Ход урока:
Организационный момент:
Я рада приветствовать вас на уроке «Окружающий мир».
В начале урока поиграем в игру «Продолжи фразу». Я начну, а вы продолжите.
– Делу время, потехе …(час). Не спеши языком, а торопись…(делом). Труд кормит, а лень…(портит). Один день весны целый год…(кормит).
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
- Как называется те предложения, которые я вам говорила? (Пословицы, народные мудрости).
- О чём были наши пословицы? (О весне, о труде).
- Сейчас в природе какое время года наступило? (Весна).
-Как мы поняли , что весна пришла? (Стало тепло, снег растаял, птицы прилетели, люди убирают свои дома, дворы).
- Мы будем говорить о труде человека, о том, что «без труда не выловишь и рыбку из пруда», о том, что человеку для того чтобы жить, обязательно надо трудиться.
- Тема нашего урока «Весенние работы».
Работа по теме урока:
-Почему весной можно высевать семена в почву?(Ответы учеников: потому что тепло, земля очистилась от снега, согрелась, земля влажная, светит солнышко).
- Прочитайте «Соображалку». (Ответы детей: белый хлеб из пшеницы, черный – из ржи.)
- Люди понимают, что весна год кормит. Они стараются не пропустить ни одного денёчка: проращивают семена, готовят почву к посеву, сеют зерно. На полях, где ещё с осени засеяли рожь и пшеницу, поднимается и зеленеет озимь, словно зелёный бархат. Выезжают трактористы в поле и вспахивают землю. А машина сеялка разбрасывает золотые зёрна пшеницы. Когда начинаются полевые работы – не до веселья.
- Чтобы посеять зерно, его сначала отбирают и сортируют. Этим делом занимаются селекционеры и агрономы.
- Скажите, какие машины помогают людям обрабатывать землю? Люди каких профессий трудятся на поле? (трактористы)
- Почему земля для посева должна быть мягкой?
-После того как землю вспашут, что с ней делают?
- Чем боронят?
- Вот поле вспахали, поборонили, теперь можно и сеять зерно. Какие машины помогают сеять?
- Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Золотой дождик»
(читает стихотворение хорошо читающий ученик)
По земле сырой, не жёсткой,
Там, где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В чёрной пашне пролегли.
И до вечера и позже,
До полночи с темнотой,
Зёрна сыпались, как дождик,
Точно дождик золотой.
- А что нужно делать, чтобы всходы от жаркого солнца не засохли?
- Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они устанавливают на полях поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Людей, занятых на этой работе, называют мелиораторами.
- Отгадайте загадку:
« Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт»
- Что это? Послушайте ещё одну загадку:
Хлеб созрел, в полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнёры
Полевые корабли.
- Что это за корабли? Люди какой профессии трудятся на этих машинах? (комбайнёры).
- А куда потом везут зерно? Кто везёт? (шофера)
- На элеваторе зерно сушат рабочие.
- Затем везут на мельницу. Кто работает на мукомольном заводе? (мукомолы)
- Что там делают с зерном? Куда потом муку везут?
- Кто работает на хлебозаводе? (пекари)
- Пекари пекут хлеб и куда его везут? Люди каких профессий продают хлеб? (продавцы)
- В наше время в мире насчитывается около 30 000 профессий. Очень трудно разобраться в таком многообразии. Как вы думаете, все ли профессии нужны?
- Да, все профессии нужны, все профессии важны.
- Длинна дорога от зёрнышка до булочки. А сколько вложено в это труда, сколько людей трудилось от зари до зари: селекционеры, агрономы, трактористы, мелиораторы, комбайнёры, шофера, рабочие, мукомолы, пекари, продавцы – одним словом – хлеборобы.
- Давайте с вами составим схему «От зерна до буханки хлеба».
-Отбор зерна
- Посев
-Уход
- Уборка урожая
- Элеватор
-Мукомольный завод
-Пекарня
-Магазин
Прочитаем рассказ «Моя мама пахнет хлеб»
- Почему так необходимы весенние работы? ( потому что, если не посеешь семена, то урожай не получишь, есть будет нечего. Если не будешь убирать дом, двор, улицы, сады - то везде будет грязно. А посадишь цветы – они очень красивые)
Физкультминутка
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь!
(1—2 — стойка на носках, руки вверх,
ладони образуют «купол ракеты»;
3—4 — основная стойка.)
Продолжение работы по теме урока:
Отгадайте загадку:
Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала – побежала,
Глядите, побежала
Телега без коня! (Машина.)
-А как другими словами можно назвать машину? ( Транспортное средство)
-Кто управляет машиной? (Водитель)
-О чём мы сегодня будем еще говорить, кроме весенних работ? (Мы будем сегодня говорить о машинах и их водителях, о транспорте и о тех, кто работает на транспорте)
- Итак, вы готовы отправиться в путешествие?
- Тогда в путь!
Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать».
Сначала транспортом называли грузовые морские суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты: кофе, чай, различные пряности; и увозили товары, которые продавали в дальних странах наши купцы.
Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо».
Зачем человеку нужен транспорт? Ведь обходились же люди без него в далеком прошлом, ходили пешком из одного поселения в другое на небольшие расстояния.
-Как вы думаете, каким транспортом пользовались люди, когда ещё не было ни машин, ни самолётов, ни поездов…?
Первые транспортные средства появились в XII веке: телега, которой пользовались в летний период времени, и сани, на которых ездили зимой.
Затем появились кареты.
Карета – это крытая телега. Предназначалась она для перевозки не грузов, а людей, причем богатых.
А с помощью кого передвигался этот транспорт?
Отгадайте загадку:
Не землепашец, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь.)
– Почему в этой загадке лошадь называют первым на селе работником? (На селе на лошади пахали землю, перевозили грузы, ездили на ней.)
- Какие современные виды транспорта вы знаете?
- Чем они отличаются друг от друга? (способом передвижения: по земле, по воде, в воздухе, под землей)
автобус, поезд, теплоход, самолёт
- Все эти транспортные средства объединяются тем, что они перевозят людей.
- Хорошо, а как же называют людей, передвигающихся на этих транспортных средствах?
Пассажиры.
- Значит, какой это транспорт?
-Пассажирский.
Грузовой самолет, грузовик, телега
- Все эти виды транспортных средств перевозят грузы.
- Значит какой это транспорт?
- Грузовой.
-Очень хорошо, а сейчас небольшая загадка:
Если кто-то заболел,
Срочно нас зовет на помощь, —
Набери скорей ноль-три...
И приедет...(Скорая помощь)
Какие еще автомобили специального назначения вы знаете?
- Скорая помощь, пожарная машина, милиция, МЧС, аварийная машина, служба газа, и другие.
Кроме этих машин, есть еще автомобили, которые перевозят продукты, почту или участвуют в спортивных соревнованиях. Они тоже относятся к специальному транспорту.
Учитель проводит игру «Кто управляет этим видом транспорта?».
–Назовите профессии людей, которые управляют определённым видом транспорта:
автобус – водитель автобуса;
ракета - космонавт;
корабль – капитан;
поезд – машинист;
самолёт – лётчик;
трактор – тракторист;
подъемный кран – крановщик;
трамвай – вагоновожатый.
Подведение итогов урока:
- Какие работы выполняют люди весной?
- Почему человеку необходимо трудиться?
–На какие виды делится весь транспорт? (Наземный, водный, воздушный и подземный.)
-Каким видом транспорта вы пользуетесь в нашем городе?
-Ребята, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие, и теперь я прошу вас оценить урок и нашу с вами работу на уроке.
Рефлексия
Я научился…
Я узнал…
Я подумаю о том, …