СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1 класс. Литературное чтение "Эдуард Шим «Глухарь»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока по Литературному чтению "Эдуард Шим «Глухарь»"

Просмотр содержимого документа
«1 класс. Литературное чтение "Эдуард Шим «Глухарь»"»

Ход урока

  1. Организационный момент  

Улыбнусь я себе.
Улыбнусь я тебе.
Улыбаться мне не лень.
Пусть хорошим будет день. 
- Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь хорошие, добрые люди и мои любимые ученики.
Вспомним правила посадки:
Ноги на пол мы поставим, Спинки все мы разогнём, Локотки на стол поставим, Руки домиком сведём, Руку правую кладём, Руку левую кладём . 
- На сегодняшнем уроке мы будем думать, размышлять, наблюдать, на вопросы отвечать. Красиво говорить, учиться строить предложения.


  1. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.


Постановка правильного речевого дыхания

- Представьте, что вы оказались на лугу. Перед вами полянка с уже белыми одуванчиками. Вы сорвали одуванчик. Теперь подуйте на него так, чтобы его семена-парашютики разлетелись далеко-далеко.



- Этот зверь живет лишь дома. 
С этим зверем все знакомы. 
У него усы, как спицы. 
Он мурлыча песнь поет. 
Только мышь его боится… 
Угадали? Это – 

-Какие слова помогают найти отгадку?

- Есть ли у вас дома кошка?

-Значит, с произведением с которым мы сейчас познакомимся, речь будет идти о ком?

  1. Работа по теме урока:

- Сейчас я буду читать  песню, а вы внимательно слушайте. (Чтение песенки учителем).

- Интересно ли было слушать?

- О ком говорится в произведении?

- Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (Труднопроизносимые слова).

- Давайте вместе прочитаем и запомним правильное произношение и ударение  каждого слова. (Кудреватый, пушистый, золотистый, серенький, беленькая, крепкие, цепкие).

- А теперь прочитайте  песенку самостоятельно. (Жужжащее чтение).

( Выразительное чтение песенки учащимися).

- Можно ли стихотворение назвать песней?

- Кто автор?

- Какая это песня?

- Скажите, пожалуйста, как описан котик в песенке? Прочитайте.

- А как выдумаете, почему котик описан так подробно?

- Как автор к нему относится? (Ласково). 

- Какие слова в песенке говорят об этом? Прочитай.

- Ребята, в учебнике для вас приготовлена загадка.  Сейчас я её прочитаю, а вы внимательно слушайте. И кто знает отгадку – поднимите руку.

- О ком говорится в загадке? С каким чувством? Прочитайте, выделяя ласковые слова в загадке, которые помогли вам отгадать её.

- Какую кошку вы представили, когда я прочитала вам загадку? Опишите её.



- Ребята, а сейчас я вам хочу предложить небольшой тест-опрос по нашему песенке. Я буду задавать вопросы по тексту, а вы слушайте внимательно, если услышите ошибку, то обязательно исправьте меня.

- Если высказывание верное – поднимите правую руку, если неверное – левую руку.

     + 1. Котика в песенке называли «Котя, котенька-коток»?

     -  2. У котика глаза были зеленые? (Глазок золотистый).

     + 3.  Хвостик пушистый?

     -  4.  Коготки острые? (Когти цепкие).

     +  5.  Спинка серенькая?

     +  6.  Грудка беленькая?

     +  7.  Шубка очень хороша?



Физминутка

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вверх,

Смотрит вниз,

Чуть присела на карниз,

А с него упала вниз!

  1. Продолжение работы по теме урока:

- Сегодня мы также познакомимся с новыми произведениями о птицах, узнаем интересные факты из жизни птиц.

Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Каждая птица поет свою песенку.

- Откройте учебник на с 59.Прочитайте название сказки

.-Кто автор?Как называется сказка? Эдуард Шим «Глухарь»)

-Ребята, а как Вы понимаете смысл слова: выручила?

Э. Ю. Шим родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, переменив множество занятий. «…Мастер на все руки - столяр и садовод, токарь и шофёр» в художественно-архитектурном училище, переселился в Москву. Шим - хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов.

Послушайте произведение. Определите его жанр и тему.

Первичное чтение сказки учителем

- Понравилась сказка?

-За что глухаря назвали глухарём?

- Какие сведения узнали о глухаре?

Каков жанр, тема? (сказка о животных)

Давайте опишем глухаря. Какой он? (важный, неторопливый, спокойный, степенный)
А Сорока? (крикливая, болтливая, говорливая, шустрая, непоседа)



-Попробуйте сами объяснить, почему некоторых птиц назвали именно так.

• Кукушка. (Из-за звуков, которые она подаёт.)

• Горихвост. (Сама птица чёрно-белая, а хвост - рыжий.)

• Поползень. (Ползает по стволу вверх-вниз, крылья нужны, чтобы перелетать с одного дерева на другое.)

-Мы сейчас будем читать по ролям в парах . Для этого давайте вспомним правила чтения по ролям.

1.Прочитать автора и название произведения

2.Прочитать диалог или текст беседы (Что такое диалог?)

3.Обсудить героев (кто они, какие, как ведут себя, о чем говорят)

4. распределение ролей

5.чтение произведения, так чтобы было понятно кто кого из героев изображает



- Каких вы знаете птиц?

- Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.) -

- Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.)

- Какая из наших птиц самая быстрая? (Стриж:.)

Как вы думаете, о какой птице пойдёт речь в этом рассказе?

А какая она эта птица?

Давайте прочитаем рассказ и увидим, правильно ли мы предположили?

Чтение рассказа учителем, дети следят.

- Что вы узнали о стрижах из этого рассказа?

- Г. Скребицкий был учёным-биологом. Работал в заповедниках. В своих произведениях писатель учит видеть взаимосвязи в природе, наблюдать и делать выводы о законах природы.

  1. Почему птица не могла взлететь с дороги?

  2. Как взлетел стриж? Найти в тексте и прочитать.

  3. Перечитай ещё раз отрывок. Какие слова говорят, что у стрижа быстрые крылья? Подчеркни.

  4. Перечитай ещё раз отрывок из произведения. С кем и с чем автор сравнивает стрижа? Найди сравнения глухаря и стрижа

Глухарь:

Окрашен в бурые, черные и темно-серые тона.

Ценный охотничий вид.

Поёт так - "тэкэ, тэкэ, тэкэ... "

Плохо летает.

Стриж:

Имеет средний размер.

Великолепно летает.

Эта птица даже спит, на крыльях, то есть в полёте.

Имеет длинные изогнутые крылья.



  1. Поведение итогов урока:



С какими авторами познакомились?

-Что узнали нового?

- Какие чувства вызвали у вас произведения?

Оцените свою работу закончив следующие выражения

-Теперь я могу…

-Мне сегодня было интересно….

Домашнее задание: стр. 58 наиз.