Урок 2. 1 класс. Добукварный период. Предложение.
Задачи: познакомить учащихся с понятием предложение. Развивать связную речь, умение составлять предложения из двух и\или более слов, быстро и точно находить слова для обозначения окружающих предметов и классифицировать слова, обозначающие название школьных предметов; формировать представление об устном народном творчестве.
Формируемые УУД: умение выделять из устной речи предложение, упрощать предложение, распространять его; выполнять последовательно задания учителя, слушать и слышать других; различать формы устного ответа (полный и краткий); контролировать себя.
Пропедевтика: главные члены предложения, понятие предложения и его модель.
ХОД УРОКА 2
Включение в учебную деятельность
Отгадайте загадку, пожалуйста,
Мудрый, добрый, справедливый,
Всегда с нами терпеливый.
Всего хочет научить -
Чтобы легче было жить.
(Учитель)
В школе учит он детей.
Строгий, но прощает.
Помогает в обучении,
Все нам разъясняет.
(Учитель)
С мелом и с указкой
Проводит он урок!
И рассказывает ясно
Наш любимый ... (Педагог)
Он приходит в школу рано,
У него большие планы:
Научить детей писать,
Думать, вычислять, решать.
Ребята, какой урок у нас сейчас начался? (урок обучения грамоте и письму)
Кому из вас нравится поднимать руку и отвечать на вопросы?
Актуализация знаний
Как называется речь, которая записана? (письменная речь)
Как называется речь, которая НЕ записана? (устная речь)
Для чего служит речь? (для общения, передачи информации, выражения мыслей и чувств)
Постановка целей и определение темы урока
Работа по теме урока
Подготовка к восприятию
Очень-очень давно человек вовсе не умел разговаривать, а умел передавать свои мысли только жестами и звуками. Позже он придумал различные сочетания звуков для обозначения того, что он узнавал и создавал сам. На формирование речи человеку потребовалось сотни тысяч лет, а у вас это заняло примерно три года со дня вашего рождения. К концу первого года жизни вы знали только несколько коротких слов: мама, папа, нам-нам и др. К трём годам уже около тысячи слов. А теперь вы свободно разговариваете на любую тему.
Откройте азбуку на странице 4-5. Расскажите что вы видите(дети пришли в школу и их встречает учительница)
Какой день изобразил художник? (день знаний 1 сентября)
Какое у всех настроение на рисунке и у нас с вами? (радостное)
Как называется то что мы сейчас слышим и делаем? (устная речь)
Понятие о предложении
Каждое предложение выражает законченную мысль, какое-то сообщение, какую-то важную информацию. Например, «Дети пришли в школу».
Кто пришёл в школу? (дети)
Но, может быть, важно сообщить другое? Куда пришли дети? (В школу)
Наше предложение можно расширить или распространить, то есть добавить в него ещё слова и дать дополнительную информацию: «Нарядные дети пришли в школу с цветами».
А как предложение изображается графически? (я черчу на доске схему)
Это прямоугольник (как коробочка, а внутри слова). Обратите внимание на чёрточку сверху (как-будто носик из коробочки кто-то высунул. А кто заметил ещё что-то рядом с прямоугольником?
За ним стоит точка, которая обозначает конец сообщения.
(Я объясняю детям значение условных знаков. Знаков-помощников. Если в знаке три звезды, то нужно разделиться по три человека в группе)
А теперь составьте предложение о солнце, о небе, о звёздах.
Сейчас мы с вами рассмотрим на доске плакат «Режим дня» и составим предложение по каждой картинке
Мальчик делает зарядку. 2. Ребёнок умывается. 3. Мальчик расчёсывает волосы. 4. Мальчик одевается. 5. Мальчик пьёт чай. 6. Ученик пишет в тетради.)
Что вы подумали о мальчике, изображённом на рисунках? (Он аккуратный)
Вы высказали свою мысль. Значит, если мы с вами высказываем мысль словами, получается что? (Предложение)
Назовите школьные предметы, которые вы знаете и изображённые в вашей азбуке
Почему они разделены на две группы? (игрушки и учебные или школьные предметы)
Перечислите игрушки, пожалуйста.
Назовите школьные (учебные предметы)
Какие учебные вещи есть в ваших портфельчиках?
Какие любимые игрушки есть у вас дома?
Кто из вас может прочитать пословицу над рисунками?
Чему учит этв пословица?
Физкультминутка.
Продолжение урока по теме урока
Практическая работа
ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
Татьяна Бокова
Вот осень на дворе.
Птицы к югу полетели.
Значит, время детворе
Книжки складывать в портфели.
