СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1 класс - рабочая программа по русскому языку, УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Курс русского языка в начальной школе – часть единого школьного курса современного русского языка.

          Цели обучения русскому языку: освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения); формирование элементарной лингвистической компетентности.

            Основная задача обучения русскому языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Просмотр содержимого документа
«1 класс - рабочая программа по русскому языку, УМК "Перспектива"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

____________________________________________________________________________________________________________________________


РАССМОТРЕНО:

Руководитель методического

объединения учителей

МОУ средняя школа № 7

_________/Е.В. Ланчикова/

«____»____________20___г

Протокол №___

от «___» ___________2011 г

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

МОУ средняя школа № 7


_________/С.А. Буренкова/ «___» ___________2011 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ средняя школа № 7


________/Т.А. Бурмистрова/

«___» ___________2011 г

Приказ №______

«___» ____________2011 г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


ДЛЯ 1 «В» КЛАССА


НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД






Составитель программы

Биливская Инна Николаевна

учитель начальных классов















г. Обнинск

2011 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, Концепции духов­но-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Примерной программы начального образования, с учетом программы УМК «Перспектива», авторской программы Л.Ф.Климановой, Т.В. Бабушкиной (Традиционная система. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение», 2011г. – 368 с.).

Курс русского языка в начальной школе – часть единого школьного курса современного русского языка.

Цели обучения русскому языку: освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения); формирование элементарной лингвистической компетентности.

Основная задача обучения русскому языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

— сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;

— обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;

— обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

— развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

В системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с её предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, даётся возможность обучать чтению и письму как настоящей письменной речи, а не только как техническим навыкам, о чём писал ещё Л. С. Выготский.

Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.

Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту.

Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму). Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода.

Основное внимание в период обучения грамоте отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идет совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане – от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.

Система обучения грамоте базируется на трех основных принципах: коммуникативном, познавательном и семиотическом (знаковом).

1. Коммуникативная направленность курса позволяет:

- сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;

- дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;

- осознать язык как средство общения;

- сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.

2. Познавательная ориентация курса позволяет:

- изучать язык как культурно-исторический процесс – от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;

- освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;

- формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;

- обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);

- развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.

3. Семиотический принцип даёт возможность:

- раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);

- осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;

- выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак – значение, значение – звучание (содержание – форма);

- познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.

Период обучения грамоте включает три этапа:

1) подготовительный;

2) основной;

3) послебукварный.

На заключительном этапе обучения в 1 классе вводятся курсы русского языка и литературного чтения для закрепления знаний о языке и речи, формирования коммуникативно-речевых умений и накопления опыта литературного чтения.

1) На подготовительном этапе создается необходимая мотивация в обучении, обеспечивается постепенность вхождения ребенка в жизнь школы и класса. Первоначальное введение детей в мир языка и литературы начинается со знакомства их со словом, его значением, с осмысления номинативной функции языка («Мы узнаем мир по именам»). Слово, вписанное в различные коммуникативно-речевые ситуации, легко осмысливается и со стороны содержания (значения), и с точки зрения его формы (фонетической и графической).

Содержание обучения развивается от устной речи к письменной с постепенным переходом от наглядно – практического и образно-символического уровней (с использованием жестов, мимики, выразительных движений, рисунков, пиктограмм и различных символов) к знаково-символическому уровню, где объектом внимания учащихся становится звучащая речь, проводится первоначальная ориентировка в звучащем слове (искомый звук в начале, середине, конце слова).

Знакомству с языком как знаковой системой предшествует знакомство с простейшими знаковыми системами (дорожными знаками, знаками символами и др.), что помогает детям лучше осознать заместительную функцию слова (слово называет предмет, а не является таковым). В этот период активно используется способ записи слов с помощью пиктограмм и схем, что значительно облегчает детям деление речи на смысловые части слова и предложения. Таким образом, в подготовительный период дети на наглядно-образной основе поэтапно осваивают важные понятия: общение, слово (значение, звучание), предложение, речь (значение, форма).

Формирование интереса ребенка к звуковой стороне речи начинается с развития у него внимания к миру звуков, который его окружает, со слушания рифмовок, стихов, дающих представление о звукописи, аллитерации. Проводятся упражнения на развитие фонетического слуха детей, формирование умения определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Вводится акрофонический принцип записи звуков с помощью предметных рисунков.

Выделение первых звуков проводится в словах, одновременно являющихся высказыванием (Мама! Иди!). Дети учатся делить несложные слова на слоги, выделять звуки и обозначать их в схемах. Овладевают умениями складывать слоги в слова, читать слова «по следам» звукового анализа, ориентироваться на знак ударения и букву ударного гласного звука. Учащиеся получают первоначальные сведения о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках.

2) Основной этап обучения грамоте посвящен изучению букв русского алфавита, освоению письма и чтения с использованием звукобуквенных схем.

