СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос 1. "Слово о полку Игореве" — величайший памятник древне­русской литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются вопросы: 1. Киевское государство в XI-XII веках. 2. Самобытный характер культуры Древней Руси. 3. Периодизация, патриотизм, жанры древненусской литературы. 4. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древне­русской литературы (история открытия, публикации, историческая основа, центральная идея, построение, система образов, эпичность и лиризм в изображении русской земли и судеб русских людей, мировое значение произведения).

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 1. "Слово о полку Игореве" — величайший памятник древне­русской литературы»

Вопрос № 1. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
  1. Самобытный характер культуры Древней Руси.

  2. Патриотизм древне­русской литературы.

  3. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древне­рус. лит.

  4. Эпичность и лиризм в изображении русской земли и судеб русских людей.

Киевское государство в XI—XII веках

Киевское государство возникло в IX веке. Конец X и начало XI века, время княжения Владимира и его сына Ярослава Мудрого, было высшей точкой расцвета Киевского государства.

Единство государства было залогом силы и независимости страны. Между тем уже с начала XII века Киевское государ­ство стало клониться к экономическому и политическому дроб­лению на «уделы». Феодальная раздробленность и связанные с ней княжеские усобицы ослабляли государство, делали его уяз­вимым для внешних врагов.

И эта сторона исторической жизни народа отразилась в литературе.

ПАТРИОТИЗМ
Литературой XI века был со­здан величественный образ Русской земли — обширной, могуще­ственной и славной в иных странах. Литература XII века, в частности гениальная русская поэма «Слово о полку Игореве», создаёт новый образ родиныкак живого и страдающего суще­ства.

«Слово о полку Игореве» вместе с другими такими же передовыми произведениями развивает подлинно народные идеи о княжеских усобицах как причине бед и страданий род­ной земли, о необходимости всем вместе «постоять за землю Русскую».

До конца X века русские люди были язычниками. Христианство было введено на Руси в качестве госу­дарственной религии при князе Владимире, в 988 г. Введение христианства для своего времени было прогрессивным явлением: оно способствовало укреплению политического единства страны и ещё более быстрому развитию её культуры.

Культура Киевской Руси

Русский народ создал в киевский период высокую самобытную культуру — как материальную, так и духовную. В культурном отношении Киевское государство было одним из самых передовых государств своего времени.

1. Земледельческая культура народа в то время, когда у многих соседей она находилась ещё на низкой ступени подсечного земледелия, у нас была уже развитой, пашенной.

2. Русская земля славилась своими богатыми городами. В XII веке в ней было более 200 городов. Древнейшие русских города – Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск. В Киеве конца X — начала XI века находи­лось 8 рынков, 400 церквей.

В Новгороде отрыты деревянные мостовые улиц, относящиеся к X веку. Это первые мостовые в Европе. В Новгороде же отрыт водопровод XI века, с деревянными трубами, также самый древний водопровод в городах средневе­ковой Европы.

3. Города вырастали и развивались главным образом как центры и средоточие ремёсел: было много гонча­ров, кузнецов, литейщиков, плотников, кожевников, сукновалов. Русь славилась своими мастерами-ювелирами.

4. Русский народ обладал высоким архитектурным искусством. В Киеве высился княжеский дворец, который считается «дворцом княгини Ольги», — велико­лепное двухэтажное кирпичное здание, отделанное мрамором, цветными плитками и живописью. Ещё великолепнее был бело­каменный дворец князя Андрея Боголюбского в селе Боголюбове, около г. Владимира, также с мраморной отделкой, с зо­лочёными крышами и решётками, превосходивший красотой западноевропейские замки.

О высоте русского искусства XI—XII веков говорят такие выдающиеся памятники, как в Киеве Десятинная церковь, грандиозный Софийский собор, соборы в XI и XII веках в Новгороде, Полоцке, Чернигове, Владимире. Все соборы внутри украшались драгоценной отделкой полов и живописью на стенах, исполненной способом мозаики или фрески.


Патриотизм: Произведения искусства отражали ту же идеологию, что и произведения литературы, только иными средствами. Так, гран­диозный Софийский собор в Киеве, полный света, великолепно украшенный мозаикой и фресками, монументальный и торжест­венный, был задуман как символ равноправия Руси и Византии, самостоятельности русской церкви, Русского государства, рус­ского народа. Размеры архитектуры, блеск украшений, вели­чественные изображения на золотом или синем фоне произво­дили впечатление торжественности и должны были свидетельст­вовать о могуществе и силе княжеской власти.

Образованность в Киевской Руси

В Киеве и других городах с конца X века стали открывать училища.

Князь Владимир взял у знатных дружинников и бояр 300 детей на «учение книжное». Подобные же или несколько проще школы были открыты в других городах: Новгороде, Смоленске, Владимире, Галиче.

В конце XI века в Киеве было учреждено женское училище, первое в Европе.

Князь Владимир Мономах любил книги, был умелым писателем и говорил на нескольких языках. К книгам, к образованию существовало глубокое уважение. «В книгах неисчётная глубина», «в словах книжных (люди) обретают (т. е. находят) мудрость».

Устная народная поэзия

Среди произведений устной народной поэзии существовали сказки, по­словицы, обрядовые песни, славы в честь возвращавшихся из походов князей, плачи. Одно из важнейших мест в устном на­родном творчестве киевского периода принадлежит былинам (как принято называть произведения русского героического эпоса). В русских былинах отразилось много подлинных событий, героев и врагов русского народа киевского периода. Основное внимание уделяется описанию военных подвигов, службе по охра­не границ государства. Красной нитью через былины проходит тема борьбы за родину, тема защиты своей страны. Но былины — не чисто исторические, а поэтические произведения, выражаю­щие своё идейное содержание в художественной форме, в обра­зах.