В первый раз заходят в класс
Первоклашки-новосёлы.
Оторвать не могут глаз
От просторной светлой школы.
Все за парты. Вот тетрадь.
Взяли в руки ручки смело…
Хватит бегать и играть,
Мы займёмся взрослым делом!
Пусть нас спросят у доски –
Всем мы с гордостью ответим:
МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ,
А НЕ МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ!
ПЕРВОКЛАССНИК
Г. Георгиев
На асфальте дождик пляшет,
Город кутает в туман.
Только это мне не страшно,
Я шагаю в школу важно,
Я не просто первоклассник
Я отважный капитан!
Вот звенит звонок упрямо.
Мне сигнал к отплытью дан.
До свиданья папа, мама,
Буду я примерным самым,
Я не просто первоклассник
Я отважный капитан!
Каждый день я открываю
Много новых книг и стран,
Каждый день пишу, читаю,
В «Море знаний» уплываю,
Я не просто первоклассник
Я отважный капитан!
***
Ранец, прописи, тетрадки –
Всё давным-давно в порядке!
Я сегодня первый раз
Отправляюсь в первый класс!
Мне исполнилось семь лет,
И меня счастливей нет!
Посмотрите, что за чудо –
Первоклассный мой букет!
У меня – букварь в портфеле
И тетради, и дневник!
Я теперь на самом деле –
Первоклассный ученик!
Работа с прописями и Азбукой
Начинаем подготовку к письму, выполняя гимнастику для пальчиков, кистей рук
Пять воробьёв
Пять воробьёв на заборе сидели. Один улетел, а другие запели. И пели, пока не сморила усталость. Один улетел и трое осталось. Сидели втроём и немного скучали. Один улетел и двое осталось. Сидели вдвоём и снова скучали. Один улетел, а сколько осталось? Остался один. Поскучал он здесь малость, потом улетел. Никого не осталось. (Рука согнута в локте, пальцы растопырены. Згибаем мизинец, а другими шевелим. Так же пообчерёдно – другие пальцы).
Правила посадки при письме смотрим на плакате «Сиди правильно».
Работа в прописи (учащиеся прописывают овалы и линии)
А теперь откройте азбуку на стр.5
Какую сказку вы вспомнили? (Гуси-лебеди.)
Все ли знают эту сказку?
Какой момент изобразил художник? (Девочка убегает с братцем. Гуси гонятся за ней. Они хотят отнять у неё брата.)
Сколько предложений вы сказали? (Три)
Начертите схемы предложений.
Во что одета девочка-сестричка?
В наше время девочки так одеваются?
Во что она обута?
Как одеваются современные девочки?
Сколько гусей-разбойников изображено на картинке?
Почему они вытянули шеи?
На дальнем плане изображён лес. Каким он вас представляется?
В чём вы выражаете свою мысль? (В предложении).
Сейчас прописи на странице 8
(Далее письмо по образцам под иллюстрациями)
Составьте предлодения о петушке, мышке, лягушке. (Петушок клюёт зёрнышки. Лягушка громко квакает. Мышка пищит в норке.)
Почему вы решили, что это предложение? (Потому что выразили свою мысль.)
Сейчас рассмотрим иллюстрацию в учебнике на странице 5.
Эпизод из какой сказки изображён в нижней части страницы 5? (По щучьему велению.)
Где находится Емеля? (Емеля находится у проруби)
Кого поймал Емеля? (Емеля поймал большую щуку.)
Какое время суток изображено? (День)
Как вы определили это? (На небе светит солнце.)
Что изображено на дальнем плане рисунка? (Вдалеке видна деревня.)
Что вы видите над домами? (Из труб домов вьётся дымок.)
В какое время года отапливаются дома?
Сколько предложений нами составлено?
Что выражает каждое предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)
Читаем в нижней части страницы 5 – Речь состоит из предложений. Предложение станем обозначать прямоугольником.
Из чего же состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
Как на письме (графически) мы обозначаем предложение?
Работа в прописи на странице 9
Как одним словом мы называем яблоко и клубнику? (фрукты)
Как одинм словом мы называем огурец и редиску?(овощи)
Обведите их по контуру и заштрихуйте эти предметы.
А теперь будем писать по образцам. Будьте внимательны.
Подведение итогов урока
Чему мы научились на уроке? (Составлять предложения и изображать их на письме.)
О чём мы можем рассказать, составляя предложения? (Обо всём что мы видим и чувствуем.)
Кому из вас было скучно на уроке? Почему?
Кому из вас было интересно на уроке? Почему?
Урок окончен. Благодарю за внимание!
6