Схемы для звукового анализа, используемые в обучении, упрощены, их введение мотивировано (связь с артикуляцией). В этот период проводится многогранная работа со словом на основе использования его структурно-семантической модели, наглядно показывающей детям взаимосвязь звучания и значения слова. Осмыслению элементарных семантических связей слов способствуют упражнения на сопоставление слов в тематических группах, когда выявляются различные типы их отношений: целое – часть, вид – род и т. д. (дерево – ствол, корень, ветви и т. д., ива, дуб – дерево); упражнения на составление антонимических пар слов и простейших синонимических рядов (малютка –крошка, малыш и т. д.), наблюдение за образованием переносного значения слова.

Основное внимание при обучении письму и чтению обращено на овладение детьми механизмом чтения слогов и слов различной слоговой структуры, на поэтапность в формировании навыка чтения и графических навыков письма.

При обучении письму внимание учеников обращается на образцы печатного шрифта, что помогает им лучше запомнить графическую форму буквы и обеспечивает вариативность в обучении. Учитель, учитывая слабую подготовку детей своего класса к письму, может организовать изучение букв на печатной основе с постепенным переходом к изучению письменного шрифта.

В этот период учащиеся получают элементарные представления о графических и орфографических правилах письма.

Обучение чтению идет на небольших литературно-художественных текстах, пословицах и загадках. Активная работа ведется не только над прочтением текста, но и над его смыслом, что способствует развитию языкового мышления.

3) Послебукварный период служит для закрепления полученных знаний о языке и речи, упражнений в чтении и письме.

В этот период ставится задача сформировать не только слоговое чтение, но и чтение целыми словами, которое является важнейшим структурным компонентом навыка чтения как умственно-речевого действия. Быстрейшему синтезу зрительного образа слова с его значением способствуют упражнения на развитие точного (дифференцированного) восприятия слова, расширение «поля» чтения, выполнение разнообразных логических, ассоциативных и лексико-грамматических упражнений.

Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т. д.).

Обучение родному языку проводится на текстовой основе и в коммуникативно-речевых ситуациях, что дает возможность ребенку проследить, как «работает» и «живет» слово в тексте, почувствовать многозначность слова, ощутить информативность его звуковой формы.

От наблюдения за лексическим значением слова и работы с ним дети переходят к элементарным грамматическим обобщениям.

Изучение фонетики, лексики и грамматики идет параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.

Уроки чтения строятся на материале литературно-художественных текстов пособия «Читалочка». Это способствует повышению речевой культуры учащихся, развитию их мышления и воображения, воспитанию художественно-эстетического вкуса детей.

Художественные произведения для чтения, слушания и рассказывания помогут учителю проводить уроки «общения» писателя с читателем, читателя с книгой и ее героями и др. На таких уроках дети не только получат первоначальные представления о различных типах текстов (художественном и научно-познавательном), но и понаблюдают, как язык «действует», проявляет себя в различных сферах общения, когда он выполняет ту или иную функцию: функцию общения (разговорный стиль), сообщения (научный и деловой стиль), воздействия (литературно-художественный стиль).

Чтобы первоклассники лучше ощутили, что мир в различных видах искусства воспринимается неодинаково, им предоставляется возможность рассмотреть один и тот же предмет (явление) глазами художника, музыканта, поэта, ученого (видят в одном и том же предмете разные стороны и по-разному их отображают). Подобные упражнения, проводимые совместно с учителем, развивают интерес учеников к языку, искусству и окружающему миру.

Внимание детей привлекается и к особенностям поэтической речи, к форме стиха, его мелодике, ритму, а также к образности и выразительности поэтического слова. Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.

Курс русского языка обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. Учащиеся, начиная с 1 класса, получают первые элементарные представления о системе языка. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.

Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов.

Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.

Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.

Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.

Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).

Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

  • развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;

  • обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;

  • пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;

  • формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;

  • обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;

  • развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;

  • развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.





Программа обеспечивается:

  1. Л.Ф. Климанова, В.И. Романина, Л.Н. Борейко. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс – М.: «Просвещение», 2011 г.

  2. Л.Ф. Климанова. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2 ч. - М.: «Просвещение», 2011 г.

  3. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Пишу красиво. Рабочая тетрадь. 1 класс – М.: «Просвещение», 2011 г.

  4. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. – М.: «Просвещение», 2011 г.


