СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №12-13 Д.Ф.Купер – мастер романа фронда. Романы о Кожаном Чулке. Образ американского пионера. Обличение жестокости колонизаторов. Романтические элементы в историческом повествовании.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. ознакомить учащихся с жизнью и мировоззрением Д.Ф.Купера; вызвать интерес к личности и творчеству автора;
  2. совершенствовать навык аналитической работы с текстом, способность обобщать и делать выводы;
  3. воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №12-13 Д.Ф.Купер Пенталония о Кожаном Чулке»

10 класс


Урок №12-13

Д.Ф.Купер – мастер романа фронда. Романы о Кожаном Чулке. Образ американского пионера. Обличение жестокости колонизаторов. Романтические элементы в историческом повествовании.

Цели:


  1. ознакомить учащихся с жизнью и мировоззрением Д.Ф.Купера; вызвать интерес к личности и творчеству автора;

  2. совершенствовать навык аналитической работы с текстом, способность обобщать и делать выводы;

  3. воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.

Ожидаемый результат:

учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством писателя, самостоятельно прорабатывая содержание текста учебника, раздаточного материала, делают обобщения и выводы по предложенным вопросам и заданиям, предлагают вопросы для обсуждения; осуществляют рефлексию деятельности, объективно оценивают своих товарищей

Оборудование:

презентация, раздаточный материал, листы А-3, фломастеры, цветные карандаши, стикеры для ФО и «Корзины имен»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Стадия «Вызов»


  1. Высказывания, цитаты и афоризмы (принадлежат Куперу).

- Прочитайте высказывания, выберите наиболее яркие для вас, с которыми вы абсолютно согласны.

- Прокомментируйте понравившиеся высказывания.

- Ответьте на вопрос: Что бы вы могли сказать о человеке, основываясь на данных афоризмах.

  1. Прием «Корзина» идей, понятий, имен.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. В «Корзину» идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношение к теме урока.

  1. Учитель задает вопрос о том, что известно ученикам по данной теме.

  2. Все сведения в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.

  3. Все ошибки исправляются далее, по мере усвоения новой информации.

- В ходе урока мы попытаемся эти разрозненные в вашем сознании факты, мнения, проблемы, понятия связать в логические цепочки.


  1. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает на стикерах все, что знает по этой теме и приклеивают их на нарисованную корзину, в которой условно будет собрано все, что ученики знают о писателе. Это строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 мин.

  2. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Учащиеся делятся друг с другом известными знаниями (групповая работа).

  3. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанное.


  1. Стадия «Осмысление»


Прием « Мудрые совы»

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника, раздаточного материала (индивидуально, а затем в группе). Затем ученики в группе получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.

Примеры заданий:

  • Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

  • Что не ждали? Выберите из текста информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

  • Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль несколькими ключевыми фразами.

  • Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

  • Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного материала такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

  • Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

4 группы:

  1. Д.Ф.Купер Основные этапы творческой биографии.

  2. Купер — создатель американского исторического романа.

  3. Творческая история пенталогии о Кожаном Чулке. Образ американского пионера Натти Бампо - высшее достижение Купера.

  4. Купер - выдающийся мастер слова. Новаторство писателя в американской литературе романтизма (в области содержания и формы)

Учащиеся прорабатывают материал, выбирают нужную информацию для «Говорящего постера», обобщают ее по предложенным вопросам и заданиям, презентуют работу классу.

  1. Стадия «Рефлексия»

Прием «Две звезды - одно желание» (взаимооценка)


Оценивают работу и выступление групп

Домашнее задание.

  1. Составить вопросы по изученному материалу, используя шаблон «Ромашки Блума» (разные типы вопросов)

  2. Письмо писателю (творческая работа)




Просмотр содержимого документа
«РМ - Джеймс Фенимор Купер»

Джеймс Фенимор Купер. Биография и творчество

Если бесспорной заслугой Ирвинга и Готорна, а также Э. По было создание американской новеллы, то основоположником американского романа по праву считается Джеймс Фенимор Купер (1789—1851). Наряду с В. Ирвингом, Фенимор Купер — классик романтического нативизма: именно он ввел в литературу США такое сугубо национальное и многоликое явление, как фронтир, хотя этим не исчерпывается открытая Купером читателю Америка.

Купер первым в США начал писать романы в современном понимании жанра, он разработал идейно-эстетические параметры американского романа теоретически (в предисловиях к произведениям) и практически (в своем творчестве). Он заложил основы целого ряда жанровых разновидностей романа, прежде вовсе не знакомых отечественной, а в отдельных случаях и мировой художественной прозе.

Купер — создатель американского исторического романа: с его "Шпиона" (1821) началось освоение героической национальной истории. Он зачинатель американского морского романа ("Лоцман", 1823) и его специфически национальной разновидности — романа китобойного ("Морские львы", 1849), впоследствии блестяще развитых Г. Мелвиллом. Купером же разработаны принципы американского приключенческого и нравоописательного романов ("Майлс Уолингфорд", 1844), романа социального ("Дома", 1838), сатирического ("Моникины", 1835), романа-утопии ("Колония на кратере", 1848) и так называемого "евро-американского" романа ("Понятия американцев", 1828), конфликт которого строится на взаимоотношениях культур Старого и Нового Света; он стал затем центральным в творчестве Г. Джеймса.

Наконец, Купер — первооткрыватель такой неисчерпаемой области отечественной беллетристики, как роман фронтира (или "роман границы") — жанровой разновидности, к которой относится, прежде всего, его пенталогия о Кожаном Чулке. Следует, впрочем, заметить, что куперовская пенталогия — своего рода синтетическое повествование, ибо вбирает в себя также черты исторического, социального, нравоописательного и приключенческого романов и романа-эпопеи, что вполне соответствует действительному значению фронтира в национальной истории и жизни XIX столетия.

Джеймс Купер родился в семье видного политического деятеля, конгрессмена и крупного землевладельца судьи Уильяма Купера, славного потомка тихих английских квакеров и суровых шведов. (Фенимор — девичья фамилия матери писателя, которую он добавил к собственной в 1826 году, обозначив таким образом новый этап своей литературной карьеры). Через год после его появления на свет семья переехала из Нью-Джерси в штат Нью-Йорк на необжитые берега озера Отсего, где судья Купер основал поселок Куперстаун. Здесь, на границе между цивилизацией и дикими неосвоенными землями прошли детство и раннее отрочество будущего романиста.

Он получил домашнее образование, занимаясь с нанятым для него преподавателем-англичанином, и в возрасте тринадцати лет поступил в Йель, откуда, несмотря на блестящие успехи в учебе, был через два года выдворен за "вызывающее поведение и склонность к опасным шуткам". Юный Купер мог, например, привести в аудиторию осла и усадить его в профессорское кресло. Заметим, что эти проделки всецело отвечали нравам, царящим на фронтире, и самому духу фронтирского фольклора, но, разумеется, шли вразрез с представлениями, принятыми в академической среде. Педагогически перспективной оказалась мера воздействия, избранная строгим отцом: он немедленно отдал пятнадцатилетнего шалопая-сына матросом на торговое судно.

