боевая тактика римской армии; определить его сильные и слабые стороны; выяснить характер военных действий римской армии.


Задачи: 1. Развивать у учащихся умения рассуждать, аргументировать свою точку зрения, анализировать, работать с текстом и использовать возможности компьютера.

2. учить ребят работать в группе, в парах.





Планируемые образовательные результаты:

Предметные

метапредметные

личностные

Развивать умение искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и значения событий прошлого.

Характеризовать Римскую армию,  вооружение, методы ведения боя, завоевания римлян.

Регулятивные:  уметь определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации, вносить необходимые коррективы.

Познавательные: уметь определять понятия, сравнивать объекты, анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, логически рассуждать, делать выводы. Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.

Коммуникативные: организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками; аргументировать свою точку зрения, учитывая позицию собеседника.

Проявлять внимание, желание больше узнать.

Быть готовыми вести диалог со сверстниками и достигать в нем взаимопонимания, работать в паре.








Основные понятия

Легион, легионер, манипула, когорта, центурия, «черепаха», калиги, скутум, гладиус, aquila, пилум



Этап урока

(название, цели, время)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

Учеников

Учитель приветствует учащихся.

- Добрый день. Предлагаю сегодня побывать исследователями. Нам предстоит поработать с учебником, текстом и даже видеоматериалами. У вас будет возможность найти сведения по уроку в сети Интернет.

Предлагает проверить свою готовность к уроку.

Формируемые УУД

I. Организационный этап.

2 мин.

Проверяют свою готовность к уроку.

Включаются в деловой ритм.






II. Определение темы урока.

3 мин.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока предлагаю поработать с картами

– Сравните две карты, какие изменения вы видите? Представлены карты «Древнейший Рим» и «Завоевание Римом Италии». (Рим завоевал всю Италию)









- А сейчас поработайте с третьей картой «Римская империя во 2 веке н.э.». Какие изменения можете зафиксировать?

– Предположите, о чём мы будем с вами сегодня разговаривать? (О том, как Рим завоевал Италию и другие территории).
– Предположите, как римлянам удалось завоевать весь Апеннинский полуостров?


– Что необходимо государству для успешных завоеваний? (подготовленная армия, хорошие командиры, внешняя опасность, из-за которой государство создает сильную армию; иногда желание завоёвывать чужие территории)
Подумайте, какие сведения об армии Древнего Рима нам нужно знать, чтобы иметь о ней как можно более полное представление? (привлечь знания об армиях других государств, уже изученных учащимися)


Найдите на карте территории, о которых мы с вами уже говорили на уроках истории и которые вошли в состав Римского государства

Работают с картами и определяют тему урока, предлагая свои версии.

Регулятивные: умение определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, учитывая позицию собеседника

Познавательные: умение сравнивать объекты,
анализировать (выделять главное), делать выводы.

Рассуждают, говорят о вооружении, тактике, наборе в войско.





Учащиеся по карте прослеживают рост территории римского государства, называют завоеванные римлянами территории.

Регулятивные: учатся работать по предложенному плану.

Познавательные: используют знаково-символические средства.

III. Мотивационно- целевой этап .

10 мин.


Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Предлагаю посмотреть видеоролик на песню «Орёл шестого легиона» (https://www.youtube.com/watch?v=7UiBQr_PFVY)




Предлагаю вам такое задание: обратите внимание на вооружение римских воинов, доспехи, тактику ведения боя.

Предположите, насколько престижно и комфортно было служить в римской армии.


Внимательно смотрят ролик и слушают слова песни.



Высказывают свое мнение о службе в армии

IV. Основной этап

20 мин.




Способствует усвоению учащимися новых знаний. Дает задания, объясняет их, контролирует ход выполнения.



Работаем с параграфом 46, пункт 3. Найдите на стр. 224 информацию о римской армии, понятие «легион» (основная организационная единица армии в Древнем Риме). На какие части делился легион?