Действующими лицами древнерусского былинного эпоса яв­ляются богатыри. Самые популярные, любимые народом бога­тыри, герои былин, — по происхождению крестьяне, земле­пашцы: Микула (Никола) Селянинович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Таким образом, не герои феодальных драк и раздоров, а бога­тыри — олицетворение лучших идеалов трудовых масс — стоят в центре произведений русской устной поэзии. В русском устном творчестве нет ни одного произведения, посвя­щенного княжеским усобицам. Нравственная чистота, благород­ство, героический характер и патриотизм — таковы отличитель­ные черты русского былинного эпоса.

Письменность

Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Потребность в письме появилась в связи с зарождением го­сударственной жизни, развитием торговли; введение христиан­ства усилило распространение письменности.

Древнейшие русские книги, сохранившиеся до нас, от­носятся только к XI веку.

Изготовление и внешний вид книг XI—XII веков

Древнерусские книги все были рукописными. Материалом для книг служила не бумага, которой в Европе ещё не знали, а пергамент.

Письмо производилось кисточкой, палочкой или птичьим пе­ром — гусиным или павлиньим. Для письма употреблялись чернила и киноварь (красная кра­ска). Весь текст писался чёрными чернилами, а первые буквы, с которых начиналась строка, писались красной краской.

Слова в строчке друг от друга не отделялись. Этот древний русский по­черк называется уставом. Многие книги художественно оформлялись.

Самой древней из сохранившихся русских книг является зна­менитое Остромирово евангелие, которое было переписано в 1056—1057 гг. дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира.


К XI веку на Руси были все условия для развития письм. литературы:

  1. язык, обладавший бога­тым словарным составом;

  2. устная поэзия (много худ. произведений разнообразных видов);

  3. письменность.


С появлением письменности и принятия хри­стианства на Руси началось распространение книги. Первые письменные произведения в Древней Руси, как правило, были анонимными.

Древнерусскую литературу отличали богатст­во и разнообразие жанров:

поучения («Поучение Владимира Моно­маха») — политическое и моральное наставле­ние отца детям, князя — наследникам;

«хожения» («Хожение за три моря» Афа­насия Никитина) — записки русских путешест­венников.

жития святых («Житие Бориса и Глеба»). Обычно это рассказ о жизни идеального христианского ге­роя;

летописи («Повесть временных лет») — в них нашло отражение осознание единства рус­ской истории и государства; !!!!!!!!! Идеи труда Нестора (Патриотизм древнерус. лит-ры)

Проникнутый сознанием величия русского народа, Нестор прежде всего устанавливает его место в мировой истории, стремясь показать, что русский народ не моложе и не хуже других народов.

Далее Нестор хочет показать единство великой семьи всех славянских народов — идея передовая и очень важная для того времени, когда отдельные славянские народы испытывали с раз­ных сторон натиск внешних врагов: от немцев, от венгров, от греков.

Нестор писал исторический труд, но проводил в нём идеи, имевшие большое значение для его времени. Такой была идея церковной и политической независимости русского народа. Та­кой же была идея единства Русской земли. Весь труд Нестора проникнут правильным пониманием блага своей страны и глубоким патриотизмом.

Исторические повести, т. е. рассказы об исторических событиях, казавшихся особо важными («Сказание о Борисе и Глебе»).

К выдающимся произведениям киевской литературы можно отнести слова. «Слово» — это про­изведение хотя и написанное, но предназначенное для устного произнесения перед слушателями, ораторское произведение. Талантливыми писателями-ораторами киевского периода были Иларион, киевский митрополит, и Кирилл, туровский епископ.

Главными чертами слов были горячая любовь к родине, подчинение личных интересов государ­ственным, неустанный труд.

В произведениях древнерусской литературы отражались не только проблемы своего време­ни. В них звучали «вечные» темы, воспевавшие патриотизм и высокие нравственные идеалы. «Древнерусскую литературу можно рассматри­вать как литературу одной темы... Эта тема — смысл человеческой жизни» (Д. С. Лихачев).


«Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» — удивительный памятник русской литературы Древней Руси — было создано в конце XII в., когда страна пере­живала период политической раздробленности. Междоусобная борьба русских княжеств ослож­нялась набегами половцев, которые разоряли мирное население.

История открытия и публикации «Слова...». В 1795 г. известный любитель и собиратель рус­ских древностей граф А. И. Мусин-Пушкин в сборнике рукописей XVI в., который он приоб­рел в Спасо-Ярославском монастыре, обнаружил текст «Слова...». С находки была снята копия для Екатерины II. В 1812 г. рукопись «Сло­ва...» и большая часть экземпляров первого из­дания сгорели в московском пожаре вместе с домом Мусина-Пушкина.

«Слово...» и древнерусская литература. Влияние «Слова...» было заметным во всем по­следующем развитии русской литературы. Оно послужило лит. образцом для «Задонщины» (произведе­ния, повествующего о Куликовской битве), соз­данной в начале XV в. в Москве.

Историческая основа «Слова...». В 1184 г. состоялся удачный поход киевского князя и других русских князей против половцев. Новгород-северский князь Игорь не участвовал в нем (не успел из-за распутицы). Но, по слухам, он сделал это нарочно, так как половецкий хан Кончак прежде был его союзником, а отец и дед Игоря не раз «приводили ханов» на Русь (ис­пользовали против других князей в междоусоб­ных войнах).

В 1185 г. князь Игорь, оскорбленный этими слухами, выступил против половцев самостоя­тельно. Его войско поддержала только дружина брата Всеволода — князя курского. В походе вой­ско Игоря застало затмение солнца, считавшееся на Руси плохим предзнаменованием. Но Игорь продолжил поход, считая позором вернуться до­мой без победы. Трое суток день и ночь продол­жалась битва с половцами. В бою Игорь был пле­нен, а его войско разбито. Половцы, окрыленные победой, ринулись на русские княжества.