На изучение русского языка в 1 классе отводится: обучение грамоте – 115 ч (5 часов в неделю), русский язык – 10 учебных недель по 5 ч в неделю, рассчитан на 50 ч.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА


Предметные результаты


Результат

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Развитие речи

- первичному умению оцени-вать правильность (умест-ность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми, с людь-ми разного возраста;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

- составлять текст из набора предложений;

- выбирать заголовок текста из ряда данных

- находить части (вступле-ние, основная часть, заклюю-чение) в небольшом тексте;

- первичному умению сочи-нять записку, поздравитель-ную открытку;

- составлять текст по его началу, по его концу

Система языка

(фонетика, орфоэпия, графика)

- различать звуки речи;

- устанавливать число и последовательность звуков в слове;

- различать гласные и согласные звуки; гласные ударные – безударные; согласные парные твердые – мягкие, звонкие – глухие;

- определять звонкие и глухие согласные звуки;

- определять непарные твердые согласные (ж, ш, ц), непарные мягкие согласные (ч, щ);

- находить в слове ударные и безударные гласные звуки;

- определять указатели мягкости - твердости соглас-ных звуков;

- делить слова на слоги;

- различать звуки и буквы;

- различать буквы гласных как показатели твердости – мягкости согласных звуков;

- определять функцию ь и ъ, букв е, ё, ю, я;

- обозначать на письме звук [й’];

- устанавливать соотношение звукового и буквенного

состава в словах типа крот, соль, ёлка;

- использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (последнее при списывании)

- находить случаи расхож-дения звукового и буквенного состава слов при орфо-графическом проговаривании слов учителем;

- произносить звуки и соче-тание звуков в соответст-вии с нормами современного русского литературного язы-ка (круг слов определен сло-варем произношения в учеб-нике);

- первичным навыкам клавиа-турного письма

Лексика


- осознавать слово как единство звучания и значе-ния;

- на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий)

Состав слова (морфемика)


- находить в ряду слов родственные (однокоренные) слова;

- различать (с опорой на рисунки) однокоренные слова и слова одной тематической группы; однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Морфология

- находить слова, обозначаю-щие предметы, признак пред-мета, действие предмета;

- опознавать имена одушев-ленные и неодушевленные, имена собственные;

- различать названия предме-тов, отвечающие на вопросы «кто?, что?»

- различать лексическое и грамматическое значение слова;

- находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоя-тельные) слова и служебные слова


Синтаксис

- различать предложения и слова;

- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и инто-нация конца;

- находить границы предло-жения;

- писать предложения под диктовку, а так же составлять их схемы;

- составлять предложения из слов, данных в начальной форме.

- различать предложения по цели высказывания: повест-вовательные, вопроси-тельные, побудительные; по интонации (эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные;

- сравнивать предложения по смыслу при изменении форм отдельных слов, слу-жебных слов (предлогов, союзов), интонации (логичес-кого ударения, мелодики, пауз), порядка слов;

- сравнивать предложения по смыслу при замене слова, при распространении друг-ими словами.

Орфография и пунктуация

- применять правила правописания:

  • раздельное написание слов;

  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением);

  • отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова;

  • знаки препинания (.?!) в конце предложения;

- безошибочно списывать текст с доски и учебника;

- писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами

- определять случаи расхож-дения звукового и буквенного состава слов;

- применять орфографии-ческое чтение (проговарива-ние) как средство самоконт-роля при письме под диктов-ку и при списывании;

- пользоваться орфографи-ческим словарем в учебнике как средством самоконт-роля.

Формирование универсальных учебных действий


Универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

Обучающийся получит возможность для формирования:

Личностные

- положительное отношение к школе и к учебной деятель-ности

- интерес к учебному мате-риалу;

- представление о причинах успеха в учебе;

- общее представление о моральных нормах поведе-ния;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций

- внутренней позиции школь-ника, на уровне положитель-ного отношения к школе;

- первичные умения оценки работ, ответов однокласс-ников на основе заданных критериев успешности учеб-ной деятельности;

- представление о русском языке как средстве межнационального общения;

- представления о своей этнической принадлежности

Познавательные

- осуществлять поиск нуж-ной информации в учебнике и учебных пособиях;

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных посо-биях;

– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных призна-ков;

– осуществлять синтез как составление целого из его частей;

– проводить сравнение,

классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

- ориентироваться на воз-можное разнообразие спосо-бов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия теста;

- подводить языковой факт под понятия разного уровня общения (например: слово – слова, обозначающие пред-меты, род слов, обозначаю-щих предметы);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу, соответст-вующую этапу обучения;

- понимать выделенные учи-телем ориентиры действия в учебном материале;

- проговаривать вслух после-довательность производимых действий, составляющих ос-нову осваиваемой деятель-ности;

- оценивать совместно с учи-телем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы ;

- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

в сотрудничестве с учите-лем, классом находить варианты решения учебной задачи;

осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;

адекватно воспринимать оценку своей работы учите-лями, товарищами

Коммуникативные

– принимать участие в работе парами и группами;

– воспринимать различные точки зрения;

– договариваться, приходить к общему решению;

– использовать в общении правила вежливости;


принимать другое мнение и позицию;

формулировать собствен-ное мнение и позицию;

строить понятные для партнера высказывания;

адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникатив-ных задач.




Содержание учебного предмета


Содержание учебного курса полностью соответствует авторской программе Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной (Сборник рабочих программ УМК «Перспектива» для четырехлетней начальной школы - М.: «Просвещение», 2011 г. – 368 с.)









