СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10.04.2020 974 гр.ПР-5 "Изучение методики по определению структуры ассортимента"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«10.04.2020 974 гр.ПР-5 "Изучение методики по определению структуры ассортимента"»

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5

Дисциплина «Теоретические основы товароведения»

Курс _____ группа______ дата __________

Наименование работы: «Изучение методики по определению структуры ассортимента»

Цель работы (для студентов): закрепление теоретических знаний в области ассортимента, приобретение умений расчета ассортиментных показателей, их сравнительного анализа, проведение анализа и оценки ассортиментной политики конкретных торговых организаций.

Формируемые компетенции:

  • ПК 3.8

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Приобретаемые умения: У1- применять методы товароведения

Время работы: 2 ч.

Средства обучения:

Вопросы для самопроверки:


Теоретическая справка

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо или совокупности признаков (ГОСТ Р 51303-99).

Ассортимент потребительских товаров подразделяется:

на группы — по местонахождению (промышленный и торговый), на подгруппы — по широте и глубине охвата товаров (простой, сложный, развернутый, укрупненный/видовой-марочный, сопутствующий, смешанный),

на виды — по степени удовлетворения потребностей (рациональный, оптимальный), на разновидности — по характеру потребностей (реальный, прогнозируемый).

Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

Основными этапами управления являются:

1) установление требований к рациональности ассортимента

2) определение ассортиментной политики организации;

3) формирование ассортимента.

Установление требований к рациональности ассортимента начинается с выявления запросов потребителей к товарам определенной ассортиментной принадлежности.

Уровень требований к рациональности ассортимента индивидуален для каждой организации и определяется ее ассортиментной политикой.

Ассортиментная политика — общие намерения, возможности и основные направления, сформулированные высшим руководством организации в области ассортимента.

Цель организации в области ассортимента — формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

Основные направления формирования ассортимента- сокращение, расширение, углубление, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация ассортимента.

Выбор того или иного направления требует знания факторов, влияющих на формирование ассортимента.

Формирование ассортимента — деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достичь целей, определенных руководством организации.

Свойство ассортимента - специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании.

Показатель ассортимента - количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.

  1. Широта ассортимента (Ш) - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами каталогами и т.п.), или максимально возможное.

Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

  1. Полнота ассортимента (П) - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.

Коэффициент полноты п) - отношение действительного показателя полноты к базовому.

  1. Устойчивость ассортимента (У) - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Коэффициент устойчивости у) - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.

  1. Новизна (обновление) ассортимента (Н) - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью (коэффициентом) обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

  1. Структура ассортимента (С) характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.

Показатели структуры ассортимента рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров (S), входящих в ассортимент.

Сi - относительный показатель структуры отдельных товаров (i);

Аi - количество отдельного (i-го) товара в натуральном или денежном выражении;

Si - суммарное количество всех товаров, имеющихся в наличии в натуральном или денежном выражении.

  1. Ассортиментный минимум (перечень) - минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.

  2. Рациональность ассортимента (Р) - способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

Коэффициент рациональности р) - средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие коэффициенты весомости.

где вш, вп, ву, вн - коэффициенты весомости (степень значимости) для каждого

показателя, причем данные коэффициенты в сумме равны 1.

Коэффициенты весомости определяют экспертным путем, они характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт товаров.

  1. Гармоничность ассортимента - свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.

Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер.

Задание 1.Провести анализ структуры ассортимента и показателей стиральных порошков магазина «Санги Стиль»

Таблица 1Структура ассортимента стиральных порошков в магазине «Санги Стиль» на 15.04.2015

Наименование

Количество, шт.

Массовая доля, %

Ariel

123


Аист

12


Дося

19


Ласка

7


Лоск

24


Миф

117


Персил

133


Tide

116


Tix

94


Итого:


100

Широта базовая -654 вида. Устойчивым спросом пользуются 272 вида. Новинок 52 вида. Рассчитайте коэффициент широты, устойчивости и новизны. Сформулируйте выводы и предложения.


Задание 2.Расчитайте структуру ассортимента в магазинах «Спорт А» и «Спорт Б», в которых реализуются городские дорожные велосипеды, особенности ассортимента отражены в таблице 2.

Сформулируйте выводы и предложения.

Таблица 2-Торговый ассортимент велосипедов в магазинах спортивных товаров

признаки

Фактическая широта (Шф)

Коэффициент широты (Кш)

Половозрастное

Назначение

велосипеда

Производится отраслью

Магазин А

Магазин Б

Магазин А

Магазин Б

Взрослый мужской

10

7

9

0,7

0,9

Взрослый

женский

10

5

7

0,5

0,7

Подростковый

для мальчиков

5

3

4

0,6

0,8

Подростковый

для девочек

5

3

4

0,6

0,8

Детский для мальчиков

4

2

3

0,5

0,75

Детский для

девочек

4

1

1

0,25

0,25

Коэффициент широты ассортимента показывает, что широта ассортимента городских велосипедов не оптимальна. Наиболее близок к оптимальному ассортимент городских велосипедов магазина «Спорт Б».

Задание 3. Рассчитайте структуру ассортимента транспортных средств магазина спортивных товаров. Сформулируйте выводы и предложения.

Таблица 3-Структура торгового ассортимента транспортных средств магазина спортивных товаров

Наименование группы, подгруппы

Широта ассортимента

Фактическая структура ассортимента (Фс),%

Самокаты

5

10,9

Велосипеды

20

43,5

Велосипеды с электроприводами

3

6,5

Мопеды

10

21,7

мотоциклы

8

7,14


Шф=46

100


Контрольные вопросы

1.Дайте определение термину «ассортимент товаров» и раскройте особенности производственного и торгового ассортимента.

2.Охарактеризуйте основные виды ассортимента.

3.В чем различие между укрупненным и сложным ассортиментом.

4.Какие явления обуславливают необходимость обновления ассортимента.

5.Как вы себе представляете ассортиментную конкуренцию производственных предприятий.Каково ее влияние на торговый ассортимент.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!