МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
____________________________________________________________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО: Руководитель методического объединения учителей МОУ средняя школа № 7 _________/Е.В. Ланчикова/ «____»____________20___г Протокол №___ от «___» ___________2011 г | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР МОУ средняя школа № 7 _________/С.А. Буренкова/ «___» ___________2011 г | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ средняя школа № 7 ________/Т.А. Бурмистрова/ «___» ___________2011 г Приказ №______ «___» ____________2011 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 1 «В» КЛАССА
НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Биливская Инна Николаевна
учитель начальных классов
г. Обнинск
2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Примерной программы начального образования, с учетом программы УМК «Перспектива», авторской программы Л.Ф.Климановой, Т.В. Бабушкиной (Традиционная система. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение», 2011г. – 368 с.).
Курс русского языка в начальной школе – часть единого школьного курса современного русского языка.
Цели обучения русскому языку: освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения); формирование элементарной лингвистической компетентности.
Основная задача обучения русскому языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:
— сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;
— обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;
— обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
— развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.
В системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с её предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, даётся возможность обучать чтению и письму как настоящей письменной речи, а не только как техническим навыкам, о чём писал ещё Л. С. Выготский.
Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.
Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту.
Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму). Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода.
Основное внимание в период обучения грамоте отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идет совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане – от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.
Система обучения грамоте базируется на трех основных принципах: коммуникативном, познавательном и семиотическом (знаковом).
1. Коммуникативная направленность курса позволяет:
- сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;
- дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;
- осознать язык как средство общения;
- сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.
2. Познавательная ориентация курса позволяет:
- изучать язык как культурно-исторический процесс – от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;
- освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;
- формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;
- обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);
- развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.
3. Семиотический принцип даёт возможность:
- раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);
- осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;
- выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак – значение, значение – звучание (содержание – форма);
- познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.
Период обучения грамоте включает три этапа:
1) подготовительный;
2) основной;
3) послебукварный.
На заключительном этапе обучения в 1 классе вводятся курсы русского языка и литературного чтения для закрепления знаний о языке и речи, формирования коммуникативно-речевых умений и накопления опыта литературного чтения.
1) На подготовительном этапе создается необходимая мотивация в обучении, обеспечивается постепенность вхождения ребенка в жизнь школы и класса. Первоначальное введение детей в мир языка и литературы начинается со знакомства их со словом, его значением, с осмысления номинативной функции языка («Мы узнаем мир по именам»). Слово, вписанное в различные коммуникативно-речевые ситуации, легко осмысливается и со стороны содержания (значения), и с точки зрения его формы (фонетической и графической).
Содержание обучения развивается от устной речи к письменной с постепенным переходом от наглядно – практического и образно-символического уровней (с использованием жестов, мимики, выразительных движений, рисунков, пиктограмм и различных символов) к знаково-символическому уровню, где объектом внимания учащихся становится звучащая речь, проводится первоначальная ориентировка в звучащем слове (искомый звук в начале, середине, конце слова).
Знакомству с языком как знаковой системой предшествует знакомство с простейшими знаковыми системами (дорожными знаками, знаками символами и др.), что помогает детям лучше осознать заместительную функцию слова (слово называет предмет, а не является таковым). В этот период активно используется способ записи слов с помощью пиктограмм и схем, что значительно облегчает детям деление речи на смысловые части слова и предложения. Таким образом, в подготовительный период дети на наглядно-образной основе поэтапно осваивают важные понятия: общение, слово (значение, звучание), предложение, речь (значение, форма).
Формирование интереса ребенка к звуковой стороне речи начинается с развития у него внимания к миру звуков, который его окружает, со слушания рифмовок, стихов, дающих представление о звукописи, аллитерации. Проводятся упражнения на развитие фонетического слуха детей, формирование умения определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Вводится акрофонический принцип записи звуков с помощью предметных рисунков.
Выделение первых звуков проводится в словах, одновременно являющихся высказыванием (Мама! Иди!). Дети учатся делить несложные слова на слоги, выделять звуки и обозначать их в схемах. Овладевают умениями складывать слоги в слова, читать слова «по следам» звукового анализа, ориентироваться на знак ударения и букву ударного гласного звука. Учащиеся получают первоначальные сведения о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках.
2) Основной этап обучения грамоте посвящен изучению букв русского алфавита, освоению письма и чтения с использованием звукобуквенных схем.
Схемы для звукового анализа, используемые в обучении, упрощены, их введение мотивировано (связь с артикуляцией). В этот период проводится многогранная работа со словом на основе использования его структурно-семантической модели, наглядно показывающей детям взаимосвязь звучания и значения слова. Осмыслению элементарных семантических связей слов способствуют упражнения на сопоставление слов в тематических группах, когда выявляются различные типы их отношений: целое – часть, вид – род и т. д. (дерево – ствол, корень, ветви и т. д., ива, дуб – дерево); упражнения на составление антонимических пар слов и простейших синонимических рядов (малютка –крошка, малыш и т. д.), наблюдение за образованием переносного значения слова.