Работаем с текстом учебника и в помощь ресурсы Интернета. Обратите внимание на рисунки на стр. 224 учебника.





























Давайте поработаем с информацией с учебника об устройстве римского лагеря. Чтение и пересказ.



Ребята, скажите, без чего не может обходиться ни одна армия вообще?








Исходя из этого определения, сформулируйте определение понятия «легионер».

Кто мог служить в римской армии? Найдите в тексте учебника



Найдите в тексте информацию об оружии и форме одежды легионера? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте текст учебника и воспользуйтесь Интернетом. Составьте презентацию «Вооружение римского легионера».



Боевое построение легиона. Работа с иллюстрацией в учебнике.







В чем преимущество построения римского легиона в бою в сравнении с македонской фалангой?









Какие меры наказания и поощрения применялись в римском войске?





Работают с учебником и Интернетом в парах.

Находят понятия и записывают в тетрадь.







Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ



Составляют презентацию «Вооружение римского легионера».

Работают с иллюстрацией на стр.225

Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме

Учащиеся рассуждают, аргументируют, вспоминают пройденный материал. Сравнивают боевые построения





Рассуждают с помощью учителя о дисциплине

Узнают из учебника о наказаниях, высказывают свое мнение по этому поводу.

V. Закрепление изученного материла

7 мин.

Дает задание и комментирует его.

Предлагаю вам поработать с текстом песни «Орёл шестого легиона» и ответить на вопросы. Вам предстоит внимательно изучить слова песни, найти дополнительные сведения о римской армии

Что еще нового узнали о римлянах и их войске?

Как вы думаете, армию римлян можно назвать завоевательной? Чем можете доказать?

Работают с текстом, находят ответы на вопросы.

Называют территории, завоеванные Римом, приводят в пример карты, анализом которых начали урок.





Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждений


VI. Рефлексивно-оценочный этап

2 мин.


Проводит беседу.

Предлагаю перечислить характерные черты римской армии. Важнейшие из них: специальная система подготовки и обучения воинов, решающая роль тяжелой пехоты, трехлинейное деление легиона, тактика плотного строя, короткий меч как основное оружие. 



- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Выполнили цель?

- Что для вас явилось новым?

- Кто доволен своей работой на уроке? А кто нет?

Отвечают на вопросы.

Перечисляют характерные черты римской армии

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

VII. Домашнее задание

1 мин.


Комментирует домашнее задание

Составить рассказ от имени воина-легионера, с использованием новых терминов и понятий о римской армии, тактике, вооружении

Записывают домашнее задание



Дополнительная информация

Образовательные ресурсы, оборудование и материалы

карты «Древнейший Рим», «Завоевание Римом Италии», «Могущество Римской империи», учебник «История Древнего мира» для 5 класса, видеоролик на песню «Орёл шестого легиона», текст песни «Орёл шестого легиона» для каждой пары, компьютер с выходом в Интернет.

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник: История Древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая -М.: Просвещение, 2014

интернет-ресурсы

Видеоролик - https://www.youtube.com/watch?v=7UiBQr_PFVY


Дидактическое обеспечение урока

Учебные карты по истории Древнего Рима: «Древнейший Рим», «Завоевание Римом Италии», «Могущество Римской империи»


Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технология критического мышления, диалоговое общение, групповая работа, смысловое чтение (работа с текстом)

Проектный метод с приемами исследования и поиска, интерактивный метод (работа в парах и с учителем) 





Приложение.

1.Словарь терминов:

Легион (от лат. Lego – собирать) — основная организационная единица в армии Древнего Рима. 

Боевой порядок легиона состоял из 3 линий по 10 манипул в каждой.

  • гастаты — 1200 человек=10 манипул=20 центурий по 60 человек — 1 ряд;

  • принципы — 1200 человек=10 манипул=20 центурий по 60 человек —2 ряд;

  • триарии — 600 человек=10 манипул=20 центурий по 30 человек — 3 ряд;

  • легкая пехота — велиты, вне строя (1200 человек);

  • кавалерия на флангах.