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: обучение грамоте (115 ч)

те-мы

Наименование

тем (план)

Кол-во ча-сов

Характеристика деятельности учащихся

Давайте знакомиться (подготовительный этап) (45 ч)

1.

Мир общения

Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая форма общения, собеседники.

Подготовка руки к письму. Гигиенические требования к посадке, держанию ручки. Ориентировка в тетради: рабочая строка; образец, центр листа, слева, справа.

Линии прямые, наклонные; сравнение их количества и направлений

2

Моделировать ситуацию общения (кто с кем общается, какие слова использует). Составлять диалоги при работе в паре. Разыгрывать сценки общения героев сказок.

Обводить и раскрашивать рисунки, штри-ховать; сравнивать линии по величине, коли-честву и направлению. Выполнять задания, ориентируясь на образец, контролировать выполнение упражнения. Выполнять каллигра-фические тексты: самостоятельно копировать образец предложения, делить его на слова.

2

Слово в общении

Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.

Номинативная функция слова (служащая для называния чего-либо). Слова – названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением.

2

Называть предметы по рисункам. Употреблять слова речевого этикета. Подбирать слова с обобщающим значением. Составлять рассказ по названию и картинкам. Обводить и раскра-шивать рисунки, штриховать; сравнивать линии по величине, количеству и направлению. Выполнять задания по образцу, контролиро-вать выполнение упражнения.

3

Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных. Разговаривают ли предметы? Слова и предметы

Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация.

«Общение» с животными, с неодушевленными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов.

6

Разыгрывать сценки по сюжетам народных сказок; наблюдать за жестами, мимикой и интонацией героев сказок. Рассказывать эпизоды из сказок, использовать жесты и различные виды интонации.

Наблюдать за ролью интонации в речи.

Использовать разные виды интонации для выражения своего отношения к предмету рассказывания.

Составлять рассказы с помощью предметов. Сравнивать степень точности выражения мысли в рассказе, составленном с помощью слов. Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать; сравнивать линии по величине, количеству и направлению. Выполнять задания по образцу, контролировать выполнение упражнения

4

Рисунки и предметы в общении

Предыстория письменной речи.

Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, сим-волов, знаков) как подготовка к осмыс-лению письменной речи.

Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сооб-щений.

Сообщения, записанные знаками-символами.

Знаки-символы в учебно-познавательной деятельности для обозначения коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.


Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др.

Сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях.

Первоначальное обобщение: жесты, рисунки, знаки, слова – наши посредники в общении с людьми, средства общения.

Слово как главное средство общения

5

Моделировать ситуацию общения с использованием меток, рисунков, знаков. Составлять рассказ-объяснение «Как найти дорогу» с использованием меток, знаков, сим-волов. Составлять простейшие сообщения. Овладевать знаково-символической деятельностью: составлять устные высказывания, «записывать» их с помощью ри-сунков, пиктограмм или условных знаков (с помощью учителя). Создавать свои знаки-символы для обозначения парной и познаватель-ной работы; сравнивать их с условными знаками в учебнике. Коллективно составлять знаки-символы, обозначающие результаты работы, их оценку (хорошо, отлично, удовлетворительно).

Расшифровывать знаки: понимать их значение, придумывать и рисовать (запись) простейшие знаки-символы. Делить сообщения на слова, определять их количество, последо-вательность. Составлять простейшие сообще-ния, оформлять их на письме с помощью схем. Обозначать слово любыми средствами: фишка-ми, символическим рисунком, знаком. Обводить и раскрашивать рисунки, штрихо-вать; сравнивать линии по величине, количест-ву и направлению. Выполнять задания по об-разцу, контролировать выполнение упражне-ния.

5

Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные.

Звуковая структура слова.

Звуки в природе.

Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения. Мягкие и твердые соглас-ные звуки, их обозначение.

Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями).





Письмо элементов печатных букв. Горизонтальные и вертикальные линии: штриховка по образцу.

5

Выполнять один из элементов звукового анализа: интонационно выделять в словах звуки речи.

Фиксировать их последовательность с по-мощью бусинок, фишек, условных обозначений. Определять последовательность звуков в слове. Выделять гласные и согласные звуки, разли-чать их и характеризовать. Сравнивать и характеризовать твердые и мягкие согласные звуки, использовать условные знаки для их обозначения. Моделировать структуру слова: указывать его значение, заполнять звуковые схемы (самостоятельно и в паре). Сравнивать слова по значению; составлять группы слов с одинаковым звуком в начале. Подбирать слова с искомым звуком. Фиксировать звук в слове на звуковых схемах.

Штриховать и обводить предметы по образцу, ориентируясь на знаки-стрелки. Печатать эле-менты букв, обводить печатные буквы. Писать элементы письменных букв, находить элементы букв в предметной картинке. Чётко писать пря-мые вертикальные наклонные по пунктирным линиям. Копировать образцы с элементами букв. Проводить анализ графических образцов букв.

6

Звучание и значение слова.

Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь и звучание слова. Слово как двусторонняя единица языка (без терминологии).

Слово как сложный языковой знак, замещающий что-либо (вещь, дейст-вие, предмет).

Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание слов (как последовательность речевых звуков). Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной. Звуковой анализ слов различной слоговой структуры, схемы слов.

Подготовка руки к письму. Элементы письменных букв.

1

Составлять простейшие модели слов, разли-чать значение слова и его звучание (с помощью учителя). Практически различать звучание и значение слова на двусторонних моделях слов. Проводить звуковой анализ слов, фиксировать последовательность звуков в слове на схемах; характеризовать звуки. Писать элементы письменных букв, штриховать по образцу.

7

Слова и слоги. Ударение в слове.

Слог – минимальная единица произношения и чтения. Слова и слоги: слово – номинативная (назывная) единица, слог – единица произно-шения. Слогообразующая функция гласных.

Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образно-символическое обозначение ударения.

Смыслоразличительная роль ударения (замок – замок, кружки - кружки).

Подготовка руки к письму. Элементы письменных букв.

2

Делить слова на слоги. Называть в слоге гласный звук. Моделировать слова, характе-ризовать их слоговую структуру. Проводить слого-звуковой анализ слов. Использовать условные обозначения слога (дуга, вертикальные линии). Расставлять знаки ударения в звуковых схемах слов. Находить ударный слог в словах, обозначать его знаком ударения. Воспроизводить звучание слова с ориентиров-кой на знак ударения. Писать элементы букв. Соотносить написанные элементы с образцом. Оценивать самостоятельно свою работу на основе образца.


8

Слово и предложение.

Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение предложения и слова.

Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца.

Общее представление о речи на основе наглядно-образных моделей и поэтических текстов.

Обобщение. Звуки и их характеристи-ка. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения.

Подготовка руки к письму.

3

Различать слово и предложение по их функциям (без терминологии), назначению. Оформлять начало и конец предложения с ориентировкой на модель предложения. Записывать сообщение с помощью графической схемы. Проводить устные сообщения в предложения, записывать их с помощью схем. Давать характеристику звуков в звуковой схеме. Воссоздавать сюжет сказки с опорой на схемы предложения. Писать элемен-ты букв. Соотносить написанные элементы с образцом. Оценивать самостоятельно свою работу на основе образца.


Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап) (144 ч)

9

Гласные звуки и буквы.

Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами.

Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ).

Звучание и значение слова.

Гигиенические требования к письму.

Анализ графических элементов букв гласных звуков. Формы строчных и заглавных букв. Алгоритм написания букв.

Два типа ориентировки: ориентировка на строке; ориентировка в написании буквы.

16

Проводить звуковой анализ слов. Различать и соотносить звуки и буквы. Объяснять роль букв (обозначение звуков). Характеризовать гласные звуки, обозначать шесть гласных звуков буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте. Писать элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединение букв. Объяснять алгоритм написания буквы. Писать обобщенные графические элементы букв.

10

Согласные звуки и буквы.

Согласные звуки, обозначение их буквами.

Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков буквами.

Смыслоразличительная функция звуков.

Мягкие и твердые согласные.

Обозначение на письме мягкости согласных.

Звонкие и глухие согласные.

Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слов. Правила переноса слов по слогам. Открытый и закрытый слоги.


Роль гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами: ы –и, о – ё, а – я, э – е, у – ю.

Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Слова с непроверяемым написанием (ученик, учитель, фамилия, пенал и др.).

Анализ графических элементов букв согласных звуков. Формы строчных и заглавных букв. Алгоритм написания букв. Ориентировка на строке, ориен-тировка в написании буквы.

44

Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами. Различать согласные и гласные звуки, обозначать согласные звуки на схеме условными знаками и буквами. Характеризовать и различать твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Сравнивать слова-омонимы (без терминологии) по значению и звучанию. Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения и тексты. Анализировать примеры звукозаписи в стихотворной речи, в скороговорках. Наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков в словах. Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Читать открытые слоги с гласными буквами: ы – и, о – ё, а – я, э – е, у – ю. Переносить слова со строки на строку по слогам. Писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, с непроверяемыми написаниями. Различать формы строчных и прописных букв. Анализи-ровать графические элементы букв согласных звуков. Читать предложения и тексты. Ориен-тироваться на строке при написании букв, писать буквы на строке с использованием опор (точек, наклонных линий и др.). Писать элемен-ты букв, строчные и прописные буквы, соедине-ния букв, слова. Различать строчные и заглав-ные буквы. Объяснять алгоритм написания букв.

11

Буквы е, ё, ю, я

Двойное значение букв е, ё, ю, я (в зависимости от места в слове): обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука; обозначение двух звуков: звук й и гласного а, о, у, э (в абсолютном начале слова, после гласных, после разделительных мягкого и твердого знаков).

Ритмическое и связное письмо букв, соединение букв в словах.