Центральная идея «Слова...» — призыв к единению русских князей.


Построение «Слова...»

Вступление. Автор определяет себе зада­чу — рассказать о реальных недавних и траги­ческих событиях, а не забавлять слушателей красивыми песнями и былинами, подобно ле­гендарному сказителю Бояну. Он ценит правди­вость выше красивого слога. Здесь же дается ла­коничная и выразительная характеристика кня­зя Игоря.

Центральная часть «Слова.. ». Вы­ступление русских войск в поход. Затмение солнца. Символические картины природы. Пер­вое столкновение с половцами. Победа. Вновь тема грозных предзнаменований.

Поражение русских войск на Каяле. Скорбь автора в связи с поражением во втором бою и его послед­ствиями для всей Русской земли.

Вещий сон киевского князя Святослава о по­ражении князя Игоря и его брата Всеволода (Киев в «Слове...» — символ единства русских земель), «Золотое слово» Святослава — упрек князьям в отсутствии единства. Святослав скор­бит о печалях земли Русской, о беде, которая на­стигла братьев, но он и надеется на объединение русских князей, чтобы победить врага. Автор «Слова...» продолжает эту мысль, об­ращаясь к наиболее влиятельным русским князьям, призывает прекратить междоусобицы, защитить Русскую землю.

Плач Ярославны. В нем — душа Русской зем­ли, ее боль и вера, скорбь всех жен и матерей. Ярославна обращается к силам природы, она уп­рекает ветер, Днепр и солнце, но одновременно надеется на справедливость природы. Глубоким лиризмом проникнуты ее слова. В плаче Яро­славны сильны мотивы устного народного твор­чества.

Далее автор рассказывает об удачном побеге Игоря из плена.

Эпилог. Праздничное и торжественное вступление новгород-северского князя Игоря в Киев — признание своей вины перед всей Рус­ской землей.


Образная система «Слова...»

Главные герои «Слова...»князья Игорь и Всеволод. Автор воспевает их мужество и храбрость. Игорь стремится вселить ратный дух и в свою дружину. Он обращается к ней с вдохновенной речью в страшный момент солнечного затме­ния: «Лучше нам убитыми быть, чем плененны­ми!»

«Буй Тур» Всеволод — идеал воина. Куда ни поскачет он, там лежат «поганые головы поло­вецкие». В пылу сражения Всеволод забывает обо всем: о своих ранах, об отцовском княже­ском престоле в Чернигове и о своей молодой жене.

Автор «Слова...» уподобляет князей «солн­цу», «свету», «соколам», а врагов-половцев — «тьме», «тучам», «черным воронам». «Тьма свет покрыла», когда войска северского и кур­ского князей были разбиты на реке Каяле. Но автор «Слова...» и осуждает братьев за стремле­ние к личной славе. Они не дождались объеди­ненного выступления русских князей против половцев, которое хотел предпринять киевский князь Святослав. Игорь и Всеволод сказали: «...прошлую славу похитим, будущую между собою поделим». В результате — поражение. Погублено войско. Усилились междоусобицы князей, «тоска разлилась по Русской земле» Поражение на Каяле «открыло ворота полов­цам» на Русь.

Автор «Слова...» подчеркивает, что нельзя личную княжескую честь и славу ставить выше чести и славы Русской земли. Поэтому в «Сло­ве...» (вопреки историческому факту) бежавший из плена Игорь едет в Киев (столицу Руси), при­знавая этим свою вину перед Русской землей.

Киевский князь Святослав — иде­ал мудрого и могущественного правителя Рус­ской земли. Он скорбит о потерпевших пораже­ние Игоре и Всеволоде и упрекает русских кня­зей за то, что они ему «не в помощь» в правлении Русью, сохранении ее единства и мо­гущества.

Ярославна — лирический образ русской женщины. Это верная и преданная подруга му­жа, горячо любящая своего «ладу». Силой своей любви она помогает Игорю вернуться из плена. В своем плаче-заклинании Ярославна упомина­ет не только мужа, но и его воинов. Ее скорбь о поражении Игоря — скорбь всех русских жен и матерей.

Образ Русской земли — централь­ный в «Слове...». Рассказывая о неудачном по­ходе на половцев «Игорева храброго войска», автор охватывает события русской жизни за полтора столетия, сопоставляя прошлые време­на с настоящими. В круг повествования автора введены огромные географические пространст­ва: половецкая степь, Дон, Черное и Азовское моря, Волга, Рось, Днепр, Дунай, Западная Дви­на; города. Корсунь, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль и др. К происходящим на Русской земле событиям прислушиваются окру­жающие ее народы: немцы и венецианцы, греки и моравы. В ход русской истории втянуты литва, финны, половцы. Огромность Русской земли подчеркивается в «Слове...» одновременностью действия в разных частях страны: «Трубы тру­бят в Новгороде, стоят стяги в Путивле», «деви­цы поют на Дунае, вьются (их) голоса через море до Киева».

Ощущение бескрайних просторов передает и пейзаж. Ветер, солнце, грозовые тучи, в кото­рых трепещут синие молнии, утренний туман, щекот соловьиный по ночам и галочий крик ут­ром, море, овраги, реки — это огромный, широ­кий фон и в то же время конкретный пейзаж, взятый как бы в движении. Вся русская природа принимает участие в ра­достях и печалях русского народа. «Солнце... тьмою путь заслоняет» князю — предупреждает его об опасности. После поражения Игоря при­рода скорбит вместе с русским народом: «Ник­нет трава от жалости, а дерево с печалью к земле приклонилось».