Основное внимание при обучении письму и чтению обращено на овладение детьми механизмом чтения слогов и слов различной слоговой структуры, на поэтапность в формировании навыка чтения и графических навыков письма.
При обучении письму внимание учеников обращается на образцы печатного шрифта, что помогает им лучше запомнить графическую форму буквы и обеспечивает вариативность в обучении. Учитель, учитывая слабую подготовку детей своего класса к письму, может организовать изучение букв на печатной основе с постепенным переходом к изучению письменного шрифта.
В этот период учащиеся получают элементарные представления о графических и орфографических правилах письма.
Обучение чтению идет на небольших литературно-художественных текстах, пословицах и загадках. Активная работа ведется не только над прочтением текста, но и над его смыслом, что способствует развитию языкового мышления.
3) Послебукварный период служит для закрепления полученных знаний о языке и речи, упражнений в чтении и письме.
В этот период ставится задача сформировать не только слоговое чтение, но и чтение целыми словами, которое является важнейшим структурным компонентом навыка чтения как умственно-речевого действия. Быстрейшему синтезу зрительного образа слова с его значением способствуют упражнения на развитие точного (дифференцированного) восприятия слова, расширение «поля» чтения, выполнение разнообразных логических, ассоциативных и лексико-грамматических упражнений.
Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т. д.).
Обучение родному языку проводится на текстовой основе и в коммуникативно-речевых ситуациях, что дает возможность ребенку проследить, как «работает» и «живет» слово в тексте, почувствовать многозначность слова, ощутить информативность его звуковой формы.
От наблюдения за лексическим значением слова и работы с ним дети переходят к элементарным грамматическим обобщениям.
Изучение фонетики, лексики и грамматики идет параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.
Уроки чтения строятся на материале литературно-художественных текстов пособия «Читалочка». Это способствует повышению речевой культуры учащихся, развитию их мышления и воображения, воспитанию художественно-эстетического вкуса детей.
Художественные произведения для чтения, слушания и рассказывания помогут учителю проводить уроки «общения» писателя с читателем, читателя с книгой и ее героями и др. На таких уроках дети не только получат первоначальные представления о различных типах текстов (художественном и научно-познавательном), но и понаблюдают, как язык «действует», проявляет себя в различных сферах общения, когда он выполняет ту или иную функцию: функцию общения (разговорный стиль), сообщения (научный и деловой стиль), воздействия (литературно-художественный стиль).
Чтобы первоклассники лучше ощутили, что мир в различных видах искусства воспринимается неодинаково, им предоставляется возможность рассмотреть один и тот же предмет (явление) глазами художника, музыканта, поэта, ученого (видят в одном и том же предмете разные стороны и по-разному их отображают). Подобные упражнения, проводимые совместно с учителем, развивают интерес учеников к языку, искусству и окружающему миру.
Внимание детей привлекается и к особенностям поэтической речи, к форме стиха, его мелодике, ритму, а также к образности и выразительности поэтического слова. Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.
Курс русского языка обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. Учащиеся, начиная с 1 класса, получают первые элементарные представления о системе языка. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.
Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов.
Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.
Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.
Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.
Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).
Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:
развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
Программа обеспечивается:
Л.Ф. Климанова, В.И. Романина, Л.Н. Борейко. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс – М.: «Просвещение», 2011 г.
Л.Ф. Климанова. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2 ч. - М.: «Просвещение», 2011 г.
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Пишу красиво. Рабочая тетрадь. 1 класс – М.: «Просвещение», 2011 г.
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. – М.: «Просвещение», 2011 г.