Формы строчных и прописных букв. Анализ графических элементов изучаемых букв.

9

Находить буквы е, ё, ю, я в словах, различать их функцию: обозначать два звука или указы-вать на мягкость предшествующего согласного. Обозначать мягкость согласных с помощью букв е, ё, ю, я (лук – люк, мак - мяч). Читать слова с соблюдением элементарных правил орфоэпии, т.е. так, как они произносятся, с элементами самоконтроля за пониманием про-читанного. Делить слова на слоги. Произносить сложные по звуко-слоговой структуре слова в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюде-нием правильного ударения. Различать строч-ные и заглавные буквы, анализировать их гра-фическую форму. Списывать с рукописного и печатного текста с соблюдением гигиенических правил письма, графических и орфографических требований. Правильно называть элементы букв. Сравнивать элементы букв. Сравнивать печатную и письменную букву. Находить эле-менты в написании строчных и прописных букв. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине, углу наклона. Сравнивать написанные буквы, их соединение с исходным, первоначальным написанием и образцом. Проговаривать слова по слогам при их записи. Списывать слова и предложения, обводить слова по пунктирным линиям.

Правильно выполнять соединения букв. Писать слова, элементарные предложения.

12

Буквы ь и ъ.

Буквы ь и ъ не обозначающие звуков.

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.

Употребление ь и ъ как разделитель-ных знаков.

Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв я, и, ю, е, ё.

Сравнение слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных.

Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками (первоначальные наблюдения).

Анализ графических элементов изучаемых букв.

7

Обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака (угол - уголь). Объяснять функцию мягкого знака как показателя мягкости. Читать небольшой текст с использо-ванием правил выразительности: делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания. Самостоятельно вырази-тельно читать небольшие тексты. Анализировать графическую форму изучаемых букв. Писать слова с разделительными мягким и твердым знаками. Писать соединения букв, слова, предложения.

13

Повторение – мать учения! Старинные азбуки и буквари

Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания).

Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная роль. Письмо предложений и текстов с соблюдением норм каллиграфии.

2

Объяснять различия звуков и букв. Изображать слово с помощью модели. Объяснять происхождение слов «азбука» и «букварь».

Формулировать (с помощью учителя) основную мысль текстов. Списывать и записывать под диктовку небольшие предложения с соблюдением норм каллиграфии. Применять самоконтроль при оценивании написанного.

14

Про все на свете (послебукварный период)

Общение. Позитивная модель общения, основанная на доброжела-тельности и внимания к собесед-нику.

Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание).

Звуко-слоговой состав слов.

Слово и предложение.

Знаки препинания в конце предложения.

Заглавная буква в начале предло-жения; точка, вопросительный или восклицательный знак.

Простейший анализ предложений. Порядок слов и смысл в предложе-нии, их взаимосвязь.

Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова.

11

Использовать в общении формулы речевого этикета, ориентируясь на положительный стиль общения: относиться к собеседнику вниматель-но, терпеливо, выслушивать его; задавать вопросы, уточнять сказанное. Выделять гласные и согласные звуки; обозначать их буквами. Пользоваться словарем при написа-нии слов с непроверяемыми безударными зву-ками, писать слова в соответствии с изучен-ными орфографическими правилами. Обозначать мягкие согласные условными знаками на схемах несложных слов и буквами и, я, е, ё, ь на письме. Владеть сознательным, плавным слоговым чтением с переходом на чтение целыми словами (25 – 30 слов в минуту). Создавать (вместе с учителем) партитуры чтения: расставлять и обозначать в словах ударения, обозначать слоги в многосложных словах с помощью дуг. Оформлять предло-жения на письме. Составлять предложение по картинке. Определять количество слов в пред-ложении. Отличать предложение от набора слов. Осмыслять роль предложения (высказы-вания) в речевом общении. Выделять предло-жения из речи, оформлять их. Записывать предложение, графически правильно оформ-лять его начало и конец. Устанавливать связь слов в предложении при изменении порядка слов. Дифференцировать слова на одушевлен-ные и неодушевленные по вопросам кто? что?

Составлять простые предложения по рисунку (серии рисунков), определять количество слов в предложении. Объединять слова в предложе-ния, устанавливать их связь в предложении. Определять в тексте количество предложений и записывать их. Определять последовательность предложений в деформированном тексте.

ИТОГО: 115 часов








ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: русский язык (50 ч)

те-мы

Наименование

тем (план)

Кол-во ча-сов

Характеристика деятельности учащихся

1

В мире общения.

Речевой этикет при знакомстве, при-ветствии, прощании, поздравлении, выражении благодарности. Употребление вежливых слов, выбор обращения в зависимости от ситуации общения. Умение говорить и умение слушать. Интонация, жесты и мимика в речевом общении.

Главное средство общения – родной язык. Русский язык как национальный язык русского народа, России. Речь устная и письменная. Устные и пись-менные формы общения (умение читать, писать, слушать и говорить)

2

Использовать в речи слова речевого этикета.