После двух лет исправной службы Джеймс Купер поступил гардемарином в военный флот и еще три года бороздил моря и океаны. Он ушел в отставку в 1811 году, сразу после женитьбы, по требованию своей юной супруги Сьюзен Августы, урожденной де Ланси, из хорошего нью-йоркского семейства. Вскоре после этого от инсульта, полученного во время политических дебатов, скончался его отец, оставив сыну приличное наследство, и Купер зажил спокойной жизнью сельского джентльмена-сквайра.

Писателем он стал, как гласит семейная легенда, совершенно случайно — неожиданно для домашних и для него самого. Дочь Купера Сьюзен вспоминала: "Мать моя была нездорова; она лежала на кушетке, а он читал ей вслух свежий английский роман. Видимо, вещь была никчемная, потому что после первых же глав он отшвырнул его и воскликнул: "Да я бы сам написал тебе книгу получше этой!" Мать рассмеялась — до того абсурдной показалась ей эта идея. Он, который терпеть не мог писать даже письма, вдруг засядет за книгу! Отец настаивал, что сможет, и правда, с ходу набросал первые страницы истории, у которой еще не было названия; действие, между прочим, происходило в Англии".

Первая вещь Купера — подражательный роман нравов "Предосторожность" вышел в 1820 году. Сразу вслед за этим писатель, по его словам, "попытался создать произведение, которое было бы чисто американским, и темой которого была бы любовь к родине". Так появился исторический роман "Шпион" (1821), принесший автору широчайшую известность в США и в Европе, положивший начало развитию американского романа и, наряду с "Книгой эскизов" В. Ирвинга, самобытной национальной литературе в целом.

Каким же образом создавался американский роман, в чем заключался "секрет" куперовского успеха, каковы были особенности авторской техники повествования? Купер положил в основу своего творчества главный принцип английского социального романа, вошедшего в особую моду в первые десятилетия XIX века (Джейн Остин, Мэри Эджворт): бурное действие, свободное искусство создания характеров, подчинение сюжета утверждению социальной идеи. Оригинальность же куперовских произведений, созданных на этой основе, заключалась, прежде всего, в теме, которую он нашел уже в своем первом не подражательном, а "чисто американском романе".

Тема эта — Америка, совершенно не знакомая тогда европейцам и вечно привлекательная для патриотически настроенного отечественного читателя. Уже в "Шпионе" наметилось и одно из двух основных направлений, в которых Купер в дальнейшем разрабатывал эту тему: национальная история (главным образом, Война за независимость) и природа США (прежде всего, знакомые ему с юности фронтир и море; мореплаванию посвящено 11 из 33 куперовских романов). Что касается драматизма сюжета и яркости характеров, то национальная история и действительность давали для этого не менее богатый и более свежий материал, чем жизнь Старого Света.

Абсолютно новаторской и непохожей на манеру английских романистов была стилистика нативистского повествования Купера: сюжет, образная система, пейзажи, самый способ изложения, взаимодействуя, создавали неповторимое качество эмоциональной куперовской прозы. Для Купера литературный труд был способом выражения того, что он думал об Америке. В начале его творческого пути, движимый патриотической гордостью за молодое отечество и с оптимизмом смотревший в будущее, он стремился исправить отдельные недостатки национальной жизни. "Пробным камнем" демократических убеждений для Купера, как и для Ирвинга, явилось длительное пребывание в Европе: нью-йоркский литератор в зените мировой славы, он был назначен американским консулом в Лионе. Фенимор Купер, воспользовавшийся этим назначением, чтобы укрепить здоровье и познакомить дочерей с итальянской и французской культурой, пробыл за границей дольше положенного срока.

После семилетнего отсутствия он, уезжавший из США Джона Квинси Адамса, вернулся в 1833 году, как и Ирвинг, в Америку Эндрю Джексона. Испытав потрясение от разительных перемен в жизни его страны, он, в отличие от Ирвинга, стал непримиримым критиком джексоновской вульгаризации широкой демократии фронтира. Произведения, написанные Фенимором Купером в 1830-е, снискали ему славу первого "антиамериканца", которая сопутствовала ему до конца жизни и послужила причиной многолетней травли со стороны американской прессы. "Я разошелся с моей страной", — говорил Купер.

Писатель умер в Куперстауне, в полном расцвете творческих сил, хотя непопулярность его как "антиамериканца" омрачала блестящую славу певца родной земли.



Просмотр содержимого документа
«РМ - биография»

Джеймс Фенимор Купер

(5 сентября 1789, Бёрлингтон, штат Нью-Джерси — 14 сентября 1851, Куперстаун)

Будущий писатель родился в семье крупного землевладельца, характером напоминавшего Мармадьюка Темпла из романа «Пионеры». Его детство прошло в поселке Куперстаун, названном по имени отца и расположенном на берегу озера в штате Нью-Йорк. Происхождение наложило свой отпечаток на формирование общественно-политических взглядов Купера: всю свою жизнь он оставался сторонником крупного землевладения, уклада жизни «сельских джентльменов», а в демократических земельных реформах зачастую видел только разгул буржуазного стяжательства и демагогии. (Это отразилось, например, в романах «Трилогии о земельной ренте».) В то же время в основе творчества писателя, его оценки социально-политического развития США лежит последовательно демократическая позиция. Этому способствовали юношеские годы Купера, прошедшие в атмосфере послереволюционного подъема в США, а позднее - пребывание во Франции во время революционных событий 1830 г.

После нескольких лет учения - сначала в школе Куперстауна, затем в Олбани и в Иейльском колледже - для семнадцатилетнего Купера начинаются годы странствий. Он становится моряком сначала торгового, а потом военного флота, совершает далекие путешествия, пересекает Атлантический океан, близко знакомится и с районом Великих Озер, где развернется действие его романов. В эти годы Купер накапливает разнообразные жизненные впечатлениями материал для литературного творчества.

После смерти отца в 1810 г. Купер женился и вместе с семьей обосновался в небольшом городке Скарсдэйл. Там в 1820 г. он и написал свой первый роман «Предосторожность». Позднее Купер вспоминал, что книга была написана «на спор»; он полушутя-полусерьезно взялся написать роман не хуже тех произведений английских авторов, которыми увлекалась его жена. Его следующий роман «Шпион» (1821) создан на материале Войны за независимость.

«Шпион» принес писателю неожиданно быструю и громкую славу. Своим романом Купер заполнил вакуум в национальной литературе, определил ориентиры ее будущего развития. Ободренный успехом, Купер решает полностью посвятить себя литературному труду. В последующие пять лет он пишет еще пять романов, среди которых три книги будущей пенталогии о Кожаном Чулке («Пионеры», «^Последний из могикан», «Прерия»), а также первый морской роман Купера «Лоцман».

В 1826 г. Купер отправляется в Европу. Он подолгу живет во Франции, Италии, путешествует по другим странам. Новые впечатления вновь и вновь заставляют его обращаться к истории как Нового, так и Старого Света. В Европе Купером были написаны морские романы «Красный корсар», «Морская волшебница», а также трилогия о европейском средневековье («Браво», «Гейденмауэр», «Палач»).

