Поурочное планирование История 5 класс 23.09.2021 г.
Тема: «Государство на берегах Нила»
Цели: дать представление о местоположении Египта на карте мира и особенностях природных и климатических условий, процессе образования единого государства в Древнем Египте; объяснить значение понятий цивилизация, речные пороги, оазис, рельеф, фараон, столица.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Задачи:
Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные: формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.
Оборудование урока: презентация, тест, учебник: Вигасин А.А. История древнего мира.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Составьте 4-5 предложений со словами: древние люди, община, серп, скотоводство, земледелие, Африка
Изучение нового материала.
Местоположение и природа Египта.
- Примерно 5 тысяч лет назад по берегам крупных рек стали появляться первые государства. Давайте попробуем, разгадав кроссворд, узнать в какую страну, мы перенесемся и останемся на несколько уроков.
- Мы с вами оказались в Древнем Египте. Сегодня нам предстоит познакомиться с природой и местоположением этого государства.
А) географическое положение
Определяется вместе с учащимися по карте (слайд № 2). Показываются части света, учащиеся их называют. На карте находится Африка.
- Древний Египет был расположен в северо-восточной Африке
(учащиеся показывают север континента, восток континента, находят Египет). По карте выясняется, какими морями омывается государство (слайд № 3).
(Выясняется, какие представления имеют учащиеся о Египте.)
- На территории, где располагается Египет, огромные пространства занимают безжизненные пустыни (слайд № 4). Климат здесь – сухой и жаркий, крайне редко выпадают осадки. Жизнь в этих краях развивается лишь благодаря реке Нил, которая является одной из самых полноводных рек мира (слайд № 5). Она берет свое начало в Центральной Африке, далеко за пределами Египта и течет на север к Средиземному морю. Длина реки достигает 6671 км.
- Что необычного в течение реки? Как она впадает в море?
- Нил впадает в море несколькими рукавами, ту низменность, где он делится на рукава, древние греки называли дельтой, так как она была похожа на греческую букву «дельта»
( имеет форму равнобедренного треугольника), но в перевернутом виде. ( слайд №:6)
(В тетради учащиеся с помощью карандаша и линейки строят равнобедренный треугольник в дельте реки)
Разбор и заучивание термина «ДЕЛЬТА»
- Течение Нила на своем пути встречает ПОРОГИ. (слайд №7).
Учащиеся, глядя на картинку, пытаются ответить на вопрос: что такое пороги?
- Пороги - это опасные каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству. Преодолев их, Нил медленно и величаво течет на север, к морю.
- Севернее 1 порога расположен Египет. Река здесь спокойно течет по глубокой долине. К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Горе египтянину, если он заблудился в раскаленной пустыне! Его ждет неминуемая смерть от зноя и жажды, беспощадно палит солнце, вокруг горячие пески – жизнь возможна только в долине реки. В пустыне иногда встречаются ОАЗИСЫ
(учащиеся предлагают версии, что это может быть). Разбор термина (слайд №8).
В оазисах и на берегах Нила росло удивительное растение –ПАПИРУС, высокий тростник ( слайд № 9), из которого делали материал для письма. Затем и рукопись стали называть также (слайд № 10)
Физминутка
Разливы Нила
- В июне в Египте стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит солнце. От зноя и отсутствия влаги почва ссыхается, покрывается трещинами, становится твердой как камень. Но вот, в конце месяца, в Центральной Африке, откуда берет начало Нил, начинается сезон дождей и тает снег в горах. Нил выходит из берегов и затопляет поля, вода в реке становится мутно-зеленого, а затем красного цвета из-за красноватых горных пород.
Вода стоит до ноября, затем река постепенно входит в свои берега. Земля к этому времени хорошо пропитывается водой, а на полях остается слой плодородного ила. (учащиеся в учебнике находят термин и заучивают) Что такое ил? Ил-частицы полусгнивших растений, частицы горных пород. Благодаря ему почва была мягкая и жирная, ее было легко обрабатывать, и она давала большие урожаи.
Боясь наводнений, египтяне пытались разгадать причины разливов. Им казалось, разливы происходят по воле могущественного бога ХАПИ, который сидит в пещере и держит в руках два сосуда с водой. Летом он сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов и приносит плодородный ил. Поэтому Хапи почитали и пели ему хвалебные песни.
- Сами египтяне называли свою страну «ЧЕРНАЯ ЗЕМЛЯ» .
- А греки позднее эту страну назвали Египет, что означало «ЗАГАДКА», «ТАЙНА».
- Один философ сказал: «Египтяне самый счастливый народ, так как отец Нил делал все за них сам: орошал, разливаясь на поля, удобрял илом, делая их плодородными, египтянам оставалось только посеять семена, дождаться урожая и собрать его»
- Согласны ли вы с этим высказыванием? Так ли легко было египтянам, как описал философ?
Закрепление.
Учащиеся пытаются сделать общий вывод о роли Нила в жизни египтян.
Объединение Египта.
- Государство, которое охватывало весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около сорока небольших царств, которые постоянно воевали между собой в стремлении покорить соседей. После длительных войн долина Нила оказалась поделенной на два царства: Северный Египет (располагался в дельте) и Южный Египет (располагался выше по течению). Царь Южного Египта носил белую корону, а царь северного Египта – красную корону. (слайд № 11). Между двумя царствами шли ожесточенные войны. Примерно за 3тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта подчинил Северный Египет и объединил всю страну и захотел носить сразу две короны, поэтому ее сделали двойной. (слайд № 11). Повелителя всего Египта стали называть ФАРАОНОМ
Своей столицей фараон сделал город МЕМФИС
(поиск города на карте в учебнике)
Закрепление.
Учащийся рассказывает, как образовалось единое государство.
Д/З.
Параграф 6.