На изучение русского языка в 1 классе отводится: обучение грамоте – 115 ч (5 часов в неделю), русский язык – 10 учебных недель по 5 ч в неделю, рассчитан на 50 ч.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Предметные результаты
Результат | Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
Развитие речи | - первичному умению оцени-вать правильность (умест-ность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми, с людь-ми разного возраста; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; - составлять текст из набора предложений; - выбирать заголовок текста из ряда данных | - находить части (вступле-ние, основная часть, заклюю-чение) в небольшом тексте; - первичному умению сочи-нять записку, поздравитель-ную открытку; - составлять текст по его началу, по его концу |
Система языка (фонетика, орфоэпия, графика) | - различать звуки речи; - устанавливать число и последовательность звуков в слове; - различать гласные и согласные звуки; гласные ударные – безударные; согласные парные твердые – мягкие, звонкие – глухие; - определять звонкие и глухие согласные звуки; - определять непарные твердые согласные (ж, ш, ц), непарные мягкие согласные (ч, щ); - находить в слове ударные и безударные гласные звуки; - определять указатели мягкости - твердости соглас-ных звуков; - делить слова на слоги; - различать звуки и буквы; - различать буквы гласных как показатели твердости – мягкости согласных звуков; - определять функцию ь и ъ, букв е, ё, ю, я; - обозначать на письме звук [й’]; - устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, ёлка; - использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (последнее при списывании) | - находить случаи расхож-дения звукового и буквенного состава слов при орфо-графическом проговаривании слов учителем; - произносить звуки и соче-тание звуков в соответст-вии с нормами современного русского литературного язы-ка (круг слов определен сло-варем произношения в учеб-нике); - первичным навыкам клавиа-турного письма |
Лексика | | - осознавать слово как единство звучания и значе-ния; - на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий) |
Состав слова (морфемика) | | - находить в ряду слов родственные (однокоренные) слова; - различать (с опорой на рисунки) однокоренные слова и слова одной тематической группы; однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. |
Морфология | - находить слова, обозначаю-щие предметы, признак пред-мета, действие предмета; - опознавать имена одушев-ленные и неодушевленные, имена собственные; - различать названия предме-тов, отвечающие на вопросы «кто?, что?» | - различать лексическое и грамматическое значение слова; - находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоя-тельные) слова и служебные слова |
Синтаксис | - различать предложения и слова; - определять существенные признаки предложения: законченность мысли и инто-нация конца; - находить границы предло-жения; - писать предложения под диктовку, а так же составлять их схемы; - составлять предложения из слов, данных в начальной форме. | - различать предложения по цели высказывания: повест-вовательные, вопроси-тельные, побудительные; по интонации (эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные; - сравнивать предложения по смыслу при изменении форм отдельных слов, слу-жебных слов (предлогов, союзов), интонации (логичес-кого ударения, мелодики, пауз), порядка слов; - сравнивать предложения по смыслу при замене слова, при распространении друг-ими словами. |
Орфография и пунктуация | - применять правила правописания: раздельное написание слов; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова; знаки препинания (.?!) в конце предложения; - безошибочно списывать текст с доски и учебника; - писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами | - определять случаи расхож-дения звукового и буквенного состава слов; - применять орфографии-ческое чтение (проговарива-ние) как средство самоконт-роля при письме под диктов-ку и при списывании; - пользоваться орфографи-ческим словарем в учебнике как средством самоконт-роля. |
Формирование универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия | У обучающегося будут сформированы: | Обучающийся получит возможность для формирования: |
Личностные | - положительное отношение к школе и к учебной деятель-ности - интерес к учебному мате-риалу; - представление о причинах успеха в учебе; - общее представление о моральных нормах поведе-ния; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций | - внутренней позиции школь-ника, на уровне положитель-ного отношения к школе; - первичные умения оценки работ, ответов однокласс-ников на основе заданных критериев успешности учеб-ной деятельности; - представление о русском языке как средстве межнационального общения; - представления о своей этнической принадлежности |
Познавательные | - осуществлять поиск нуж-ной информации в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных посо-биях; – анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных призна-ков; – осуществлять синтез как составление целого из его частей; – проводить сравнение, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям); – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку). | - ориентироваться на воз-можное разнообразие спосо-бов решения учебной задачи; - первоначальному умению смыслового восприятия теста; - подводить языковой факт под понятия разного уровня общения (например: слово – слова, обозначающие пред-меты, род слов, обозначаю-щих предметы); - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. |
