СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1. Понятие дружбы, любви и счастья. Дружба.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Понятие дружбы, любви и счастья.

                Дружба

Просмотр содержимого документа
«1. Понятие дружбы, любви и счастья. Дружба.»

  1. Понятие дружбы, любви и счастья.

Дружба. Что для вас значит это слово? Каким должен быть лучший друг? Есть ли у вас Лучший Друг?

«Истинная дружба — одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют».

Артур Шопенгауэр

«Друг — это одна душа, живущая в двух телах».

Аристотель

Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. Обязательным условием существования дружеских связей является отсутствие межличностной конкуренции в кругу друзей, относительно равное положение в социальной лестнице.

Для развития дружбы могут быть необходимы:

  • взаимная симпатия (приятность взаимного общения)

  • взаимопонимание

  • открытость

  • откровенность, искренность и бескорыстие

  • доверительность

  • общность интересов и увлечений

  • ценностно-ориентационное единство

Клише (стереотипы), связанные с понятием «дружба»:

  • «Настоящая, верная, мужская дружба» (это понятие легло в основу многих литературных произведений), в основе которой лежат доверие и самопожертвование. В противовес этому поверхностные, неглубокие и не связанные обязательствами отношения считаются «ненастоящей дружбой». Дружба между мужчинами противопоставляется отношениям между женщинами — при этом некоторые люди считают, что между женщинами дружба невозможна.

  • Противопоставление «дружбы» и «любви»

  • Возможность или невозможность дружбы между мужчиной и женщиной. По данным различных статистических исследований, около 65-70 процентов людей считают дружбу между мужчиной и женщиной возможной (при этом около 90 % людей отвечают на вопрос о возможности такой дружбы на основании личного опыта). Характерно, что с возрастом мужчины в среднем склонны всё менее и менее верить в межполовую дружбу, а женщины, наоборот, всё более и более.

Любовь. Что для вас значит Любовь? Какой она должна быть? Какая любовь существует в мире?

Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Способность к любви у высших животных может проявляться в форме привязанности, сложных взаимоотношений социального типа внутри группы, но в полной мере она спорна и пока не подтверждена.

Любовь — одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям. Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви.

Одна из первых классификаций форм любви восходит ещё к её пониманию в античной греческой философии различавшей виды (оттенки) любви:

«Эрос» - стихийная, восторженная влюблённость, в форме почитания, направленного на объект любви;

«Филиа» - любовь-дружба или любовь-приязнь по осознанному выбору;

«Сторгэ» - любовь-нежность, особенно семейная;

«Агапэ» - жертвенная любовь, безусловная любовь, любовь Бога к человеку.

В дальнейшем на этой основе был разработан ряд классификаций, в том числе предложенная канадским социологом Дж. А. Ли концепция шести любовных стилей: три основных стиля — эрос, сторгэ и людус, любовь-игра, в своих смешениях дают ещё три — агапэ, любовь-манию и рациональную любовь-прагму.

Счастье. Что для вас значит Счастье? Вы в данный момент своей жизни можете утверждать, что вы действительно счастливы...или же долгожданное счастье для вас совсем близко и вы стремительно и верно к нему движетесь?

Счастье — психологическое состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего бытия, полноту и осмысленность жизни, и осуществление своего назначения.

Вплоть до сих пор феномен счастья изучается философией, этикой и психологией.

Польский философ В. Татаркевич в своей работе «О счастье и совершенстве человека» выделяет четыре аспекта счастья:

Счастье как счастливая судьба, удача

Счастье как сильные радости, переживания

Счастье как обладание наивысшими благами

Счастье как удовлетворённость жизнью

В античной этике проблема счастья являлась центральной категорией. Первым её исследовал Аристотель, который определил счастье как «деятельность души в полноте добродетели» (Никомахова этика). Добродетель определялась как то, что ведет к счастью.

В эпоху эллинизма счастье было отождествлено с удовольствием в философии эпикуреизма. Древнегреческое слово счастье — «эвдемония» — дословно означало судьбу человека, находящегося под покровительством богов

Восточная философия, провозглашая недостижимость счастья в материальном мире, в своих биологическом, физиологическом, социальном, экономическом и логическом аспектах учит практическому пути достижения индивидуальной счастливой жизни.

В этой связи показательна следующая цитата:

К счастью можно прийти двумя путями. Первый путь — внешний. Приобретая лучшее жилище, лучшую одежду, более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение. Второй путь — это путь духовного развития, и он позволяет достичь счастья внутреннего. Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в черных красках, если вашему сердцу чего-то недостает, вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя ни окружили. Но если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях. Материальное благополучие само по себе иногда способно помочь решить какую-то проблему, но взамен оно создает другую. Скажем, человек может быть богат, хорошо образован, занимать высокое положение в обществе, но счастье обходит его стороной, и вот уже он начинает принимать успокоительное и злоупотреблять спиртным. Ему все время чего-то недостает, он по-прежнему чем-то не удовлетворен и находит спасение в наркотиках или в бутылке. С другой стороны, встречаются люди, у которых не так много денег, чтобы за них волноваться, — и они наслаждаются покоем. Бедные в материальном плане, такие люди все же довольны и счастливы. Вот что значит правильный умственный настрой. Материальный достаток сам по себе никогда не сможет полностью решить проблему человеческого страдания.