В 1833 г. Купер возвращается на родину. За те семь лет, что он отсутствовал, многое в Америке изменилось. Все дальше в прошлое уходило героическое время Американской революции, предавались забвению принципы Декларации независимости. Соединенные Штаты вступили в период промышленного переворота, уничтожавшего остатки патриархальности в жизни и в человеческих отношениях. «Великим моральным затмением» называет Купер болезнь, поразившую американское общество. По его словам, страной стал править «Великий Безнравственный Постулат, известный под названием Денежного Интереса». Еще в Европе в минуту горького прозрения Купер как-то обронил: «Я разошелся со своей страной». Вернувшись «домой», он обнаружил, что пропасть между ними даже шире, чем ему казалось.

Купер делает попытку «вразумить» и «исправить» своих сограждан. Он по-прежнему верит в преимущества американской социально-политической организации, считая негативные явления чем-то внешним, наносным, извращением изначально разумных и здоровых основ. Подняться на борьбу с этими «искажениями» - вот призыв, который звучит со страниц его «Писем к соотечественникам».

Но призыв этот цели не достиг. Напротив, на Купера обрушились потоки открытой ненависти и тайной клеветы. За то, что писатель осмелился выступить с критикой общественных пороков, буржуазная Америка обвинила первого национального романиста в отсутствии патриотизма, склочности, высокомерии, а заодно и в недостатке литературного дара. Купер уединяется в Куперстауне и там до последнего дня жизни продолжает, работая то над романами, то над публицистическими произведениями, проповедь своих взглядов.

В этот последний период творчества Купером написаны вошедшие в пенталогию романы «Следопыт» и «Зверобой», сатирико-аллегорический роман «Моникины» (1835), в котором обнажены пороки социально-политического строя Англии и США, выведенных в книге под названиями Высокопрыгии и Низкопрыгии, социальные романы «Домой» (1837) и «Дома» (1838), трилогия о земельной ренте («Чертов палец», 1845; «Землемер», 1845; «Краснокожие», 1846), социально-утопический роман «Кратер» (1847) и др. В целом произведения Купера этого времени неравноценны в идейно-художественном плане, в них наряду с проницательной критикой буржуазного строя содержатся элементы консервативной утопии, связанной с ложными представлениями о «земельной аристократии». Но при всем этом Купер неизменно остается на последовательно критических антибуржуазных позициях.

Литературное наследие Купера весьма обширно. Оно включает 33 романа, несколько томов публицистики и путевых заметок, памфлетов, исторических изысканий. Купер заложил основы развития американского романа, создав различные его образцы: исторический, морской, социально-бытовой, сатирико-фантастический романы, роман-утопию. Писатель первым в американской литературе стремился к эпическому отражению мира, что сказалось, в частности, в объединении ряда его книг в циклы: пенталогию, трилогию, дилогию.

В своем творчестве Купер оставался верным трем главным темам: это Война за независимость, море и жизнь фронтира. Уже в самом этом выборе раскрывается романтическая основа творческого метода писателя: героизм солдат Американской революции, свободу морской стихии, девственных лесов и бескрайних прерий Запада Купер противопоставляет обуреваемому лихорадочной жаждой наживы американскому обществу. Этот разрыв романтического идеала и действительности лежит в основе идейно-художественного замысла каждой книги Купера.

Купер широко использует разнообразные художественные средства из арсенала романтической эстетики: лирически окрашенные картины природы, создание атмосферы таинственности, гиперболизацию, резкое разделение персонажей на «хороших» и «дурных» и т. п. В то же время творчество Купера имеет черты преемственности с просветительским романом XVIII в. Писатель сохраняет доверие к разуму и логике, приверженность к эпической повествовательности и точным деталям пейзажа, быта, внешности и т. п., придерживается многих структурно-композиционных принципов просветительского романа. В произведениях Купера продолжается утверждение принципов реализма, идущее от XVIII к концу XIX в., пусть даже грядущими поколениями не всегда осознавалась эта связь.

Купера нередко называли «американским Вальтером Скоттом», а подчас и упрекали в подражании великому шотландцу. Упреки эти несправедливы. Творчество Купера проникнуто глубоко национальным духом, в основе его творений - национальная проблематика. В предисловиях к своим романам Купер не раз подчеркивал необходимость развития и пропаганды национальной американской литературы.

Нельзя не отметить мастерства Купера в построении сюжета произведения, создании ярких драматических сцен, образов, ставших олицетворением национального характера и одновременно «вечными спутниками человечества». Таковы Гарви Берч из «Шпиона», Натти Бампо, Чингачгук, Ункас из книг о Кожаном Чулке.

Пожалуй, лучшие страницы писателя - те, где изображена нетронутая грандиозная и поражающая воображение природа Нового Света. Купер - выдающийся мастер литературного пейзажа. Особенно его привлекают красочные ландшафты, либо покоряющие глаз мягкой прелестью (Мерцающее Озеро в «Зверобое»), либо величаво-суровые, внушающие тревогу и трепет. '

В «морских» романах Купер столь же ярко рисует изменчивую, грозную и чарующую стихию океана.

Важное место почти в каждом романе Купера занимают тщательно выписанные батальные сцены. Их кульминациями часто служит единоборство могучих противников: Чингачгука и Магуа, Твердого Сердца и Матори.

Художественный язык писателя отличается эмоциональностью, диапазон оттенков которой различен - от торжественного пафоса до трогательной сентиментальности.

В России познакомились с творчеством Купера в 1825 г., когда в Москве был издан роман «Шпион». Книги Купера быстро завоевали любовь и популярность русского читателя. Их высоко ценили М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский, В. К. Кюхельбекер и другие видные прогрессивные деятели культуры. Исполненные поэзии подвига и борьбы книги Купера и сейчас продолжают учить чести, мужеству, верности.

Роман «Шпион» открыл перед американскими писателями XIX в. богатые возможности использования материала национальной истории. Он остался не только лучшей книгой Купера в жанре исторического романа, но и высшим достижением литературы США в этой области.

В центре романа - драматический эпизод из истории борьбы американских колонистов против английского господства. В предисловии к изданию 1849 г. Купер прямо называет тему книги - патриотизм. Действие «Шпиона» развертывается в 1780 г. Главный герой - разносчик товаров Гарви Берч - секретный разведчик американской армии, выполняющий особо важные и опасные задания командования. Он действует на «нейтральной территории» между двумя враждующими армиями. Ситуация головоломно осложняется тем, что для маскировки своего подлинного лица Берч намеренно выдает себя за шпиона английского короля. Смерть грозит ему с обеих сторон, и помощи ждать неоткуда. Берч и не ищет ее. Более того, за мгновение от угрожаю? щей ему казни от руки американских патриотов, принимающих его за шпиона врагов, он проглатывает записку генерала Вашингтона, удостоверяющую его верную службу родине. Покажи он ее, опасность бы миновала, но с нею и возможность выполнить задание.

Сам выбор в качестве героя романа бродячего торговца Берча говорит о демократизме Купера и его глубоком понимании движущих сил Американской революции. Не мудрые генералы и не блестящие офицеры, а люди из народа готовы на любые жертвы ради торжества дела независимости и свободы. Именно они - подлинные герои этих суровых и ярких страниц американской истории. Гарви Берч ради блага родины пожертвовал всем: честным именем, семейным очагом, родным домом, не требуя за это никакого вознаграждения. Ключевой в романе является сцена последней встречи генерала Вашингтона и его тайного агента Берча. В уплату за «услуги» генерал предлагает Берчу сто дублонов, но тот отказывается взять их. Он спрашивает: неужели генерал думает, что он рисковал жизнью и опозорил свое имя ради денег? Здесь разведчик морально выше командующего. Вашингтон напоминает, что Берчу придется до могилы слыть врагом своей родины: маску, скрывающую его истинное лицо, ему не позволят снять много лет, а скорее всего - никогда. Но Берч готов к этому с того самого дня, когда он взялся за свою работу. Вместо мешка с золотом он как величайшую драгоценность уносит бумагу, написанную рукой Вашингтона, взамен той, утраченной. Дальнейшая судьба «шпиона» - одиночество, скитания, нужда.

