Оказывается, это вы «мурлычите» себе под носик – мелодию. Какая бы музыка не звучала – танец, песня, марш, грустная или весёлая, мы всегда выделяем мелодию, именно её мы и можем напеть. - Попробуйте мне сами ответить: Что такое мелодия? Мелодия – это главная мысль любого произведения. - Как вы думаете, мелодия есть в каждом музыкальном произведении? Я знаю девочку по имени Маша, которая не верит, что мелодия есть в каждом произведении. Докажем ей, что без мелодии нет произведения? Мы послушаем сегодня три произведения П.И. Чайковского. Эти пьесы будут из фортепианного цикла, который называется «Детский альбом». - Как вы думаете, почему композитор назвал его «Детским»? Цикл этот состоит из 24 пьес, и посвятил композитор его своему племяннику Володе Давыдову. Первая пьеса, с которой мы познакомимся, называется «Марш деревянных солдатиков». - Что такое марш? - Что под него делают? Значит, мы должны услышать интонации шага. Сейчас, пока будет звучать музыка, вы попробуете своими пальчиками изобразить шагающих солдатиков. Звучит «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского. - Какой темп был марша? - Какой характер? - Почему композитор назвал пьесу «Марш деревянных солдатиков»? -Могут ли под него маршировать настоящие солдаты? Почему? Организация маленького оркестра. Девочки –хлопают в ладоши, а мальчики стучат ручками по парте и играют на воображаемом барабане. Звучит «Марш деревянных солдатиков» А теперь надо доказать Маше, что у марша есть мелодия. То, что можно напеть. Звучит мелодия Звучит аккомпанемент (пробуем напеть) - Что получилось напеть, первый вариант или второй? Напоём мелодию ещё раз все вместе! Я запишу вашу мелодию на телефон и дам Маше послушать. Вот, что получилось (включаю запись мелодии) Вам нравится, как звучит ваша мелодия? Динамическая пауза Музыкально – ритмическое упражнение «Четыре шага» -Что мы с вами сейчас делали? - Что такое танец? Танец-движение и ритм, плавность подвижность. Сейчас мы будем искать мелодию в танце, который называется «Вальс». -Что такое вальс? -Как его танцуют? Чтобы ответить на этот вопрос, все внимание на экран. Фрагмент танца Как танцуют вальс? Пока будет звучать вальс, ваши руки могут танцевать под эту музыку. -Какие движения вы подберёте? - Как звучит вальс? Звучит «Вальс» П.И.Чайковского А теперь, ищем мелодию в танце. Звучит аккомпанемент Звучит мелодия -Что получилось напеть, первый вариант или второй? Напоём мелодию ещё раз все вместе! Я запишу снова на телефон и дам Маше послушать (слушают запись) Следующее задание будет сложнее, чем предыдущие, т.к. мелодию мы будем искать в пьесе «Сладкая греза». Это будет не просто, т.к. это песня, где петь будет не голос, а инструмент фортепиано. Для начала я хочу рассказать что такое грезы- это мечты, раздумья и воспоминания. Сейчас вы послушаете эту пьесу и подумаете как она звучит, с каким настроением вы будете ее исполнять. Звучит «Сладкая грёза» П.И.Чайковского Исполните эту мечтательную пьесу на воображаемой скрипке, изображая длинные, певучие движения смычка. - Как звучит пьеса? Ищем мелодию. Звучит мелодия Звучит аккомпанемент - Что получилось напеть, первый вариант или второй? Напоём мелодию ещё раз все вместе! (я записываю на диктофон) - Мы нашли с вами мелодии в таких разных пьесах. Мелодия есть и в маршах, и в танцах, и в песнях. Убедились в этом? Доказали Маше? -Итак, ребята, что мы нового сегодня открыли на уроке? - Что такое мелодия? - В каких пьесах мы искали мелодию? - Какой музыкальный инструмент исполнял эти произведения? - В каком сборнике живут эти пьесы? - Кто написал эти пьесы? - Кому посвятил композитор цикл? Исполнение «Песни о школе» (муз. Д. Кабалевского – сл. В. Викторова) Вы сегодня – Молодцы! Спасибо за урок! |