Охватывая все пространство Русской земли, автор тем не менее наблюдателен и точен в дета­лях. Он рассказывает о подробностях походной жизни, приемах защиты и нападения, деталях вооружения, о поведении птиц и зверей. Героем «Слова...» становится вся Русская земля. Кня­жеские крамолы и распри допустили «поганых со всех стран ходить с победами на землю Рус­скую». И вот все князья призываются в «Слове...» к единению и общей защите Русской земли от половецкой опасности.

Образ автора «Слова...». Авторские отступления — выражение авторского отноше­ния к событиям и размышление над случившим­ся. О широте кругозора автора свидетельствуют его знания о родной истории, о землях, входя­щих в состав Руси, о соседних народах. Автор сумел ос­мыслить все сложности политической борьбы своего времени и подняться до общерусской точ­ки зрения. Он гордится всей Русью и печалится обо всей Русской земле в целом. Для процвета­ния Русской земли нужен мир, а для этого необ­ходима сильная централизованная княжеская власть. Все князья должны выполнять свой долг и перед своими землями, и перед киевским кня­зем. Такова основная идея автора.

Имя автора «Слова о полку Игореве» остаётся неизвестным. Учёными положено много трудов, чтобы хотя косвенно определить, кто же был этот гениальный поэт. Несомненно, что это был, во-первых, человек, обладавший большими историческими познаниями и хорошо знакомый с по­литической обстановкой своего времени; во-вторых, человек, пре­красно знавший литературу своего времени и народную поэзию; в-третьих, политически передовой человек, правильно понимав­ший интересы родины. По-видимому, это был светский человек, княжеский дружинник.


Поэтический язык «Слова...». В языке «Слова...» встречаются элементы книжности, ораторского искусства, народная поэтическая традиция.

В «Слове...» широко используется и военная терминология (такой стиль встречается в летописях): «вступить в стремень» — выступить в по­ход, «копье преломити» — одержать победу. При помощи военной терминологии дается оценка нравственных качеств героев: Игорь «стянул ум крепостью своею и поострил сердце свое мужест­вом, исполнился ратного духа». Воины Всеволо­да, куряне «под трубами спеленуты, под шлема­ми взлелеяны, с конца копья вскормлены».

С ораторским искусством связаны такие прие­мы, как обращение «братие», риторические во­просы, повторы — все это призвано привлечь внимание слушателей, заострить его на наиболее важных событиях, проблемах, переживаниях. Повтор «О Русская земля, ты уже за холмом!» сопрово­ждает описание движения русских войск и уси­ливает напряженность повествования.

С традициями устного народного творчества связано употребление фольк­лорных эпитетов: мечи булатные, персты вещие, струны живые, кони борзые, стремя златое, поле чистое, девицы красные, зори кровавые, стрелы калёные, седина серебряная.

В нем используется и песенная символика: князья — «солнце», Яро­славна плачет на городской стене одинокой «ку­кушкой». Далеко залетел сокол, преследуя птиц, — это Игорь, увлёкшийся преследова­нием врагов. Чёрные тучи идут от моря, хотят закрыть четыре солнца — это несметные половецкие полчища, надвигающиеся на четырёх русских князей. Кровавая битва символизирована один раз в образе молотьбы: «Снопы стелют головами, молотят мечами булатными, на току жизнь кладут, веют душу от тела»; другой раз в образе пира: «Тут кровавого вина недостало, сватов напоили русские и сами полегли»; в третьем случае в образе посева: «Чёрная земля под копытами была засеяна костьми, полита кровью, — печалью взошёл (этот посев) по Русской земле». В традициях народных символов описан сон Святослава, где жемчуг — символ слез, черная пополома (покрывало) — символ похорон.

Олицетворяются и одушевляются от­влеченные понятия: обида — Дева Обида, Жля (печаль) поскакала по Русской земле. В поэме одушевлена вся природа. Она действует, принимает активное участие в событиях. Когда Игорь разбит, природа сочувствует: трава поникает от жалости, деревья от горя клонятся к земле. Когда Игорь бежит из плена, природа помогает ему: Донец лелеет его на своих волнах, подстилает мягкую траву, одевает тёплыми ту­манами. Чтобы Игорю слышна была погоня, не каркают вороны, не стрекочут сороки.

С песенной народной традицией связаны сравнения: «кричат телеги в полуночи, словно лебеди распуганные».

Яро­славна, следуя древним народным верованиям, обращается за помощью к силам природы — Солнцу, Ветру, Днепру. Ее «плач» — форма уст­ного народного причитания.

Многие метафоры «Слова...» связаны с древ­нейшим занятием русичей — земледелием. По­сев — «черная земля под копытами костьмы бы­ла посеяна, а кровию полита, печалью взошли они по Русской земле». Молотьба — «на Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булат­ными (мечами), на ток жизнь кладут, веют ду­шу от тела». В первых же строках поэмы творчество вещего Бояна описано целым рядом великолепных метафор: он растекался мыслью по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками; он не десять со­колов выпускал на стадо лебедей, а клал свои десять пальцев на златые струны гуслей, и которой первой они касались, та первой и пела. И далее: ночь стонет грозой, те­леги кричат в полночи, соловьиное щёлканье уснуло, галочий говор пробудился, стяги (знамёна) разговаривают.

Автор «Слова...» не только использует тради­ционные книжные и фольклорные мотивы, но и переосмысливает, углубляет их. Он создает яркие и живые картины, наполняя их цветами и звуками: «зеленое дерево», «черные тучи», «серебряные струи», «синее море», «ко­ни ржут», «лисицы лают на красные щиты», «трубы трубят», «скрипят телеги».

С помощью аллитерации (звукописи) пере­дается, например, стремительный бег конницы: «Спозаранок в пятницу растоптали (они) пога­ные полки половецкие». Например, рефрен «О Русская земля, ты уже за холмом!» сопрово­ждает описание движения русских войск и уси­ливает напряженность повествования.

