СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1 Музыка Мелодия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«1 Музыка Мелодия»


ЗАДАНИЕ 1. «Анализ фрагмента урока»


УМК

«Школа России»

Класс

2

Тема урока

«Мелодия»

Проблема урока

Зачем музыке нужна мелодия?

Музыкальный материал урока

Увертюра «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М.П. Мусоргский.

Русские народные песни

Место урока в программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной

1 четверть. Тема раздела: «Россия – Родина моя». Урок 1.

Цели урока

Способствовать осознанию мелодии как основы музыкального произведения; содействовать систематизированию слухового опыта учащихся в умении определять песенное начало произведений; создать условия для развития умений осознанно и эмоционально воспринимать музыку, слышать и оценивать собственное исполнение; определять. На что похожа мелодия, кем она написана, какие интонации помогают узнать время суток, изображенное в музыке


  1. Укажите место урока в программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, фрагмент которого Вам необходимо проанализировать.

  2. Укажите цели урока, фрагмент которого Вам необходимо проанализировать.

  3. Проанализируйте фрагмент урока по предложенному плану.


ПЛАН АНАЛИЗА ФРАГМЕНТА УРОКА


  1. Назовите этап урока, фрагмент которого предложен Вам для анализа.

Этап выявления места и причины затруднения. Постановка тему, цели и задач урока.

  1. Назовите предметные задачи фрагмента урока. Обоснуйте их с точки зрения реализации цели урока.

  • Актуализировать знания о понятии «мелодия»

Учитель наигрывает мелодию и спрашивает у детей, что они услышали. Если они забыли этот термин, то учитель использует шифровку. Актуализируем, потому что детям с детского сада известно это понятие.

  • Помочь сделать вывод о том, что главное в музыкальном произведении – это мелодия

С помощью наводящих вопросов и ассоциации учитель помогает детям понять, что главное в муз. произведении — это мелодия.

Стоит дополнить, что несмотря на то, что это этап поставки темы, цели и задач урока, где, казалось бы, не могут вводить новые знания, на уроке музыки возможно, чтобы здесь дети узнали новую информацию. Она понадобиться, чтобы на следующих этапах урока дети лучше усвоили идею урока.

  1. Оцените содержание этапа урока (научность, доступность, соответствие цели урока и задачам этапа урока).

Материал урока основан на принципе научности, то есть детьми усваиваются понятия, которые установлены современной наукой. Например, учитель актуализирует с детьми понятие мелодии – это основа музыкального произведения.

В то же время все понятия доступны детям, т.к. они адаптированы и соответствуют возрастным возможностям усвоения материала.

Работа на этом этапе ведётся для достижения общей цели урока – способствовать осознанию мелодии как основы музыкального произведения. Потому что учитель объясняет с помощью ассоциации, что мелодия – это для муз. произведения, как лицо для человека.

  1. Оцените процесс целеполагания этапа урока.

На данном этапе дети ставят цель урока как бы 2 раза. Сначала цель ставится с точки зрения ПДО, то есть достигается с помощью ПС. Мнения детей по поводу вопроса учителя расходятся, откуда она сами формулируют цель урока. Это плюс, т.к. сохранятся деятельностный подход.

Затем учитель сам дополняет и усложнят цель. Я считаю, что это неверно, т.к. нарушается требование ФГОС НОО о системно-деятельностном подходе. Можно было при создании ПС просто дополнить вопрос «Что является главным в музыке? ПОЧЕМУ?». Тогда найдя ответ на первый вопрос, второй всё равно бы остался нерешённым.

  1. Назовите формы организации работы учащихся. Оцените их целесообразность.

На данном этапе учитель использовал две формы организации работы обучающихся – фронтальную и индивидуальную. Считаю, что фронтальная форма допустима, т.к. поставить цель, тему и задачу урока дети должны вместе, каждый должен их услышать.

Применение индивидуальной формы тоже успешно, т.к. пропевая слово «мелодия», дети запоминают этот термин и сочиняют собственную интонацию.

А вот создать проблемную ситуацию можно было и в группах. Это было бы удачнее с точки зрения ПДО.

  1. Назовите методы и приёмы обучения, которые использовал учитель. Оцените их эффективность.

На данном этапе учитель использовал две группы методов: словесную и практическую.

Приёмы словесного метода: беседа, метод размышления о музыке. Приём беседы уместен, т.к. только с помощью беседы можно сформулировать тему, цель и задачи урока. Хорошо, что учитель применил, хоть и не в полном виде, метод размышления о музыке. Это помогло детям понять, что мелодия – главное в муз. произведении. К тому же слушание музыке привлекло внимание детей.