Мани́пула (от лат. manipula — букв. «горсть», от manus — «рука») — основное тактическое подразделение легиона, одна тридцатая часть римского легиона. Каждая манипула делилась на две центурии под командованием центуриона


Кого́рта (лат. cohors, букв. «огороженное место») — одно из главных тактических подразделений римской армии. В Третью Пуническую войну одна когорта включала 2 манипулы.


Центурия - в древнем Риме - часть легиона в сто человек.


Центурион (centurio), командир центурии. Обычно этот пост получали легионеры-ветераны, однако центурионом можно было стать и по непосредственному указу императора или иного высокопоставленного чиновника.


Ка́лиги, Ка́лигвы (лат. călĭgae — «сапоги») у римлян — солдатская обувь, полусапоги, покрывавшие голени до половины. Она состояла из кожаных чулок и сандалий с ремнями. Толстая подошва сандалий была покрыта шипами. Калиги были хорошо приспособлены для длительных переходов. У рядовых солдат это были простые полусапоги, покрывавшие голени до половины; у высших чинов они украшались серебряными или золотыми гвоздями.

Пилум (лат. pilum, мн.ч. pila) — метательное копьё, состоявшее на вооружении легионов Древнего Рима.  Пилум состоял из древка и железного наконечника, который по первоначальной конструкции равнялся по длине древку. Наконечник наполовину всаживался в древко, так что общая длина копья составляла приблизительно сажень (~2 метра).

Гла́диус (лат. gladius) — римский короткий меч (до 60 сантиметров).

Ску́тум (лат. scutum) — ростовой (башенный) щит с центральной ручкой 

«aquila» (орёл) - символ римского легиона, тесно связан с культом бога Юпитера, который в свою очередь считался покровителем Рима. Орел легиона был настолько ценен, что его потеря считалась позором для легиона (как и потеря полкового знамени позднее), вследствие чего он распускался, а его военнослужащие распределялись по другим частям. Поэтому охрана орла была делом особой важности. В каждом легионе этим занималась первая когорта, имевшая больший почет во всем формировании. Носился штандарт всегда во главе легиона.



2. Работа с текстом



Пусть я погиб под Ахероном
И кровь моя досталась псам -
Орел Шестого легиона
Все так же рвется к небесам.

Все так же храбр он и беспечен
И, как всегда, неустрашим.
Пусть век солдата быстротечен,
Но вечен Рим, священный Рим.

Под Палестины знойным небом,
В сирийских шумных городах
Манипул римских топот мерный,
Заставит дрогнуть дух врага.
Калиг солдатских топот мерный,
Заставит дрогнуть дух врага.


Кровь, пот, мозоли нам не в тягость
На раны плюй - не до того!
Пусть даст приказ Тиберий Август,
Мы точно выполним его.

Сожжен в песках Иерусалима,
В волнах Евфрата закален,
В честь императора и Рима,
Шестой шагает легион.

Пусть я погиб и взят Хароном,
Пусть кpовь моя досталась псам,
Орёл шестого легиона,
Все так же рвётся к небесам.


Примерные вопросы для работы с текстом:


а) Ответить на вопросы по тексту песни (для слабого класса)

б) Составить самим вопросы по тексту песни (для сильного класса):

  1. Что такое и где находится Ахерон? Что означает выражение «Пусть я погиб и взят Хароном» в последнем куплете песни?

  2. О каком роде войск упоминается в тексте песни? Какие слова и выражения об этом говорят?

  3. На какие части делилась римская армия?

  4. На каких территориях, согласно словам песни, воевали римские воины? Легко ли было служить в армии?

  5. Кому посвящались победы римской армии? Отношение к Риму?

  6. На каком уровне существовала дисциплина в войске римлян? Была ли армия римлян сильным противником?


Работая с вопросами, обучающиеся используют карты и ресурсы Интернета.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!