Регулятивные | - принимать и сохранять учебную задачу, соответст-вующую этапу обучения; - понимать выделенные учи-телем ориентиры действия в учебном материале; - проговаривать вслух после-довательность производимых действий, составляющих ос-нову осваиваемой деятель-ности; - оценивать совместно с учи-телем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы ; - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме. | – в сотрудничестве с учите-лем, классом находить варианты решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя; – адекватно воспринимать оценку своей работы учите-лями, товарищами |
Коммуникативные | – принимать участие в работе парами и группами; – воспринимать различные точки зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости; | – принимать другое мнение и позицию; – формулировать собствен-ное мнение и позицию; – строить понятные для партнера высказывания; – адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникатив-ных задач. |
Содержание учебного предмета
Содержание учебного курса полностью соответствует авторской программе Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной (Сборник рабочих программ УМК «Перспектива» для четырехлетней начальной школы - М.: «Просвещение», 2011 г. – 368 с.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: обучение грамоте (115 ч)
№ те-мы | Наименование тем (план) | Кол-во ча-сов | Характеристика деятельности учащихся |
Давайте знакомиться (подготовительный этап) (45 ч) |
1. | Мир общения Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая форма общения, собеседники. Подготовка руки к письму. Гигиенические требования к посадке, держанию ручки. Ориентировка в тетради: рабочая строка; образец, центр листа, слева, справа. Линии прямые, наклонные; сравнение их количества и направлений | 2 | Моделировать ситуацию общения (кто с кем общается, какие слова использует). Составлять диалоги при работе в паре. Разыгрывать сценки общения героев сказок. Обводить и раскрашивать рисунки, штри-ховать; сравнивать линии по величине, коли-честву и направлению. Выполнять задания, ориентируясь на образец, контролировать выполнение упражнения. Выполнять каллигра-фические тексты: самостоятельно копировать образец предложения, делить его на слова. |
2 | Слово в общении Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении. Номинативная функция слова (служащая для называния чего-либо). Слова – названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением. | 2 | Называть предметы по рисункам. Употреблять слова речевого этикета. Подбирать слова с обобщающим значением. Составлять рассказ по названию и картинкам. Обводить и раскра-шивать рисунки, штриховать; сравнивать линии по величине, количеству и направлению. Выполнять задания по образцу, контролиро-вать выполнение упражнения. |
3 | Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных. Разговаривают ли предметы? Слова и предметы Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. «Общение» с животными, с неодушевленными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов. | 6 | Разыгрывать сценки по сюжетам народных сказок; наблюдать за жестами, мимикой и интонацией героев сказок. Рассказывать эпизоды из сказок, использовать жесты и различные виды интонации. Наблюдать за ролью интонации в речи. Использовать разные виды интонации для выражения своего отношения к предмету рассказывания. Составлять рассказы с помощью предметов. Сравнивать степень точности выражения мысли в рассказе, составленном с помощью слов. Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать; сравнивать линии по величине, количеству и направлению. Выполнять задания по образцу, контролировать выполнение упражнения |
4 | Рисунки и предметы в общении Предыстория письменной речи. Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, сим-волов, знаков) как подготовка к осмыс-лению письменной речи. Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сооб-щений. Сообщения, записанные знаками-символами. Знаки-символы в учебно-познавательной деятельности для обозначения коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др. Сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях. Первоначальное обобщение: жесты, рисунки, знаки, слова – наши посредники в общении с людьми, средства общения. Слово как главное средство общения | 5 | Моделировать ситуацию общения с использованием меток, рисунков, знаков. Составлять рассказ-объяснение «Как найти дорогу» с использованием меток, знаков, сим-волов. Составлять простейшие сообщения. Овладевать знаково-символической деятельностью: составлять устные высказывания, «записывать» их с помощью ри-сунков, пиктограмм или условных знаков (с помощью учителя). Создавать свои знаки-символы для обозначения парной и познаватель-ной работы; сравнивать их с условными знаками в учебнике. Коллективно составлять знаки-символы, обозначающие результаты работы, их оценку (хорошо, отлично, удовлетворительно). Расшифровывать знаки: понимать их значение, придумывать и рисовать (запись) простейшие знаки-символы. Делить сообщения на слова, определять их количество, последо-вательность. Составлять простейшие сообще-ния, оформлять их на письме с помощью схем. Обозначать слово любыми средствами: фишка-ми, символическим рисунком, знаком. Обводить и раскрашивать рисунки, штрихо-вать; сравнивать линии по величине, количест-ву и направлению. Выполнять задания по об-разцу, контролировать выполнение упражне-ния. |