Древнюю русскую литературу принято делить на три боль­ших периода:

1) литература киевского периода, XI—XII веков;

2) литература периода феодальной раздробленности, XIII—XIV веков;

3) литература периода Московского государства, XV—XVI и XVII веков.


В лучших произведениях древнерусской литературы четко прослеживалась их идейная связь с исторической жизнью народа, с важнейшими событиями эпохи, утверждались величие госу­дарства, самобытность его культуры, равенство с передовыми странами того времени. И по уровню книжного искусства, и по уровню мастерства писателей Древняя Русь не уступала евро­пейским государствам, а в киевский период даже превосходила многих из них.

Древнерусская литература была богата и разнообразна по жанрам: повести, сказания, жития, героические песни, прит­чи, поучения (поэтические сказания из летописи «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха). Драгоценной жемчужиной литературы Киевской Руси спра­ведливо считается гениальная поэма «Слово о полку Игореве».


«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Гордость русской литературы составляет написанная в раз­бираемый период гениальная поэма «Слово о полку Игореве», автор которой, к сожалению, неизвестен.

Историческая основа «Слова»

«Слово о полку Игореве» написано по поводу неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 г. Половцы были кочевым народом, обитавшим в южных степях, по реке Дону и до Кавказа. Русские называли их земли «Поло­вецким полем». Сами половцы называли себя кипчаками. По­ловцы были опасными соседями Русского государства. Они, часто производили набеги на Русь. На своих быстрых степных конях они внезапно появлялись и столь же быстро исчезали. Набеги половцев были очень опусто­шительными: половцы разрушали русские города и сёла и уби­вали или уводили в плен много русских людей.

Русский народ должен был постоянно думать о защите своих границ. Но обороне страны много вредила феодальная раздроб­ленность, уже начавшаяся в Киевском государстве. Государство состояло из 13 больших княжеств, каждое из которых продол­жало дробиться на мелкие удельные княжества. Их князья редко действовали вместе и не думали о пользе всей земли, но каждый стремился для себя одного добыть славу и честь и враждовал с другими. «Сами на себя крамолу ковали, а поганые со всех сто­рон приходили с победою на землю Русскую», — говорится об этом времени в «Слове о полку Игореве». Когда же князья объ­единялись, они наносили кочевникам сильные поражения.

!!!!!!!! В 1184 г., за год до Игорева похода, великий князь киевский Святослав Владимирович, действуя вместе с другими русскими князьями, совершил удачный поход на половцев, разбил их и даже взял в плен хана Кобяка. Поход должен был повториться летом следующего года для закрепления успеха. Этот хорошо за­думанный и начатый план был сорван князем Игорем, одним из участников союза русских князей. Без уговора и согласования с руководившим военными действиями киевским великим князем, ещё до наступления лета, в апреле 1185 г., он сам предпри­нял поход вместе с несколькими ближайшими родственниками-князьями: братом Всеволодом Трубчевским, сыном Владимиром Путивльским и племянником Святославом Рыльским. Ему хоте­лось загладить свою бывшую вину перед русским народом, когда он воевал против Киева, да ещё в союзе с половцами, загнать половцев вглубь степей и освободить русское Тмутараканское княжество на Северном Кавказе. Благородный, но легкомыслен­ный замысел Игоря оказался на редкость неудачным и имел пе­чальные последствия как для него самого, так и для Русской земли. Первое удачное сражение с половцами заманило Игоря далеко в глубь половецкого поля. Но здесь половцы, превосхо­дившие войско Игоря численностью, со всех сторон окружили русских и в жестокой битве, продолжавшейся три дня, разбили их. Остатки дружины и все четыре князя попали в плен. Такого позора ещё не видала Русская земля. Ещё важнее было то, что самонадеянный поход Игоря испортил удачно начатое общерус­ское дело. Вслед за разгромом Игоря половцы сами ринулись на русские земли. «Застонал Киев от печали, а Чернигов от напа­стей», снова запылали русские города и сёла, а многих русских людей угнали в плен, в рабство.

Описание Игорева похода в летописи

Поход князя Игоря — событие историческое. Он описан и в летописях. Чтобы лучше понять особенности «Слова о полку Игореве» как литературно-художественного произве­дения, его надо сравнить с летописным рассказом.

Летописный рассказ об Игоревом походе отличается последовательностью и обстоятельностью, точно изла­гая все подробности похода: время выступления, первую и вто­рую битвы, военную обстановку и построение полков, ход сражения. В нём нет поэтического вымысла. Это историческая повесть, задача которой — дать точное описание событий. Неудача и поражение русских князей рас­сматриваются как наказание божие за грехи.


Содержание «Слова о полку Игореве»

Если сравнивать «Слово» с летописным рассказом, сразу же можно заметить, что при единстве сюжета оно ставит иные задачи и осуществляет их другими литературными приёмами.

Задача произведения — не исторически точное описание Игорева похода, а уяснение причин русской неудачи и указание пра­вильных путей к защите родной страны и мирного труда народа.

Приём автора — выбор нескольких наиболее драматиче­ских моментов события, которые он описывает необычайно кра­сочно и ярко. Выбранные моменты он располагает свободно, в соответствии со своим замыслом, а не в порядке их действитель­ной последовательности и даже дополняет картинами, вымышлен­ными его поэтической фантазией.

Начинается «Слово» вступлением, в котором автор как раз и ставит вопрос о творческом приёме: слагать ли ему печальную повесть об Игоревом походе «по былинам сего времени», т. е. в строгом соответствии с действи­тельностью, или «по замышлению Бояна», т. е. по способу старого знамени­того певца. Этот мудрый Боян, когда хотел кого воспевать, то растекался мыслью по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками, т. е. свободно перерабатывал материал своим творческим воображением.