Далай-лама XIV. Два пути к счастью. // Буддийская практика: Путь к жизни, полной смысла.


Как взаимосвязаны между собой понятия дружбы, любви и счастья? (изобразите в виде схемы, кластера)


  1. Методика проведения уроков самопознания в младшей школе. Методические приемы.

Методика проведения уроков самопознания может быть различной, этапы урока могут быть расположены в произвольном порядке по усмотрению учителя и в зависимости от рассматриваемой темы, однако не стоит забывать о том, что урок самопознания всегда начинается с круга радости, а заканчивается кругом от сердца к сердцу. Кроме того, домашнее задание ученикам нельзя давать после завершающего круга, его можно дать перед обобщением, но это не является обязательным требованием, домашнее задание можно дать после проведения определенного этапа урока.

Приведу несколько примеров методических приемов, которые используются на уроках самопознания:

  • Я приглашаю вас всех в круг «От сердца к сердцу». Возьмемся дружно за руки и пожелаем друг другу счастливого пути в «Страну Самопознания» с песней «Я такая/ой какая/ой я есть…» (с движениями):


Я такая/-ой, какая/-ой я есть

(большой палец обеих рук направлен на себя),

И я очень счастлив/-а здесь

(обеими руками показываем пространство вокруг себя).

Я могу быть маленькой/-им

(присаживаемся),

Могу быть большой/-им

(встаем, поднимая руки вверх),

Могу быть худой/-ым или толстой/-ым

(руки сдвигаем и раздвигаем в

стороны).

Но это мне не важно –


(показываем указательным пальчиком)

Я такая/-ой, какая/-ой я есть

(большой палец обеих рук направлен на себя),

И я очень счастлив/-а здесь



(обеими руками показываем пространство вокруг себя).



  • Приглашаю вас в круг «От сердца к сердцу». Встанем друг за другом «паровозиком» и споем песенку: Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Счастливые соседи,

Веселые друзья.


  • Здравствуйте, ребята! Начнем этот день с формулы любви. Встанем в «круг радости», улыбнемся друг другу. Повторяйте за мной следующие слова и движения:

Я так люблю себя (руку на сердце),

Что я могу любить тебя (руку на плечо соседа).

И ты начнешь любить себя (руку на плечо соседа).

И сможешь полюбить меня (руку на сердце).

  • Молодцы! А сейчас дружно встанем в круг. Повернемся друг к другу по парам. Очень хорошо! А теперь повторяйте за мной стихи и движения:


Бабочка, давай дружить! (Протягивают друг другу

правую руку и пожимают в крепком рукопожатии).

Веселее в дружбе жить.

Есть в саду у нас цветы (разводят руки в стороны и

потом как бы нюхают цветы),

Полетай над ними ты! (Машут руками, как

крылышками).

Ну а дождь пройдет над садом – (накрывают голову руками)

Волноваться зря не надо! (Пальчиком и головой

показывают жест «нет»).

Ни о чем не беспокойся – (прикладывают правую руку к

сердцу)

Под моей панамой скройся! (Осторожно накрывают одну

ладошку другой).

Упражнение-игра «Солнечный лучик любви»

Воспитатель демонстрирует игрушку «солнышко» и предлагает детям встать вокруг него.

– Любовь – это маленькое солнышко внутри каждого из нас. У солнышка есть лучики любви, они умеют творить чудеса.

Давайте поиграем. Представьте, что вы все – солнечные лучики. Встаньте вокруг нашего «солнышка». Потяните руки в стороны, как лучи солнца, представьте, что направляете свой «луч» кому–нибудь из близких и родных, скажите ему слова- пожелания. А начать можно с таких слов: «Любви лучик направляю…».

(Далее дети сами формулируют пожелания. Воспитатель при необходимости помогает детям).

Любви лучик направляю,

Всем здоровья я желаю!

Любви лучик направляю,

Маме счастья я желаю!


Упражнение-игра «Рядом с другом»

На полу разложены два обруча. Дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя пытаются разместиться всей командой в одном обруче. Побеждает та команда друзей, в которой все дети поместились в обруче.

Упражнение «Эхо Счастья»

Воспитатель выразительно читает текст, соблюдая паузы. Дети повторяют каждую вторую строчку, как эхо, приложив руки «рупором» к губам.

Видеть солнце – это счастье?

Счастье, счастье, счастье…


Улыбнуться маме – счастье?

Счастье, счастье, счастье…


Помириться с другом – счастье?

Счастье, счастье, счастье…


Пожалеть котенка – счастье?

Счастье, счастье, счастье…


Получить подарок – счастье?

Счастье, счастье, счастье…(И т.д.).











6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!