5 | Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Звуковая структура слова. Звуки в природе. Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения. Мягкие и твердые соглас-ные звуки, их обозначение. Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями). Письмо элементов печатных букв. Горизонтальные и вертикальные линии: штриховка по образцу. | 5 | Выполнять один из элементов звукового анализа: интонационно выделять в словах звуки речи. Фиксировать их последовательность с по-мощью бусинок, фишек, условных обозначений. Определять последовательность звуков в слове. Выделять гласные и согласные звуки, разли-чать их и характеризовать. Сравнивать и характеризовать твердые и мягкие согласные звуки, использовать условные знаки для их обозначения. Моделировать структуру слова: указывать его значение, заполнять звуковые схемы (самостоятельно и в паре). Сравнивать слова по значению; составлять группы слов с одинаковым звуком в начале. Подбирать слова с искомым звуком. Фиксировать звук в слове на звуковых схемах. Штриховать и обводить предметы по образцу, ориентируясь на знаки-стрелки. Печатать эле-менты букв, обводить печатные буквы. Писать элементы письменных букв, находить элементы букв в предметной картинке. Чётко писать пря-мые вертикальные наклонные по пунктирным линиям. Копировать образцы с элементами букв. Проводить анализ графических образцов букв. |
6 | Звучание и значение слова. Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь и звучание слова. Слово как двусторонняя единица языка (без терминологии). Слово как сложный языковой знак, замещающий что-либо (вещь, дейст-вие, предмет). Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание слов (как последовательность речевых звуков). Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной. Звуковой анализ слов различной слоговой структуры, схемы слов. Подготовка руки к письму. Элементы письменных букв. | 1 | Составлять простейшие модели слов, разли-чать значение слова и его звучание (с помощью учителя). Практически различать звучание и значение слова на двусторонних моделях слов. Проводить звуковой анализ слов, фиксировать последовательность звуков в слове на схемах; характеризовать звуки. Писать элементы письменных букв, штриховать по образцу. |
7 | Слова и слоги. Ударение в слове. Слог – минимальная единица произношения и чтения. Слова и слоги: слово – номинативная (назывная) единица, слог – единица произно-шения. Слогообразующая функция гласных. Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образно-символическое обозначение ударения. Смыслоразличительная роль ударения (замок – замок, кружки - кружки). Подготовка руки к письму. Элементы письменных букв. | 2 | Делить слова на слоги. Называть в слоге гласный звук. Моделировать слова, характе-ризовать их слоговую структуру. Проводить слого-звуковой анализ слов. Использовать условные обозначения слога (дуга, вертикальные линии). Расставлять знаки ударения в звуковых схемах слов. Находить ударный слог в словах, обозначать его знаком ударения. Воспроизводить звучание слова с ориентиров-кой на знак ударения. Писать элементы букв. Соотносить написанные элементы с образцом. Оценивать самостоятельно свою работу на основе образца. |
8 | Слово и предложение. Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение предложения и слова. Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца. Общее представление о речи на основе наглядно-образных моделей и поэтических текстов. Обобщение. Звуки и их характеристи-ка. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения. Подготовка руки к письму. | 3 | Различать слово и предложение по их функциям (без терминологии), назначению. Оформлять начало и конец предложения с ориентировкой на модель предложения. Записывать сообщение с помощью графической схемы. Проводить устные сообщения в предложения, записывать их с помощью схем. Давать характеристику звуков в звуковой схеме. Воссоздавать сюжет сказки с опорой на схемы предложения. Писать элемен-ты букв. Соотносить написанные элементы с образцом. Оценивать самостоятельно свою работу на основе образца. |
Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап) (144 ч) |
9 | Гласные звуки и буквы. Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами. Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ). Звучание и значение слова. Гигиенические требования к письму. Анализ графических элементов букв гласных звуков. Формы строчных и заглавных букв. Алгоритм написания букв. Два типа ориентировки: ориентировка на строке; ориентировка в написании буквы. | 16 | Проводить звуковой анализ слов. Различать и соотносить звуки и буквы. Объяснять роль букв (обозначение звуков). Характеризовать гласные звуки, обозначать шесть гласных звуков буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте. Писать элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединение букв. Объяснять алгоритм написания буквы. Писать обобщенные графические элементы букв. |
10 | Согласные звуки и буквы. Согласные звуки, обозначение их буквами. Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков буквами. Смыслоразличительная функция звуков. Мягкие и твердые согласные. Обозначение на письме мягкости согласных. Звонкие и глухие согласные. Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слов. Правила переноса слов по слогам. Открытый и закрытый слоги. Роль гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами: ы –и, о – ё, а – я, э – е, у – ю. Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Слова с непроверяемым написанием (ученик, учитель, фамилия, пенал и др.). Анализ графических элементов букв согласных звуков. Формы строчных и заглавных букв. Алгоритм написания букв. Ориентировка на строке, ориен-тировка в написании буквы. | 44 | Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами. Различать согласные и гласные звуки, обозначать согласные звуки на схеме условными знаками и буквами. Характеризовать и различать твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Сравнивать слова-омонимы (без терминологии) по значению и звучанию. Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения и тексты. Анализировать примеры звукозаписи в стихотворной речи, в скороговорках. Наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков в словах. Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Читать открытые слоги с гласными буквами: ы – и, о – ё, а – я, э – е, у – ю. Переносить слова со строки на строку по слогам. Писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, с непроверяемыми написаниями. Различать формы строчных и прописных букв. Анализи-ровать графические элементы букв согласных звуков. Читать предложения и тексты. Ориен-тироваться на строке при написании букв, писать буквы на строке с использованием опор (точек, наклонных линий и др.). Писать элемен-ты букв, строчные и прописные буквы, соедине-ния букв, слова. Различать строчные и заглав-ные буквы. Объяснять алгоритм написания букв. |