Выбирать обращение к собеседнику в зависи-мости от ситуации общения. Отрабатывать навыки культурного ведения диалога. Целесообразно использовать жесты, мимику при ведении диалога.

Строить собственные высказывания о любви к родному языку после прочтения высказываний о русском языке, художественных произведений, пословиц и поговорок. Различать устные и письменные формы общения, сравнивать их. Понимать и объяснять различия между устной и письменной речью, решать проблемные си-туации по рисункам. Оформлять предложения на письме и в устной речи (заглавная буква в начале и знак препинания в конце предложения, интонация завершенности).

2

Роль слова в общении.

Роль слова и предложения в общении. Значение выбора слова для достижения нужной цели общения. Обогащение словаря как необходимое условие успешного общения. Диалог

2

Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге, выслуши-вать собеседника, высказывать свое мнение. Составлять воображаемые диалоги с героями произведений. Давать характеристику ситуации общения

3

Слово и его значение.

Слово как двусторонняя единица языка (без термина), значение слова и его звуковая и буквенная форма. Наглядно-образные двусторонние мо-дели слов.

Слово как «заместитель», «предста-витель» реальных предметов, их свойств и действий. Слова, обозначаю-щие одушевленные и неодушевленные предметы (по вопросу кто? или что?).

Имена собственные и нарицательные, их правописание.

Слова со сходным и противоположным значением.

Слова с обобщающим значением (учебные вещи, растения, одежда, транспорт, семья и др.).

Содержательная (смысловая) класси-фикация слов по определенным темам, составление тематических словариков

3

Различать в слове его звуковую сторону (внешнюю) и значение (внутреннюю). Объяснять смысл, значение используемых в речи слов.

Сравнивать и различать слово и предмет, подбирать к одному предмету несколько слов-названий, по-разному характеризующих его. Объединять слова в группы на основе их значе-ния (по тематическим признакам). Понимать необходимость обогащения словаря. Использовать слова различных тематических групп.

4

Имя собственное.

Различие имен собственных и нарицательных. Называние одного предмета (имена собственные) или целого класс однородных предметов (имена нарицательные)

2

Употреблять заглавную букву в написании имен собственных. Придумывать и записы-вать слова – имена собственные и нарицатель-ные, классифицировать, давать группам слов общее название. Объяснять этимологию русских фамилий, кличек животных (простей-шие случаи)


5

Слова с несколькими значениями.

Слова с несколькими значениями. Сходство предметов, называемых одним словом, как обязательное условие проявления многозначности

2

Сравнивать предметы, называемые одним многозначным словом, находить в них общее. Объяснять значение многозначного слова в конкретных примерах его употребления.

6

Слова, близкие и противоположные по значению

Слова близкие и противоположные по значению, их значение и звучание. Роль синонимов и антонимов (без употребления терминов) в речи

2

Сравнивать синонимы и антонимы по значе-нию и по звучанию. Употреблять синонимы и антонимы разных тематических групп в речи. Использовать словари синонимов и антонимов.

7

Группы слов.

Группы слов, объединенных основным значением (предмет, признак предмета, действие предмета). Вопросы к словам разных групп (кто? что? какой? что делать?)

3

Распределять слова по группам на основе их основного значения и вопроса. Находить в тексте слова – названия предметов, названия признаков и названия действий. Составлять группы слов, объединенных общими призна-ками, записывать вопросы, на которые они отвечают (какой? что делает? кто? что?). Работать с орфографическим словарем. Составлять тематические словарики; собирать и записывать их. Участвовать в конкурсе «Кто больше знает слов и их значений?», подбирать слова по темам, помогающим через слово познавать мир (человек: его семья, возраст (младенец, дитя, старец), облик человека (рост, фигура, волосы), качества и черты характера (ум, смелость, честность).

8

Звуки и буквы. Алфавит

Обобщение первоначальных сведений о звуках и буквах русского языка. Звуковой анализ, звуковая и буквенная форма слова. Смыслоразличительная роль звуков в словах.

Алфавит как основа письменности.

Осмысление различий между звуком и буквой, звуками в устной речи и названиями букв этих звуков ([ж] – жэ, [к] – ка, [ф] – эф)

2

Различать звуки и буквы. Проводить слого-звуковой анализ слов. Понимать и объяснять роль звуков в различении слов. Называть буквы в алфавитном порядке.

9

Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки. Обозначение их буквами.

Шесть гласных звуков и десять гласных букв в русском языке. Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме. Количество согласных звуков и согласных букв. Роль гласных и согласных звуков в речи.

2

Обозначать на письме мягкость и твердость согласных звуков. Анализировать примеры звукописи. Проводить звукобуквенный анализ слов.

10

Слоги. Перенос слов.

Деление слова на фонетические слоги. Определение количества слогов в слове. Закрепление знаний о слоге. Правила переноса слов.