Из практических методов учитель организовал приём сочинения мелодии с разной интонацией. Считаю, что на данном этапе урока этот приём был лишним, его можно было бы использовать на этапе закрепления изученного.

  1. Назовите средства обучения, которые использовал учитель. Оцените их эффективность.

В качестве средств обучения на данном этапе учитель использовал слово и музыкальный материал. Музыка привлекла внимание детей, помогла актуализировать знание.

  1. Как осуществлялся контроль и оценка деятельности учащихся и её результатов? Оцените их эффективность.

Контроль и оценка никак не осуществлялись. Только через беседу учитель мог услышать правильные и неправильные рассуждения, исправить их (а может и нет).

Если бы для создания ПС учитель использовал групповую форму организации обучающихся, то в этом случае можно было осуществить контроль, заслушивая гипотезы детей.

Также, когда дети пропевали слово «мелодия», можно было предложить оценить друг друга, получилось ли у соседа по парте передать интонацию, которую он хотел.

  1. Назовите приёмы подведения итогов и рефлексии, которые использовал учитель. Оцените их эффективность.

Учитель использовал один приём рефлексии, когда дети улыбаются друг другу и повторяют цель урока. Но он использовался, когда дети сами сформулировали цель, то есть неполную. Поэтому считаю, что приём использован неуместно. Нужно использовать его в конце, чтобы дети повторили, запомнили, для чего им нужен этот урок, какое знание нужно найти.

  1. Назовите метапредметные УУД, которые формируются в предложенном фрагменте урока. Докажите, что метапредметные УУД, названные Вами, действительно формируются в предложенном фрагменте урока.

Личностные:

  • выражают положительное отношение к музыке (пропевают, слушают)

Регулятивные:

  • планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами (была создана ПС, через которую дети сами вышли на цель и тему урока. В конце этапа дети поставили перед собой задачи, учитель учит их формулировать)


Если бы учитель перед игрой на инструменте настроил детей на то, что они сейчас будут слушать музыку, то формировалось бы следующее регулят. УУД:

  • выполнять учебные действия в качестве слушателя;

Коммуникативные:

  • высказывают свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других (реализуется в ходе беседы)


  1. Предложите коррективы по совершенствованию предложенного фрагмента урока.

ФРАГМЕНТ УРОКА



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые действия

формируемые умения

- Из чего состоит музыка?



- Что в музыкальном произведении является главным?

- Вы заметили, единого ответа нет.

- Значит, на какой главный вопрос урока мы будем искать ответ?

Сформулируйте цель урока.


- Посмотрите друг на друга и подарите улыбку за правильно сформулированную цель урока.



- Что мы видим, когда смотрим на человека?

- Что мы слышим, когда слушаем музыку? (Учитель исполняет мелодию музыкального произведения на инструменте).

Это слово зашифровано на доске:

М - - - - - Я.

- Мелодия, можно сказать, лицо музыкального произведения. Вспоминая человека, мы представляем себе его лицо, вспоминая понравившееся музыкальное произведение, мы пытаемся напеть мелодию.

- Так, что является главным в музыкальном произведении? Это слово и есть тема урока.

- Кто хочет выразительно проговорить тему урока?

- Молодцы, как красиво зазвучало слово «мелодия».

- Нежно, лирично единым хором класса пропойте тему урока музыки.

- Запишите тему в тетрадь.

- Повторите цель урока.

- Мы её немножко усложним. Вслушайтесь в цель урока: Понять, почему мелодия является главным средством выразительности музыкального произведения?

- Тема и цель урока известны, что мы ещё не знаем?





- Какие задачи поставим перед собой?

Слова-подсказки перед вами:

Узнать…

Услышать…

Проанализировать …

Разучить и исполнить…

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы (из нот, произведений, инструментов, исполнителей состоит музыка).

- Музыка, композитор, ноты, затрудняются ответить.

- Что является главным в музыкальном произведении?

- Понять, что является главным в музыкальном произведении.

Слушают рассказ учителя, улыбаются, эмоционально откликаются на речь учителя, вступают в беседу.

- Лицо.

- Мотив, мелодию.


- Мелодия.








- Мелодия.


Исполняют индивидуально с разной интонацией.


Исполняют нараспев слово «мелодия».

Записывают тему урока в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя.

- Понять, что является главным в музыкальном произведении.


- Как композиторы сочиняют мелодии?

- Какие мелодии бывают?

- Зачем музыкальному произведению нужна мелодия?

- Почему мелодия – это главное средство выразительности музыкального произведения?

1) Узнать, что такое мелодия, разновидности мелодий.

2) Услышать композиторские и народные мелодии.

3) Проанализировать разные виды мелодий.

4) Разучить и исполнить мелодии.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!