11 | Буквы е, ё, ю, я Двойное значение букв е, ё, ю, я (в зависимости от места в слове): обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука; обозначение двух звуков: звук й и гласного а, о, у, э (в абсолютном начале слова, после гласных, после разделительных мягкого и твердого знаков). Ритмическое и связное письмо букв, соединение букв в словах. Формы строчных и прописных букв. Анализ графических элементов изучаемых букв. | 9 | Находить буквы е, ё, ю, я в словах, различать их функцию: обозначать два звука или указы-вать на мягкость предшествующего согласного. Обозначать мягкость согласных с помощью букв е, ё, ю, я (лук – люк, мак - мяч). Читать слова с соблюдением элементарных правил орфоэпии, т.е. так, как они произносятся, с элементами самоконтроля за пониманием про-читанного. Делить слова на слоги. Произносить сложные по звуко-слоговой структуре слова в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюде-нием правильного ударения. Различать строч-ные и заглавные буквы, анализировать их гра-фическую форму. Списывать с рукописного и печатного текста с соблюдением гигиенических правил письма, графических и орфографических требований. Правильно называть элементы букв. Сравнивать элементы букв. Сравнивать печатную и письменную букву. Находить эле-менты в написании строчных и прописных букв. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине, углу наклона. Сравнивать написанные буквы, их соединение с исходным, первоначальным написанием и образцом. Проговаривать слова по слогам при их записи. Списывать слова и предложения, обводить слова по пунктирным линиям. Правильно выполнять соединения букв. Писать слова, элементарные предложения. |
12 | Буквы ь и ъ. Буквы ь и ъ не обозначающие звуков. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака. Употребление ь и ъ как разделитель-ных знаков. Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв я, и, ю, е, ё. Сравнение слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных. Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками (первоначальные наблюдения). Анализ графических элементов изучаемых букв. | 7 | Обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака (угол - уголь). Объяснять функцию мягкого знака как показателя мягкости. Читать небольшой текст с использо-ванием правил выразительности: делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания. Самостоятельно вырази-тельно читать небольшие тексты. Анализировать графическую форму изучаемых букв. Писать слова с разделительными мягким и твердым знаками. Писать соединения букв, слова, предложения. |
13 | Повторение – мать учения! Старинные азбуки и буквари Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания). Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная роль. Письмо предложений и текстов с соблюдением норм каллиграфии. | 2 | Объяснять различия звуков и букв. Изображать слово с помощью модели. Объяснять происхождение слов «азбука» и «букварь». Формулировать (с помощью учителя) основную мысль текстов. Списывать и записывать под диктовку небольшие предложения с соблюдением норм каллиграфии. Применять самоконтроль при оценивании написанного. |
14 | Про все на свете (послебукварный период) Общение. Позитивная модель общения, основанная на доброжела-тельности и внимания к собесед-нику. Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание). Звуко-слоговой состав слов. Слово и предложение. Знаки препинания в конце предложения. Заглавная буква в начале предло-жения; точка, вопросительный или восклицательный знак. Простейший анализ предложений. Порядок слов и смысл в предложе-нии, их взаимосвязь. Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова. | 11 | Использовать в общении формулы речевого этикета, ориентируясь на положительный стиль общения: относиться к собеседнику вниматель-но, терпеливо, выслушивать его; задавать вопросы, уточнять сказанное. Выделять гласные и согласные звуки; обозначать их буквами. Пользоваться словарем при написа-нии слов с непроверяемыми безударными зву-ками, писать слова в соответствии с изучен-ными орфографическими правилами. Обозначать мягкие согласные условными знаками на схемах несложных слов и буквами и, я, е, ё, ь на письме. Владеть сознательным, плавным слоговым чтением с переходом на чтение целыми словами (25 – 30 слов в минуту). Создавать (вместе с учителем) партитуры чтения: расставлять и обозначать в словах ударения, обозначать слоги в многосложных словах с помощью дуг. Оформлять предло-жения на письме. Составлять предложение по картинке. Определять количество слов в пред-ложении. Отличать предложение от набора слов. Осмыслять роль предложения (высказы-вания) в речевом общении. Выделять предло-жения из речи, оформлять их. Записывать предложение, графически правильно оформ-лять его начало и конец. Устанавливать связь слов в предложении при изменении порядка слов. Дифференцировать слова на одушевлен-ные и неодушевленные по вопросам кто? что? Составлять простые предложения по рисунку (серии рисунков), определять количество слов в предложении. Объединять слова в предложе-ния, устанавливать их связь в предложении. Определять в тексте количество предложений и записывать их. Определять последовательность предложений в деформированном тексте. |
ИТОГО: 115 часов |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: русский язык (50 ч)