2

Делить слова на слоги, опираясь на количество гласных звуков в слове. Объяснять различие между словом и слогом. Исправлять некорректно выполненное деление слов на слоги. Составлять рассказ по опорным словам. Сравнивать деление слова на слоги и на части для переноса. Применять правила переноса слов. Переносить слова со строки на строку по слогам. Называть несколько вариантов переноса слов. Объяснять деление слов для переноса, работа в паре.


11

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.

Ударение в русском языке как более сильное произнесение гласного звука. Роль ударения в узнавании слова.

Безударные гласные звуки как орфограмма. Способы проверки безударных гласных (элементарные случаи)

3

Ставить в словах ударение, называть ударный слог, подчеркивать безударные гласные. Ставить ударение в словах в соответствии с литературными нормами. Пользоваться орфографическим словариком для определения верного произношения слова. Сравнивать про-изношение и написание гласных в словах. Находить безударные гласные в словах, под-бирать проверочные слова. Анализировать ритм стихотворной речи.

12

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме

Правила обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я

3

Обозначать на письме мягкость и твердость согласных звуков. Различать способы передачи мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я. Записывать слова в алфавитном порядке. Определять количество звуков и букв в словах (день, яма, мяч, конь, ель).

13

Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу

Шипящие согласные звуки. Правила написания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу - щу

3

Писать буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Находить в текстах слова с изучаемыми орфограммами. Озаглавливать текст. Пересказывать текст по вопросам

14

Разделительный мягкий знак. Разделительный твердый знак

Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я. Употребление разделительного твердого знака (без изучения правил, общее наблюдение).

3

Писать мягкий знак в словах на основе анализа их звучания. Различать слова с разделительным мягким знаком и без него. Образовывать фор-мы слов таким образом, чтобы в них появлялся разделительный мягкий знак. Писать слова с разделительным мягким и твердым знаками. Наблюдать за употреблением разделительного твердого знака в словах. Составлять объявле-ния по заданной форме.

15

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

Звонкие и глухие согласные (парные, непарные).

Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными

5

Характеризовать звуки (гласные – согласные, твердые – мягкие, звонкие - глухие), приводить свои примеры. Сравнивать произношение и написание парных (звонких и глухих) согласных на конце слова и перед гласными. Использо-вать при письме известные способы обозна-чения мягких согласных: мягким знаком и гласными буквами е, ё, и, ю, я. Различать слова, написание которых совпадает с произношени-ем, и слова, написание которых расходится с ним (безударные гласные, сочетания жи – ши, ча – ща, чу - щу). Писать диктанты с известны-ми орфограммами без ошибок, использовать приемы учебной деятельности – контроль, кор-рекцию.

16

От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения.

Общее представление о предложении, его смысловой и интонационной законченности.

Смысловая и интонационная закончен-ность предложения.

Смысловая связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за смыс-лом и формой предложения при изме-нении порядка слов. Роль предложения в речевом общении, его коммуника-тивная функция, интонационное оформление предложения в речи и на письме (заглавная буква в начале предложения и знаки препинания в конце).

Знакомство со знаками препинания.

5

Отличать предложение от слова. Составлять и записывать предложение на определенную тему (о школе, детях, маме, природе). Оформлять предложения на письме (писать заглавную букву в начале, ставить точку в конце, делать пробелы между словами). Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу. Писать диктанты, организовывать самопроверку.

17

От предложения к тексту.

Практическое представление о речевой ситуации (собеседники, цель и результат общения). Текст как речевое произведение, автор текста

6

Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге, выслуши-вать собеседника, высказывать свое мнение. Составлять воображаемый диалог с героями произведений. Характеризовать особенности ситуации общения. Различать практически текст и предложение. Объяснять их особеннос-ти. Задавать вопросы, уточняющие содержание текста. Обсуждать содержание текста. Составлять небольшие тексты по теме и наблюдениям (по вопросам и опорным словам). Выражать свое отношение к изучению русс-кого языка.

ИТОГО: 50 часов



Перечень учебно-методического обеспечения


Работа по курсу «Обучение грамоте» обеспечивается УМК:


    1. Л.Ф. Климанова, В.И. Романина, Л.Н. Борейко. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс – М.: «Просвещение», 2011 г.

    2. Л.Ф. Климанова. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2 ч. - М.: «Просвещение», 2011 г.

    3. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Пишу красиво. Рабочая тетрадь. 1 класс – М.: «Просвещение», 2011 г.


Работа по курсу «Русский язык» обеспечивается УМК:


  1. Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Русский язык: Учебник: 1 класс. – М.: «Просвещение», 2011 г.

  2. Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Русский язык: Рабочая тетрадь: 1 класс. – М.: «Просвещение», 2011 г.

  3. Л.Ф. Климанова. Читалочка. Дидактический материал. 1 класс – М.: «Просвещение», 2011г.

  4. Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Уроки русского языка. 1 класс. Методическое пособие. – М.: «Просвещение», 2011 г.

  5. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. Сборник рабочих программ УМК «Перспектива»/Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2011 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!