Главная часть произведения разделяется на несколько картин:

1. Картина подготовки и начала похода. Исполнившись ратного духа, со­бирается князь Игорь в поход на землю Половецкую. Взглянул на светлое солнце и увидел всё своё войско покрытым тьмой. Но так сильно пало князю на ум желание дойти до Дона великого, что оказалось оно сильней дурного предзнаменования. «Хочу, — сказал он дружине, — преломить с вами копье на конце Поля половецкого! Хочу сложить голову, либо испить шлемом воды из Дона!» Приглашает Игорь с собой в поход милого брата Всеволода, а тот ему говорит: «Седлай, брат, своих борзых коней, а мои в Курске давно гото­вы, оседланы ...» Тогда вступил князь Игорь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Природа продолжает его предупреждать зловещими предзна­менованиями. Ночь грозовая. Волки воют по оврагам. Лисицы лают на крас­ные русские щиты. Орлы клёкотом созывают зверей на трупы ... А половцы тоже спешат к Дону, кричат их повозки в ночи, как лебеди распуганные.

  1. Картина первого победного столкновения. Рано утром в пятницу рус­ские потоптали половецкие поганые полки. Рассыпались (русские) стрелами по полю, помчали захваченных красных половецких девиц, а с ними золото, дорогую парчу и атласы. Драгоценными половецкими покрывалами и одеж­дами они мостят путь по болотам и грязным местам. Храброму Игорю доста­лось и половецкое знамя — бунчук, с, конским хвостом наверху, на серебря­ном древке.

  2. Картина второй битвы и поражения русских. Снова природа полна зло­вещими предзнаменованиями. Рассвет встаёт кровавыми зорями. Чёрные тучи идут с моря, чтобы закрыть собой четыре солнца — четырёх русских князей. В тех тучах блещут синие молнии. Быть грому великому! Идти дождю стре­лами! Земля гудит. Реки мутнеют. Пыль покрывает поля ...

На фоне этого тревожного состояния рисует автор картину второй битвы.

Бьётся Всеволод, гремит булатным мечом о половецкие шлемы. Куда поскачет, там ле­жат поганые головы половецкие. Всё забыл он в пылу битвы: и почести, и богатство, и отцовский трон, и милую жену.

С утра до вечера и с вечера до нового рассвета летят стрелы калёные, гремят мечи о шлемы, трещат копья на чужом Половецком поле. Чёрная земля под конскими копытами костями посеяна, кровью полита. Бились день, бились другой, на третий день к полдню пали стяги (знамёна) Игоревы. Тут закончили пир храбрые русские. Тут разлучились оба брата, взятые в плен. Поникла трава от жа­лости, деревья от горя склонились к земле. Настала печальная пора. Скорбь и жалость охватили Русскую землю. Заплакали русские жёны. Застонал Киев от печали, а Чернигов от напасти ...

Автор умело вставляет в произведение исторические параллели, помога­ющие понять смысл событий. Бывали уже на Руси времена, когда вот так же из-за княжеских несогласий гибли людские жизни, пустела земля, часто вороны каркали, слетаясь на трупы.

4. Сон и «золотое слово» Святослава, великого князя киевского. С поля жестокой сечи автор переносит читателей во дворец великого князя киевского, перемежая исторические события поэтическим вымыслом.

Мутный сон привиделся великому князю Святославу. С вечера будто покрывали его на кровати чёрным покровом, черпали ему синее вино, с ядом смешанное, сыпали ему на грудь крупный жемчуг (жемчуг — символ слёз в народной поэзии). И будто разрушился верх у его златоверхого терема, и всю ночь каркали серые вороны... Бояре объясняют князю его сон. Означает он беду, случившуюся с двумя соколами-князьями, полетевшими в половец­кую степь: крылья у них подрублены вражескими саблями, и сами они опу­таны железными путами. Рассыпалась половцы по Русской земле...

Тогда великий князь Святослав «изронил» «золотое слово», со слезами смешанное.

«О, мои сынки, Игорь и Всеволод! Рано вы начали Половецкую землю мечами терзать, а себе славы искать... Что сделали вы моей серебряной седине!..» Придётся ему, старому, исправлять последствия их самонадеян­ности: «И старый сокол не даст своего гнезда в обиду. Только вот зло: другие князья ему не пособники».

Тут автор обращается с призывом к сильнейшим русским князьям: «Великий воин, суздальский Всеволод!

Галицкий князь Ярослав Осмомысл! Стреляй поганого холопа Кончака (половецкого хана) за землю Русскую, за раны Игоревы!»

За несколькими другими обращениями следует новая обширная истори­ческая вставка от автора, где он снова вспоминает ряд старых примеров несчастий Русской земли. Воспоминания проникнуты глубоким личным чув­ством.

5. Плач Ярославны. За «золотым словом» Святослава, обращением к князьям и лирическим отступлением автора следует вторая вымышленная картина — плач Ефросиньи Ярославны, жены князя Игоря, — одна из самых поэтических картин произведения.

Слышен на Дунае голос Ярославны. «Полечу, — говорит она, — кукушкой по Дунаю, омочу бобровый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые раны на могучем его теле!»

Плачет Ярославна на стене Путивля, причитая. Обращается она к силам природы — к ветру: «О, ветре, ветрило!», к Днепру-реке: «О, Днепре Словутич!», к солнцу: «О, светлое и тресветлое солнце!» — умоляет их помочь её ладу, любимому мужу, и его воинам.

Плач Ярославны, близкий к народным плачам-причитаниям, является, одной из жемчужин древнерусской поэзии.

6. Картина бегства князя Игоря из плена. От вымышленных картин автор вновь обращается к действительным событиям, переходя к последней картине — бегству князя Игоря из половецкого плена. Картина нарисована так же живо, образно и поэтически, как и все предыдущие.