№ те-мы | Наименование тем (план) | Кол-во ча-сов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | В мире общения. Речевой этикет при знакомстве, при-ветствии, прощании, поздравлении, выражении благодарности. Употребление вежливых слов, выбор обращения в зависимости от ситуации общения. Умение говорить и умение слушать. Интонация, жесты и мимика в речевом общении. Главное средство общения – родной язык. Русский язык как национальный язык русского народа, России. Речь устная и письменная. Устные и пись-менные формы общения (умение читать, писать, слушать и говорить) | 2 | Использовать в речи слова речевого этикета. Выбирать обращение к собеседнику в зависи-мости от ситуации общения. Отрабатывать навыки культурного ведения диалога. Целесообразно использовать жесты, мимику при ведении диалога. Строить собственные высказывания о любви к родному языку после прочтения высказываний о русском языке, художественных произведений, пословиц и поговорок. Различать устные и письменные формы общения, сравнивать их. Понимать и объяснять различия между устной и письменной речью, решать проблемные си-туации по рисункам. Оформлять предложения на письме и в устной речи (заглавная буква в начале и знак препинания в конце предложения, интонация завершенности). |
2 | Роль слова в общении. Роль слова и предложения в общении. Значение выбора слова для достижения нужной цели общения. Обогащение словаря как необходимое условие успешного общения. Диалог | 2 | Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге, выслуши-вать собеседника, высказывать свое мнение. Составлять воображаемые диалоги с героями произведений. Давать характеристику ситуации общения |
3 | Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка (без термина), значение слова и его звуковая и буквенная форма. Наглядно-образные двусторонние мо-дели слов. Слово как «заместитель», «предста-витель» реальных предметов, их свойств и действий. Слова, обозначаю-щие одушевленные и неодушевленные предметы (по вопросу кто? или что?). Имена собственные и нарицательные, их правописание. Слова со сходным и противоположным значением. Слова с обобщающим значением (учебные вещи, растения, одежда, транспорт, семья и др.). Содержательная (смысловая) класси-фикация слов по определенным темам, составление тематических словариков | 3 | Различать в слове его звуковую сторону (внешнюю) и значение (внутреннюю). Объяснять смысл, значение используемых в речи слов. Сравнивать и различать слово и предмет, подбирать к одному предмету несколько слов-названий, по-разному характеризующих его. Объединять слова в группы на основе их значе-ния (по тематическим признакам). Понимать необходимость обогащения словаря. Использовать слова различных тематических групп. |
4 | Имя собственное. Различие имен собственных и нарицательных. Называние одного предмета (имена собственные) или целого класс однородных предметов (имена нарицательные) | 2 | Употреблять заглавную букву в написании имен собственных. Придумывать и записы-вать слова – имена собственные и нарицатель-ные, классифицировать, давать группам слов общее название. Объяснять этимологию русских фамилий, кличек животных (простей-шие случаи) |
5 | Слова с несколькими значениями. Слова с несколькими значениями. Сходство предметов, называемых одним словом, как обязательное условие проявления многозначности | 2 | Сравнивать предметы, называемые одним многозначным словом, находить в них общее. Объяснять значение многозначного слова в конкретных примерах его употребления. |
6 | Слова, близкие и противоположные по значению Слова близкие и противоположные по значению, их значение и звучание. Роль синонимов и антонимов (без употребления терминов) в речи | 2 | Сравнивать синонимы и антонимы по значе-нию и по звучанию. Употреблять синонимы и антонимы разных тематических групп в речи. Использовать словари синонимов и антонимов. |
7 | Группы слов. Группы слов, объединенных основным значением (предмет, признак предмета, действие предмета). Вопросы к словам разных групп (кто? что? какой? что делать?) | 3 | Распределять слова по группам на основе их основного значения и вопроса. Находить в тексте слова – названия предметов, названия признаков и названия действий. Составлять группы слов, объединенных общими призна-ками, записывать вопросы, на которые они отвечают (какой? что делает? кто? что?). Работать с орфографическим словарем. Составлять тематические словарики; собирать и записывать их. Участвовать в конкурсе «Кто больше знает слов и их значений?», подбирать слова по темам, помогающим через слово познавать мир (человек: его семья, возраст (младенец, дитя, старец), облик человека (рост, фигура, волосы), качества и черты характера (ум, смелость, честность). |
8 | Звуки и буквы. Алфавит Обобщение первоначальных сведений о звуках и буквах русского языка. Звуковой анализ, звуковая и буквенная форма слова. Смыслоразличительная роль звуков в словах. Алфавит как основа письменности. Осмысление различий между звуком и буквой, звуками в устной речи и названиями букв этих звуков ([ж] – жэ, [к] – ка, [ф] – эф) | 2 | Различать звуки и буквы. Проводить слого-звуковой анализ слов. Понимать и объяснять роль звуков в различении слов. Называть буквы в алфавитном порядке. |
9 | Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки. Обозначение их буквами. Шесть гласных звуков и десять гласных букв в русском языке. Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме. Количество согласных звуков и согласных букв. Роль гласных и согласных звуков в речи. | 2 | Обозначать на письме мягкость и твердость согласных звуков. Анализировать примеры звукописи. Проводить звукобуквенный анализ слов. |