А записку Вашингтона найдут тридцать три года спустя на теле старика, убитого в сражении во время войны 1812-1815 гг. между Англией и США. Семидесятилетний Гарви Берч сражен пулей в своем последнем бою за независимость Америки. Купер завершает роман проникновенной эпитафией: «Он умер, как и жил, преданным сыном своей родины и мучеником за ее свободу».

Хотя Купер и не развивает этот мотив подробно и в деталях, судьба Берча объективно отражает трагическое несоответствие между высокими идеалами Американской революции и реальной практикой, вызванной ее буржуазным характером. Удел Берча выглядит особенно несправедливым на фоне легкой карьеры легкомысленных офицеров, расчетливой трусости мещан и алчности грабителей - «скиннеров», выдававших себя за борцов за независимость, а на деле разбойничавших на «нейтральной территории». Позднее намеченная Купером тема горькой судьбы подлинных героев Войны за независимость будет подхвачена и глубоко раскрыта романтиком «второго поколения» Г. Мелвиллом в книге «Израиль Поттер».

Высшее достижение Купера - пенталогия о Кожаном Чулке. В нее входят пять романов, написанных в следующем порядке: «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840), «Зверобой» (1841). Они объединены образом охотника Натаниэля Бампо, у которого также есть многочисленные прозвища: Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Кожаный Чулок и Длинный Карабин. В пенталогии перед читателями проходит вся жизнь Бампо - от юности («Зверобой») до дня смерти («Прерия») . Но порядок написания книг не совпадает с этапами жизни главного героя. Купер начал историю Бампо, когда охотник уже вступил в преклонный возраст, продолжил эпопею романом из зрелого возраста Натти, затем изобразил его в старости, за год до смерти. И только после заметного перерыва писатель вновь обратился к приключениям Кожаного Чулка и вернулся к дням его юности.

Если рассматривать части пенталогии не в том порядке, как они были написаны, а по хронологии описываемых событий (а именно так их, как правило, и читают), то последовательность времени и места действия такова: «Зверобой» - 1740 г., северо-восток США, верховья реки Саскуиханы; «Последний из могикан» - 1757 г., район реки Гудзон; «Следопыт» - самый конец 50-х годов, одно из Великих Озер - Онтарио; «Пионеры» - 1793 г., освоение и заселение западных лесов; «Прерия» - 1805 г., район прерий к западу от Миссисипи. Таким образом, путь главного героя пенталогии - от узкой полоски земли на Атлантическом побережье, где высадились первые колонисты,- к Великим Озерам и дальше - к бескрайним западным прериям. Путь этот занял и в жизни, и в пенталогии Купера около шестидесяти лет.












Марки СССР, 1989 г. Рисунки по сюжетам произведений Ф. Купера

















Взятые вместе пять романов - художественная история американского фронтира, история движения американской нации с востока на запад. В судьбе Натти Бампо воплотилась история завоевания континента и одновременно история укрепления в стране буржуазной цивилизации, история нравственных потерь, которые понесла нация, расширяя свою территорию.

Все пять романов имеют примерно одинаковое сюжетное построение. Охотник Натти Бампо, обитатель самого крайнего рубежа фронтира, на первых страницах каждой книги встречается с кем-либо из переселенцев, волна которых движется на запад (офицеры, авантюристы, торговцы и т. п.). Он совершает чудеса храбрости и героизма, выступая на стороне «положительных» героев, борется с несправедливостью, помогает слабым и обиженным. В финале каждого из романов Бампо покидает привычные места и отправляется дальше на запад, а в следующей книге - история повторяется заново.

В основе сюжета «Зверобоя» - судьба героя, которому здесь чуть за двадцать и который впервые ступает на «тропу войны» с индейцами племени гуронов. В этой смертельно опасной борьбе возникает и крепнет дружба Натти с молодым индейцем из племени могикан Чингачгуком, дружба, которую они оба пронесут через всю жизнь. Ситуация в романе осложняется тем, что белые союзники Зверобоя - «Плавучий» Том Хаттер и Гарри Марч - жестоки и несправедливы по отношению к индейцам и сами провоцируют насилие и кровопролитие. Драматические приключения - засады, сражения, плен, побег - разворачиваются на фоне живописной природы - зеркальной глади Мерцающего озера и его лесистых берегов.

«Последний из могикан» - самый известный роман Купера. Сюжет строится на истории захвата в плен жестоким и коварным вождем Магуа - Хитрой Лисицей дочерей полковника Мунро - Коры и Алисы и попыток маленького отряда во главе с Натти Бампо - Соколиным Глазом освободить пленниц. Вместе с Натти и Чингачгуком в захватывающих дух преследованиях и схватках участвует юный индейский воин, сын Чингачгука Ункас. Он - хотя Купер подробно и не развивает эту линию - влюблен в одну из пленниц, Кору, и погибает в последнем бою, тщетно пытаясь ее спасти. Глубоко трогательной сценой похорон Ункаса - последнего из могикан и Коры завершается роман. Соколиный Глаз и Чингачгук отправляются в дальнейшие странствия.

В «Следопыте» изображены сцены англо-французской войны 1750-1760 гг. В этой войне и англичане и французы подкупом или обманом привлекали на свою сторону индейские племена. Бампо со своим метким карабином и Чингачгук участвуют в сражениях на озере Онтарио и в очередной раз помогают своим товарищам одержать победу. Однако Натти, а вместе с ним автор резко осуждают развязанную колонизаторами войну, ведущую к бессмысленной гибели как белых, так и индейцев. Значительное место в романе занимает история любви Бампо к Мэйбл Дунхэм. Ценя мужество и благородство разведчика, девушка, однако, отдает предпочтение более близкому ей по возрасту и характеру Джасперу. Бампо великодушно отказывается от брака (хотя Мэйбл была готова сдержать обещание, данное погибшему отцу, и выйти замуж за Следопыта) и уходит дальше на Запад.

«Пионеры» - наиболее проблемный роман пенталогии. Кожаному Чулку здесь уже под семьдесят, но глаз не утратил зоркости, а рука - твердости. Однако одинокая старость его печальна. Старый друг Чингачгук - Великий Змей по-прежнему рядом, но мудрый вождь и могучий воин превратился в дряхлого, спившегося старика - индейца Джона. Натти и Чингачгук - чужие в поселке колонистов, где постепенно устанавливаются законы и порядки «цивилизованного» общества. В центре романа - конфликт между естественными законами природы и человеческого сердца и надуманными и несправедливыми общественными порядками. В конце книги Чингачгук умирает, а Бампо, вновь устроив счастье молодой пары - Оливера Эффингема и Элизабет Темпл, отказывается от благ обеспеченной старости и вновь скрывается в лесной чаще.