Погасли вечерние зори. Игорь как будто спит. Но Игорь не спит, меряет мыслью путь от Дона до Донца, т. е. к Русской земле. Вот в полночь подали ему свистом знак за рекой. Нет князя Игоря! Скочил горностаем в камыш, белым гоголем (уткой) в воду, вспрыгнул на борзого коня и полетел соко­лом. Донец лелеет князя на волнах, подстилает зелёную траву, одевает тёплыми туманами. Вороны перестали каркать и сороки трещать, а дятлы сту­ком путь показывают, соловьи весёлыми песнями рассвет предвещают...

И вот, солнце светит на небе, Игорь князь в Русской земле! Поют девицы, вьются голоса их до Киева. Страна рада, города веселы.

Заканчивается произведение кратким заключением, содержащим славу князьям и дружине. «Старым князьям песни певали, надо спеть и нынешним: Игорю Свято­славовичу, буй-туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу. Будьте здравы, князи и дружина, сражаясь за Русь с погаными полками. Слава князьям и дружине!»


Жанр произведения

В своём древнем заглавии произведение названо «словом». Назва­ние «слово» предполагает живую ораторскую речь, обращенную к слушателям. Вероятно, «Слово о полку Игореве» не раз чи­талось автором перед слушателями. Автор называет его то по­вестью, то песней. И эти названия имеют своё основание. «Слово о полку Игореве» действительно является повествованием о по­ходе русских князей в степь? Но это повествование особого рода, отличное от летописного. Оно более близко к песням-былинам старых народных певцов, певших про действительные события, но образно, поэтически. Близкое к песенной поэзии, «Слово о полку Игореве» не было устной песней в собственном смысле слова, как, например, песни Бояна. Это письменное сочинение, литературно обработанное, насыщенное личными чувствами и мыслями автора.

Поэтому если определять жанр произведения независимо от собственных названий автора, а с точки зрения наших современ­ных понятий, то «Слово о полку Игореве» можно назвать лиро-эпической поэмой.

Эпичность:

1. «Слово о полку Игореве» действительно является повествованием о по­ходе русских князей в степь.

2. Детальное описание сборов в поход, сражения. Историческое соответствие времени похода (апрель 1185 г.)

3. Описание солнечного затмения как исторического факта во время похода.

Лиризм:

1. Это повествование особого рода, отличное от летописного. Оно более близко к песням-былинам старых народных певцов, певших про действительные события, но образно, поэтически. Близкое к песенной поэзии. письменное сочинение, литературно обработанное, насыщенное личными чувствами и мыслями автора. Вымышленная картина – сон Святослава. Лиризм в использовании худ. средств для выражения чувств (метафоры, олицетворения, фольклорные эпитеты, сравнения), риторические вопросы, обращения, повторы.

2. Лирические отступления (автор неоднократно перемежает воспоминаниями о ранее бывших исторических событиях, когда также из-за кня­жеских неурядиц страдала Русская земля).

3. Поэтический образ Ярославны, преданной и любящей жены, в одиночестве тоскующей об израненном, попавшем в плен муже. Плач Ярославны — вымышленный эпизод, но по ходу собы­тий ему естественно было бы следовать за картиной несчастной битвы и плена князей: войско и князь Игорь попали в беду, жена оплакивает его. Ярославна взывает к силам природы, просит их помочь, «прилелеять» мужа. Природа словно отзывается на её трогательные мольбы, помогает Игорю бежать из плена и оберегает его в пути.


Идея произведения и его народность

Знакомство с содержанием поэмы позволяет легко понять её основную идею. Такой идеей, настойчиво проводимой автором, является необходимость единения русских сил для защиты родной земли от вражеских напа­дений.

В то время Русскому государству приходилось много терпеть от внешних врагов: печенегов, половцев, позднее — от татар и немцев. Оборона страны всё более затруднялась раздроблением государства. Для разумных и любящих родину людей было ясно, что первым условием успешной борьбы с врагом является един­ство всех русских сил. На этой точке зрения стоит и автор «Слова о полку Игореве», страстный патриот своей родины. На конкретном примере Игорева похода со всей силой своего таланта разъясняет он современникам гибельность несогласо­ванных действий князей. Мысли и убеждения автора выразились в его призыве ко всем русским князьям постоять за Русскую землю.

«Смысл поэмы — призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов», — писал К. Маркс.

По этой своей основной идее «Слово о полку Игореве» яв­ляется подлинно народным произведением. Самих князей он неустанно призывает: «Всту­пите в злат стремень за обиду сего времени, на землю Русскую!», «Загородите Полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую!» Народно мировоззрение автора, осмысление им исто­рических событий. Источник бедствий Русской земли он видит не в наказании божьем за грехи, а в распрях князей. Это они позволяют врагам нападать на Русскую землю, отчего в первую очередь страдает народ: тоска разливается по стране, стонут города, пустеют поля, и только вороны каркают, слетаясь на трупы. Сила, способная спасти Русскую землю и обеспечить ей покой, — это не божья помощь, а сам народ, «храбрые русичи». И не к «страху божьему», не к смирению и покаянию, а к воинской доблести, к активной борьбе призывает автор.

В этой народности и заключается прежде всего причина не­умирающего значения произведения.

Таким образом, основная идея «Слова о полку Игореве» — политич., общественная идея.

Но «Слово» — не публицистическая статья, а художественное, поэтическое произведение, поэма. Поэтому оно развивает свою-идею не рассуждениями и доводами, а художественными приё­мами: созданием живых образов действующих лиц, умелым рас­положением (композицией) рассказа, изображением ярких, впечатляющих картин.