10 | Слоги. Перенос слов. Деление слова на фонетические слоги. Определение количества слогов в слове. Закрепление знаний о слоге. Правила переноса слов. | 2 | Делить слова на слоги, опираясь на количество гласных звуков в слове. Объяснять различие между словом и слогом. Исправлять некорректно выполненное деление слов на слоги. Составлять рассказ по опорным словам. Сравнивать деление слова на слоги и на части для переноса. Применять правила переноса слов. Переносить слова со строки на строку по слогам. Называть несколько вариантов переноса слов. Объяснять деление слов для переноса, работа в паре. |
11 | Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. Ударение в русском языке как более сильное произнесение гласного звука. Роль ударения в узнавании слова. Безударные гласные звуки как орфограмма. Способы проверки безударных гласных (элементарные случаи) | 3 | Ставить в словах ударение, называть ударный слог, подчеркивать безударные гласные. Ставить ударение в словах в соответствии с литературными нормами. Пользоваться орфографическим словариком для определения верного произношения слова. Сравнивать про-изношение и написание гласных в словах. Находить безударные гласные в словах, под-бирать проверочные слова. Анализировать ритм стихотворной речи. |
12 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме Правила обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я | 3 | Обозначать на письме мягкость и твердость согласных звуков. Различать способы передачи мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я. Записывать слова в алфавитном порядке. Определять количество звуков и букв в словах (день, яма, мяч, конь, ель). |
13 | Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу Шипящие согласные звуки. Правила написания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу - щу | 3 | Писать буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Находить в текстах слова с изучаемыми орфограммами. Озаглавливать текст. Пересказывать текст по вопросам |
14 | Разделительный мягкий знак. Разделительный твердый знак Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я. Употребление разделительного твердого знака (без изучения правил, общее наблюдение). | 3 | Писать мягкий знак в словах на основе анализа их звучания. Различать слова с разделительным мягким знаком и без него. Образовывать фор-мы слов таким образом, чтобы в них появлялся разделительный мягкий знак. Писать слова с разделительным мягким и твердым знаками. Наблюдать за употреблением разделительного твердого знака в словах. Составлять объявле-ния по заданной форме. |
15 | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. Звонкие и глухие согласные (парные, непарные). Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными | 5 | Характеризовать звуки (гласные – согласные, твердые – мягкие, звонкие - глухие), приводить свои примеры. Сравнивать произношение и написание парных (звонких и глухих) согласных на конце слова и перед гласными. Использо-вать при письме известные способы обозна-чения мягких согласных: мягким знаком и гласными буквами е, ё, и, ю, я. Различать слова, написание которых совпадает с произношени-ем, и слова, написание которых расходится с ним (безударные гласные, сочетания жи – ши, ча – ща, чу - щу). Писать диктанты с известны-ми орфограммами без ошибок, использовать приемы учебной деятельности – контроль, кор-рекцию. |
16 | От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения. Общее представление о предложении, его смысловой и интонационной законченности. Смысловая и интонационная закончен-ность предложения. Смысловая связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за смыс-лом и формой предложения при изме-нении порядка слов. Роль предложения в речевом общении, его коммуника-тивная функция, интонационное оформление предложения в речи и на письме (заглавная буква в начале предложения и знаки препинания в конце). Знакомство со знаками препинания. | 5 | Отличать предложение от слова. Составлять и записывать предложение на определенную тему (о школе, детях, маме, природе). Оформлять предложения на письме (писать заглавную букву в начале, ставить точку в конце, делать пробелы между словами). Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу. Писать диктанты, организовывать самопроверку. |
17 | От предложения к тексту. Практическое представление о речевой ситуации (собеседники, цель и результат общения). Текст как речевое произведение, автор текста | 6 | Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге, выслуши-вать собеседника, высказывать свое мнение. Составлять воображаемый диалог с героями произведений. Характеризовать особенности ситуации общения. Различать практически текст и предложение. Объяснять их особеннос-ти. Задавать вопросы, уточняющие содержание текста. Обсуждать содержание текста. Составлять небольшие тексты по теме и наблюдениям (по вопросам и опорным словам). Выражать свое отношение к изучению русс-кого языка. |
ИТОГО: 50 часов |
Перечень учебно-методического обеспечения
Работа по курсу «Обучение грамоте» обеспечивается УМК:
Л.Ф. Климанова, В.И. Романина, Л.Н. Борейко. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс – М.: «Просвещение», 2011 г.
Л.Ф. Климанова. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2 ч. - М.: «Просвещение», 2011 г.
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Пишу красиво. Рабочая тетрадь. 1 класс – М.: «Просвещение», 2011 г.
Работа по курсу «Русский язык» обеспечивается УМК:
Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Русский язык: Учебник: 1 класс. – М.: «Просвещение», 2011 г.
Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Русский язык: Рабочая тетрадь: 1 класс. – М.: «Просвещение», 2011 г.
Л.Ф. Климанова. Читалочка. Дидактический материал. 1 класс – М.: «Просвещение», 2011г.
Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Уроки русского языка. 1 класс. Методическое пособие. – М.: «Просвещение», 2011 г.
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. Сборник рабочих программ УМК «Перспектива»/Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2011 г.