В «Прерии» Натти Бампо уже восемьдесят пять. Он не охотник, а траппер, зверолов. В самом начале книги Купер объясняет, что из его любимых лесов Кожаного Чулка прогнал стук топора и он вынужден искать прибежища на голой равнине, протянувшейся до Скалистых гор. Своим новым молодым друзьям Натти помогает теперь не метким выстрелом, а огромным жизненным опытом, умением спастись от стихийного бедствия и вести разговор с грозным индейским вождем. Опасность грозит Бампо и его друзьям как со стороны индейцев племени сиу, так и со стороны семейства белых переселенцев Бушей. Все многочисленные повороты авантюрного сюжета завершаются благополучно - двойной свадьбой. Расставшись со своими друзьями, Натти последний год жизни проводит среди индейцев племени пауни, молодой вождь которого - Твердое Сердце отчасти заменяет ему погибшего могиканина Ункаса. Финал романа - торжественная и проникновенная сцена последних часов Кожаного Чулка и его смерти.

Образ Натти Бампо - высшее достижение Купера, Это глубоко национальный характер, порожденный специфическими условиями американской истории, и в то же время - один из «вечных спутников человечества», увлекающий своим примером одно за другим поколения читателей в разных странах. Яркую характеристику дал этому литературному герою В. Г. Белинский: «Человек с глубокою натурою и мощным духом, добровольно отказавшийся от удобств и приманок цивилизованной жизни для широкого раздолья величавой природы, для возвышенной беседы с Богом в торжественном безмолвии его великого творения... человек, возмужавший под открытым небом, в вечной борьбе с опасностями... человек с железными мышцами и стальными мускулами в сухощавом теле, с голубиным сердцем в львиной груди».

В соответствии с руссоистскими представлениями Купер объясняет высокие нравственные качества своего любимого персонажа жизнью в общении с природой и отсутствием развращающего влияния цивилизации. В «Зверобое» он называет Бампо «чудесным образцом того, чем могут сделать юношу естественная доброта и отсутствие дурных примеров и соблазнов». В «Следопыте» писатель сравнивает своего героя с «Адамом до грехопадения», именует его «человеком превосходных душевных качеств», «мудрецом с отдаленной окраины», отмечает его «неподкупное, безошибочное чувство справедливости», подчеркивает, что «верность его была нерушима, как скала». Натти абсолютно бескорыстен и не способен на бесчестный поступок.

Кожаный Чулок не представляет себе жизни вне природы, без ощущения своего единства с окружающими его лесами, небом, водой. «Истинный храм - это лес»,- говорит он. Лес равняет людей, уничтожая, пусть даже только на время, искусственные преграды, воздвигнутые между ними цивилизацией. Велика школа природы, считает Натти, намного полезнее и важнее надуманной книжной учености горожан. Неловкий и растерянный на улицах поселений белых колонистов, Бампо преображается, оказавшись в своей стихии.

Жизнь на крайнем рубеже фронтира привлекает Натти также своей свободой и независимостью. Свободу он понимает просто: это право вольно бродить по его родным лесам. Регламентация законом жизни человека кажется Бампо несправедливой и греховной. В «Пионерах» Натти заявляет судье Темплу, пытающемуся доказать необходимость свода законов и правил цивилизации: «Я бродил по этим горам, когда вы были еще младенцем на руках у матери. И я знаю, что у меня есть право бродить по этой земле до конца жизни».

Сложность и драматизм судьбы Натти Бампо в том, что ему выпала исторически обусловленная двойственная роль. Спасаясь от стука топора, возвещающего о наступлении нового уклада жизни, отступая все дальше на запад, Кожаный Чулок невольно прокладывает путь той самой холодной и враждебной цивилизации, которая губит его мир. Есть горькая и трагическая ирония в том, что мужественный и бескорыстный пионер становится проводником лавочника, лесоруба, шерифа и т. п.

Ключевой сценой всей пенталогии в этом плане является сцена суда над Кожаным Чулком в романе «Пионеры». Когда-то Натти Бампо, старожил этих мест, встретил здесь Мармадьюка Темпла, накормил его, дал ему кров, уступил свою медвежью шкуру, чтобы устроить постель. Прошли годы, и вот состарившийся охотник со своим другом индейцем Джоном - два печальных обломка прошлого в «цивилизованном» поселке Темплтон. Враги Бампо - Хайрем Дулитл и шериф Ричард Джонс вообразили, что старик тайком добывает серебро на земле, принадлежащей «хозяину» поселка Мармадьюку Темплу. Используя только что введенный «закон» о сроках охоты, они пытаются проникнуть в хижину Бампо. Оберегая доверенную ему чужую тайну, Кожаный Чулок дает отпор наглому вторжению. Бампо привлекают к суду за «сопротивление властям». Судья Темпл, человек по натуре гуманный и искренне благодарный за спасение своей дочери Элизабет от смерти в когтях пантеры, все же вынужден, следуя законам «цивилизованного общества», приговорить Бампо к тюремному заключению, крупному штрафу и сидению в колодках у позорного столба. Законы цивилизации и нормы человечности оказываются несовместимыми.

Очень показателен и эпизод, открывающий роман «Прерия». Натти встречает караван переселенцев Бушей, не могущих найти ни воды, ни пищи для скота, ни ночлега. Бампо проводит их к месту, где в тени высоких тополей журчит ручей. Тут же в ход идут топоры, деревья падают наземь, «как если бы здесь пронесся ураган». Наутро отряд отправляется дальше, а Натти с горечью смотрит на произведенное опустошение, на ненужные, брошенные бревна, еще вчера бывшие гордыми красавцами-тополями.

Таким образом, в пенталогии художественно зафиксирована трагедия американского пионерства, ставшая результатом разлада между благородными целями первопроходцев и территориальной экспансией в условиях капитализма.

Воплощением свободной жизни и близости к природе служит в пенталогии жизнь индейцев. Рисуя ее, Купер не стремился к реалистическому изображению. Его целью было нарисовать, как он говорил, «прекрасный идеал», противостоящий стяжательству и жестокости буржуазного мира. Быт и обычаи индейцев расцвечены яркими красками, в них подчеркнуты необычные, экзотические черты, речь индейцев изобилует цветистыми метафорами и сравнениями.

Одной из важнейших сквозных тем всей пенталогии является трагическая судьба американских индейцев, гибнущих под безжалостным напором цивилизации белых захватчиков. «Поход» американской нации на запад сопровождался бесчеловечным истреблением «краснокожих», объявленных, по сути дела, вне закона. В «Зверобое» Купер рисует образы двух фронтирсменов Гарри Марча и Тома Хаттера. Первый из них с гордостью заявляет, что «убийство дикаря - подвиг», и утверждает, что краснокожие отличаются от зверей только хитростью. Второй, прознав, что в лагере индейцев остались только женщины и дети, уговаривает Марча напасть на беззащитный лагерь, чтобы раздобыть там скальпы, за которые администрация колоний выплачивает премии. Ни Хаттера, ни его напарника не смущает бесчеловечность задуманного: убийство индейцев они считают не менее достойным способом зарабатывать деньги, чем охоту.

С огромным уважением и симпатией писатель рисует образы Чингачгука, Ункаса, Твердого Сердца. Их отличают мужество, воинская доблесть, честность и верность слову, презрение к пыткам и даже самой смерти. Правда, писатель подразделяет индейские племена на «хорошие» (делавары, пауни) и «плохие» (гуроны, сиу и др.). Это связано с участием этих племен либо на стороне англичан, либо на стороне французов в длительных англо-французских военных столкновениях в XVIII в. Показательно, что даже предводители враждебных индейских племен, главные враги Кожаного Чулка и его друзей - Расщепленный Дуб («Зверобой»), Магуа («Последний из могикан»), Разящая Стрела («Следопыт»), Матори («Прерия») - изображены Купером не одной черной краской. Наряду со свирепостью и коварством эти герои наделены незаурядным умом, отвагой, энергией. Например, даже в Магуа подчеркиваются не только «злобные и свирепые черты», «фантастический взгляд василиска», но и его сила, храбрость, ораторский талант. В поражении и гибели этих персонажей есть свое мрачное, трагическое величие.

Прямым осуждением экспансии белых завоевателей звучат многие сцены в романах «Последний из могикан», «Пионеры». В первом из них Кожаный Чулок говорит: «Вы видите перед собой великого вождя, мудрого могиканина. Когда-то его предки могли преследовать оленя на огромном расстоянии. А что же достанется его потомкам?» Окончательный ответ на этот вопрос автор дает в «Пионерах», где обнищавшие и обездоленные Чингачгук и Кожаный Чулок оказываются бесправными и бесприютными. Но виной тому не груз лет. Это белые принесли с собой старость, считает Чингачгук. Ром - вот их томагавк.

Уничтожая мир индейцев, капиталистическая экспансия разрушает и мир природы. В XVIII в. переселенцам казалось, что перед ними нескончаемый простор лесов, неиссякаемый запас природных богатств, из которого можно черпать без оглядки. Фронтирсмены обращаются с природой с бездумным варварством, сводя под корень и сжигая лес, грабительски истощая почву уничтожая зверя и птицу. Один из центральных эпизодов «Пионеров» - сцена истребления голубиных стай. Этой отвратительной вакханалии убийств противостоит только Кожаный Чулок с его принципом «пользуйтесь, но не истребляйте». Но его укор «большой грех убивать зря больше того, что ты в состоянии съесть» не может остановить то, что даже судья Темпл вынужден в конце концов назвать «бессмысленным уничтожением» и «бойней».

Велика роль писателя как первооткрывателя важнейших тем литературы США. Мотив «ухода» от буржуазной цивилизации, воплощенный в судьбе Натти Бампо, станет ключевым в американском романтизме, повторившись в истории жизни Г. Торо на озере Уолден, в стремлении героев Г. Мелвилла уйти в просторы океана, в полете фантазии Э. По. Его подхватят писатели последующих литературных направлений и эпох. О бегстве на «индейскую территорию» будет мечтать Гекльберри Финн в «Приключениях Гекльберри Финна» М. Твена; на Аляску - не за золотом, за настоящей жизнью - отправятся мужественные герои Д. Лондона; хижина на опушке леса где-то далеко на западе привидится «ловцу во ржи» - Холдену Колфилду, герою романа Д. Д. Сэлинджера. Индейскую тематику разовьет в «Песни о Гайавате» Г. У. Лонгфелло. Дружба Натти и Чингачгука станет прообразом основанных на равенстве и взаимном уважении союзов людей разных цветов кожи у Мелвилла (Измаил и Квикег в «Моби Дике»), у Твена (Гек Финн и негр Джим), у многих прогрессивных писателей XX экологическая проблематика, вопросы защиты природы от неразумного вмешательства человека, впервые намеченные именно Купером, также были широко подхвачены литературой США XX столетия. 


Просмотр содержимого документа
«РМ - высказывания»

Высказывания, цитаты и афоризмы


    • В истинном таланте нет ничего исключительного. Он ниспослан природой и апеллирует к ней же.

    • Безделье — не отдых.

    • Праздный человек — точно часы без стрелок.

    • Чем проще человек выражается, тем легче его понимают.

    • Язык не всегда в силах выразить то, что видит глаз.

    • Пуля, просвистевшая на дюйм от цели, так же бесполезна, как та, что не вылетала из дула.

    • Самая редкая вещь, какую только можно найти на земле, — это по-настоящему справедливый человек.

    • Сила всегда права.

    • Страх делает умных глупцами и сильных слабыми.

    • Книги, подобно оружию, обладают силой, чтобы спасти или разрушить.

    • ...Легче обойти коварство разумом, чем одолеть безрассудством.

    • Любовь — нежное растение и не живет долго, если его орошают слезами.

    • Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри.

    • ...Счастливые считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами.

    • Действующий писатель, чтобы поддерживать свою репутацию, должен или возделывать новое поле, или собирать более богатый урожай со старого.

    • Нет вернее способа ободрить врага, как показать, что его боишься.

    • Осмотрительность так же подобает воину, как и храбрость.

    • Плох тот советник, который сам не слушает чужих советов.

    • ...Улыбка, появляющаяся на лице без всякого повода, или не в меру медоточивые речи — вернейшие доказательства лицемерия.



Просмотр содержимого документа
«РМ - задание»

1 группа: Д.Ф.Купер. Основные этапы творческой биографии.

Прием « Мудрые совы»

Самостоятельно проработайте содержание текста учебника, раздаточного материала и заполните рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.

Задания:

  • Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

  • Что не ждали? Выберите из текста информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

  • Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль несколькими ключевыми фразами.

  • Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

  • Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного материала такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

  • Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.




2 группа: Купер — создатель американского исторического романа.

Прием « Мудрые совы»

Самостоятельно проработайте содержание текста учебника, раздаточного материала и заполните рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.

Задания:

  • Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

  • Что не ждали? Выберите из текста информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

  • Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль несколькими ключевыми фразами.

  • Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

  • Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного материала такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

  • Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

3 группа: Творческая история пенталогии о Кожаном Чулке. Образ американского пионера Натти Бампо - высшее достижение Купера.

Прием « Мудрые совы»

Самостоятельно проработайте содержание текста учебника, раздаточного материала и заполните рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.

Задания:

  • Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

  • Что не ждали? Выберите из текста информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

  • Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль несколькими ключевыми фразами.

  • Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

  • Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного материала такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

  • Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.


4 группа: Купер - выдающийся мастер слова. Новаторство писателя в американ-ской литературе романтизма (в области содержания и формы)


Прием « Мудрые совы»

Самостоятельно проработайте содержание текста учебника, раздаточного материала и заполните рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.

Задания:

  • Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

  • Что не ждали? Выберите из текста информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

  • Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль несколькими ключевыми фразами.

  • Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

  • Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного материала такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

  • Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Тест»

Тест по теме «Д.Ф.Купер – мастер романа фронда. Романы о Кожаном Чулке».


  1. Фенимор…

  2.  второе имя

  3.  вторая фамилия

  4.  прозвище

  5. Буйный нрав 16-летнего Джеймса его отец попытался укротить,

  6.  угрозой лишения наследства

  7.  определив матросом на торговый корабль

  8.  отправив путешествовать в Европу

  9. Первую книгу Купер написал

  10.  претворив мечту о литературной деятельности

  11.  на спор

  12.  из-за тяжелого материального положения

  13. В ожидании торжественного обеда по случаю свадьбы Купер и его невеста

  14.  отправились охотиться на уток

  15.  играли в шахматы

  16.  сочиняли стихотворение

  17. Знакомство с каким политическим деятелем Америки вдохновило Купера написать роман «Шпион»?

