Ход урока:
Организационный момент:
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
Успех в работе зависит ещё и от того, как вы будете говорить. Поэтому давайте проведем речевую разминку.
Минутка чтения.
Дыхательные упражнения
Понюхай цветок.
Задуй свечу
Надуваем шарик.
Работа над мимикой
Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: веселое. А теперь грустное, задумчивое.
-А теперь прочитаем скороговорку медленно и быстро; весело, грустно;
Все бобры добры для своих бобрят.
Самоопределение к деятельности.
-Ребята, кто герои скороговорок? (звери)
-Какие произведения мы продолжаем читать на уроках литературы?
Тема урока: «О наших друзьях - животных»
-Откройте свои учебники на с. 45 и прочитайте название раздела .
-Сегодня на уроке мы поговорим о дружбе, поработаем со стихотворением И. Мазнина «Давайте дружить» и познакомимся с рассказом Ю. Коваля «Бабочка».
-Ребята, давайте сначала проверим домашнее задание. Кто доучил русскую народную песню «Березонька»?
- А кто нибудь смог выучить произведение Маршака «Апрель»?
Работа по теме урока:
Работа с произведением И. Мазнина «Давайте дружить».
Знакомство с биографией поэта.
Игорь Александрович Мазнин (1938-2007) - русский поэт и переводчик. Родился 6 июня 1938 г. в Москве. Лауреат Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу. Игорь Александрович выпустил не один десяток стихотворных сборников для детей: «Откуда приходят сны?», «Расскажите, облака», «Тёплая тропинка», «Будем дружить!» и другие.
(Учитель выразительно читает стихотворение И. Мазнина «Давайте дружить», учащиеся следят по тексту)
- Понравилось ли вам стихотворение? О чём оно?
- К чему призывает автор этого стихотворения?
- С кем дружит солнце?
- Почему автор говорит, что «солнце дружит со всеми»?
- Почему автор призывает всех своих читателей к тому, чтобы нас «любили и зверь, и птица»?
- Почему автор называет людей верными друзьями зверей и птиц?
- Ребята, а как вы думаете, какие слова в стихотворение можно назвать главными? ( любовь, друзья, дружба)
-Что значит для вас дружба? ( ответы детей)
Давайте, я прочитаю, как разъясняет слово «дружба» толковый словарь Ожегова.
Дружба - это взаимная привязанность людей, основанная на уважении и любви
(Чтение стихотворения учащимися: про себя; парами; по строчкам вслух.)
О чём мечтает поэт? К чему призывает людей? (Надо любить окружающую природу, надо вести себя так, чтобы животные нам доверяли и не боялись нас)
Прочитаем выразительно.(2уч.)
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся. (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо.)
Продолжение работы по теме урока:
-Теперь познакомимся со следующим произведением и автором.
Знакомство с биографией писателя.
Юрий Иосифович Коваль родился 9 февраля 1938 в Москве. Его отец служил в уголовном розыске, а мать была главным врачом психиатрической больницы в Поливанове..
В 1955 году Юрий Коваль поступил в Московский государственный педагогический институт имени Ленина, который закончил в 1960 году, получив специальность преподавателя русского языка и литературы, истории и рисования. В институте он открыл в себе способности к рисованию, скульптуре, занимался игрой на пианино, банджо, гитаре, сочинял стихи и прозу для институтской газеты.
( Знакомство с рассказом Ю. Коваля «Бабочка» Первичное восприятие)
- Как вы думаете о ком шла речь?
- Правильно, о бабочке. Ещё один пример дружбы человека и бабочки услышим из рассказа Ю. Коваля «Бабочка».
1. Отгадайте загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)
- С чем сравнивается бабочка в загадке? Вы с этим согласны? С чем вы могли бы её сравнить?
Чтение рассказа Ю. Коваля «Бабочка»(3 человека).
- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ, что вы почувствовали? Ответьте на вопросы 1, 2 в учебнике.
Творческая работа.
Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Как хочется иметь такую красоту! Но давайте себе признаемся, что поймать бабочку - это значит убить её!.. Что же делать? Как сохранить красоту? (Рисовать, фотографировать.)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
У каждого из вас сейчас появится своя бабочка.
Подведение итогов:
Итак, давайте подведём итог.
С какими произведениями работали на уроке?
Понравились ли они вам?
Чему они учат?
Домашнее задание. Выучить стихотворение И. Мазнина. Ответить на вопросы в учебнике стр.45-48