Образы действующих лиц

«Слово о полку Игореве» очень живо и ярко изображает дей­ствующих лиц. Каждое из них в произведении имеет свой характер.

Князь Игорь — главное действующее лицо поэмы, от которого она получила своё название. Он идёт в поход за землю Русскую. Он храбрый, мужественный, честный человек. Твёрдое решение постоять за Русскую землю заставляет Игоря пренебрегать дурными предзнаменованиями. С дружиной он связан высоким чувством товарищества и долга, с нею он хочет или победить, или умереть. Дружина отвечает ему теми же чувствами.

Но Игорь не понимает действительных интересов Русской земли и своим легкомыслием приносит ей великую беду. Таким образом, по личным качествам князь Игорь — неплохой человек. Автор, осуждая его поведение, повлёкшее новые беды для Русской земли, сам жалеет его и восторженно описывает бегство его из половецкого плена.

Князь Всеволод, брат Игоря, отвагой и воинской добле­стью не уступает Игорю. В его образе есть черты, напоминаю­щие былинных богатырей. Он бьётся в первых рядах, гремит мечом по вражеским шлемам. Автор постоянно употребляет для него выра­зительное название «буй-тур Всеволод». Это характер не менее пылкий, чем Игорь. Отзываясь» на предложение брата пойти в поход на половцев, он говорит: «Седлай, брате, своих коней, мои уж давно оседланы...» В упоении боя он забывает обо всём: о родном Чернигове, об отцовском троне, о милой жене. С братом Всеволод связан крепкой любовью.

Великий князь киевский Святослав, в сущно­сти, не является действующим лицом поэмы, так как не прини­мает непосредственного участия в описываемых в ней событиях. Тем не менее это едва ли не центральное лицо произведения. В его образе воплощает автор идею государственного единства страны. «Золотое слово» Святослава — идейный центр поэмы. Святослав, в отличие от смелых, но безрассудных своих племян­ников Игоря и Всеволода, — старый, умудрённый государствен­ным опытом и проникнутый сознанием интересов родины человек. Не безрассудная отвага, не стремление к личной славе руко­водят им, а подлинная мудрость, глубокое понимание государ­ственных интересов Русской земли. Он именуется «великим» и «грозным».

В «Слове» имеется ещё несколько побочных, но не менее ярких образов, навсегда вошедших в нашу литературу. Таков поэтический образ Ярославны, преданной и любящей жены, в одиночестве тоскующей об израненном, попавшем в плен муже. Она хотела бы птицей полететь, отереть раны, облегчить муки лю­бимого мужа. Её скорбь не носит исключительно личного харак­тера. Ярославна помнит о всех русских воинах, ушедших с кня­зем в поход и переносящих лишения в чужом, далёком краю.

В воинских произведениях киевского периода, в том числе и в «Слове о полку Игореве», наряду с князьями видную роль играет дружина. Бесстрашные воины-«русичи» проливают кровь и кладут свои головы за родную землю. Устами Всеволода дана замечательная характеристика русской дружины: «Скачут, словно серые волки в поле, ищучи себе чести, а князю славы».

И над всем содержанием поэмы встаёт величественный образ родины — Русской земли, широкой и необъятной, полней горо­дов, рек и полей, богатой и славной, населённой трудолюбивым и мирным русским народом. Родная земля представляется ав­тору живым существом, страдающим от «крамолы» князей и опустошительных вражеских нападений.


Композиционные приемы

Своим художественным целям автор подчиняет расположение материала, композицию произведения. Как можно видеть из сравнения содержания «Слова» с летописью, поэма не всегда располагает события в той последовательности, какую находим в летописи. Например, солнечное затмение, принятое всеми за зловещее предзнаменова­ние, по летописи произошло в то время, когда Игорь с войском был уже далеко в степи, а в поэме оно дано в самом начале похода Игоря. Сделано это автором сознательно. Такой переста­новкой эпизода ярче подчёркнуты смелость и неустрашимость Игоря: князь мог бы поход отложить, но он этого не делает.

Плач Ярославны — вымышленный эпизод, но по ходу собы­тий ему естественно было бы следовать за картиной несчастной битвы и плена князей: войско и князь Игорь попали в беду, жена оплакивает его. Однако этот эпизод автором поставлен значительно позже, перед самым бегством Игоря из плена. Ярославна взывает к силам природы, просит их помочь, «прилелеять» мужа. Природа словно отзывается на её трогательные мольбы, помогает Игорю бежать из плена и оберегает его в пути.

Такие композиционные приёмы усиливают художественный эффект произведения.

Мировое значение «Слова о полку Игореве»

Принадлежа к великим памятникам русской литературы, «Слово о полку Игореве» и в мировой значение художественной литературе занимает почётное место среди эпических поэм народов Западной Европы и Востока. Пропа­ганда героизма, воинской доблести, правил рыцарской чести, верности своему князю была в середине века близка и западной, и восточной культуре. Но в мировом героическом эпосе нашей поэме принадлежит своё, только ей присущее место, поскольку в ней сказались черты передовой русской культуры: гуманность (человечность) при беспощадности к врагам родины, понимание героизма не в личных интересах, а в интересах народных, в защите родной страны от врагов.

Как памятник мирового значения, «Слово о полку Игореве» переведено на большинство европейских языков: на все славян­ские языки (чешский, польский, болгарский и др.), а также на немецкий, французский, итальянский, английский, датский, гол­ландский, венгерский и др.

Ей посвящены науч­ные исследования, книги, статьи, произведения искусства. Глубо­ким изучением «Слова» занимались А. С. Орлов, Н. К. Гудзий, Дмитрий Сергеевич Лихачев, белорусский ученый Михаил Гопеевич Булахов. В 1985 году по решению ЮНЕСКО мировая общественность широко отметила 800-летие создания этого замечательного памятника древнерус­ской литературы.

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя