ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5
Дисциплина «Теоретические основы товароведения»
Курс _____ группа______ дата __________
Наименование работы: «Изучение методики по определению структуры ассортимента»
Цель работы (для студентов): закрепление теоретических знаний в области ассортимента, приобретение умений расчета ассортиментных показателей, их сравнительного анализа, проведение анализа и оценки ассортиментной политики конкретных торговых организаций.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Приобретаемые умения: У1- применять методы товароведения
Время работы: 2 ч.
Средства обучения:
Вопросы для самопроверки:
Теоретическая справка
Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо или совокупности признаков (ГОСТ Р 51303-99).
Ассортимент потребительских товаров подразделяется:
на группы — по местонахождению (промышленный и торговый), на подгруппы — по широте и глубине охвата товаров (простой, сложный, развернутый, укрупненный/видовой-марочный, сопутствующий, смешанный),
на виды — по степени удовлетворения потребностей (рациональный, оптимальный), на разновидности — по характеру потребностей (реальный, прогнозируемый).
Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.
Основными этапами управления являются:
1) установление требований к рациональности ассортимента
2) определение ассортиментной политики организации;
3) формирование ассортимента.
Установление требований к рациональности ассортимента начинается с выявления запросов потребителей к товарам определенной ассортиментной принадлежности.
Уровень требований к рациональности ассортимента индивидуален для каждой организации и определяется ее ассортиментной политикой.
Ассортиментная политика — общие намерения, возможности и основные направления, сформулированные высшим руководством организации в области ассортимента.
Цель организации в области ассортимента — формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.
Основные направления формирования ассортимента- сокращение, расширение, углубление, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация ассортимента.
Выбор того или иного направления требует знания факторов, влияющих на формирование ассортимента.
Формирование ассортимента — деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достичь целей, определенных руководством организации.
Свойство ассортимента - специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании.
Показатель ассортимента - количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.
-
Широта ассортимента (Ш) - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами каталогами и т.п.), или максимально возможное.
Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
-
Полнота ассортимента (П) - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.
Коэффициент полноты (Кп) - отношение действительного показателя полноты к базовому.
-
Устойчивость ассортимента (У) - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Коэффициент устойчивости (Ку) - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.
-
Новизна (обновление) ассортимента (Н) - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью (коэффициентом) обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).
-
Структура ассортимента (С) характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.
Показатели структуры ассортимента рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров (S), входящих в ассортимент.
Сi - относительный показатель структуры отдельных товаров (i);
Аi - количество отдельного (i-го) товара в натуральном или денежном выражении;
Si - суммарное количество всех товаров, имеющихся в наличии в натуральном или денежном выражении.
-
Ассортиментный минимум (перечень) - минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.
-
Рациональность ассортимента (Р) - способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
Коэффициент рациональности (Кр) - средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие коэффициенты весомости.
где вш, вп, ву, вн - коэффициенты весомости (степень значимости) для каждого
показателя, причем данные коэффициенты в сумме равны 1.
Коэффициенты весомости определяют экспертным путем, они характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт товаров.
-
Гармоничность ассортимента - свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.
Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер.
Задание 1.Провести анализ структуры ассортимента и показателей стиральных порошков магазина «Санги Стиль»
Таблица 1Структура ассортимента стиральных порошков в магазине «Санги Стиль» на 15.04.2015
Наименование | Количество, шт. | Массовая доля, % |
Ariel | 123 | |
Аист | 12 | |
Дося | 19 | |
Ласка | 7 | |
Лоск | 24 | |
Миф | 117 | |
Персил | 133 | |
Tide | 116 | |
Tix | 94 | |
Итого: | | 100 |
Широта базовая -654 вида. Устойчивым спросом пользуются 272 вида. Новинок 52 вида. Рассчитайте коэффициент широты, устойчивости и новизны. Сформулируйте выводы и предложения.
Задание 2.Расчитайте структуру ассортимента в магазинах «Спорт А» и «Спорт Б», в которых реализуются городские дорожные велосипеды, особенности ассортимента отражены в таблице 2.
Сформулируйте выводы и предложения.
Таблица 2-Торговый ассортимент велосипедов в магазинах спортивных товаров
признаки | Фактическая широта (Шф) | Коэффициент широты (Кш) |
Половозрастное Назначение велосипеда | Производится отраслью | Магазин А | Магазин Б | Магазин А | Магазин Б |
Взрослый мужской | 10 | 7 | 9 | 0,7 | 0,9 |
Взрослый женский | 10 | 5 | 7 | 0,5 | 0,7 |
Подростковый для мальчиков | 5 | 3 | 4 | 0,6 | 0,8 |
Подростковый для девочек | 5 | 3 | 4 | 0,6 | 0,8 |
Детский для мальчиков | 4 | 2 | 3 | 0,5 | 0,75 |
Детский для девочек | 4 | 1 | 1 | 0,25 | 0,25 |
Коэффициент широты ассортимента показывает, что широта ассортимента городских велосипедов не оптимальна. Наиболее близок к оптимальному ассортимент городских велосипедов магазина «Спорт Б».
Задание 3. Рассчитайте структуру ассортимента транспортных средств магазина спортивных товаров. Сформулируйте выводы и предложения.
Таблица 3-Структура торгового ассортимента транспортных средств магазина спортивных товаров
Наименование группы, подгруппы | Широта ассортимента | Фактическая структура ассортимента (Фс),% |
Самокаты | 5 | 10,9 |
Велосипеды | 20 | 43,5 |
Велосипеды с электроприводами | 3 | 6,5 |
Мопеды | 10 | 21,7 |
мотоциклы | 8 | 7,14 |
| Шф=46 | 100 |
Контрольные вопросы
1.Дайте определение термину «ассортимент товаров» и раскройте особенности производственного и торгового ассортимента.
2.Охарактеризуйте основные виды ассортимента.
3.В чем различие между укрупненным и сложным ассортиментом.
4.Какие явления обуславливают необходимость обновления ассортимента.
5.Как вы себе представляете ассортиментную конкуренцию производственных предприятий.Каково ее влияние на торговый ассортимент.