  18.  Первым председателем Верховного суда Дж. Джеем

  19.  Министром финансов А. Гамильтоном

  20.  Президентом Дж. Адамсом

  21. Какой роман пенталогии о Кожаном Чулке Купер написал первым?

  22.  Пионеры

  23.  Прерия

  24.  Последний из могикан

  25. Расположить пенталогию в хронологическом повествовательном порядке

  26.  Зверобой, Последний из могикан, Следопыт, Пионеры, Прерия

  27.  Зверобой, Следопыт, Последний из могикан, Пионеры, Прерия

  28.  Следопыт, Зверобой, Последний из могикан, Прерия, Пионеры

  29. Любимый Чинганчгук советских детей

  30.  Клод Ван Дамм

  31.  Гойко Митич

  32.  Сильвестр Сталоне

  33. Купер считается родоначальником жанра

  34.  американского исторического романа

  35.  романов про индейцев

  36.  морского романа

  37. Действие романа «Браво» происходит

  38.  в Техасе

  39.  в Мадриде

  40.  в Венеции

  41. Темой романа «Мерседес из Кастильи» стало

  42.  Путешествие Колумба в Новый Свет

  43.  Реконкиста

  44.  Изгнание из Испании евреев

  45. Трилогия «Сатанстоу», «Землемер», «Краснокржие» посвящена

  46.  истории штата Нью-Йорк

  47.  современным автору американским реалиям

  48.  защите земельной ренты

  1. http://chtooznachaet.ru/tests/test-tvorchestvo-dzhejmsa-fenimora-kupera

  1. Фенимор…

  1.  второе имя

  2.  вторая фамилия

  3.  прозвище

  1. Буйный нрав 16-летнего Джеймса его отец попытался укротить,

  1.  угрозой лишения наследства

  2.  определив матросом на торговый корабль

  3.  отправив путешествовать в Европу

  1. Первую книгу Купер написал

  1.  претворив мечту о литературной деятельности

  2.  на спор

  3.  из-за тяжелого материального положения

  1. В ожидании торжественного обеда по случаю свадьбы Купер и его невеста

  1.  отправились охотиться на уток

  2.  играли в шахматы

  3.  сочиняли стихотворение

  1. Знакомство с каким политическим деятелем Америки вдохновило Купера написать роман «Шпион»?

  1.  Первым председателем Верховного суда Дж. Джеем

  2.  Министром финансов А. Гамильтоном

  3.  Президентом Дж. Адамсом

  1. Какой роман пенталогии о Кожаном Чулке Купер написал первым?

  1.  Пионеры

  2.  Прерия

  3.  Последний из могикан

  1. Расположить пенталогию в хронологическом повествовательном порядке

  1.  Зверобой, Последний из могикан, Следопыт, Пионеры, Прерия

  2.  Зверобой, Следопыт, Последний из могикан, Пионеры, Прерия

  3.  Следопыт, Зверобой, Последний из могикан, Прерия, Пионеры

  1. Любимый Чинганчгук советских детей

  1.  Клод Ван Дамм

  2.  Гойко Митич

  3.  Сильвестр Сталоне

  1. Купер считается родоначальником жанра

  1.  американского исторического романа

  2.  романов про индейцев

  3.  морского романа

  1. Действие романа «Браво» происходит

  1.  в Техасе

  2.  в Мадриде

  3.  в Венеции

  1. Темой романа «Мерседес из Кастильи» стало

  1.  Путешествие Колумба в Новый Свет

  2.  Реконкиста

  3.  Изгнание из Испании евреев

  1. Трилогия «Сатанстоу», «Землемер», «Краснокржие» посвящена

  1.  истории штата Нью-Йорк

  2.  современным автору американским реалиям

  3.  защите земельной ренты

Просмотр содержимого презентации
«Ф.Купер»

Джеймс Фенимор Купер   Подготовила  Ковальчук Т.В.

Джеймс Фенимор Купер Подготовила Ковальчук Т.В.

КУПЕР, ДЖЕЙМС ФЕНИМОР (Cooper, James Fenimore)  (1789–1851), американский писатель, историк,  критик общественного устройства. Родился 15 сентября 1789 в Берлингтоне (шт. Нью-Джерси). Детство провел в приграничном Куперстауне, основанном его отцом, судьёй Уильямом Купером.

КУПЕР, ДЖЕЙМС ФЕНИМОР (Cooper, James Fenimore)

(1789–1851), американский писатель, историк,

критик общественного устройства. Родился 15 сентября 1789 в Берлингтоне (шт. Нью-Джерси). Детство провел в приграничном Куперстауне, основанном его отцом, судьёй Уильямом Купером.

Джеймс Фенимор Купер в молодости

Джеймс Фенимор Купер в молодости

В 1811 году Купер женился на француженке Делане, происходившей из семьи, симпатизировавшей Англии в эпоху войны за независимость; её влиянием объясняются те сравнительно мягкие отзывы об англичанах и английском правительстве, которые встречаются в ранних романах Купера.

В 1811 году Купер женился на француженке Делане, происходившей из семьи, симпатизировавшей Англии в эпоху войны за независимость; её влиянием объясняются те сравнительно мягкие отзывы

об англичанах и английском правительстве, которые встречаются в ранних романах Купера.

Жена писателя Сюзан Аугуста  с сыном Полем

Жена писателя Сюзан Аугуста

с сыном Полем

Случай сделал его писателем.   Читая однажды вслух жене какой-то роман,  Купер заметил, что не трудно написать лучше.  Жена поймала его на слове: чтобы не показаться хвастуном, он в несколько недель сочинил для дочерей свой  первый роман «Предосторожность»  («Precaution»; 1820).

Случай сделал его писателем.

Читая однажды вслух жене какой-то роман,

Купер заметил, что не трудно написать лучше.

Жена поймала его на слове: чтобы не показаться хвастуном, он в несколько недель сочинил для дочерей свой

первый роман «Предосторожность»

(«Precaution»; 1820).

Дети писателя: Каролина–Марта, Сюзанн, Пол,  Анна-Шарлотта, Мария-Франсес

Дети писателя: Каролина–Марта, Сюзанн, Пол, Анна-Шарлотта, Мария-Франсес

Открыв в себе дар рассказчика, написал роман Шпион ( The Spy , 1821), основанный на местных преданиях. Роман получил международное признание, и Купер перебрался с семьей в Нью-Йорк, где вскоре сделался видной литературной фигурой и лидером писателей, ратовавших за национальное своеобразие американской литературы.

Открыв в себе дар рассказчика,

написал роман Шпион ( The Spy , 1821), основанный на местных преданиях. Роман получил международное признание,

и Купер перебрался с семьей в Нью-Йорк, где вскоре сделался видной литературной фигурой

и лидером писателей,

ратовавших за национальное своеобразие американской литературы.

На русском языке «Шпион» впервые был опубликован  в 1825 году в переводе с французского.  Книга рассказывает  об одном из драматических моментов войны за независимость, которую вели американские колонии против Англии  в 1775-1783 годах.

