Ход урока
Организационный момент
Улыбнусь я себе.
Улыбнусь я тебе.
Улыбаться мне не лень.
Пусть хорошим будет день.
- Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь хорошие, добрые люди и мои любимые ученики.
Вспомним правила посадки:
Ноги на пол мы поставим, Спинки все мы разогнём, Локотки на стол поставим, Руки домиком сведём, Руку правую кладём, Руку левую кладём .
- На сегодняшнем уроке мы будем думать, размышлять, наблюдать, на вопросы отвечать. Красиво говорить, учиться строить предложения.
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Постановка правильного речевого дыхания
- Представьте, что вы оказались на лугу. Перед вами полянка с уже белыми одуванчиками. Вы сорвали одуванчик. Теперь подуйте на него так, чтобы его семена-парашютики разлетелись далеко-далеко.
- Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это –
-Какие слова помогают найти отгадку?
- Есть ли у вас дома кошка?
-Значит, с произведением с которым мы сейчас познакомимся, речь будет идти о ком?
Работа по теме урока:
- Сейчас я буду читать песню, а вы внимательно слушайте. (Чтение песенки учителем).
- Интересно ли было слушать?
- О ком говорится в произведении?
- Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (Труднопроизносимые слова).
- Давайте вместе прочитаем и запомним правильное произношение и ударение каждого слова. (Кудреватый, пушистый, золотистый, серенький, беленькая, крепкие, цепкие).
- А теперь прочитайте песенку самостоятельно. (Жужжащее чтение).
( Выразительное чтение песенки учащимися).
- Можно ли стихотворение назвать песней?
- Кто автор?
- Какая это песня?
- Скажите, пожалуйста, как описан котик в песенке? Прочитайте.
- А как выдумаете, почему котик описан так подробно?
- Как автор к нему относится? (Ласково).
- Какие слова в песенке говорят об этом? Прочитай.
- Ребята, в учебнике для вас приготовлена загадка. Сейчас я её прочитаю, а вы внимательно слушайте. И кто знает отгадку – поднимите руку.
- О ком говорится в загадке? С каким чувством? Прочитайте, выделяя ласковые слова в загадке, которые помогли вам отгадать её.
- Какую кошку вы представили, когда я прочитала вам загадку? Опишите её.
- Ребята, а сейчас я вам хочу предложить небольшой тест-опрос по нашему песенке. Я буду задавать вопросы по тексту, а вы слушайте внимательно, если услышите ошибку, то обязательно исправьте меня.
- Если высказывание верное – поднимите правую руку, если неверное – левую руку.
+ 1. Котика в песенке называли «Котя, котенька-коток»?
- 2. У котика глаза были зеленые? (Глазок золотистый).
+ 3. Хвостик пушистый?
- 4. Коготки острые? (Когти цепкие).
+ 5. Спинка серенькая?
+ 6. Грудка беленькая?
+ 7. Шубка очень хороша?
Физминутка
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз,
Чуть присела на карниз,
А с него упала вниз!
Продолжение работы по теме урока:
- Сегодня мы также познакомимся с новыми произведениями о птицах, узнаем интересные факты из жизни птиц.
Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Каждая птица поет свою песенку.
- Откройте учебник на с 59.Прочитайте название сказки
.-Кто автор?Как называется сказка? Эдуард Шим «Глухарь»)
-Ребята, а как Вы понимаете смысл слова: выручила?
Э. Ю. Шим родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, переменив множество занятий. «…Мастер на все руки - столяр и садовод, токарь и шофёр» в художественно-архитектурном училище, переселился в Москву. Шим - хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов.
Послушайте произведение. Определите его жанр и тему.
Первичное чтение сказки учителем
- Понравилась сказка?
-За что глухаря назвали глухарём?
- Какие сведения узнали о глухаре?
Каков жанр, тема? (сказка о животных)
Давайте опишем глухаря. Какой он? (важный, неторопливый, спокойный, степенный)
А Сорока? (крикливая, болтливая, говорливая, шустрая, непоседа)
-Попробуйте сами объяснить, почему некоторых птиц назвали именно так.
• Кукушка. (Из-за звуков, которые она подаёт.)
• Горихвост. (Сама птица чёрно-белая, а хвост - рыжий.)
• Поползень. (Ползает по стволу вверх-вниз, крылья нужны, чтобы перелетать с одного дерева на другое.)
-Мы сейчас будем читать по ролям в парах . Для этого давайте вспомним правила чтения по ролям.
1.Прочитать автора и название произведения
2.Прочитать диалог или текст беседы (Что такое диалог?)
3.Обсудить героев (кто они, какие, как ведут себя, о чем говорят)
4. распределение ролей
5.чтение произведения, так чтобы было понятно кто кого из героев изображает
- Каких вы знаете птиц?
- Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.) -
- Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.)
- Какая из наших птиц самая быстрая? (Стриж:.)
Как вы думаете, о какой птице пойдёт речь в этом рассказе?
А какая она эта птица?
Давайте прочитаем рассказ и увидим, правильно ли мы предположили?
Чтение рассказа учителем, дети следят.
- Что вы узнали о стрижах из этого рассказа?
- Г. Скребицкий был учёным-биологом. Работал в заповедниках. В своих произведениях писатель учит видеть взаимосвязи в природе, наблюдать и делать выводы о законах природы.
Почему птица не могла взлететь с дороги?
Как взлетел стриж? Найти в тексте и прочитать.
Перечитай ещё раз отрывок. Какие слова говорят, что у стрижа быстрые крылья? Подчеркни.
Перечитай ещё раз отрывок из произведения. С кем и с чем автор сравнивает стрижа? Найди сравнения глухаря и стрижа
Глухарь:
Окрашен в бурые, черные и темно-серые тона.
Ценный охотничий вид.
Поёт так - "тэкэ, тэкэ, тэкэ... "
Плохо летает.
Стриж:
Имеет средний размер.
Великолепно летает.
Эта птица даже спит, на крыльях, то есть в полёте.
Имеет длинные изогнутые крылья.
Поведение итогов урока:
С какими авторами познакомились?
-Что узнали нового?
- Какие чувства вызвали у вас произведения?
Оцените свою работу закончив следующие выражения
-Теперь я могу…
-Мне сегодня было интересно….
Домашнее задание: стр. 58 наиз.