На русском языке «Шпион» впервые был опубликован

в 1825 году в переводе с французского.

Книга рассказывает

об одном из драматических моментов войны за независимость, которую вели американские колонии против Англии

в 1775-1783 годах.

Роман Лоцман ( The Pilot , 1823),  с его незабываемым героем, верзилой Томом Коффином, был первым из многочисленных произведений Купера  о приключениях на море. Вышедшая позже История американского флота ( History of the Navy of the United States , 1839) свидетельствовала о прекрасном владении материалом и влюбленности в мореходство.

Роман Лоцман ( The Pilot , 1823),

с его незабываемым героем, верзилой Томом Коффином, был первым из многочисленных произведений Купера

о приключениях на море. Вышедшая позже История американского флота ( History of the Navy of the United States , 1839) свидетельствовала о прекрасном владении материалом и влюбленности в мореходство.

«Лоцман» сделал Купера родоначальником  морского романа.  Никому до Купера не удавалось превратить морскую стихию  в полноправное действующее лицо, бросающее вызов человеческой отваге. События разворачиваются у берегов Англии, воюющей за свои американские колонии.

«Лоцман» сделал Купера родоначальником

морского романа.

Никому до Купера не удавалось превратить морскую стихию

в полноправное действующее лицо, бросающее вызов человеческой отваге. События разворачиваются у берегов Англии, воюющей за свои американские колонии.

Наиболее популярные романы Купера Зверобой ( Deerslayer , 1841),  Последний из могикан   ( The Last of the Mohicans , 1826), Следопыт ( The Pathfinder , 1840), Пионеры (1823) и  Прерия ( Тhe Prairie , 1827),  образующие эпопею о Кожаном Чулке, повествуют о неудержимом бегстве охотника и следопыта Натти Бампо от надвигающейся колонизации.

Наиболее популярные романы Купера Зверобой ( Deerslayer , 1841),

Последний из могикан

( The Last of the Mohicans , 1826), Следопыт ( The Pathfinder , 1840), Пионеры (1823) и

Прерия ( Тhe Prairie , 1827),

образующие эпопею о Кожаном Чулке, повествуют о неудержимом бегстве охотника и следопыта Натти Бампо от надвигающейся колонизации.

«Зверобой,  или Первая тропа войны»  Роман «Зверобой» - первая книга пенталогии, посвящённой приключениям охотника Натаниэля Бампо. В этом романе Купер обращается к юности героя. Жизнь Зверобоя неотделима от жизни окружающих его лесов, рек, озёр, от романтического мира индейских легенд. Здесь завязывается дружба Натти Бампо с отважным могиканом Чингачгуком.  Действие в романе происходит в сороковые годы 18 века.

«Зверобой, или Первая тропа войны»

Роман «Зверобой» - первая книга пенталогии, посвящённой приключениям охотника Натаниэля Бампо. В этом романе Купер обращается к юности героя. Жизнь Зверобоя неотделима от жизни окружающих его лесов, рек, озёр, от романтического мира индейских легенд. Здесь завязывается дружба Натти Бампо с отважным могиканом Чингачгуком.

Действие в романе происходит в сороковые годы 18 века.

Один из наиболее популярных романов Фенимора Купера о борьбе и гибели индейцев Северной Америки под натиском буржуазной «цивилизации»

Один из наиболее популярных романов Фенимора Купера о борьбе и гибели индейцев Северной Америки под натиском буржуазной «цивилизации»

Книгу можно не только почитать, но и послушать

Книгу можно не только почитать, но и послушать

«Следопыт, или На берегах Онтарио» «Следопыт» - третий из цикла пяти романов, принесших Куперу мировую известность, объединяемых общим героем Натти Бампо.  В романе показывается трагическая судьба индейского народа.

«Следопыт, или На берегах Онтарио»

«Следопыт» - третий из цикла пяти романов, принесших Куперу мировую известность, объединяемых общим героем Натти Бампо.

В романе показывается трагическая судьба индейского народа.

«Пионеры, или У истоков Саскуиханны»  «Пионеры» - четвёртая часть пенталогии о Кожаном Чулке (Натти Бампо) рисует трагическую судьбу индейского народа в Америке.

«Пионеры, или У истоков Саскуиханны»

«Пионеры» - четвёртая часть пенталогии о Кожаном Чулке (Натти Бампо) рисует трагическую судьбу индейского народа в Америке.

«Прерия» Роман Фенимора Купера «Прерия» - пятая, заключительня книга, посвящённая приключениям охотника Натаниэля Бампо. Роман, заключающий историю Кожаного Чулка, подводит итоги не только жизни героя, но и всей эпохи колонизации Америки.

«Прерия»

Роман Фенимора Купера «Прерия» - пятая, заключительня книга, посвящённая приключениям охотника Натаниэля Бампо. Роман, заключающий историю Кожаного Чулка, подводит итоги не только жизни героя, но и всей эпохи колонизации Америки.

Рисунки по произведениям Купера Марки, выпущенные в СССР в 1989 году

Рисунки по произведениям Купера

Марки,

выпущенные в СССР в 1989 году

На берегах Великих озёр

На берегах Великих озёр

прерия

прерия

Через бескрайние просторы прерий к Скалистым горам

Через бескрайние просторы прерий к Скалистым горам

Мастерство рассказа, яркость описаний природы, от которых веет первобытной свежестью девственных лесов Америки, рельефность в изображении характеров, которые стоят перед читателем, как живые — таковы достоинства Купера как романиста .

Мастерство рассказа,

яркость описаний природы,

от которых веет первобытной свежестью девственных

лесов Америки,

рельефность в изображении характеров, которые стоят перед читателем, как живые — таковы достоинства Купера

как романиста .

Последние двенадцать лет жизни, самые зрелые и плодотворные в его творчестве, писатель провел в Куперстауне. Семнадцать объемных литературных произведений, написанных им за это время, посвящены трем интересующим его темам: морю, границе и общественной критике.

Последние двенадцать лет жизни, самые зрелые и плодотворные в его творчестве,

писатель провел в Куперстауне. Семнадцать объемных литературных произведений, написанных им за это время, посвящены трем интересующим его темам: морю, границе и общественной критике.

Проблемы,  которые волновали Купера, до сих пор  не потеряли своей остроты.  Писатель угадал противоречивость отношений  между обществом и личностью,  между природой и цивилизацией,  между законом и естественным правом.

Проблемы,

которые волновали Купера, до сих пор

не потеряли своей остроты.

Писатель угадал противоречивость отношений

между обществом и личностью,

между природой и цивилизацией,

между законом и естественным правом.

Умер Купер 14 сентября1851 года Памятник поставлен на том месте, где когда то стоял дом писателя в Куперстауне

Умер Купер

14 сентября1851 года

Памятник поставлен на том месте, где когда то стоял

дом писателя

в Куперстауне

Основные даты  жизни и творчества Джеймса Фенимора Купера  можно узнать из книги Сергея Иванько  «Фенимор Купер»  Серия: ЖЗЛ,  Москва,  «Молодая гвардия»,  1990

Основные даты

жизни и творчества

Джеймса Фенимора Купера

можно узнать из книги Сергея Иванько

«Фенимор Купер»

Серия: ЖЗЛ,

Москва,

«Молодая гвардия»,

1990


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!